Т.Г.ЧЕЛОВЕНКО, Е.С.КОНОНОВА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Программа учебного курса "Благотворительность
в истории Русской Православной Церкви"
может быть использована для
факультативных занятий в
общеобразовательных учреждениях
различного типа. Она посвящена
изучению историко-мировоззренческих
оснований благотворительности на Руси
и в России. Данная проблематика несет в
себе глубокий воспитательный
потенциал по формированию этических
смыслов и ценностей старшеклассников,
предполагает знакомство с национально-религиозным
наследием русской культуры,
способствует пробуждению
национального самосознания личности
школьника.
Сделана попытка межпредметного
анализа проблемы благотворительности
на Руси, когда речь идет не только об
историческом ее наполнении, но и
мировоззренческом осмыслении идеи
служения ближнему в русской
религиозной философии, христианской
этике, психологии и т.д.
С проповедью милосердия впервые
выступили религиозные учения, и прежде
всего христианство. В советской морали
милосердие долгое время не находило
своего места и даже отрицалось как
явление, не отвечавшее интересам
классовой и политической борьбы.
Пренебрежение милосердием
отрицательно сказалось на
нравственном здоровье людей и
воспитании детей. Бездуховность,
дефицит сострадания и сочувствия
отразились на благополучии семейных
отношений, участились случаи отказа от
детей, от заботы о престарелых
родителях и т.д. Увеличилось
отчуждение детей от родителей,
молодежи от общества.
Милосердие бескорыстно. Но, в отличие
от милостыни, оно является не просто
актом бескорыстия, а деятельным
участием в судьбе другого человека.
Милосердие предполагает
самоотверженный, добровольный отказ
от своих привилегий, интересов ради
другого человека, служение ему.
Основной метод воспитания
способности к милосердию - личный
пример родителей, взрослых, их
повседневная милосердная
деятельность. Цель данного курса - на
личных примерах благотворительной
деятельности подвижников русской
духовности освятить смыслами
милосердного служения ближнему
жизнедеятельность старшеклассников.
Программа ставит перед собой задачу
показать на примерах истории Русской
Православной Церкви возможность и
стремление жертвенного служения
ближнему независимо от социального
статуса личности: от простых крестьян
и мещан до дворянской знати и
представителей великокняжеской
фамилии. Показать начала, их
объединяющие: видение смыслов
жизнедеятельности в духовном
возрастании собственной личности на
путях деятельной и высоконравственной
любви к ближнему.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН (60 часов)
Тема / Кол-во часов / В т.ч. лек.
/ семин. и лаб.
Введение. Благотворительность как
Христова задача
1. От естественного нравственного
закона к Евангельской этике - духовно-нравственное
восхождение личности. 2 2 -
2. Идея любви и служения ближнему в
Новом Завете. 4 1 3
Раздел I. Личность в системе
этических смыслов и ценностей
1. Проблема самоопределения в смыслах
личной и общечеловеческой жизни. 4 2 2
2. Психология возрождения личности. 4 2
2
Раздел II. Диакония в Древней Церкви
1. Церковная благотворительность в
первые годы христианства. Развитие
социальных учреждений Церкви после
придания христианству статуса
государственной религии. 2 1 1
Раздел III. Благотворительность в
древней истории
Русской Православной Церкви
1. Целостность христианского
мировоззрения: деятельное милосердие
и созерцательное отшельничество. 4 2 2
2. Благотворительность в Киевской
Руси. 2 1 1
3. Благотворительная деятельность
монашества в Московской Руси. 4 4 -
4. Юродство Христа ради как особый
характер социального служения. 3 2 1
5. Кризис целостности духовной жизни.
1 1 -
6. Роль православных братств в
благотворительной и просветительской
деятельности Русской Православной
Церкви Московской Руси. 2 2 -
7. Влияние государственной власти XVIII
в. на благотворительность Русской
Православной Церкви. 4 2 2
Раздел IV. Новые начала
благотворительности в Русской
Православной Церкви XIX в.
