Епархиальная медико-педагогическая
конференция
С.А. Рогачев, кондидат
педагогических наук, председатель
комитета по образованию администрации
Воронежской области, заслуженный
учитель России
(доклад на епархиальной
медико-педагогической конференции «Образование
и духовное здоровье молодежи», июнь 1998
г.)
В сегодняшних условиях
система образования остается одним из
главных инструментов преодоления
духовно-нравственного кризиса
общества. Органами управления
образованием, педагогическими
коллективами образовательных
учреждений принимаются меры,
исходящие из представлений об
определяющем значении духовных
ценностей, ориентированные на идею
непрерывного образования, на единство
педагогической науки и практики,
строящейся на принципах целостности (системности)
обучения и воспитания и личностно-духовного
подхода к образованию.
Мы прекрасно понимаем, что
на протяжении многих веков Церковь
вела активную работу в области
просвещения и образования. Убежден,
что в нынешних условиях, возможно, как
никогда в истории России, развитие
взаимоотношений между школой и
религиозными организациями особенно
актуально и может быть особенно
плодотворным. Это сотрудничество
способно содействовать
удовлетворению возникшего у учащихся
интереса к различным истокам духовной
культуры, нравственным ценностям,
способствовать воспитанию у
школьников тактичного отношения к
чувствам верующих. Думается, что это
должно дать импульс изменениям и в
самой школе, принятию ею концепции
человека как высшей духовной ценности
нации.
Но мы понимаем, что нет
религии вообще, а есть конкретные
учения, религиозные направления и
организации; пропагандируемые ими
ценности и установки носят довольно
противоречивый характер. В связи с
этим сегодня становится актуальной
необходимость показать подрастающему
поколению роль христианства и Русской
Православной Церкви в историческом и
культурном развитии России.
Сотрудничество комитета по
образованию администрации
Воронежской области и Воронежского
епархиального управления в сфере
образования и духовного просвещения
учащихся в течение последних лет
осуществляется в рамках подписанного
в 1995 г. соглашения, которым
предусмотрено их взаимодействие в
организации занятий по истории
Отечества, русской литературе,
культуре, этике, истории религии, в
проведении семинаров, конференций по
проблемам возрождения лучших
традиций отечественной школы,
нравственного воспитания, а также
совместных мероприятий, посвященных
национальным, историческим и
православным праздникам, памятным
датам истории и культуры Воронежа и
области. Важное место занимает
совместная деятельность по повышению
квалификации педагогов, ведущих
занятия по истории христианства.
Заметную роль, по нашему
мнению, в расширении сотрудничества
между школой и Церковью должен
сыграть подписанный недавно договор
между Воронежским областным
институтом повышения квалификации и
переподготовки работников
образования (ВОИПКиПРО) и Воронежским
епархиальным управлением, которым
предусматривается развертывание
системы духовно-нравственного
воспитания, формирование
нравственных ценностей личности на
основе Православия, что особенно
важно в наше непростое время, когда
происходит переоценка ценностей и не
всегда, к сожалению, в пользу
нравственности и морали.
С удовлетворением хочу
отметить, что Воронежское
епархиальное управление с глубоким
пониманием относится к сложной
экономической ситуации, в которой
находится система образования в
настоящее время, и поэтому берет
полностью на себя финансирование
созданного на основании
вышеупомянутого договора Центра
духовно-нравственного образования и
воспитания при ВОИПКиПРО.
Каковы же, на наш взгляд,
дальнейшие пути сближения наших
позиций? Это, прежде всего, решение
общих задач по нравственному
возрождению России, что предполагает,
в первую очередь, обеспечение условий
для воспитания здоровых в
нравственном отношении детей и
подростков: совместная деятельность
по пропаганде в молодежной среде
неприятия наркомании, алкоголизма,
преступных проявлений.
Участие молодых людей в
деятельности сект тоталитарного типа,
сексуальная распущенность, рост числа
самоубийств — реалии сегодняшнего
дня, и имеют они одну причину: духовную
опустошенность. В этой связи
представляется, что развитие
милосердия, благотворительная
деятельность на основе христианских
ценностей в союзе с современной
педагогической и психологической
наукой могли бы сыграть весьма
положительную роль как в формировании
нравственных норм в молодежной среде,
так и в сокращении растущего числа
неврозов среди подростков.
Требует наших совместных
усилий и решение такой проблемы, как
нейтрализация негативного
воздействия на детей средств массовой
информации, пропагандирующих культ
насилия, являющийся одной из основных
причин агрессивных проявлений среди
подростков.
Не менее важная задача в
нашей совместной деятельности —
возрождение лучших традиций
отечественного образования, которые
предполагают личностный подход в
обучении, приоритет гуманитарного
образования, воспитание не только ума,
но и сердца, патриотическое
воспитание молодежи, формирование
национального самосознания. В России
история, культура, образование,
медицина и другие сферы
государственной и общественной жизни
традиционно были тесно связаны с
Православием. И национальными идеями
России всегда являлись
государственность, соборность,
Православие.
