Православная педагогика
В настоящее время в кругах
педагогической общественности
ведутся оживленные дискуссии по
поводу того, существует ли такая
педагогика, как православная; если да,
то чем она отличается от светской и
что у них общего. Чтобы ответить на эти
и подобные вопросы, мы открываем
рубрику «Православная педагогика»,
где намерены публиковать труды святых
отцов Церкви , а также статьи
современных авторов. В настоящем номере
«Православного образовательного
вестника» уважаемый читатель прочтет
мысли великого подвижника веры и
учителя Церкви Иоанна Златоуста о
воспитании детей (обращенные к
родителям в IV в., но не утратившие
актуальности и в конце второго
тысячелетия ) и отрывок из книги,
изданной Ростовской епархией, «В
помощь православному катехизатору» о
принципах православной педагогики.
Святитель ИОАНН ЗЛАТОУСТ
Прошу вас и умоляю,
возлюбленные, будем иметь большое
попечение о наших детях и всячески
заботиться о спасении их души.
Подражайте блаженному Иову, который,
даже опасаясь прегрешений их в
помышлении, приносил за них жертвы и
проявлял о них большую заботливость;
подражайте Аврааму, который тоже
хлопотал не о деньгах и имениях, но о
божественных законах, каким бы
образом передать сохранение их
невредимо потомкам. И когда Давид
умирал, то он вместо великого
наследства, призвав своего сына,
внушал то же и обстоятельно говорил,
что если захочешь, дитя, жить по
законам Божиим, то ничего с тобою
неожиданного не случится, все дела
потекут у тебя по желанию и большою
будешь ты наслаждаться безопасностью;
если же ты отпадешь от этой помощи, то
никакой пользы не будет тебе от
царства и от этой великой власти. Ведь
если благочестие отсутствует, то и те
сокровища, какие есть, погибают с
опасностью и крайним позором…
Поэтому родителям следует думать не о
том, как бы сделать детей богатыми
серебром и золотом, а о том, как бы они
стали всех богаче благочестием,
мудростью и стяжанием добродетели —
как бы они не имели надобности во
многом, как бы не увлеклись житейскими
и юношескими пожеланиями… А что
многие из родителей многое терпят из-за
детей, так это оттого, что не хотят
посечь, образумить словами и огорчить
своих беспутно и противозаконно
живущих сыновей, почему им и
приходится нередко видеть, как те
попадают в крайние беды, приводятся в
судилище и отдаются палачам на
усечение (головы). Действительно,
когда сам ты не воспитываешь, когда
сам не умудряешь, то он,
присоединившись к негодным и
испорченным людям, приобщившись к ним
в пороке, приводится под действие
общественных законов и наказывается
на виду у всех; а после казни наступает
еще больший позор… Чем ты в конце
концов оправдаешься? Не предоставил
ли Я, сказано будет тебе (Богом), дитяти
жить с тобою с самого начала? Я
поставил тебя над ним (дитятей) в
качестве учителя, наставника, опекуна
и начальника — всю власть над ним не
отдал ли Я в твои руки? Не повелел ли Я
его, такого нежного, обрабатывать и
упорядочивать? Какое же ты получишь
оправдание, если с беспечностью
смотрел на его прыжки? Что ты скажешь?
Что он разнуздан и неукротим? Но тебе
нужно было глядеть на все это сначала
— обуздывать его, когда он был молод и
доступен узде; тщательно его приучать,
направлять к должному, укрощать его
душевные порывы, когда он был
восприимчивее к воздействию; сорную
траву тогда нужно было исторгать,
когда возраст был нежнее и исторгнуть
можно было легче, — вот тогда бы
оставленные без внимания страсти не
усилились и не сделались
неисправимыми.
…Подобно тому, как кто-нибудь
не может рассчитывать на оправдание и
снисхождение в собственных грехах,
так и родители — в грехах детей. Те
отцы, которые не заботятся о
благопристойности и скромности детей,
бывают детоубийцами, и жесточе
детоубийц, поскольку здесь дело идет о
погибели и смерти души. Поэтому,
подобно тому, как ты видишь лошадь,
несущуюся к пропасти, ты набрасываешь
на уста ее узду, с силою поднимаешь ее
на дыбы, нередко и бьешь — что, правда,
составляет наказание, но ведь
наказание — это мать спасения, — так
точно поступай и с детьми твоими, если
они погрешают: связывай грешника, пока
не умилостивишь Бога; не оставляй его
развязанным, чтобы ему еще более не
быть связану гневом Божиим. Если ты
свяжешь, Бог затем не свяжет; если же
не свяжешь, то его ожидают невыразимые
цепи.
