№ 2 (3) 1999

  

Русская нравственная традиция в воспитании
Программа по педагогике (теории воспитания)

Т.У. Тучкова,
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики ЛИУУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи с возвращением традиционных культурных ценностей России возникла необходимость понять сущность русских традиций в образовании. Особенно остро встает вопрос о русских традициях в воспитании, так как ранее действовавшая воспитательная система почти разрушена, а взамен ничего фактически не предлагается. Сохраняя уважение к приверженцам воспитательных подходов 20–70-х годов, мы считаем, что им следует глубже познакомиться с воспитательными традициями Святой Руси и дореволюционной России, так как именно там лежат корни отечественной педагогики. Наряду с этой частью учителей многие современные педагоги проявляют интерес к новым системам воспитания, которые создаются сейчас в нашей стране, и к воспитательным подходам, которые применяются в зарубежной педагогике. Этим учителям тоже следует знать историю просвещения и воспитания в России, которая на протяжении тысячелетий была связана с русским менталитетом. Следует задуматься, привьются ли на русской исторической почве нововводимые воспитательные системы. И, наконец, есть учителя, которые являются искренними поборниками возврата к русским традициям, зачастую не имея достаточной информации о них. Все это обусловило актуальность и востребованность данного курса.

Цель курса — осмысление русских воспитательных традиций в контексте современной культуры.

Задачи курса:

— расширение и систематизация знаний о русских нравственных традициях в воспитании на разных этапах исторического развития нашей Родины

— сопоставление русских и западных воспитательных систем

— раскрытие связи русских воспитательных традиций и Православия

— расширение знаний о взглядах выдающихся русских мыслителей на воспитание

— обсуждение возможностей продолжения русских воспитательных традиций в современной школе.

Данный курс рассчитан на школьных учителей всех дисциплин, руководителей школ, методобъединений и других педагогических объединений, работников системы дополнительного образования, ДОУ. Он может быть предложен также воспитателям системы профтехобразования и заинтересованным преподавателям вузов и ссузов. Полный курс включает 36 часов, из них 24 лекционных и 12 семинарных занятий, желательно в форме «круглых столов» с приглашением духовных лиц. Курс может быть сокращен до 12 лекционных часов и носить чисто информативный характер.

Учебно-тематический план на 36 часов

Учебно-тематический план на 12 часов

Краткое содержание изучаемых тем

Тема 1.

Сущность воспитания и роль традиций в воспитании.

Корни слов «образование», «просвещение» и «воспитание», их сущность и взаимосвязь. Воспитание нравственное и воспитание духовное. О двух основных подходах к понятию «духовность». Нравственность и мораль. Воспитание как «питание души». Воспитание как восприятие культуры. Воспитательные традиции и новшества. Воспитательные заветы и системы. Образ жизни и образ мысли. Общественное воспитание и самовоспитание.

Тема 2.

Русские воспитательные традиции в зеркале нашей истории.

Дохристианское воспитание. Идеалы, обряды и порядки.

Воспитание традиции Святой Руси: Православие, добротолюбие, соборность. Грех и добродетель. Православные воспитательные ценности: отцовство, Отечество, Родина, семья, домостроительство, любовь к близким и любовь к ближнему, свобода и закон, трудолюбие как добродетель, нестяжательство, отношение к собственности (свое, чужое), целомудрие, любомудрие, милосердие. Воспитательный смысл хозяйствования, работы на земле. Воспитательный смысл праздников и уклада будней.

Противоречия воспитательных традиций в послепетровской России. Православие, народность, самодержавие как принципы русской жизни и русской педагогики. Неоднозначность их понимания. Двоякое понимание богатства и бедности, власти и подчинения и др. Парные воспитательные принципы: свобода воли и послушничество, самость и соборность, суд и милосердие. «Мера для каждого своя».

Разное воспитание в учебных заведениях разного типа. Проникновение западных воспитательных традиций в русскую педагогику.

Тема 3.

Православная педагогика.

Мировоззрение, научные знания и вера. Святоотеческое наследие о сущности веры (св. апостол Павел, св. Иоанн Златоуст, св. Иоанн Дамаскин, св. Максим Исповедник). Вера и безверие в формировании личности, искание смысла жизни. Нравственное совершенствование как условие духовного развития.