1. Духовное возрождение страны в
начале XIX века. Оптина Пустынь. 5 2 3
2. “Нищелюбие” св. Иоанна
Кронштадтского. 1 1 -
3. Благотворительность женских
религиозных общин. 5 3 2
4. Великая княгиня Елизавета
Федоровна: смысл и красота служения. 4 2
2
Раздел V. Благотворительность в
советский период
1. Милосердие как категория советской
этической науки. Благотворительность
послереволюционного периода в
православных братствах. 1 1 -
2. Русская Православная Церковь в
годы Великой Oтечественной войны. 2 2 -
3. Послевоенный “запрет на
милосердие”. 1 1 -
Раздел VI. Церковная
благотворительность в современных
условиях
1. Восстановление организованной
внутрицерковной благотворительности (диакония
в наши дни). Благотворительность и
просветительное направление
деятельности православных братств. 4 1 3
Всего часов 60 35 25
ПРОГРАММА КУРСА
Введение. Благотворительность как
Христова задача.
Естественный нравственный закон -
универсальное начало
общечеловеческой нравственности.
"...Любой народ знает, что
прелюбодеяние, супружеская измена,
убийство и тому подобное есть грех" (св.
Иустин Философ). Святоотеческое
наследие о естественном нравственном
законе как элементарном и
обязательном для всех людей уровне
нравственности (св.Афанасий Великий,
св. Григорий Богослов, св. Василий
Великий, св. Иоанн Златоуст и др.).
Соответствие естественного
нравственного закона десяти заповедям
Ветхого Завета.
Евангельская этика - уровень
нравственного совершенствования,
спасения и обожения человека. Нагорная
проповедь - суть Новозаветного учения
Христа. Новая заповедь, данная Христом:"Заповедь
новую даю вам, да любите друг друга; как
Я возлюбил вас, так и вы да любите друг
друга"(Ин. 13;34). Христианская любовь (Лк.
6,27-31; 1 Кор. 13, 4-7; Гал. 6,2). Смысл служения
Христа.
Связь благотворительности с
Царствием Божиим, с миссией апостолов:
"Созвав же двенадцать, дал им силу и
власть над всеми бесами, и врачевать от
болезней. И послал их проповедовать
Царствие Божие и исцелять больных" (Лк.
9; 1-2). Притча о Марфе и Марии: пути
духовно-нравственного возрастания
человека (Лк. 10, 38-42).
Диакония (церковная
благотворительность) в Новом Завете.
Раздел I. Личность в системе
этических смыслов и ценностей.
Категории "иметь" и "быть" -
два направления самоопределения в
смыслах личной и общечеловеческой
жизни (Э.Фромм, архим. Платон (Игумнов).
Эмпирически-горизонтальное
содержание категории "иметь".
Идеально-возвышенное содержание
категории "быть".
Ориентированность на категорию "иметь"
экстравертивного характера личности в
процессе ее самоопределения: например,
образ Ольги в "Евгении Онегине" А.С.Пушкина
("всегда, как утро, весела";
уживчивый, доступный характер, без
тени забот, тревог или сомнений,
нацеленный на обладание вещами или
другими внешними преимуществами;
отсутствие озабоченности
человеческими отношениями;
способность производить впечатление
на окружающих людей и распространять
на них свое влияние).
Ориентированность на категорию "быть"
интровертивного характера личности в
процессе самоопределения: например,
образ Татьяны в "Евгении Онегине"
А.С.Пушкина ("дика, печальна,
молчалива"; внутренняя
самоуглубленность и задумчивость;
отсутствие заинтересованности чем-либо
обладать; присутствие в характере
созерцательной уединенности,
нацеленной на становление, понимаемое
как вечное творчество и непрерывный
процесс).
Духовно-нравственное возрастание
личности как возможность преодоления
ее экстравертивной направленности.
Психология возрождения личности (о.Борис
Ничипоров, Б.С.Братусь, Т.А. Флоренская).
Раздел II. Диакония в Древней Церкви.
Свидетельства первых христиан о
церковной благотворительности. Деяния
Апостолов об оказании помощи сиротам и
вдовам (6:1-3; 10:31; 11:28-29; 20:35).
Великая эпидемия чумы (259 г.): помощь
Церкви всем гражданам, невзирая на их
вероисповедание.
Забота о чужеземцах, желающих
поселиться в христианской общине:
предоставление возможности
заниматься своим ремеслом, если есть
необходимость - обучение ремеслу ("Дидахи",
II в. н.э.).
Развитие социальных учреждений
Церкви после приобретения
христианством статуса
государственной религии. Учреждение
госпиталя св. Василием Великим (IV в. н.э.)
