В.В. ВАРАВА, кандидат философских
наук, преподаватель ВГУ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Ситуация, возникшая в сфере
отечественного образования, внушает
серьезные опасения за будущее России.
Мировоззренческая пустота, искажение
исторического прошлого, разрушение
духовных ценностей - все это крайне
отрицательно сказывается на общем
состоянии российской системы
образования. Именно в нынешний момент
особую актуальность приобретает факт
обращения к нашему духовному наследию,
в частности к традициям русской
религиозной философии.
И несмотря на хаос и мрак,
царящий в различных областях жизни, в
российском обществе наблюдается
значительное возрастание интереса к
духовной и интеллектуальной истории
отечества. И это не праздное
любопытство, и не простое желание
расширить горизонт своих знаний за
счет ранее неизвестного. Такая
ситуация вполне объективна. Ведь
нельзя долго питаться культурными
суррогатами, преподносимыми часто в
красивой упаковке «цивилизованных»
норм и стандартов. Без подлинного
постижения и осмысления основ
духовной традиции никакое возрождение
государства, в том числе и
экономическое, невозможно. Только
вдумчивое прочтение основополагающих
начал русского бытия, постижение
истоков русского мировоззрения
поможет скорейшему преодолению
кризиса, в котором пребывает сегодня
Россия.
Прошло более десяти лет с
того момента, как русская религиозная
мысль возвратилась в лоно
отечественной культуры: опубликовано
практически все философское наследие,
его теоретическое усвоение состоялось.
Пришло время введения русской
религиозной философии в
адаптированном для старшеклассников
виде в школьный учебный процесс. Это
необходимо для полноценного
образования, базирующегося на духовно-национальных
основах.
Во-первых, в русской
религиозной философии отражены
ценности русской культуры.
Поскольку Россия является одной из
центральных тем исканий русских
религиозных мыслителей, у них мы можем
обнаружить целостную систему
национальных ценностей. Это дает
возможность использовать эту систему
в педагогическом процессе для
формирования национального
самосознания учащихся.
Во-вторых, сама русская
религиозная философия является
ценностью русской культуры.
Центральные темы русской философии
совпадают с центральными темами
русской жизни. «Русская философия
равно выразила себя и в подвижническом
подвиге монаха, - пишет А. Корольков, -
смотрящегося в Лик Христа, и в органике
семейного крестьянского быта,
сочетающего труд, молитву, любовь, и в
писательском поиске и отражении
человеческих борений с путами зла,
сатанизма, звероподобия».
Также важно ознакомление
учащихся с русской религиозной
философией для формирования
мировоззренчески полноценной
личности, способной адекватно
ориентироваться в современной сложной
в духовном плане ситуации.
Человек, хотя бы
соприкоснувшийся с глубиной и
серьезностью религиозных исканий Ф.М.
Достоевского, В.В. Розанова, В.С.
Соловьева, С.А. Франка, о. С.
Булгакова, В.Ф. Эрна, И.А. Ильина, А.Ф.
Лосева, вряд ли окажется плененным
одной из многочисленных сегодняшних
сектантских идеологий, спекулирующих
на мировоззренческой скудости,
интеллектуальной ограниченности,
духовной неразвитости своих адептов. В
этом смысле знакомство с русской
религиозной философией может стать
заслоном на пути сектантской
экспансии.
На основании сказанного
выше был разработан данный учебный
курс «РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ».
Очевидно, что курс не может быть «прибавкой»
ни к истории, ни к литературе. Он должен
быть самостоятельной дисциплиной, но
естественно взаимодействуя с
вышеуказанными предметами в едином
процессе формирования ценностей
отечественной культуры.
Структура курса включает в
себя следующие аспекты: историю
русской религиозной философии,
центральные идеи русской религиозной
философии, характеристику места и роли
русской религиозной философии в
отечественной культуре, перспективы
дальнейшего развития русской
религиозной философии, значение
русской религиозной философии для
формирования целостной и
мировоззренчески полноценной
личности.
Учебно-тематический план (38
часов)
Тема / Кол-во часов
Тема 1. Введение
1. Русская религиозная философия
как явление русской
культуры. 2
2. Религия и философия. 2
3. Главные идеи русской религиозной
философии. 2
Тема 2. От Иоанна Экзарха до
Григория Сковороды
1. Философская мысль Киевской Руси. 2
2. Философская мысль Московской
Руси. 2
3. Славяно-греко-латинская академия.
2
Тема 3. От Григория Сковороды до
Владимира Соловьева
1. Григорий Сковорода. 2
2. Философия славянофилов. 2
3. Философия и литература. 4
4. Николай Федоров. 2
5. Владимир Соловьев. 2
Тема 4. Религиозно-философский
ренессанс
1. Умонастроения Серебряного века. 2
2. Главные представители и идеи
религиозно-
философского возрождения. 6
Тема 5. Судьба русской религиозной
философии после 1922 года
1. Русская философия в эмиграции. 2
2. Советский период в развитии
философии. 2
3. Значение русской религиозной
философии. 2
Программа
Тема 1. Введение
1. Русская религиозная
философия как явление русской
культуры.
Духовно-нравственное
состояние России в
посткоммунистический период.
Специфика отечественного любомудрия.
Между Западом и Востоком.
Идеологические искажения
истории русской религиозной философии.
Значимость философской мысли для
постижения целостного облика культуры.
2. Религия и философия.
Что такое философия? Статус
философии: служанка богословия или
сотрудница религии? Истина и догмат.
Вера и разум. Патристика и схоластика.
Философия мистического опыта.
Многообразие форм взаимодействия
религии и философии.
3. Главные идеи русской
религиозной философии.
Значение Православия в
формировании русской религиозной
философии. Проблема начала.
