Т.А. Флоренская,
доктор психологических наук, Психологический
институт РАО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной функцией семьи является
продолжение человеческого рода, то
есть рождение и воспитание детей,
передача духовно-нравственного и
культурного наследия новому поколению.
Семья обеспечивает развитие личности
в течение всей жизни человека.
Характер семьи, ее духовное и
моральное здоровье во многом
определяют характер человека,
правильное воспитание подрастающего
поколения и в конечном итоге развитие
всего общества.
Ведущей целью курса «Этика и
психология семейной жизни» является
формирование готовности к вступлению
в брак и воспитанию будущих детей.
Данный курс опирается на все богатство,
заложенное в содержании учебно-воспитательной
работы школы. Курс «Этика и психология
семейной жизни» должен стать
завершающим этапом всей многогранной
работы, осуществляемой родителями и
школой по воспитанию уважительного
отношения к семье, ее духовным
ценностям.
Курс имеет следующую структуру. Во
введении характеризуются цели, задачи,
содержание и межпредметные связи.
В первом разделе «Семья в свете
духовно-нравственных и культурных
традиций общества» раскрывается
зависимость прочности семьи от
сохранения ею традиционной формы
нравственности, характерной для
данной культуры. Рассматриваются
негативные последствия разрушения
традиционных устоев семьи.
Задача второго раздела «Психология
личности» состоит в том, чтобы дать
учащимся представление о строении
личности, ее направленности,
индивидуальных особенностях и
способностях.
Третий раздел «Особенности
межличностных отношений юношества»
раскрывает понятия о психологии
межличностных отношений, о
нравственных основах взаимоотношений
между юношами и девушками, о
товариществе, дружбе и любви, о
культуре поведения влюбленных.
Раздел «Брак и семья» начинается с
раскрытия понятия «готовность к браку»,
затем дается характеристика основных
функций семьи, раскрываются
особенности молодой семьи.
В разделе «Основные ценности семьи»
характеризуются духовные и
нравственные устои семьи, ее трудовая
атмосфера, бюджет и хозяйство,
эстетика быта. Особо выделяется вопрос
о значении психологического климата
семьи, анализируются причины
возникновения неблагополучных семей.
В завершающем курс разделе «Семья и
дети» рассматриваются темы:
незаменимость семьи в воспитании
детей; педагогики предупреждения
типичных недостатков семейного
воспитания и перевоспитания детского
эгоизма.
Необходимо иметь в виду, что
воспитание качеств семьянина у
школьников и подготовка их к будущей
семейной жизни не ограничивается
рамками данного курса, а является
общепедагогической задачей, которая
разрешается в той или иной степени
специфическими средствами каждого
учебного предмета, всей системой
воспитания и обучения в школе.
Задача педагога, ведущего этот курс,
состоит в том, чтобы активно включить
родителей в воспитание качеств
семьянина у своих детей.
Вопросы полового и, тем более,
сексуального просвещения не входят в
содержание данного курса, поскольку их
коллективное обсуждение в классе
означало бы солидарность с позицией «свободного
секса», перечеркивающей этические
нормы семьи. Глубоко интимные,
сокровенные вопросы отношения полов
могут обсуждаться лишь в
доверительном общении матери с
дочерью, отца с сыном. Поэтому
принципом преподавания курса «Этика и
психология семейной жизни» является
недопустимость провоцирования у
подростков и юношей переживаний
сексуального характера. Необходимо
бережное отношение к их чувству
стыдливости. Подросток и юноша могут
переступить через это чувство, но в
дальнейшем не исключена возможность и
преступления против совести,
поскольку стыд и совесть связаны
неразрывно.
Вопреки массовой пропаганде «сексуальной
свободы», в душе человека неистребимы
стремления к высокой, чистой любви,
прочной семье. Стремления эти могут
быть глубоко запрятаны, «вытеснены» из
сознания мнением большинства. Задачей
же учителя является пробуждение
духовных сил растущего человека,
способных противостоять
бездуховности, цинизму, разврату.