для нищих, больных, в том числе и
прокаженных. Преп. Дорофей
Палестинский (VII в. н.э.), патриарх
Александрийский - св. Иоанн Милостивый
(VII в. н.э.) - благотворительное
подвижничество по уходу за больными и
нищими.
Участие государства в благотворении:
государственные пособия для неимущих
родителей, больниц, учреждений для
сирот, престарелых и нищих. Учреждение
императором Византийской империи
Иоанном Комнином больницы при
монастыре Вседержителя с большим
количеством медицинского персонала и
отделениями по разным видам болезней.
Протест святых отцов (св. Иоанна
Златоуста, V в. н.э., св. Иоанна
Милостивого,VII в. н.э.) против обложения
народа тяжкими государственными
налогами.
Халкидонский собор (V в. н.э.):
закрепление благотворительных
учреждений за Церковью,
финансирование благотворительности в
основном церковной казной, а не
сборами. Проповеди Церкви о
необходимости прямой помощи одного
человека другому.
Раздел III. Благотворительность в
древней истории Русской Православной
Церкви.
Св. Исаак Сирин о двух сторонах
религиозно-христианского идеала:
деятельном милосердии и
созерцательном отшельничестве. Цель
религиозно-христианского идеала -
воспитать и осуществить нераздельно,
но и неслитно любовь к Богу и ближнему
ради Бога ( Еф. 2,3,4).
Крещение Киевской Руси. Развитие
особой черты русского духа - гармонии,
равновесия таких внутренних сил
человека, как ума, сердца и духа (И.Киреевский,
В.Шубарт, М.Концевич).
Киевская Русь: одна из лучших систем
"социальной помощи" в
средневековой Европе. Ориентация в
государственных структурах на
социальное значение Евангелия.
Благотворительность св.
равноапостольной великой княгини
Ольги (X в.). Св. равноапостольный князь
Владимир: издание указа об отмене
смертной казни, пыток, изуродований
под влиянием принятия православной
веры.
Древние хроники о
благотворительности великого князя
Владимира: "Приглашал всякого
нищего обратиться к княжескому дворцу,
чтобы там обрести в чем нуждается: еды,
напитки и куний мех из казны". Тем,
кто не мог из-за болезни прийти к
дворцу, эта помощь доставлялась на дом.
Социальное значение завещания князя
Владимира Мономаха сыновьям (XII в.): "Не
забывайте о нищих и поддержите их по
мере ваших возможностей. Дайте сиротам,
защищайте вдов и не давайте сильным
губить слабых".
Преп. Феодосий Печерский (XI в.) -
законодатель русского монашества, "соединял
с созерцанием и великими подвигами
выдающийся практический и
организаторский талант" (проф. С.Смирнов).
Благотворительность - одна из форм
служения монаха миру. Прп. Феодосий
Печерский в Киево-Печерском монастыре.
Влияние монголо-татарского ига (1237-1480
гг.) на развитие благотворительности
на Руси. Падение домонгольского
высокого уровня нравственности
Киевской Руси. Сохранение личной
благотворительности.
Проф. С.Зарин о двуединстве
религиозного идеала. Принятие русским
монашеством Иерусалимского устава (преп.
Сергий Радонежский, XIV в.): появление
новых возможностей для служения миру
("любовь к Богу и ближнему стяжав").
Духовная школа Кирилла Белозерского
(XV в.), последователя и ученика Сергия
Радонежского: пример воплощения
целостного православного идеала
созерцательной жизни и
благотворительности.
Благотворительный уклад Белозерского
монастыря: выкуп пленных, помощь
крестьянам в голодное время (ежедневное
кормление 600 человек и более). Преп.
Кирилл Белозерский о служении, любви и
о прекращении междоусобиц в посланиях
к князю Московскому. Послание преп.
Кирилла Белозерского князю Андрею
Можайскому правительственной и
социальной программы: о неподкупности
суда, отмене корчемства и таможен, о
наказании "татей" и "уймании"
людей от сквернословия, о ревности в
храмовом благочестии.
Благотворительная деятельность
ученика преп. Кирилла Белозерского,
преп. Дионисия Грушицкого.
Преп. Иосиф Волоцкий: мировоззрение
его "определяется идеей социального
служения и призвания Церкви" (прот. Г.Флоровский).
Преп. Даниил Переяславский (ХVI в.):
служение погребения умерших нечаянной
смертью.
