начальник Управления
воспитания и дополнительного
образования детей и молодежи Министерства
общего и профессионального
образования Российской Федерации
Уважаемые коллеги!
Позвольте, прежде всего,
поприветствовать вас в стенах
Министерства общего и
профессионального образования
Российской Федерации. Мы, работники
данного министерства, являемся
свидетелями восхождения Рождествен-
ских чтений от первых к седьмым. Это
действительно восхождение, потому что,
открывая наши Рождественские чтения,
Патриарх Московский и всея Руси
АЛЕКСИЙ и все выступающие говорили о
том, что мы все продвигаемся в нашем
представлении о месте и роли
Православия в общественной жизни,
культуре, а тем более в образовании.
Для тех, кто наблюдает эволюцию этих
встреч, было чрезвычайно радостно
слышать из уст первого лица в
образовании В.М. Филиппова те слова,
которые здесь, в этом зале,
неоднократно произносились в
предшествующие годы. Но прав наш народ
в своей мудрости, когда говорит о том,
что «вода камень точит». Наконец-то мы
услышали от наших руководителей те
мысли, те подходы, без которых
действительно не представляем себе
будущее российского образования,
воспитания подрастающего поколения
как в образовательных учреждениях,
так и в обществе, семье, повсюду.
Секция наша называется «Православие
и воспитание детей в семье и школе». Я,
конечно, прежде всего, озабочен
состоянием дел в образовательных
учреждениях, и наша задача в этом году
— сделать достаточно серьезный шаг от
общих слов, как говорят ученые, к
технологии, методу, методикам.
В июне 1999 г. коллегия
министерства рассмотрит вопросы об
основных направлениях развития
воспитания в системе образования. Мы
надеемся, что уже в феврале начнет
свою работу консультационный совет
при министре по вопросам воспитания.
Совет обсудит те направления, которые
мы должны будем наполнить конкретным
содержанием как деятельности
министерства, так и субъектов
Федерации, администрации
образовательных учреждений и
педагогических коллективов, начиная
от дошкольных учреждений до учебных
заведений профессионального
образования всех уровней.
Над чем мы сегодня работаем
и о чем думаем? Прежде всего, об
объединении наших усилий. Я имею в
виду усилия государственного
управления образованием с
общественной инициативой, с
общественными устремлениями. Совсем
недавно министерством подписан
договор и программа совместной
деятельности с Центром преподобного
Серафима Саровского. Программа
посвящается воспитанию детей и
юношества в преддверии Рождества
Христова. Программа, к которой
присоединяется Министерство культуры,
определяет целый ряд мероприятий как
светского, так и религиозного
характера. Я думаю, что мы с вами
прекрасно понимаем, насколько
деликатна тема духовного воспитания.
В образовательном светском учебном
заведении мы должны следовать букве
закона, не преступать закон совести.
Никому и ничего навязать невозможно.
Мы должны создать такие условия, при
которых у ребенка, у его семьи была бы
возможность выбрать то, что ближе их
культурной традиции, их религиозной
ориентации. Государство наше
многонационально, и в одном классе
сегодня находятся дети разных
национальностей, разных
вероисповеданий. И в условиях класса,
конечно, как в условиях некоей, будем
говорить, несвободы, в которую попал
ребенок, вести работу в том или ином
направлении, связанном с духовностью,
с философией той или иной религии, не
представляется возможным. Но вот в
системе дополнительного образования
детей такая работа может быть и уже
сегодня ведется. На прошлогодних
Рождественских чтениях я говорил о
том, что мы уже имеем ряд
сертифицированных образовательных
программ. Хотелось бы подчеркнуть, что
когда мы говорим об образовательной
программе, то не сводим ее только к
учебной работе. Имеется в виду широкий
спектр задач и, прежде всего, задач
воспитания и дополнительного
образования — как личностно
ориентированного. В таком подходе к
образованию приоритет отдается
воспитанию. До 80 процентов содержания
этого образовательного процесса —
работа самого ребенка совместно со
сверстниками, педагогами и, как мы
надеемся, с родителями. Бесспорно, от
того, что происходит в семье, как
родители относятся к своему ребенку,
как они помогают образовательному
учреждению, зависит успех всей работы.