Комитетом по образованию в
настоящее время, исходя из
накопленного опыта, рассматриваются
возможные варианты организации
изучения в образовательных
учреждениях области религиозно-познавательных,
религиоведческих и религиозно-философских
дисциплин, имеющих информативный
характер. В некоторых образовательных
учреждениях изучаются история
религий и другие религиоведческие
дисциплины с целью наиболее полного
удовлетворения духовных потребностей
учащихся.
В этой связи хотел бы
указать на некоторые подходы комитета
по образованию к проблеме введения
этих курсов и дисциплин в школах.
Религиозно-познавательные,
религиоведческие и религиозно-философские
дисциплины могут вводиться в школе за
рамками обязательной учебной
нагрузки, предусмотренной учебным
планом (факультативно), или
дополнительно (кружки, клубы, лектории,
научные общества учащихся). В то же
время такие дисциплины не должны
включать совершение религиозных
обрядов. Введение названных курсов
осуществляется по желанию родителей,
и посещение занятий должно иметь для
ученика добровольный характер.
Что касается программ по
названным дисциплинам, то, на наш
взгляд, они должны пройти
соответствующую экспертизу с
участием научных, педагогических
работников, соответствующей службы
епархиального управления,
общественности. Только после
положительной оценки они могут быть
рекомендованы образовательному
учреждению.
Особую значимость
приобретает подготовка кадров.
Преподавать в образовательных
учреждениях подобные курсы могут
только специально подготовленные
педагоги. Сертификат о
соответствующей подготовке должен
выдавать Воронежский областной
институт повышения квалификации и
переподготовки работников
образования.
Кроме того, если для ведения
этих курсов привлекаются
представители религиозных
объединений, то эти объединения
должны иметь зарегистрированный
Устав и соответствующую лицензию.
Поскольку государство финансирует
учебный план образовательного
учреждения, целесообразно
рассмотреть возможность
финансирования преподавания подобных
курсов и за счет религиозных
объединений или других внебюджетных
источников.
Считаю вполне правомерным,
что в последние годы набирает силу
голос разума в отношении различных
сект. Главной причиной
распространения сект в молодежной
среде, распада семьи, ухода детей от
родителей за лжеучителями,
деформирования детской психики и, в
конечном итоге, лишения общества его
полноценных граждан является
отсутствие у детей и подростков
элементарных знаний об основах
православной культуры. И здесь —
широкое поле для совместной
деятельности школы и Церкви по
привитию учащимся иммунитета против
различного рода сектантских
объединений, которые в последнее
время занимают активную позицию по
вовлечению молодых людей в свои, часто
полупреступные, организации.
Еще одно направление —
объединение наших общих усилий в
работе с родителями. Все начинается с
семьи. Школа может только
корректировать то, что заложено
родителями в ребенке. Проблемы
неполных семей, пьющих родителей или
уклоняющихся от своих обязанностей
характерны практически для каждой
школы. А ведь семья — одна из главных
ценностей Православия. Церковь всегда
подчеркивала ответственность
родителей за воспитание своих детей.
Встречи православных священников с
родителями в стенах учебного
заведения по вопросам семьи,
ответственности за воспитание детей,
несомненно, сыграли бы положительную
роль в решении этой сложнейшей
проблемы.
Рассуждая о путях сближения
наших подходов в сфере образования и
духовного просвещения школьников,
подчеркну, что речь не идет о
насаждении веры в светской системе
образования. Но учащиеся имеют право и
должны быть знакомы с историей,
культурой и нравственностью своего
народа, который тысячелетие был
неотделим от Православия.
Реализация изложенных
путей решения рассматриваемой
проблемы сближения наших позиций
могла бы быть осуществлена, по нашему
мнению, совместными усилиями комитета
по образованию и Воронежского
епархиального управления по
следующим направлениям:
1. Корректировка всех
учебных программ системы образования
области с ориентацией на духовно-нравственное
развитие личности ребенка на основе
христианских принципов.
2. Ознакомление детей в ходе
изучения курса отечественной истории
с историей Русской Православной
Церкви, тесно связанной с прошлым
нашего Отечества.
3. Ознакомление учащихся с
произведениями духовной поэзии и
прозы через призму отечественной
культуры на уроках русской литературы.
4. Расширение в школах
области факультатива по
религиоведению с обязательным
включением тем, характеризующих
опасную деятельность тоталитарных
сект, действующих на территории
Воронежской области. При этом к
преподаванию религиоведения следует
привлекать учителей, имеющих
соответствующий допуск ВОИПКиПРО и
Воронежского епархиального
управления.
5. Разработка маршрутов
экскурсий для учащихся и педагогов по
местам духовной истории Воронежа и
области.
6. Систематическое
ознакомление педагогов учебных
заведений области с деятельностью
опасных сектантских объединений,
действующих в регионе, по вовлечению в
них молодежи.
7. Разработка и введение
спецкурса «История Русской
Православной Церкви» для учителей
истории и спецкурса «История русской
духовной литературы» для учителей-словесников,
проходящих курсы повышения
квалификации в ВОИПКиПРО.
|