Юродство как особый характер
социального служения (М.Концевич).
Расцвет юродства на Руси в XVI в.: блаж.
Максим в Москве (XV в.), преп. Арсений в
Новгороде (XVI в.), блаж. Николай Салос в
Пскове (XVI в.).
Духовная школа преп. Корнилия
Комельского (XVI в.):
благотворительность как обязательное
дело монастырского устава, запрет
инокам самовольной раздачи милостыни.
Св. Филипп Ирабский, ученик преп.
Корнилия: врачеватель семейных
раздоров, воспитатель любви родителей
к детям, почтения детей к родителям.
Св. Филипп, Митрополит Московский (Колычев),
XVI в.: соединение созерцательного
подвига и талантливого служения миру.
Кризис целостности духовной жизни:
спор о нестяжательности Нила Сорского
и Иосифа Волоцкого.
Влияние государственной политики XVIII
в. на состояние благотворительности
Русской Православной Церкви.
Петровские церковные реформы, указы
императрицы Анны Иоанновны (1730 -1740 гг.),
Елизаветы (1711 - 1762 гг.), Екатерины II (1762 -
1796 гг.) о конфискации монастырских
земель, о закрытии монастырей.
Благотворительность как одно из
направлений деятельности
православных братств в древней
русской Церкви.
Ипатьевская летопись о
возникновении первых церковных
братств на Руси (братчин) в XII в. Устав
братств о принципе безукоризненного
образа жизни их членов. Появление
церковных союзов духовенств и мирян
("медовые братства") в Западной
Руси XV в.. Луцкое, Львовское и Виленское
братства. Князья Курбский и Острожский
во главе просветительского движения
православных братств. Подъем культуры,
образование духовенства и простого
народа, защита Православия от
насильственного объединения с Римской
церковью - основные задачи
просветительского движения братств XVI
и XVII вв. Благотворительная
деятельность православных братств (Братств
любви, Братств милосердия): устроение
больниц, богаделен, домов для
паломников и путешественников.
Раздел IV. Новые начала
благотворительности в Русской
Православной Церкви XIX в.
Духовное возрождение страны в начале
XIX в. Оптина Пустынь как яркая
выразительница пробуждения духовной
жизни русского народа. Смысл
возрождения - обретение целостности
духовной жизни в единстве духовного
подвига внутреннего делания и
служения миру во всей полноте его нужд.
Связь Оптиной с выдающимися
искателями истины и смысла жизни:
Гоголь, братья Киреевские, Лев и
Алексей Толстые, Достоевский, Соловьев,
Леонтьев и др.
Трудности и испытания Русской
Православной Церкви в синодальный
период.
Благотворительность в
дореволюционной России. "Нищелюбие"
св. Иоанна Кронштадтского: учреждение
братства св. Андрея на попечение нищих
(1874 г.), открытие Дома трудолюбия (1881
г.). Плодотворная деятельность
народной школы лесопильной рабочей
мастерской, курсов ручного труда для
мальчиков, приюта для девушек-учениц с
начальным обучением, детского сада,
дома сирот с бесплатным начальным и
ремесленным обучением, воскресной
школы для слушателей в возрасте от
десяти до тридцати лет, вечерних
курсов ручного труда, общего
читального зала, книжного магазина и
типографии, бесплатной амбулатории,
столовой, ночлежного дома, бесплатных
квартир для нищих, старческого дома.
Ежедневная поддержка нищих в размерах
от 3 до 9 копеек.
Организация Домов трудолюбия в С.-Петербурге,
Москве и других городах.
Прот. Митрофан Серебрянский о пути
диаконисского служения христианской
любви ("Пояснительное слово об
открываемой Ея Императорским
Высочеством Великой Княгиней
Елизаветой Федоровной Марфо-Мариинской
обители милосердия").
Благотворительная деятельность
сестер милосердия: Никольская,
Покровская, Александровская, Иверская
и др. общины. Учреждение принцессой
Терезой, дочерью великой княгини Елены
Павловны, первого в Европе женского
кружка для ухода за ранеными солдатами
(г. С.-Петербург). Возникновение
аналогичного кружка в г. Москве.
Участие благотворительных кружков в
Крымской войне (1854 г.).
Участие сестер милосердия Свято-Троицкой
общины в русско-турецкой войне (1877 г.).
Самоотверженное служение баронессы Ю.