Периодизация русской религиозной
философии. «Умозрение в красках».
Неустранимость религиозного элемента.
Значимость нравственной проблематики.
Соборность. Всеединство. Смысл жизни.
Преодоление смерти. Теургия. Развитие
христианского мировоззрения.
Тема 2. От Иоанна Экзарха до
Григория Сковороды
1. Философская мысль
Киевской Руси.
Христианство как важнейший
источник формирования отечественной
философии. Значение св. Константина-Кирилла
Философа. Определение философии у св.
Иоанна Дамаскина. Основные идеи митр.
Иллариона, Климента Смолятича, преп.
Феодосия Печерского, Кирилла
Туровского, Владимира Мономаха,
Даниила Заточника.
Философия как практическое,
жизнеустроительное дело, духовное
наставничество.
2. Философская мысль
Московской Руси.
Влияние исихазма на русскую
культуру: преп. Сергий Радонежский,
преп. Нил Сорский, преп. Андрей Рублев,
Епифаний Премудрый. «Добротолюбие» -
энциклопедия патрологического
любомудрия. Феномен старчества.
Иосифляне и нестяжатели. Концепция «Москва
- третий Рим». Преп. Максим Грек.
3. Славяно-греко-латинская
академия.
Деятельность братьев
Лихудов. Место философии в учебном
деле академии. Преобразование в
Московскую духовную академию.
Митрополит Платон (Левшин) и школа
ученого монашества. Неоднозначное
восприятие и оценка славяно-греко-латинской
академии Петром I.
Тема 3. От Григория Сковороды
до Владимира Соловьева
1. Григорий Сковорода.
Умонастроения эпохи.
Секуляризм. Духовный мир Г.С.Сковороды.
Добродетельная жизнь и смысл жизни.
Понятие «сродности».
2. Философия славянофилов.
Понятие соборности. Идея
православной культуры. Философия «цельного
духа». Связь с Оптиной Пустынью.
Ориентация на святоотеческую традицию.
Главные представители: А.С.
Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин,
К.К. Леонтьев.
Христианская миссия России.
Критика католицизма и протестантизма.
3. Философия и литература.
Возможность отражения
философских воззрений в
художественной форме. Философские
взгляды А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М.
Достоевского, Л.Н. Толстого.
Постоянные духовные поиски -
особенность русской литературы.
Ф.М. Достоевский - «вершина
национальной философии».
4. Николай Федоров.
Философия «общего дела».
Жизнь, смерть и воскрешение. Учение о «регуляции
природы». Основание русского космизма.
Оценка Н.Федорова с точки
зрения православного богословия.
5. Владимир Соловьев.
Жизнь и судьба В.Соловьева.
Философ, поэт, богослов, человек.
Критика западной философии. Учение о
Софии. Метафизика всеединства. Мысли о
Церкви и России.
Тема 4. Религиозно-философский
ренессанс
1. Умонастроения Серебряного
века.
Религиозно-философские
искания в литературе.
Апокалиптические настроения.
Религиозно-философские собрания и
общества. Взаимоотношения религии и
культуры. Сборник «Вехи».
Богоискательство. «Новое религиозное
сознание». Взаимосвязь социальной и
духовной проблематики.
2. Главные представители и
идеи религиозно-философского
возрождения.
Метафизика пола (В.Розанов, Б.Вышеславцев).
«Афины и Иерусалим» (Л.Шестов).
Всеединство (Л.Карсавин, С.Франк, Н.Лосский).
Персонализм (Н.Бердяев). Философия
культа (о.П.Флоренский). Софиология (о.С.Булгаков,
Е.Трубецкой). «Аксиомы религиозного
опыта» (И.Ильин).
Тема 5. Судьба русской
религиозной философии после 1922 года
1. Философия в эмиграции.
«Философский пароход».
Встреча с Западом. Религиозно-философская
академия (Берлин). Журнал «Путь».
Евразийство. Философия культуры (Г.Федотов).
Построение христианской философии (о.В.Зеньковский).
Неопатристический синтез (о.Г.Флоровский).
2. Советский период в
развитии философии.
Влияние официальной
идеологии. Ненаучность «научного
атеизма» и «диалектического
материализма».
М. Бахтин. Труды о
Достоевском. Концепция «полифонического
диалогизма».
А. Лосев. Драматическая
судьба. Философия имени. Диалектика
мифа.
Место русской религиозной
философии в истории.
Этика: проблемы добра и зла,
должного и сущего, смысла жизни.
Естественнонаучные и
религиозные представления (В.Тростников,
Б.Раушенбах).
3. Значение русской
религиозной философии.
Влияние на западную мысль.
Русская философия и
формирование национального
самосознания. Проблемы русского
менталитета, русского духа, русской
культуры как основные задачи
исследований.
Русская философия и
образование.
Перспективы развития
религиозно-философской мысли в России.
Неопатристическая философия.
Литература
1. Ванчугов В. Очерк истории
философии «самобытно-русской».
М., 1994.
2. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. М.,
1995.
3. Зеньковский В.В. История русской
философии. В 2 т. Л., 1991.
4. Зернов Н. Русское религиозное
возрождение XX века. М., YMCA- PRESS, 1991.
5. Корольков А. Русская духовная
философия. СПб., 1998.
6. Левицкий С.А. Очерки по истории
русской философии. М., 1996.
7. Лосский Н.О. История русской
философии. М., 1991.
8. Очерки истории русской философии. А.И.
Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, Г.Г.
Шпет. Свердловск, 1991.
9. Полторацкий Н.П. Русская религиозная
философия // Вопросы философии. 1992. № 2.
10.Флоровский Г. Пути русского
богословия. Вильнюс, 1994.
11.Хоружий С.С. После перерыва. Пути
русской философии.
СПб, 1994.
|