Курс «Этика и психология семейной
жизни» может стать средоточием
духовно-нравственного образования и
воспитания, обращенного к насущным
жизненным задачам юношества. Ведь
семья — это жизненный центр,
взращивающий в душе человека вечные
ценности добра, красоты, разумности и
любви.
Переиздание экспериментальной
программы «Этика и психология
семейной жизни» вызвано желанием
продолжить работу по ее
совершенствованию с помощью всех
желающих и способных принять участие в
этом насущном деле.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
для учащихся старших классов
общеобразовательных школ
«Этика и психология семейной жизни»
10 класс
ВВЕДЕНИЕ
Содержание, цели и задачи курса «Этика
и психология семейной жизни». Связь
курса с другими учебными предметами.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
СЕМЬЯ В СВЕТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ
И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ОБЩЕСТВА
1. Семья в различных культурах.
Прочность семьи, основанной на
традиционных ценностях.
Неустойчивость современной семьи
вследствие утраты традиционных
культурных ценностей.
2. Нравственные нормы брака в
христианской культуре.
Десять заповедей как основа
христианской нравственности. Основные
нормы брака: свободное избрание по
взаимной любви; пожизненность
супружеских уз; супружеская верность;
добрачное целомудрие жениха и невесты;
рождение и воспитание детей как цель
брака; семья — «малая Церковь», глава
которой — муж. Жертвенная любовь как
основание всех норм брака.
Разрушительные последствия
девальвации норм христианского брака.
Народные традиции русской
православной семьи.
Устои и обряды народной жизни.
Устроение домашнего очага. Жизненный
круг в преданиях и обычаях наших
предков.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
ЛИЧНОСТЬ И СЕМЬЯ
1. Психология личности.
Иерархическое строение личности. Дух,
душа, тело. Направленность личности; ее
способность к самоотдаче,
самоотверженной любви.
Самосознание личности. Жизненные
смысл, идеалы, убеждения,
мировоззрение. Вера.
Индивидуальность личности.
Типологии личности. Возможные
психологические различия между
юношами и девушками. Способности.
Творческая индивидуальность.
Самовоспитание. Самооценка, ее
адекватность. Последствия
неадекватной самооценки. Стремление к
совершенствованию и самокритичность.
Стыд и совесть как побудители духовно-нравственого
развития личности. Различие добра и
зла. Свобода выбора.
2. Роль семьи в воспитании личности.
Важнейшая задача семьи —
формирование личности, раскрытие
лучших ее способностей. Влияние
родителей и старших членов семьи на
формирование у подрастающего человека
смысла и цели жизни, развитие его
способностей.
Уклад семейной жизни, сплоченность
семьи как основа выработки ценностных
ориентаций подрастающего человека.
Хранение семьей духовно-нравственных
традиций предшествовавших поколений.
Воспитание чувства долга в семье.
Уважение к матери, отцу, дедушке и
бабушке. Обязанности старших детей по
отношению к младшим членам семьи.
Воспитание в семье нравственной
чистоты и целомудрия как залог
продолжения рода, его духовно-нравственного
и физического здоровья.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕСТВА
1. Психология межличностных
отношений.
Понятие о межличностных отношениях.
Отношения деловые и личные (приятельские,
дружеские), черты характера,
необходимые для полноценного общения.
Тактичность и сдержанность,
принципиальность, уступчивость,
общительность, доброжелательность.
Культура общения. Умение слушать,
желание понять другого человека,
уважение его взглядов, мыслей,
настроения, способность и стремление
понимать переживания другого человека,
прощать его недостатки. Конфликтные
ситуации, возникающие в процессе
общения, возможные способы их
разрешения.
2. Нравственные основы
взаимоотношений юношей и девушек.
Воспитанность, благородство и
самообладание, скромность, вежливость,
доброта, отзывчивость, способность
понять другого человека, уважительное
отношение к окружающим, к старшим,
самоотверженность и т.д.