Вревской, фрейлины двора императрицы
Марии Александровны сестрой
милосердия Свято-Троицкой общины на
фронте в Болгарии. "Она получила тот
мученический венец, к которому
стремилась ее душа, жаждая жертвы" (из
письма И. С. Тургенева к П.В. Анненкову).
Служение великой княгини Елизаветы
Федоровны как служение Марфы и Марии.
Благотворительность, любовь к
ближним - характерная черта
Гессенского дома, семьи будущей
великой княгини Елизаветы Федоровны.
Принцесса Алиса, мать Елизаветы, -
пример милосердного служения ближнему
(госпитали, приюты, дома для инвалидов,
раздача фамильного состояния на
благотворительные нужды). Влияние св.
Елизаветы Тюренгенской (XIII в.), одной из
родоначальниц Гессенского дома, на
жизнь и подвиги великой княгини
Елизаветы Федоровны.
Благотворительная деятельность
великой княгини Елизаветы Федоровны в
период русско-японской войны:
организовала женский труд для помощи
солдатам в залах Кремлевского дворца,
сформировала несколько санитарных
поездов, устроила госпитали для
раненых, создала специальные комитеты
по обеспечению вдов и сирот погибших
на фронте, комплектовала и отправляла
на фронт походные церкви с иконами и
всем необходимым для богослужения.
Марфо-Мариинская обитель великой
княгини Елизаветы Федоровны - путь
монахини-подвижницы, сочетающей
работу и моление. Прот. Митрофан
Серебрянский, орловчанин, бывший
полковой священник 51-го драгунского
Черниговского полка - духовник обители,
руководитель внутренней жизнью сестер
милосердия. Обучение сестер
милосердия о. Митрофаном и великой
княгиней духовно наставлять
опустившихся, заблудших и отчаявшихся
людей.
Больница при обители: бесплатные
операции и лечение лучшими
специалистами Москвы. Служение
Елизаветы Федоровны в больнице:
ассистирование при операциях,
перевязки, духовное окормление
больных.
Организация при обители дома
призрения для сирот, инвалидов, тяжело
больных. Забота Елизаветы Федоровны о
сиротах: материальная поддержка,
подарки, материнская ласка и любовь.
Функционирование при обители
библиотеки в 2000 томов, обслуживание
более 100 посторонних абонементов.
Воскресная школа при обители для
женщин и девушек, работающих на
фабриках. Преподаватели - сестры
обители под руководством священника о. Евгения
Синарского. Забота великой княгини о
свободном времени для слушательниц в
воскресенье (чаепитие, уроки пения,
доклады на полезные и
душеспасительные темы, пение в хоре на
вечерней службе).
Столовая для бедных многодетных
семей, а также для трудящихся на
поденной работе. Помощь в организации
обедов многочисленных
благотворителей Марфо-Мариинской
обители.
Благотворительность великой княгини
вне стен Марфо-Мариинской обители.
Посещение Хитрова рынка. Спасение
детей из притонов Хитровки: создание
артели исполнительных юношей-посыльных
Москвы (для мальчиков), создание
закрытых учебных заведений или
приютов (для девочек).
Благотворительный дом с квартирами
для девушек, работающих на фабриках, и
для бедных студенток.
Благотворительный дом–лечебница для
чахоточных женщин.
Работа с бедными семьями Москвы:
воскресный кружок для детей и взрослых
"Детская лепта" в Николаевском
дворце (шитье платьев для детей из
пожертвованного материала
кружковцами, изготовление верхней
одежды нуждающимся безработными
женщинами, покупка детской обуви на
пожертвованные деньги). Обследование
потребностей бедных семей сестрами
милосердия Марфо-Мариинской обители.
Радение великой княгини Елизаветы
Федоровны о духовно-нравственном
воспитании жителей Москвы (беседы для
народа).
Раздел V. Благотворительность в
советский период.
Отрицательное отношение советской
этической науки к милосердию как
явлению, не отвечающему интересам
классовой и политической борьбы.
Конфискация церковных
благотворительных учреждений,
закрытие монастырей, запрет инокам и
инокиням заниматься
благотворительностью.
