№ 1 (1) 1999

  

О некоторых подходах к осуществлению взаимодействия комитета по образованию и воронежской епархии в вопросах нравственного воспитания подрастающего поколения

Епархиальная медико-педагогическая конференция

С.А. Рогачев, кондидат педагогических наук, председатель комитета по образованию администрации Воронежской области, заслуженный учитель России

(доклад на епархиальной медико-педагогической конференции «Образование и духовное здоровье молодежи», июнь 1998 г.)

В сегодняшних условиях система образования остается одним из главных инструментов преодоления духовно-нравственного кризиса общества. Органами управления образованием, педагогическими коллективами образовательных учреждений принимаются меры, исходящие из представлений об определяющем значении духовных ценностей, ориентированные на идею непрерывного образования, на единство педагогической науки и практики, строящейся на принципах целостности (системности) обучения и воспитания и личностно-духовного подхода к образованию.

Мы прекрасно понимаем, что на протяжении многих веков Церковь вела активную работу в области просвещения и образования. Убежден, что в нынешних условиях, возможно, как никогда в истории России, развитие взаимоотношений между школой и религиозными организациями особенно актуально и может быть особенно плодотворным. Это сотрудничество способно содействовать удовлетворению возникшего у учащихся интереса к различным истокам духовной культуры, нравственным ценностям, способствовать воспитанию у школьников тактичного отношения к чувствам верующих. Думается, что это должно дать импульс изменениям и в самой школе, принятию ею концепции человека как высшей духовной ценности нации.

Но мы понимаем, что нет религии вообще, а есть конкретные учения, религиозные направления и организации; пропагандируемые ими ценности и установки носят довольно противоречивый характер. В связи с этим сегодня становится актуальной необходимость показать подрастающему поколению роль христианства и Русской Православной Церкви в историческом и культурном развитии России.

Сотрудничество комитета по образованию администрации Воронежской области и Воронежского епархиального управления в сфере образования и духовного просвещения учащихся в течение последних лет осуществляется в рамках подписанного в 1995 г. соглашения, которым предусмотрено их взаимодействие в организации занятий по истории Отечества, русской литературе, культуре, этике, истории религии, в проведении семинаров, конференций по проблемам возрождения лучших традиций отечественной школы, нравственного воспитания, а также совместных мероприятий, посвященных национальным, историческим и православным праздникам, памятным датам истории и культуры Воронежа и области. Важное место занимает совместная деятельность по повышению квалификации педагогов, ведущих занятия по истории христианства.

Заметную роль, по нашему мнению, в расширении сотрудничества между школой и Церковью должен сыграть подписанный недавно договор между Воронежским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПКиПРО) и Воронежским епархиальным управлением, которым предусматривается развертывание системы духовно-нравственного воспитания, формирование нравственных ценностей личности на основе Православия, что особенно важно в наше непростое время, когда происходит переоценка ценностей и не всегда, к сожалению, в пользу нравственности и морали.

С удовлетворением хочу отметить, что Воронежское епархиальное управление с глубоким пониманием относится к сложной экономической ситуации, в которой находится система образования в настоящее время, и поэтому берет полностью на себя финансирование созданного на основании вышеупомянутого договора Центра духовно-нравственного образования и воспитания при ВОИПКиПРО.

Каковы же, на наш взгляд, дальнейшие пути сближения наших позиций? Это, прежде всего, решение общих задач по нравственному возрождению России, что предполагает, в первую очередь, обеспечение условий для воспитания здоровых в нравственном отношении детей и подростков: совместная деятельность по пропаганде в молодежной среде неприятия наркомании, алкоголизма, преступных проявлений.

Участие молодых людей в деятельности сект тоталитарного типа, сексуальная распущенность, рост числа самоубийств — реалии сегодняшнего дня, и имеют они одну причину: духовную опустошенность. В этой связи представляется, что развитие милосердия, благотворительная деятельность на основе христианских ценностей в союзе с современной педагогической и психологической наукой могли бы сыграть весьма положительную роль как в формировании нравственных норм в молодежной среде, так и в сокращении растущего числа неврозов среди подростков.

Требует наших совместных усилий и решение такой проблемы, как нейтрализация негативного воздействия на детей средств массовой информации, пропагандирующих культ насилия, являющийся одной из основных причин агрессивных проявлений среди подростков.

Не менее важная задача в нашей совместной деятельности — возрождение лучших традиций отечественного образования, которые предполагают личностный подход в обучении, приоритет гуманитарного образования, воспитание не только ума, но и сердца, патриотическое воспитание молодежи, формирование национального самосознания. В России история, культура, образование, медицина и другие сферы государственной и общественной жизни традиционно были тесно связаны с Православием. И национальными идеями России всегда являлись государственность, соборность, Православие.