Современный юноша. Понятие о
мужественности. Долг юноши —
оберегать и сохранять достоинство и
честь девушки. Искаженные
представления о мужественности.
Современная девушка. Понятие о
женственности. Непреходящие ценности
женского характера. Девичья честь и
достоинство. Особая роль девушки в
создании здорового климата в
коллективе. Ложное понимание
женственности.
Этические нормы и правила «хорошего
тона» во взаимоотношениях юношей и
девушек.
Девушка и юноша — будущие мать и отец,
воспитатели детей, хранители
семейного очага.
3. Культура воздержания.
Духовные, нравственные и
психологические основы сдержанности
чувств и переживаний. Принцип
доминанты как психофизиологическое
обоснование культуры воздержания.
Необходимость преобладания духовного
общения над физическим.
Стыд и совесть как свидетели
ненормальности внебрачных половых
связей. Пагубное влияние таких
отношений на телесное и душевное
здоровье человека и на здоровье его
потомства.
Безвредность сохранения добрачного
целомудрия для здоровья человека.
4. О товариществе и дружбе.
Товарищество и дружба как
человеческие потребности и социальные
ценности. Товарищ — человек, близкий
по сходству взглядов, по совместной
деятельности. Дружба — высшая степень
товарищества. Юношеские представления
о дружбе. Общность интересов,
убеждений, устремлений, взаимная
симпатия, готовность оказать помощь
другу, разделить неудачу, поступиться
ради друга собственным благополучием
и др.
Дружба как школа общения,
самовоспитания и любви. Дружба
истинная и ложная.
Товарищеские отношения и дружба
между юношами и девушками.
5. Любовь как высшее человеческое
чувство.
Духовная природа любви. Потребность
быть любимым и способность любви,
бескорыстной самоотдачи. Способность
любить как выражение высшего уровня
развития личности.
Особенности материнской и отцовской
любви. Любовь как глубокое чувство
между членами семьи, близкими людьми.
Вдохновляющая сила любви. Первая
любовь. Особенности юношеской
романтической любви. Идеал и
идеализация человека; их различие.
Умение различать любовь и другие
чувства — симпатию, интерес,
влюбленность, увлечение, влечение.
Соотношение дружбы и любви. Любовь как
основа брака. Мудрость любви:
способность видеть незримую для
других, неповторимую индивидуальность
любимого человека.
Воспитание культуры чувств — дружбы
и любви. Духовная ранимость друзей и
любящих; необходимость бережного
отношения к дружбе и любви. Стремление
к духовному и душевному единству.
Необходимость беречь взаимное
чувство, не оскорблять его капризами,
самолюбием, недоверием, требованием «доказательств»;
уметь выразить свое чувство в уважении,
внимании, верности, тактичном
предпочтении своего любимого (любимой)
всем другим. Быть готовым защищать,
если потребуется, честь и достоинство
любимого (любимой).
Взаимовоспитание любящих.
Целомудренные отношения влюбленных —
самая счастливая пора юности, ее
красота и неповторимость.
Необходимость глубокой проверки своих
чувств. Знакомство с друзьями,
близкими, родителями любимого (любимой)
как знак уважения к ним, серьезного
отношения к выбору будущего супруга (супруги).
Предложение о вступлении в брак.
Гражданский брак. Обручение и венчание:
благословение нерасторжимости брака.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ
БРАК И СЕМЬЯ
1. Что такое готовность к браку.
Брачный возраст. Осознание молодыми
людьми того, что они берут на себя
определенные обязательства друг перед
другом, ответственность за будущую
семью, будущих детей. Понимание
духовно-нравственной и правовой
основы брака — одно из существенных
условий здоровой и счастливой семьи.
Мотивы вступления в брак: любовь,
желание создать семью, вырастить и
воспитать детей как ведущие мотивы
заключения брака.