Сущность православного учения и его воспитательная сила. Закон Божий как нравственный закон. Главные добродетели православной христианской жизни: вера, надежда и любовь. Воспитательная роль учения о спасении. Молитва и ее роль в нравственной жизни человека. Таинства Православной Церкви и православные обряды. Смысл церковного богослужения. Православие как воспитание образа мысли и образа жизни. Нравственный подвиг. Покаяние. Суть покаяния. Смысл поста. Воздержание как добродетель.

Духовно-нравственное содержание Нового и Ветхого Заветов (любовь, милосердие, добро как результат труда, цель труда — созидание, а не накопление, притча о талантах, любовь к ближнему, гибель Иуды, Бог есть Любовь). Воспитательный характер притч, заповедей и житийных описаний.

Монашество, старчество, православные святые как воспитатели и руководители. Возрождение страны как результат нравственного возрождения людей.

Православная педагогика В.В. Зеньковского.

Тема 4.

Взгляды русских мыслителей на воспитание.

К.Д. Ушинский о педагогических принципах. Взгляды С.А. Рачинского на воспитание. Е.А. Покровский о физическом воспитании и здоровье. А.Н. Пирогов как педагог. А.А. Мусин-Пушкин о необходимости патриотического и гражданского воспитания. Заветы Н.В. Гоголя педагогам. Д.И. Менделеев о народном просвещении России и воспитании. И.С. Аксаков об отношении между школой и жизнью и общественным воспитанием. Н.В. Сперанский о народной школе. И.В. Киреевский о характере просвещения Европы и его отношение к просвещению России. В.В. Буш о старинном русском воспитании. А.С. Хомяков об общественном воспитании в России.

Педагогические воззрения святых отцов Православной Церкви.

Воспитание у старообрядцев.

Тема 5.

Сопоставление русских и западных воспитательных систем.

Природосообразность воспитания (Дистервег). Воспитание естественными последствиями (Руссо). Воспитательные системы Гордона и Добсона. Вальдорфские школы и школы Монтессори. Школа Бруно Беттельгейма. Школа Саммерхилл — система свободного воспитания. Воспитание по Я. Корчаку. «Свободная школьная община в Виккерсдорфе».

Воспитание в кадетском корпусе, в гимназии К. Мая, воспитательная система сельских школ С.А. Рачинского, школа Е.С. Левицкой в Царском Селе. Воспитание благородных девиц. Современные воспитательные системы.

Воспитание в русской школе, православной гимназии. Попытка возрождения классических гимназий.

Тема 6.

Отношение к русским воспитательным традициям сегодня.

Различные отношения современников к русским воспитательным традициям. Попытки сведения традиций к фольклорному наследию (воспитательный потенциал пословиц, поговорок, сказок, поучений). Понимание неразрывности православной и народной педагогики. Продолжение, или возрождение русских традиций в воспитании. Какие русские воспитательные традиции можно продолжить сегодня и где… Духовно-нравственное воспитание в Раменской СШ № 4 (школьная нравственная среда и созидание духа). Концепция воспитания духовности, целомудрия и альтруизма Л. Болотовой. Факультативы духовно-нравственной направленности для светских общеобразовательных учебных заведений.

Литература

1. Антология педагогической мысли Древней Руси. М., 1985.
2. Антология педагогической мысли России XVIII века. М., 1987.
3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1990.
4. Антология педагогической мысли второй половины XIX – начала XX в. М., 1990.
5. Болотова Л. Концепция воспитания духовности, целомудрия и альтруистического поведения // «Школа Духовности», 1997. № 2.
6. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под. ред. Н.Л. Селивановой. «Педагогическое общество». М., 1998.
7. Ельницкий К.В. Русские педагоги второй половины XIX столетия. СПб., 1984.
8. Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке. Париж, 1960
9. Платонов О.А. Русская цивилизация. «Роман-газета», М., 1995.
10. Программа факультативов духовно-нравственной направленности для светских учебных заведений. Воронеж, 1998.
11. Рачинский С.А. Церковная школа. «Русское обозрение», 1896, № 1, 2, 6, 10.
12. Тучкова Т.У. О двух основных подходах к понятию «духовность» // Сб.: Ребенок, семья, общество: проблемы духовности. Липецк-98.
13. Шадриков В.Д. Духовность и творчество // «Школа духовности». 1997, № 2.

Воронеж, 1999 год.