№ 1 (1) 1999

  

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В ПРЕДДВЕРИИ 2000-летия РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
(доклад на секции «Православие и воспитание детей в семье и школе»)

А.К. Бруднов,
начальник Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации

Уважаемые коллеги!

Позвольте, прежде всего, поприветствовать вас в стенах Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Мы, работники данного министерства, являемся свидетелями восхождения Рождествен- ских чтений от первых к седьмым. Это действительно восхождение, потому что, открывая наши Рождественские чтения, Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ и все выступающие говорили о том, что мы все продвигаемся в нашем представлении о месте и роли Православия в общественной жизни, культуре, а тем более в образовании. Для тех, кто наблюдает эволюцию этих встреч, было чрезвычайно радостно слышать из уст первого лица в образовании В.М. Филиппова те слова, которые здесь, в этом зале, неоднократно произносились в предшествующие годы. Но прав наш народ в своей мудрости, когда говорит о том, что «вода камень точит». Наконец-то мы услышали от наших руководителей те мысли, те подходы, без которых действительно не представляем себе будущее российского образования, воспитания подрастающего поколения как в образовательных учреждениях, так и в обществе, семье, повсюду.

Секция наша называется «Православие и воспитание детей в семье и школе». Я, конечно, прежде всего, озабочен состоянием дел в образовательных учреждениях, и наша задача в этом году — сделать достаточно серьезный шаг от общих слов, как говорят ученые, к технологии, методу, методикам.

В июне 1999 г. коллегия министерства рассмотрит вопросы об основных направлениях развития воспитания в системе образования. Мы надеемся, что уже в феврале начнет свою работу консультационный совет при министре по вопросам воспитания. Совет обсудит те направления, которые мы должны будем наполнить конкретным содержанием как деятельности министерства, так и субъектов Федерации, администрации образовательных учреждений и педагогических коллективов, начиная от дошкольных учреждений до учебных заведений профессионального образования всех уровней.

Над чем мы сегодня работаем и о чем думаем? Прежде всего, об объединении наших усилий. Я имею в виду усилия государственного управления образованием с общественной инициативой, с общественными устремлениями. Совсем недавно министерством подписан договор и программа совместной деятельности с Центром преподобного Серафима Саровского. Программа посвящается воспитанию детей и юношества в преддверии Рождества Христова. Программа, к которой присоединяется Министерство культуры, определяет целый ряд мероприятий как светского, так и религиозного характера. Я думаю, что мы с вами прекрасно понимаем, насколько деликатна тема духовного воспитания. В образовательном светском учебном заведении мы должны следовать букве закона, не преступать закон совести. Никому и ничего навязать невозможно. Мы должны создать такие условия, при которых у ребенка, у его семьи была бы возможность выбрать то, что ближе их культурной традиции, их религиозной ориентации. Государство наше многонационально, и в одном классе сегодня находятся дети разных национальностей, разных вероисповеданий. И в условиях класса, конечно, как в условиях некоей, будем говорить, несвободы, в которую попал ребенок, вести работу в том или ином направлении, связанном с духовностью, с философией той или иной религии, не представляется возможным. Но вот в системе дополнительного образования детей такая работа может быть и уже сегодня ведется. На прошлогодних Рождественских чтениях я говорил о том, что мы уже имеем ряд сертифицированных образовательных программ. Хотелось бы подчеркнуть, что когда мы говорим об образовательной программе, то не сводим ее только к учебной работе. Имеется в виду широкий спектр задач и, прежде всего, задач воспитания и дополнительного образования — как личностно ориентированного. В таком подходе к образованию приоритет отдается воспитанию. До 80 процентов содержания этого образовательного процесса — работа самого ребенка совместно со сверстниками, педагогами и, как мы надеемся, с родителями. Бесспорно, от того, что происходит в семье, как родители относятся к своему ребенку, как они помогают образовательному учреждению, зависит успех всей работы. Мы разделяем мнение нашего соотечественника, педагога-христианина К.Д. Ушинского, о том, что первым учителем ребенку должен быть его родитель. Однако, как было справедливо отмечено при открытии нашей секции, многие традиции семейного православного воспитания утрачены. И наша задача как раз и заключается в том, чтобы помочь особенно молодым родителям, начинающим со своими детьми тернистый путь воспитания, развития, восхождения, вооружить их методами, методиками. Вот почему мы говорим о том, что необходимо организовать дополнительное образование детей совместно с родителями. Семье нужно помогать, и миссия образования — я в этом глубоко уверен — помогать возрождению семьи. Не надо ее пинать, не надо говорить, какая она плохая, ей надо помогать становиться лучше. И это, прежде всего, задача дополнительного образования.

Мне бы хотелось подчеркнуть, что открытия современной науки говорят нам о том, что до 80 процентов поведения человека определяется на генетическом уровне. Эти данные молекулярной генетики сегодня известны. Недавно в газете «Новые известия» директор института молекулярной генетики, академик Смирнов, подробно писал об этом. Даже предрасположенность человека к новшествам определяется на генетическом уровне. Но значит ли это, что влияние общества, социальных институтов, образования на воспитательный процесс незначительны? Ничего подобного! Как раз такая ситуация говорит о необходимости повышения роли всех социальных структур в работе с человеком, помощи человеку в его становлении и развитии.