Психологическая готовность молодежи
к браку. Наличие у будущих супругов
глубоко проверенного чувства любви,
уважения, доверия, взаимной
преданности. Общность их взглядов на
содержание семейной жизни, идеал
семейного счастья, распределение
ролей и обязанностей в семье.
Готовность уступить, простить
оплошность, помочь супругу (супруге)
достойно преодолеть трудности.
Направленность на другого человека,
способность считаться с его
индивидуальными особенностями, ценить
и уважать его творческие стремления.
2. Здоровье семьи и будущего
потомства.
Генетические аспекты брака.
Нравственные и физические последствия
добрачной половой распущенности.
Значение целомудрия для здоровья
будущего потомства. Законы
наследственности. Закон «телегонии»:
влияния предшествовавших половых
связей на потомство. Выбор будущего
супруга (супруги).
3. Семья и ее функции.
Основная функция семьи —
продолжение человеческого рода,
рождение и воспитание детей.
Необходимость сочетания интересов
семьи с интересами общества. Важность
наличия в каждой семье нескольких
детей. Роль семьи в жизни общества и
укреплении государственности.
4. Особенности молодой семьи.
Супружество — новый этап
межличностных отношений. Обязанности
молодых супругов друг перед другом,
перед родителями, родственниками и
близкими. Сходство основных
ценностных ориентаций супругов как
условие гармонии супружеских
отношений. Создание круга общих друзей.
Необходимость душевного труда в
созидании семьи и сохранении
благоприятного семейного климата.
Начальный период брака. Изменение
привычного образа жизни, сложившегося
до брака. Период приспособления.
Возникновение чувства «мы». Взаимное
освоение вкусов и привычек друг друга.
Проблема «главенства» в семье.
Сопереживание в трудностях и радостях.
Распределение обязанностей,
планирование дел в семье.
Развитие добрых отношений с
родителями обоих супругов, их друзьями
и знакомыми. Типичные причины
конфликтов в первые годы брака (борьба
самолюбий, притирка характеров, борьба
за главенство в семье).
Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ
жизни как условие рождения здорового
ребенка, вредность алкоголя и никотина.
Подготовка к принятию в семью нового
человека. Психологические проблемы,
связанные с рождением ребенка.
Перестройка семейной структуры. Новый
бюджет времени и средств.
Внимание к молодой матери. Влияние
внутриутробного периода в жизни
ребенка на его дальнейшее развитие.
Научные доказательства того, что
момент зачатия является началом жизни
человека. Пробуждение чувства
материнства и отцовства.
Несколько детей в семье. Влияние
детей на развитие личности родителей.
Обогащение нравственно-эмоциональной
сферы родителей в связи с воспитанием
детей.
5. Этапы развития семьи.
Средний и старший супружеский
возраст. Эволюция отношений и чувств в
разные периоды супружества.
11 класс
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ
ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ
1. Нравственный климат семьи.
Отношения между членами семьи. Роль
каждого члена семьи. Отец - духовная
опора, глава семьи. Ответственность
отца перед домочадцами в обычные дни и
в трудные минуты жизни. Отец —
моральный, юридический, физический
защитник семейства. Его твердость в
трудных обстоятельствах. Его
ответственность за дисциплину и
духовно-нравственное состояние членов
семьи.
Жена — незаменимый помощник мужа,
отца. «Сердечный» совет жены на
семейном совете. Особая роль матери в
воспитании и привитии детям доброты и
сердечности.
Дедушка и бабушка, их роль в
поддержании семейного тепла и уюта, в
воспитании детей. Взаимное уважение
между членами семьи.
Любовь. Долг. Ответственность друг за
друга. Внутрисемейная солидарность.
Откровенность, отзывчивость,
тактичность и самообладание. Взаимное
послушание. Умение уступать.
Возможность создания положительного
климата в семье как при сходстве, так и
при различии темпераментов и
характеров супругов.
2. Воспитание трудом.
Трудолюбие как качество личности.