Мы разделяем мнение нашего
соотечественника, педагога-христианина
К.Д. Ушинского, о том, что первым
учителем ребенку должен быть его
родитель. Однако, как было справедливо
отмечено при открытии нашей секции,
многие традиции семейного
православного воспитания утрачены. И
наша задача как раз и заключается в
том, чтобы помочь особенно молодым
родителям, начинающим со своими
детьми тернистый путь воспитания,
развития, восхождения, вооружить их
методами, методиками. Вот почему мы
говорим о том, что необходимо
организовать дополнительное
образование детей совместно с
родителями. Семье нужно помогать, и
миссия образования — я в этом глубоко
уверен — помогать возрождению семьи.
Не надо ее пинать, не надо говорить,
какая она плохая, ей надо помогать
становиться лучше. И это, прежде всего,
задача дополнительного образования.
Мне бы хотелось подчеркнуть,
что открытия современной науки
говорят нам о том, что до 80 процентов
поведения человека определяется на
генетическом уровне. Эти данные
молекулярной генетики сегодня
известны. Недавно в газете «Новые
известия» директор института
молекулярной генетики, академик
Смирнов, подробно писал об этом. Даже
предрасположенность человека к
новшествам определяется на
генетическом уровне. Но значит ли это,
что влияние общества, социальных
институтов, образования на
воспитательный процесс незначительны?
Ничего подобного! Как раз такая
ситуация говорит о необходимости
повышения роли всех социальных
структур в работе с человеком, помощи
человеку в его становлении и развитии.
Другие данные науки говорят
о том, что слово, не только
произнесенное, но и услышанное,
серьезнейшим образом влияет на
молекулярное состояние человека. И вы
знаете (удивительнейшее дело!),
молитвенное слово добавляет силу
молекулам. И это доказано научно!
Слова хулительные, нецензурные,
сквернословие угнетают биофизическое
поле молекул, то есть научно
подтверждается библейская истина о
значении слова. Сегодня вновь и вновь
нужно доказывать, объяснять, казалось
бы, очевидное, проверенное веками.
Наше сознание настолько исковеркано,
столько в него привнесено инородного,
что необходимо повсеместно
направлять родителей, педагогов,
администраторов и политиков к
азбучным духовным истинам. И то, что
православная вера — не опиум, а путь к
спасению, об этом тоже нужно говорить.
Я радуюсь, что научные данные такого
рода публикуются. И если
действительно наше сознание
сформировалось, как нас убеждали, на
научном основании и наше образование
строится на науке, то наука как раз и
говорит, что отношение человека к вере,
к слову Божиему — во благо, а не во
вред. Когда я дискутирую с
воинствующими атеистами (к счастью, их
становится все меньше, и я вместе с
вами порадовался той договоренности,
которая достигнута между министром
образования и Патриархом о создании
совместной комиссии по освобождению
содержания нашего образования от
воинствующего атеизма), я всегда
говорю, что среди наших великих
соотечественников, гордости нашей
науки, были великие умы (химики,
физиологи, физики), люди глубоко
верующие. Им вера не только не мешала,
а помогала делать открытия, потому что
верующий человек — цельная натура, он
быстрее находит дорогу к истине.
Поэтому, уважаемые коллеги,
я глубоко убежден в том, что в
содержание воспитания наших детей
должны возвращаться те забытые, а в
настоящее время научно обоснованные
истины православной педагогики.
Вот почему при нашем
участии, при нашей поддержке
совместно с отделом религиозного
образования и катехизации
Московского Патриархата проводится
целая серия различных семинаров и
конференций. Ближайшая конференция
состоится в Новокузнецке. Она
рассмотрит проблемы православной
педагогики и гуманизации воспитания.
