Преподавание ряда учебных
предметов гуманитарного цикла в
российских школах предполагает
знакомство учащихся с основами
традиционной для нашего Отечества
православной веры, культуры и
нравственности. Об этом убедительно
свидетельствует перечень тех
обязательных знаний, которыми должен
обладать любой выпускник наших
средних учебных заведений. Ниже мы
публикуем (выборочно)
Русская литература
Нравственная, социальная и
историко-культурная проблематика
русской литературы. Человек и его
отношение к обществу, природе; человек
и Бог, преемственность поколений,
человек и время, человек и нация;
духовные поиски, проблема смысла
жизни, идеал человечности.
Произведения,
предназначенные для чтения и изучения:
Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный
странник» (обзорное изучение).
Ф.М. Достоевский. Романы «Преступление
и наказание» или «Идиот».
Мировая художественная
культура
Общее понятие о культуре. Ее
роль в жизни людей и особенности
исторического развития. Искусство и
наука как явления духовной культуры и
как средство познания
действительности. Древнерусское
искусство. Традиционность и
преемственность в искусстве (на
примере своего региона, народа,
субкультуры). Понятия «общечеловеческие
ценности» и «национальное искусство и
культура». Вклад художественной
культуры России в сокровищницу
мировой художественной культуры.
Основы безопасности
жизнедеятельности
Здоровье человека:
индивидуальное и общественное,
духовное и физическое.
История
Верования и искусство
первобытных людей. Язычество. Религии
древнего мира. Буддизм. Иудаизм.
Христианство. Ислам. Культурные
достижения народов Древнего Востока и
античного мира.
Развитие государственности
в средние века. Возникновение и
эволюция государства на Руси (две-три
концепции). Отношения светской и
духовной власти в Западной Европе, в
Византии, на Руси.
Средневековая культура
Руси. Религия и Церковь в
средневековом обществе. Ереси,
религиозные движения. Христианизация
Руси, Православная Церковь.
Религии и церковь в ХХ в.
Религиозные движения.
Обществознание
Духовная культура.
Многообразие культурной жизни.
Сущность морали. Моральный идеал.
Нравственная оценка деятельности.
Религия как феномен культуры. Религия
и мораль. Тенденции духовной жизни
современной России.
География
География мировых религий.
Памятники культуры наиболее крупных
стран мира.
|