Патриарх Тихон о
благотворительности в православных
братствах послереволюционного
периода: активная работа киевского
братства "Воскресение Христово" (основано
псаломщиком В.Поповым в 1917 г.), братства
"Животворящего Креста Господня" (основано
епископом Серафимом (Звездинским) в 1922
г.), братства о. Романа Медведя,
братства "Апостола и евангелиста
Иоанна Богослова" (возглавил
епископ Арсений (Жадановский),
мечевского братства (основано отцом и
сыном Мечевыми) и др. Середина 20-х годов
- прекращение деятельности почти всех
братств.
Русская Православная Церковь в
Великой Отечественной войне. Послание
к Церкви митр. Сергия (Страгородского):
призыв разделить судьбу народа и
положить души своя вместе с паствой.
Соединение молитвенного подвига с
трудами милосердия: ежедневные
церковные службы о даровании успеха и
победы русскому воинству; призыв митр.Сергия
"трудами и пожертвованиями
содействовать нашим доблестным
защитникам".
Сбор денежных средств в Фонд обороны,
Фонд помощи детям и семьям воинов
Красной Армии, сооружение на средства
церковных пожертвований танковой
колонны им.Димитрия Донского,
авиационной эскадрильи им.Александра
Невского.
Подвиги пастырской службы:
митр.Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич)
- член Чрезвычайной государственной
комиссии по расследованию злодеяний
немецко-фашистских захватчиков,
представитель РПЦ во Всеславянском
комитете;
митр. Ленинградский Алексий (Симанский)
- архипастырские труды в осажденном
блокадном Ленинграде: ежедневные
службы, молебны святителю Николаю о
сохранении города от разрушений, сбор
средств на оборону и помощь раненым и
сиротам (за 1941-1944 гг. собрано более
тринадцати миллионов рублей);
епископ Лука (Войно-Ясенецкий) -
главный хирург эвакогоспиталя в
Красноярске, личное пожертвование в 1946
г. большей части государственной
премии I степени за труд "Очерки
гнойной хирургии" на помощь "сиротам,
жертвам фашистских извергов";
экзарх Московской Патриархии в
Северной и Южной Америке митр.
Вениамин (Федченков): призывы к
скорейшему открытию Второго фронта и
пожертвованиям в пользу Красной Армии.
Патриотическая деятельность
православных церковных общин во время
оккупации: неофициальные кружки
взаимной помощи, посильная поддержка
военнопленных, помощь самым бедным.
Благотворительная деятельность РПЦ
в Воронежском крае.
С 1944 года запрет на самостоятельную
благотворительную деятельность
Церкви и установление строгого
контроля со стороны государственных
органов.
Участие православных в движении
сопротивления (прот. Андрей Сергеенко,
ученый-богослов В.Н.Лосский, А.Блум -
ныне митр. Сурожский Антоний).
Деятельность русской церковно-общественной
организации "Православное действие"
в осажденном Париже. Подвиг
православной монахини матери Марии (Кузьминой-Караваевой).
Собор епископов 1943 года. Доклад митр.
Сергия (Страгородского) "О
патриотической работе Русской
Православной Церкви в годы Великой
Отечественной войны". 1944 год -
Поместный Собор РПЦ: доклад митр.Алексия
(Симанского) "О патриотической
деятельности Церкви в период войны".
Влияние послевоенных лет на
церковную благотворительность;
усиление репрессий; подвижнический
подвиг православных пастырей в
сталинских лагерях.
Милосердие в годы "застоя".
Раздел VI. Церковная
благотворительность в современных
условиях.
Возрождение благотворительности в
эпоху гласности и перестройки.
Инициатива писателя Даниила Гранина
основания общества "Милосердие"
(1988 г.) - одна из первых попыток
восстановить благотворительное
движение. Организация церковной
благотворительности в помощь
инвалидам-ветеранам Афганистана.
Создание комиссии Религиозного и
Морального образования и
Благотворительности (1990 г.) - первые
шаги по восстановлению организованной
внутрицерковной благотворительности.
Учреждение Союза Православных
Братств (1990 г.) для координации
деятельности шестнадцати
региональных братств, занимавшихся
благотворительностью в местных
условиях. Расширение состава СПБ до
представительства 25 братств (1991 г.).
Создание трех комиссий в Союзе
Православных Братств: социальной,
медицинской и детской. Два основных
направления деятельности Союза
Православных Братств -
благотворительное и просветительское.