О тщеславии и о том, как
должно родителям воспитывать детей
…Как только дитя родилось,
отец измышляет все, что можно, не с тем,
чтобы упорядочить его жизнь, но чтобы
его украсить и облачить в золотые
украшения и одежды. Что же ты делаешь,
человек? Пожалуйста, носи это сам,
зачем же ты и ребенка, который не
вкусил еще этого безумия,
воспитываешь в нем? Чего ради одеваешь
ему на шею украшение? Нужен
добросовестный воспитатель, который
наставлял бы ребенка, а не золото. И
волосы ему отпускаешь сзади, на манер
девочки, делая мальчика женоподобным
и ослабляя его природную крепость, с
самого начала превращая его в
любителя излишеств и убеждая
стремиться к неразумному. Зачем
устраиваешь ты против него сильнейший
заговор, зачем заставляешь пленяться
телесным?
Многие, может быть, будут
смеяться над сказанным, как над
ничтожными вещами. Не ничтожны эти
вещи, но, напротив, очень значимы.
Девушка, в материнских покоях
приученная увлекаться женскими
украшениями, когда покинет отеческий
дом, будет злонравна и тяжела для
супруга своего и требовательна более,
нежели сборщики податей. Я уже говорил
вам, что если зло становится
трудноискоренимым, то это потому, что
никто не заботится о детях, никто не
говорит им о девстве, о благоразумии, о
презрении к богатствам и славе, о том,
что возвещено в Писании.
Итак, если, начиная с первой
поры детства, дети будут лишены
учителей, кем они станут? Ибо, если
некоторые, с рождения своего из чрева
выкармливаемые и до старости
воспитываемые, не исправились, то тот,
кто с начала жизни своей приучен к
таким вещам, чего чудовищного он
только не сотворит! Теперь же каждый
прилагает все усилия к тому, чтобы
выучить своих детей ремеслам, наукам и
красноречию, и никто не заботится о
том, чтобы украшать их душу.
Не перестану я просить и
умолять о том, чтобы прежде всех наших
дел позаботиться о наставлении детей.
Ибо, если боишься за ребенка, докажи
это - и не останешься без воздаяния.
Слушай, что говорит Павел: «Если
пребудет в вере и любви и в святости с
целомудрием» (1 Тим. 2, 15). И даже если ты
знаешь за собой тысячу зол, знай, что
есть для тебя от грехов твоих и некое
утешение. Воспитай борца для Христа!
Не о том говорю, чтобы ты отвратил его
от брака, послал в пустыню и
подготовил к принятию монашеской
жизни, не это говорю. Хотел бы и этого и
всех молил бы принять это звание, но,
если кажется оно обременительным, не
принуждаю к тому. Воспитай борца для
Христа и с детского возраста его,
пребывающего в мире, приучи быть
богобоязненным.
Если в не окрепшей еще душе
запечатлены будут благие учения,
никто не сможет их изгладить, когда
она затвердеет подобно тому, что
бывает с восковой печатью. Ты имеешь в
нем существо еще робкое, дрожащее,
боящееся и взгляда, и слова, всего,
чего угодно: используй власть над ним
для того, что должно. Ты первый
воспользуешься благими плодами, если
будешь иметь хорошего сына, а затем —
Бог. Для себя ты трудишься.
Каждый из вас — отцов и
матерей — подобно художникам, с
великой тщательностью украшающим
изображения и статуи, пусть заботится
и о своих удивительных произведениях.
Ибо живописцы, каждый день ставя
картину перед собой, покрывают ее
красками, стремясь к тому, что должно.
Так же поступают и каменотесы, убирая
лишнее и добавляя недостающее. Так и
вы, подобно делающим статуи,
используйте для этого все имеющееся у
вас время, делая для Бога статуи,
достойные восхищения: лишнее убирайте,
а то, чего недостает, добавляйте и
внимательно наблюдайте их всякий день,
какое от природы есть у них дарование
— чтобы его умножить, какой
недостаток — чтобы его устранить. И с
особенным тщанием изгоняйте от них
всякий повод к распущенности, ибо
склонность к этому более всего вредна
душам юных. Лучше всего, прежде чем он
успеет изведать этого, приучи его быть
трезвым , побеждать сон, бодрствовать
на молитве, все слова и дела свои
отмечать знаком Креста.
(Продолжение в следующем
номере)
|