Подобная конференция пройдет и в
Рязани. Надо сказать, и месяца не
проходит, чтобы мы в управлении не
получали приглашения на такие
конференции, которые организуются
совместно органами управления
образованием и епископальными
управлениями Церкви.
В будущем году в Суздале мы
проведем конференцию, которая
рассмотрит вопросы взаимодействия
христианства и образования. Ученые
разных направлений (и философы, и
теологи, и психологи, и педагоги)
попытаются объективно ответить на
вопрос о влиянии христианства на
развитие педагогической мысли. И мы
думаем, что рекомендации этой
конференции будут чрезвычайно
полезны для просвещения не только
педагогической общественности, но и
политических кругов, которым сегодня
предстоит решать, каким будет наше
образование в перспективе. У нас
запланирован ряд практических
мероприятий, которые включают детей,
подростков, молодежь в творческую
работу, краеведческие, поисковые
мероприятия в связи с 2000-летием
Рождества Христова. Мы объявили
конкурс детских хоров, исполняющих
народную и духовную музыку. Из
победителей этого конкурса будет
создан единый детский Рождественский
хор »Благовест», который в дни
Рождества Христова проедет по
Золотому кольцу России и выступит
перед детской и взрослой аудиториями.
Мы объявили конкурс образовательных
программ, пособий, средств обучения,
связанных с проблематикой духовного
воспитания, просвещения в области
христианской истории. Мы приглашаем
всех вас принять участие в этом
конкурсе. Жюри будет состоять из
представителей Министерства
образования, Российской академии
образования, специалистов Свято-Тихоновского
богословского института,
специалистов Синодального отдела
религиозного образования и
катехизации. Договоренность об этой
совместной работе у нас уже имеется. В
журнале «Воспитание школьника» (1999, №
1) вы можете подробно ознакомиться с
программой, которую мы готовим к 2000-летию
Рождества Христова.
Завершая выступление, хочу
отметить, что мы не сторонники «мероприятивной»
педагогики. Я глубоко убежден в том,
что никакие мероприятия не раскроют
глубины и существа проблемы
воспитания. Я не раз расспрашивал свою
маму, которая училась в церковно-приходской
школе, закончила всего три класса, но
мне помогала делать уроки до седьмого
класса, как их учили преподаватели.
Она мне всегда повторяла: «Нас учитель
любил!». Мама всегда говорила: когда
ребенка любят, он многое постигает.
Когда мы сегодня работаем над
концептуальными положениями о
воспитании в нашей
общеобразовательной школе, мы, прежде
всего, думаем о тех условиях, которые
создают атмосферу доверия к педагогам
со стороны детей, где бы педагоги
любили своих воспитанников, где бы
путь к истине освещался
взаимопониманием, открытостью. И
чтобы вопросы совести были вопросами,
регулируемыми не администрацией, а
выбором личности.
Вот почему и раньше, и
сейчас мы говорим, что дополнительное
образование, которое должно быть
представлено в каждом
образовательном учреждении, обязано
стать тем пространством, на котором
произойдет не только встреча, но и
примирение светского и духовного
воспитания. И светское воспитание от
этого объединения только приобретет,
и все мы только выиграем, потому что
действительно, когда мы говорим о
возрождении России, о ее подъеме, мы
должны иметь в виду, что направление
этого возрождения проходит через тех
детей, которые сегодня сидят за
партами, находятся в детских
дошкольных учреждениях. Будущее
России в наших детях. И что мы нашим
детям сегодня передадим, что заложим в
них, такой Россия и будет завтра.
Мы бы очень хотели, чтобы
наши дети входили в XXI век и строили
нашу Россию, вглядываясь в те корни, от
которых они происходят, и возвращали в
души свои Слово Божие, воспитывались
на традициях Православия, и чтобы
педагоги становились более
просвещенными, понимая, что в
Православии не зло, а добро. И хотелось
бы еще раз пожелать всем нам успехов,
терпения и терпимости в трудном деле
воспитания.
|