Благотворительное направление:
создание домов престарелых и приютов
для детей. Некоторые концептуальные
характеристики: количественный состав
не должен превышать 10-15 человек,
максимум до двадцати человек детей или
престарелых; расположение приютов и
богаделен должно быть в
непосредственной близости друг от
друга для взаимной поддержки и
воспитания детей; создание теплой
семейной атмосферы, позволяющей
престарелым и детям-сиротам
чувствовать себя людьми.
Работа Православных Братств в
тюрьмах (братство преп. Сергия, г. Сергиев
Посад), с беженцами.
Деятельность братств в
государственных больницах и
социальных учреждениях: в
гематологическом отделении детской
республиканской больницы (г.Москва), в
Первой городской больнице (г. Москва).
Примеры местного характера.
Организация Православными
Братствами курсов сестер милосердия.
Освящение больничных храмов.
Основание Воронежского епархиального
православного сестричества. Открытие
первого в современной России
православного медицинского учебного
заведения - Свято-Димитриевского
училища сестер милосердия, тесно
связанного с общиной сестер
милосердия во имя благоверного
царевича Димитрия.
Освящение в Санкт-Петербурге первой
в России христианской больницы (сентябрь
1990 г.).
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока Организационные формы
Введение. Благотворительность как
Христова задача
1-2. От естественного нравственного
закона к лекция евангельской этике -
духовно-нравственное с элементами
восхождение личности. беседы
3. Идея любви и служения ближнему в
Новом Завете. лекция с элементами
беседы
4-5. Притча о милосердном самарянине и
слово лабораторное на притчу арх.
Иоанна (Крестьянкина). л.занятие
6. Пророчество Христа о Страшном суде
и о тайне лабораторное милостыни. л.занятие
Раздел I. Личность в системе
этических смыслов и ценностей
1. Самоопределение личности в смыслах
личной лекция с и общечеловеческой
жизни. лекция с элементами беседы
2. Сестры Ларины, Ольга и Татьяна, -
характеры, смыслопоисковая стремления,
поступки... смыслопоисковая беседа
3-4. Человек в огромном мире (на основе
лабораторное индивидуальных
сообщений учащихся). лабораторное
занятие
5-6. "Ибо, где сокровище ваше, там
будет и сердце" - лекция с психология
возрождения личности. лекция с
элементами смыслопоисковой беседы
7-8. Сочинение-рассуждение "Зачем
нужна дорога, если она не ведет к
Храму?" лабораторное занятие
Раздел II. Диакония в Древней Церкви
1. Особенности социального служения в
Древней Церкви. лекция сэлементами
беседы
2. Творческая работа "Не оскудеет
рука дающего". лабораторное занятие
Раздел III. Благотворительность в
древней истории
Русской Православной Церкви
1-2. Вера без дел мертва: целостность
христианского идеала. лекция с
элементами беседы
3-4. Православие о делах милосердия.
лабораторное занятие
5. Благотворительность в Киевской
Руси. лекция с элементами драматизации
6. Поучение Владимира Мономаха.
лабораторное занятие
7. Благотворительность - одна из форм
служения монаха миру: преп.
Феодосий Печерский (XI в.) лекция с
элементами беседы
8-9. "Любовь к Богу и ближнему стяжав":
урок - преп. Сергий Радонежский (XIV в.)
заочная экскурсия с элементами беседы
10. "Любовь к Богу и ближнему стяжав":
преп. Кирилл Белозерский (XY в.) и преп.
Корнилий Комельский (XVI в.) лекция с
элементами беседы
11-12. Юродство Христа ради как особая
форма социального служения. лекция с
элементами беседы
13. "Немудрое мира". лабораторное
занятие
14. Кризис целостности духовной жизни:
преп. Нил Сорский и преп. Иосиф
Волоцкий - спор о нестяжательности.
лекция с элементами беседы
15-16. Церковь и государство: влияние
государственной власти XVIII в. на
благотворительность Русской
Православной Церкви. лекция
сэлементами беседы
17-18. Свет общей свечи: история
православных братств. лекция с
элементами беседы
19-20. Обобщение изученного.
лабораторное занятие
Раздел IV. Новые начала
благотворительности Русской
Православной Церкви XIX в.
1-2. Оптина Пустынь - центр духовного
возрождения страны в начале XIX в.
лекция с элементами беседы
3-4. "Паломничество в Оптину".
Просмотр фильмов об Оптиной Пустыни.
