Сказку можно использовать на
уроке словесности в начальных классах.
При работе с текстом учителю следует
обратить внимание на смысловое
значение сторон света. Семена
необходимо было посадить на рассвете,
помолившись, обратившись на Восток: с
Востока приходит свет, на Восток
обращены алтари православных храмов.
Кроме того, учителю необходимо
объяснить детям следующую мысль:
непослушание породило зло. В связи с
этим можно вспомнить историю о
грехопадении первых людей. В чем была
главная причина их проступка перед
Богом?
При чтении описания «волшебных
цветов» важно, чтобы ученики сами
назвали добродетели и придумали
соответствующие им прекрасные
растения, нарисовав их дома.
Хотелось бы научить детей
находить соответствие между
конкретным грехом и конкретной
добродетелью (например, чтобы вырос
цветок трудолюбия, нужно избавиться
от лени, а цветку правды мешает сорняк
лжи и т. д.).
Автор намеренно оставил
сказку без завершения, дав
возможность нашим учащимся самим
додумать ее конец и прийти к мысли, что
только с Божией помощью душа
человеческая может стяжать
добродетели.
Л.И. Романова,
педагог, сотрудник отдела
религиозного образования
Жил на свете мудрец. Он
очень любил людей и огорчался, когда
они совершали дурные поступки.
Захотел мудрец помочь людям
исправиться и для этого вымолил у
Господа дар совершать чудеса.
И вырастил он тогда
необыкновенный сад с волшебными
цветами. Каждый цветок обладал особым
ароматом, вдохнув который человек
приобретал одну из добродетелей.
Белый цветок дарил человеку смирение,
голубой цветок — послушание, желтый
цветок — трудолюбие, всего и не
перечислишь. Особенно сильный и
приятный аромат был у красного цветка
любви. Каждый день на рассвете сеял
мудрец семена цветов и молился не
только устами, но и чистым своим
сердцем.
В сад приходили люди, щедрый
и добрый хозяин одаривал их цветами.
По-разному люди обращались с ними:
одни лелеяли цветы, ухаживали за ними,
и вместе с цветами расцветала их душа,
другие забывали о подарке, цветы
засыхали от равнодушия вместе с
душами тех людей, у которых они жили.
Состарился мудрец, трудно
ему стало работать в волшебном саду, и
взял он себе ученика. Однажды мудрец
позвал ученика и сказал: «Вот тебе
семена волшебных цветов, посади их на
рассвете с молитвой и благоговением».
Взял тот семена и пошел в сад. Солнце
уходило на запад, и деревья уже
отбрасывали длинные тени. «Зачем мне
ждать рассвета, — подумал юноша, —
зачем исполнять причуды старого
человека? Сделаю поскорее работу и
займусь своими делами». Поспешно
побросал он семена в землю, поглядывая
на запад вслед уходящему солнцу, и
ушел, оставив их под покровом
надвигающейся тьмы.
Утром золотая заря
разбудила сад. Мудрец закончил свою
утреннюю молитву и позвал ученика. «Выполнил
ли ты мою просьбу?» — тихо спросил он,
печально глядя на юношу. «Да, отче», —
был ответ. «Пойдем же посмотрим, что ты
посеял.» Они пошли в сокровенный
уголок сада, и юноша вскрикнул от
ужаса: безобразные ядовитые растения
с шипами и колючками взошли из
посеянных им семян. «Что это, отче? Ты
перепутал семена?» — воскликнул
ученик. «Нет, дитя мое, твое
непослушание взрастило эти цветы зла (
так уже было когда-то в жизни первых
людей). Посмотри: вот фиолетовый
цветок своеволия, острая колючка
зависти, серый мох лени, — всего не
перечислишь. Но самый безобразный —
черный цветок гордыни». «Я вырву с
корнем всю эту нечисть!» — воскликнул
ученик. «Этого мало, — возразил
учитель. — Мой сад не должен быть
пустым. Трудись и молись, может быть,
Господь смилуется над нами. Помни:
только тогда вырастут прекрасные
цветы, когда ты украсишь свое сердце
добродетелями».
Ушел мудрец, а юный ученик
остался трудиться над грядками,
поливая потом и слезами землю, вырывая
тернии и сажая на их место новые
семена с надеждой и верой, что когда-нибудь
вновь зацветут волшебные цветы.