Другие данные науки говорят о том, что слово, не только произнесенное, но и услышанное, серьезнейшим образом влияет на молекулярное состояние человека. И вы знаете (удивительнейшее дело!), молитвенное слово добавляет силу молекулам. И это доказано научно! Слова хулительные, нецензурные, сквернословие угнетают биофизическое поле молекул, то есть научно подтверждается библейская истина о значении слова. Сегодня вновь и вновь нужно доказывать, объяснять, казалось бы, очевидное, проверенное веками. Наше сознание настолько исковеркано, столько в него привнесено инородного, что необходимо повсеместно направлять родителей, педагогов, администраторов и политиков к азбучным духовным истинам. И то, что православная вера — не опиум, а путь к спасению, об этом тоже нужно говорить. Я радуюсь, что научные данные такого рода публикуются. И если действительно наше сознание сформировалось, как нас убеждали, на научном основании и наше образование строится на науке, то наука как раз и говорит, что отношение человека к вере, к слову Божиему — во благо, а не во вред. Когда я дискутирую с воинствующими атеистами (к счастью, их становится все меньше, и я вместе с вами порадовался той договоренности, которая достигнута между министром образования и Патриархом о создании совместной комиссии по освобождению содержания нашего образования от воинствующего атеизма), я всегда говорю, что среди наших великих соотечественников, гордости нашей науки, были великие умы (химики, физиологи, физики), люди глубоко верующие. Им вера не только не мешала, а помогала делать открытия, потому что верующий человек — цельная натура, он быстрее находит дорогу к истине.

Поэтому, уважаемые коллеги, я глубоко убежден в том, что в содержание воспитания наших детей должны возвращаться те забытые, а в настоящее время научно обоснованные истины православной педагогики.

Вот почему при нашем участии, при нашей поддержке совместно с отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата проводится целая серия различных семинаров и конференций. Ближайшая конференция состоится в Новокузнецке. Она рассмотрит проблемы православной педагогики и гуманизации воспитания. Подобная конференция пройдет и в Рязани. Надо сказать, и месяца не проходит, чтобы мы в управлении не получали приглашения на такие конференции, которые организуются совместно органами управления образованием и епископальными управлениями Церкви.

В будущем году в Суздале мы проведем конференцию, которая рассмотрит вопросы взаимодействия христианства и образования. Ученые разных направлений (и философы, и теологи, и психологи, и педагоги) попытаются объективно ответить на вопрос о влиянии христианства на развитие педагогической мысли. И мы думаем, что рекомендации этой конференции будут чрезвычайно полезны для просвещения не только педагогической общественности, но и политических кругов, которым сегодня предстоит решать, каким будет наше образование в перспективе. У нас запланирован ряд практических мероприятий, которые включают детей, подростков, молодежь в творческую работу, краеведческие, поисковые мероприятия в связи с 2000-летием Рождества Христова. Мы объявили конкурс детских хоров, исполняющих народную и духовную музыку. Из победителей этого конкурса будет создан единый детский Рождественский хор »Благовест», который в дни Рождества Христова проедет по Золотому кольцу России и выступит перед детской и взрослой аудиториями. Мы объявили конкурс образовательных программ, пособий, средств обучения, связанных с проблематикой духовного воспитания, просвещения в области христианской истории. Мы приглашаем всех вас принять участие в этом конкурсе. Жюри будет состоять из представителей Министерства образования, Российской академии образования, специалистов Свято-Тихоновского богословского института, специалистов Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Договоренность об этой совместной работе у нас уже имеется. В журнале «Воспитание школьника» (1999, № 1) вы можете подробно ознакомиться с программой, которую мы готовим к 2000-летию Рождества Христова.

Завершая выступление, хочу отметить, что мы не сторонники «мероприятивной» педагогики. Я глубоко убежден в том, что никакие мероприятия не раскроют глубины и существа проблемы воспитания. Я не раз расспрашивал свою маму, которая училась в церковно-приходской школе, закончила всего три класса, но мне помогала делать уроки до седьмого класса, как их учили преподаватели. Она мне всегда повторяла: «Нас учитель любил!». Мама всегда говорила: когда ребенка любят, он многое постигает. Когда мы сегодня работаем над концептуальными положениями о воспитании в нашей общеобразовательной школе, мы, прежде всего, думаем о тех условиях, которые создают атмосферу доверия к педагогам со стороны детей, где бы педагоги любили своих воспитанников, где бы путь к истине освещался взаимопониманием, открытостью. И чтобы вопросы совести были вопросами, регулируемыми не администрацией, а выбором личности.

Вот почему и раньше, и сейчас мы говорим, что дополнительное образование, которое должно быть представлено в каждом образовательном учреждении, обязано стать тем пространством, на котором произойдет не только встреча, но и примирение светского и духовного воспитания. И светское воспитание от этого объединения только приобретет, и все мы только выиграем, потому что действительно, когда мы говорим о возрождении России, о ее подъеме, мы должны иметь в виду, что направление этого возрождения проходит через тех детей, которые сегодня сидят за партами, находятся в детских дошкольных учреждениях. Будущее России в наших детях. И что мы нашим детям сегодня передадим, что заложим в них, такой Россия и будет завтра.

Мы бы очень хотели, чтобы наши дети входили в XXI век и строили нашу Россию, вглядываясь в те корни, от которых они происходят, и возвращали в души свои Слово Божие, воспитывались на традициях Православия, и чтобы педагоги становились более просвещенными, понимая, что в Православии не зло, а добро. И хотелось бы еще раз пожелать всем нам успехов, терпения и терпимости в трудном деле воспитания.

Воронеж, 1999 год.