лабораторное занятие
5. Сочинение-миниатюра. лабораторное
занятие
6. "Нищелюбие" св. Иоанна
Кронштадтского. беседа с элементами
драматизации
7. Пути нравственного восхождения (прот.
Митрофан Серебрянский о диаконисском
служении христианской любви).
лабораторное занятие
8-9. "Утоли моя печали" -
благотворительная деятельность общин
милосердия. лекция с элементами беседы
10. Легко ли быть милосердным?
лабораторное занятие
11. Самоотверженное служение
баронессы Юлии Вревской - мученический
венец любви ради. литературно-музыкальная
композиция
12-15. Святая преподобномученица
великая княгиня Елизавета Федоровна -
смысл и красота служения.
12. Истоки будущего величия. лекция
13. Монахиня-подвижница - венец
нетленный. лекция
14. Просмотр фильма о великой княгине
Елизавете Федоровне. лабораторное
занятие
15. "Я на тебя гляжу, любуюсь
ежечасно". лабораторное занятие
Раздел V. Благотворительность в
советский период
1 Служение Богу и людям православных
братств послереволюционного периода.
лекция с элементами беседы
2. "Положим же души своя вместе с
нашей паствой": социальное служение
РПЦ в годы Великой Отечественной
войны. лекция с элементами беседы
3. Духовенство Воронежского края в
годы Великой Отечественной войны.
Великой Отечественной войны.
4. "Любовь, побеждающая смерть".
лекция с элементами беседы
Раздел VI. Церковная
благотворительность в современных
условиях
1. Возрождение пламени братской любви.
лекция с элементами беседы
2. Актуальность милосердия на рубеже
XX-XXI вв. лабораторное занятие
3. Церковная диакония в наши дни:
журнальный обзор. лабораторное
занятие
4. Сочинение-миниатюра "Нужен ли
мне свет общей свечи?"
лабораторное занятие
5. Обсуждение итоговых сочинений.
лабораторное занятие
Зачет.
Литература
1. Акиньшин А.Н. Храмы г. Воронежа.
Воронеж, 1995.
2. Братусь Б.С. и др. Начало христианской
психологии. М., 1995.
3. Бураков Ю. Утоли моя печали//Наука и
религия. 1991. № 10-12.
4. Прот.Ф.Вансер Воорт. Практика и
богословие благотворительности в
Русской Православной Церкви//Путь
православия. 1993. №2.
5. Гиляровский В. Москва и москвичи. М.,
1983.
6. Житие Святого Праведного Иоанна
Кронштадтского - чудотворца//Журнал
Московской Патриархии. 1990. №10.
7. Архим. Платон (Игумнов). Православное
нравственное богословие. Свято-Троицкая
Сергиева Лавра, 1994.
8. Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в
путях Древней Руси. М., 1993.
9. Копелев Л.З. Святой доктор Федор
Петрович. СПб, 1993.
10.Материалы к житию
преподобномученицы великой княгини
Елизаветы. Письма, дневники,
воспоминания, документы. М., 1995.
11. Миллер Л. Святая мученица Российская
великая княгиня Елизавета Федоровна. М.,
1994.
12. Михен-Уотерс Б. В чем ее святость?//Наука
и религия. 1991. № 3.
13. Архиеп.Михаил (Мудьюгин). Жертвенная
любовь Христа//О вере и нравственности
по учению Православной Церкви: Сб. ст. М.,
изд-во Московской
Патриархии, 1991.
14. Прот. Борис Ничипоров. Введение в
христианскую психологию. М, 1994.
15. Папков А.А. Упадок православного
прихода XVII-XIX вв. Историческая справка.
М., 1899.
16. Поспеловский Ф. Русская
Православная Церковь: испытания
начала XIX в.//Вопросы истории. 1993. № 1.
17. Проскуровская Ю.И. Сестра милосердия
Юлия Вревская//Вопросы истории. 1992.
№11-12.
18. Прот. А.Ранне. Нагорная проповедь.//О
вере и нравственности Православной
Церкви: Сб. ст. М., Изд. Московской
Патриархии, 1991.
19. Трофимов А. Святые жены Руси. М., 1994.
20. Человенко Т.Г., Кононова Е.С.
Благотворительность в истории Русской
Православной Церкви. Учебное пособие.
Орел, изд. Социально-Образовательного
Центра, 1997.
21. Игумен Иоанн (Экономцев). Общая свеча//Наука
и религия. 1991. №6.
|