Комитетом по образованию в настоящее время, исходя из накопленного опыта, рассматриваются возможные варианты организации изучения в образовательных учреждениях области религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, имеющих информативный характер. В некоторых образовательных учреждениях изучаются история религий и другие религиоведческие дисциплины с целью наиболее полного удовлетворения духовных потребностей учащихся.

В этой связи хотел бы указать на некоторые подходы комитета по образованию к проблеме введения этих курсов и дисциплин в школах. Религиозно-познавательные, религиоведческие и религиозно-философские дисциплины могут вводиться в школе за рамками обязательной учебной нагрузки, предусмотренной учебным планом (факультативно), или дополнительно (кружки, клубы, лектории, научные общества учащихся). В то же время такие дисциплины не должны включать совершение религиозных обрядов. Введение названных курсов осуществляется по желанию родителей, и посещение занятий должно иметь для ученика добровольный характер.

Что касается программ по названным дисциплинам, то, на наш взгляд, они должны пройти соответствующую экспертизу с участием научных, педагогических работников, соответствующей службы епархиального управления, общественности. Только после положительной оценки они могут быть рекомендованы образовательному учреждению.

Особую значимость приобретает подготовка кадров. Преподавать в образовательных учреждениях подобные курсы могут только специально подготовленные педагоги. Сертификат о соответствующей подготовке должен выдавать Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Кроме того, если для ведения этих курсов привлекаются представители религиозных объединений, то эти объединения должны иметь зарегистрированный Устав и соответствующую лицензию. Поскольку государство финансирует учебный план образовательного учреждения, целесообразно рассмотреть возможность финансирования преподавания подобных курсов и за счет религиозных объединений или других внебюджетных источников.

Считаю вполне правомерным, что в последние годы набирает силу голос разума в отношении различных сект. Главной причиной распространения сект в молодежной среде, распада семьи, ухода детей от родителей за лжеучителями, деформирования детской психики и, в конечном итоге, лишения общества его полноценных граждан является отсутствие у детей и подростков элементарных знаний об основах православной культуры. И здесь — широкое поле для совместной деятельности школы и Церкви по привитию учащимся иммунитета против различного рода сектантских объединений, которые в последнее время занимают активную позицию по вовлечению молодых людей в свои, часто полупреступные, организации.

Еще одно направление — объединение наших общих усилий в работе с родителями. Все начинается с семьи. Школа может только корректировать то, что заложено родителями в ребенке. Проблемы неполных семей, пьющих родителей или уклоняющихся от своих обязанностей характерны практически для каждой школы. А ведь семья — одна из главных ценностей Православия. Церковь всегда подчеркивала ответственность родителей за воспитание своих детей. Встречи православных священников с родителями в стенах учебного заведения по вопросам семьи, ответственности за воспитание детей, несомненно, сыграли бы положительную роль в решении этой сложнейшей проблемы.

Рассуждая о путях сближения наших подходов в сфере образования и духовного просвещения школьников, подчеркну, что речь не идет о насаждении веры в светской системе образования. Но учащиеся имеют право и должны быть знакомы с историей, культурой и нравственностью своего народа, который тысячелетие был неотделим от Православия.

Реализация изложенных путей решения рассматриваемой проблемы сближения наших позиций могла бы быть осуществлена, по нашему мнению, совместными усилиями комитета по образованию и Воронежского епархиального управления по следующим направлениям:

1. Корректировка всех учебных программ системы образования области с ориентацией на духовно-нравственное развитие личности ребенка на основе христианских принципов.

2. Ознакомление детей в ходе изучения курса отечественной истории с историей Русской Православной Церкви, тесно связанной с прошлым нашего Отечества.

3. Ознакомление учащихся с произведениями духовной поэзии и прозы через призму отечественной культуры на уроках русской литературы.

4. Расширение в школах области факультатива по религиоведению с обязательным включением тем, характеризующих опасную деятельность тоталитарных сект, действующих на территории Воронежской области. При этом к преподаванию религиоведения следует привлекать учителей, имеющих соответствующий допуск ВОИПКиПРО и Воронежского епархиального управления.

5. Разработка маршрутов экскурсий для учащихся и педагогов по местам духовной истории Воронежа и области.

6. Систематическое ознакомление педагогов учебных заведений области с деятельностью опасных сектантских объединений, действующих в регионе, по вовлечению в них молодежи.

7. Разработка и введение спецкурса «История Русской Православной Церкви» для учителей истории и спецкурса «История русской духовной литературы» для учителей-словесников, проходящих курсы повышения квалификации в ВОИПКиПРО.

Воронеж, 1999 год.