Добросовестный труд взрослых — основа
жизни семьи, источник материального
благосостояния и пример для
подражания. Участие детей в трудовой
жизни семьи. Нравственный смысл
бытовых обязанностей. Воспитание
уважительного отношения ко всем видам
труда. Соотношение умственного и
физического труда в развитии личности.
Необходимость совершенствования
навыков домоводческого труда юношей и
девушек (приготовление пищи, уборка
помещения, уход за одеждой, обувью,
мебелью, несложный ремонт бытовой
техники, владение необходимыми в быту
инструментами, комнатное цветоводство,
труд на садово-огородных участках).
Совместный труд супругов и детей —
залог благоприятного семейного
климата.
3. Семейный досуг.
Домашние чтения. Домашние концерты.
Совместные поездки по местам
исторических и культурных объектов.
Праздники. Ценность подарков к
праздникам, сделанных самими детьми.
Семейные традиции. Развитие интересов.
Строгая избирательность в просмотре
телепередач. Вечерние беседы о
прожитом дне.
4. Потребности и бюджет семьи.
Психология потребностей человека.
Разумные потребности и
псевдопотребности. Разрастание
потребностей по мере их
удовлетворения и с появлением новых
предметов удовлетворения. Опасность
превращения жизненных средств в цель
жизни.
Соотношение духовных и материальных
потребностей. Испытание семьи
богатством и бедностью. Необходимость
взаимопомощи, милосердия и посильной
благотворительности в условиях
социального расслоения общества.
Распределение семейного бюджета:
постоянные ежемесячные расходы,
затраты на лечение и сохранение
здоровья, на одежду, обувь, мебель,
ремонт жилья и др. Соотношение доходов
и расходов. Бережливость в отличие от
скупости, расточительности. Разумная
организация питания.
Садовый участок и приусадебное
хозяйство как источники получения
дополнительных продуктов для семьи.
5. Эстетика быта.
Гостеприимство. Эстетическая
культура семьи. Удобство и уют как
средства создания благоприятной
атмосферы в семье. Воспитание хорошего
вкуса. Самобытность каждого дома.
Выдумка, творчество. Народные мотивы.
Вещи, сделанные своими руками.
Искусство в жизни семьи. Музыка в
доме. Способность музыки умиротворять,
гармонизировать, исцелять душу
человека. Народная песня в семье.
Рок-музыка. Ее разрушительное
воздействие на психику:
растормаживание сексуальных и
агрессивных инстинктов, потеря
самоконтроля, снижение умственной
деятельности, способности к
сосредоточению; наркотизирующее
влияние на организм. Манипулирование
личностью и толпой: техника
подсознательных сообщений (информации,
воспринимаемой за порогом сознания).
6. Профилактика нарушений семейных
отношений.
Семейное неблагополучие и его
причины: нарушение супружеских
отношений, неверность супругов,
конфликтность, недоверие друг к другу,
расхождение представлений супругов о
значимости основных семейных
ценностей. Нежелание одного из
супругов иметь детей. Неумение
супругов в конфликтных ситуациях
избегать «ярлыков» и опрометчивых
суждений в адрес друг друга.
Отсутствие между членами семьи
единства, солидарности, духовной
близости. Разногласия молодых
супругов с родителями. Неумение
преодолевать жизненные трудности.
Иждивенческая позиция по отношению
друг к другу и к родителям.
Отрицательное влияние
неблагополучной семейной обстановки
на формирование личности ребенка.
Развод и его последствия. Специфика
неблагополучия неполных семей.
РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ
СЕМЬЯ И ДЕТИ
1. Незаменимость семьи в воспитании
детей.
Влияние на детей уклада семейной
жизни, духовно-нравственных ценностей
и традиций семьи. Преимущество
семейного воспитания перед
воспитанием детей в государственных
учреждениях. Педагогически
целесообразная организация
жизнедеятельности детей (режим,
домашняя учебная деятельность
школьника, физкультура, обязанности по
самообслуживанию, домашний труд,
забота о старших, домашнее чтение).
Воспитание доброты, сочувствия и
сострадания, справедливости и
честности. Роль идеала в воспитании
ребенка. Корректировка отношений
детей с внешним миром: помощь в
установлении правильных
взаимоотношений детей со взрослыми,
контроль за соблюдением правил
поведения в общественных местах,
бережным отношением к вещам.
Воспитание любви к природе.
Специфика семейного воспитания.
Влияние на детей личного примера и
авторитета родителей, индивидуальный
характер воспитания,
последовательность и устойчивость
педагогических требований.
Использование в воспитании жизненных
ситуаций. Включение детей в трудовую
деятельность.
2. Эгоизм детей.
Психологическая природа эгоизма. Его
предупреждение и перевоспитание.
Поощрение и наказание, их
воспитательное влияние. Виды
поощрений и наказаний. Послушание
страха и послушание доверия.
Привлечение детей к уходу за
младшими братьями, сестрами и их
воспитанию как способ формирования
самостоятельности, ответственности и
готовности к будущей семейной жизни.
3.Типичные недостатки семейного
воспитания.
Дефицит любви. Отсутствие единства
воспитательных действий. Проявление
безволия, непоследовательности, гнева
и раздражительности. Несправедливость
и жестокость наказаний. Ложные формы
проявления любви. Дефицит и
однообразие общения с детьми. Редкое
использование игр и других форм
совместных развивающих занятий.
Отсутствие и недостаточность
трудового воспитания.
Разрыв между нравственными
требованиями к ребенку и собственными
поступками родителей. Подавление воли,
активности ребенка.
Неучет его индивидуальности,
невнимание к интересам и способностям
ребенка.
ЛИТЕРАТУРА по проблемам
подготовки к семейной жизни
1. Аверинцев С.С. Любовь. В кн.: БСЭ, 1-е
изд., 1973. Т.15
2. Азаров Ю.Р. Семейная педагогика. М.,
1985.
3. Белов В.И. Лад. М., 1982.
4. Божович Л.И. Личность и ее
формирование в детском возрасте. М., 1968.
5. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое
развитие школьника и его воспитание. М.,
1979.
6. Бойко В.В. Ты стал отцом. М., 1977.
7. Боцманова Н.Э., Захарова А.В.
Подросток и его друзья. М., 1976.
8. Ветрова В.В. Ладушки: игры для детей с
родителями. М., 1994.
9. Варга Д. Радости родительских забот.
М., 1983.
10. Вера. Молитва. Любовь. М., 1993.
11. Владимиров Артемий, свящ. Учебник
жизни. М., 1997.
12. Выготский Л.С. Обучение и развитие в
дошкольном возрасте. В кн.: Выготский Л.С.
Избранные педагогические
произведения. М., 1956.
13. Волков Г.Н. Этнопедагогика
чувашского народа. Чебоксары - Москва,
1988.
14. Величкина О., Иванов А.,
Краснопевцева Е. Мир детства в
народной культуре. М., 1992.
15. Бойко В.В. Если ты мать и жена. М., 1991.
16. Давыдова Н.В. Евангелие и
древнерусская литература. М., 1992.
17. Детские народные подвижные игры. М.,
1995.
18. Диалоги о воспитании. М., 1979.
19. Драгунова Т.В. Подросток. М., 1976.
20. Дубровина И.В. Об индивидуальных
особенностях школьников. М., 1975.
21. Жизнеописания достопамятных людей
земли русской. М., 1992.
22. Зацепин В.О. О жизни супружеской. М.,
1978.
23. Залкинд А.В. Половое воспитание. М.,1928.
24. Захарова Д.И. Растут в семье мама и
папа. М., 1978.
25. Запорожец А.В. О психологии детей
раннего и дошкольного возраста. М., 1969.
26. Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996.
27. Захарова Л.И. Свет в квартире. М., 1972.
28. Измайлов А.Э. Народная педагогика:
педагогические воззрения народов
Средней Азии и Казахстана. М., 1991.
29. Кабо Л. Сладчайшее наше бремя. М., 1971.
30. Корчак Я. Как любить детей. Минск, 1980.
31. Кадыров В. Формирование узбекской
народной педагогики. Ташкент, 1992.
32. Косвен М.О. Из истории семьи и брака у
народов Кавказа. М., 1961.
33. Костанян Н.Н. Русская народная
словесность. Раздел: семейно-бытовые
обряды. Учебник-хрестоматия для школ,
гимназий и лицеев. М., 1994.
34. Курм Х. Тебе, девушка. Таллин, 1978.
35. Личко А.Е. Эти трудные подростки. М.,
1983.
36. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда.
М., 1992.
37. Макарова Н. Высокая должность - отец.
М., 1966.
38. Медведева И.Я., Шишова Т.П. Книга для
трудных родителей. М., 1994.
39. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика
искусства и творческие способности. М.,
1980.
40. Музыка созидающая и разрушающая. М.,
1989.
41. Низова А.М. Труд в жизни детей. М., 1976.
42. Нечаева А. Права и обязанности
родителей по воспитанию детей. М., 1973.
43. Низова А.М. Острые углы в воспитании.
М., 1975.
44. Обозов Н.Н. Межличностные отношения.
Л., 1969.
45. О семье и воспитании. СПб., 1996. Т.I-II.
46. Пархомовский Э. Отец и сын. М., 1969.
47. Полунина В. Н. Одолень-трава. М., 1989.
48. Пестов Н.Е. Путь к совершенной
радости. Воспитание детей. М., 1994.
49. Психология индивидуальных различий.
М., 1982.
50. Простые беседы о нравственности.
Коломна, 1994.
51. Разумихина Г.П. Мир семьи. Книга для
учащихся старших классов по курсу «Этика
и психология семейной жизни». М., 1986.
52. Русская душа. М., 1994.
53. Рождественский А.В. Семья
православного христианина. М., 1994.
54. Рябикина Т.А. Святая должность на
земле. М., 1971.
55. Рюриков В.Б. Трудность счастья. М., 1979.
56. Семья православного христианина. М.,
1997. Ч. I-II.
57. Сахаров И.П. Сказания русского
народа. М., 1990.
58. Славина Л.С. Дети с аффективным
поведением. М., 1966.
59. Славина Л.С. Знать ребенка, чтобы
воспитывать. М., 1976.
60. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика
чувашской семьи. Программа
факультативного курса. М., 1992.
61. Сокольникова Э.И. Семья как царство
любви и добра. Хрестоматия для
старшеклассников. Москва-Чебоксары,
1996.
62. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех:
книга для будущих родителей. М., 1987.
63. Субботский Е.В. Как рождается
личность. М., 1978.
64. Сухомлинский В.А. Родительская
педагогика. М., 1978.
65. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.,
1987.
66. Трубецкой Е. Смысл жизни. Берлин, 1922.
67. Ухтомский А.А. Доминанта как фактор
поведения. Собр. соч., М., 1950. Т. 1.
68. Ухтомский А.А. Письма. В кн.: Пути в
незнаемое. М., 1973.
69. Уилки Дж., Уилки Б. Аборт. Вопросы и
ответы. М., 1994.
70. Флоренский П.А. Детям моим.
Воспоминания прошлых дней. М., 1992.
71. Флоренская Т.А. Я — против «Я». М., 1997.
72. Флоренская Т.А. Диалог в
практической психологии. М., 1991.
73. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка -
подросток - девушка. М., 1982.
74. Христианская семья и брак. М., 1992.
75. Ханбиков Я.И. Из истории
педагогической мысли татарского
народа. Казань, 1967.
76. Четвериков С. Путь чистоты. М., 1996.
77. Шмелев И.С. Лето Господне. М., 1996.
78. Янушкявичус Р., Янушкявичене О.
Основы нравственности. Учебник для 9-12
классов. Вильнюс, 1996.
|