№ 1 (1) 1999

  

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II

На Седьмых Рождественских чтениях

Уважаемые участники, дорогие братья и сестры!

Приветствую всех вас, собравшихся в этом зале тружеников великого и святого дела, возделывателей неоглядной нивы православного образования.

Не только Русь, весь мир находится на переломном рубеже. И от того, возродится ли истинная живая вера в сердцах людских, может быть, как никогда прежде зависит судьба человеческого рода. Жизненно важны для человечества и нормальная экономика, и передовые технологии, и фундаментальная наука, расширяющая горизонты знаний, и искусство, приносящее радость и красоту в нашу повседневную жизнь. Но сами по себе они не обладают той спасительной, животворящей, одухотворяющей силой, без которой не может существовать мир. «В Боге спасение мое и слава моя, — возглашал еще царь-псалмопевец, — крепость силы моей и упование мое в Боге» (Пс. 61, 8). Именно ради спасения каждой души живой, всей стенающей и страдающей твари вочеловечился Господь, Альфа и Омега, начало и конец всего сущего. Все попытки вывести человечество из тупика, забыв о Боге, бесперспективны и утопичны. Нас, людей двадцатого века, переживших чудовищные катаклизмы нетерпимости и жестокости невиданных прежде масштабов, не нужно убеждать долго, к чему эти попытки могут привести на деле. Спасение мира и полнота жизни возможны только через Господа нашего Иисуса Христа, только во Христе Спасителе.

Все ближе подходим мы к великой годовщине — 2000-летию Пресветлого Рождества Христова. Дата эта имеет поистине вселенское значение. Именно христианство оказалось способным преодолеть заколдованный круг логических лабиринтов и тупиков. Учение, проповедующее о воскресении «Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23), стало поворотной точкой в истории мира. Жертвенный подвиг Искупителя мира и жизнеутверждающее учение Христово дали новую основу и семье, и нравственности, и искусству, и науке. Новые ценности легли в основание цивилизации.

Переменилась и суть подхода к познанию мира. Знание перестало быть только игрой ума и стало предельно серьезным и важным делом, запечатлев свет спасения. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными», — сказал Господь (Ин. 8, 32). Именно эта свобода вывела человека из его родовой замкнутости, открыла ему других людей и его самого, привела его к подлинному прорыву, к реалиям и сверхреалиям, к неисчерпаемой бесконечности Божественной жизни.

Не отвержение культурных богатств прошлого, но духовное осмысление и преображение его было важнейшей доминантой святоотеческой мысли. Задача усвоения и осмысления культурного достояния человечества стоит перед нами и сегодня. Особенно это относится к наследию русской и европейской культуры и цивилизации. По первоистокам своим они несомненно христианские и даже в отступлении от духовных корней нередко несут в себе скрытый христианский смысл и подтекст и не могут быть вполне поняты вне этого. Православие, даже если православные люди иногда и оставались малым стадом, было, есть и всегда будет великой духовной традицией, и его мировоззрение и миропонимание не может быть сведено к той или иной сектантской узости и самозамкнутости.

Православие не может остаться собой, сокровищницей истинной веры, если утратит свою вселенскую полноту, масштаб и размах своей проповеди миру, благожелательность и открытость всем людям, преображающую мир силу, данную апостолам по благодати Святаго Духа. Слова Спасителя: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19) — не утратили и никогда не утратят своей актуальности.

Православное образование как часть нашей миссии сегодня прежде всего призвано выявить и возродить образ Божий, живущий в душе. Оно всегда исходило из поразительной открытости подлинной реальности, жизни во Христе. В основу отношения учителя и учеников в христианских школах были положены отношения Господа нашего Иисуса Христа с апостолами: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» (Ин. 13, 35). В православных монастырях, которые на протяжении веков были важнейшими центрами духовного образования и культуры, передача знания никогда не была делом отвлеченным, не была отделена от развития навыков благочестия и воспитания христианских добродетелей. Не погоня за знаниями самими по себе, за информацией, как говорят сегодня, а формирование человека, цельной и целомудренной, нравственной личности было главнейшей задачей образования. Конечно же, и сегодня такое образование жизненно необходимо. Общество сейчас особенно нуждается в людях, способных на жертвенный подвиг во имя любви к Богу и людям.

Именно христианство открыло в человеке личность. Древний дохристианский мир ее не знал. Когда, скажем, приверженцы культов ведут речь о Боге, их слова только внешним образом, лишь по наружности совпадают с нашими. Ведь для них Высшее начало — всего лишь безличное сознание или же некая сила, связывающая вселенную воедино.

Жизнь во Христе и ее конечная цель — обожение человека не имеет ничего общего с человекобожием, обожествлением человеком своей самости. На этом принципе основываются многие древние и современные магические культы.

Навязчивая идея секуляризации, воспринятая от эпохи «просвещения», все еще, к сожалению, продолжает владеть умами, однако бесплодность ее становится все более очевидной. Нельзя уложить жизнь в прокрустово ложе и механически разделить жизненные сферы. Невозможно отделить от веры, являющейся глубинной основой жизни, человеческое сердце. Даже сам атеизм (отрицание существования Бога) всегда являлся лишь замаскированной религией человекобожия, идол которой требовал и требует все новых и новых жертв. Осознание этого часто приходит слишком поздно.

Именно обожествление человека ведет к опасной духовной подмене. Культ человекобога оборачивается культом антихриста, восставшего на Бога, антипода Христа, претендующего на роль «спасителя» человечества. Мы наблюдали это в истории человечества не раз.

Открытие христианством личности в человеке коренным образом переменило пути человеческой истории. Каждый человек бесконечно ценен и важен, уникален и неповторим, послан Богом на дело, которого за него никто другой не может исполнить и не исполнит. «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» — вопрошает святой апостол Павел (1 Кор. 6, 15). «Христос, будучи Богом, — говорит святитель Григорий Богослов, — Начальником Жизни, превысшим века, всегда всецелым Образом бессмертного Отца, принял образ раба, вкусил смерть, вторично встретил жизнь, чтобы от рабства и от уз смерти избавить меня, возвращающегося к лучшей жизни». Раб был для древнего мира только вещью. В рабском виде предстает Господь, возвышая раба до Себя.

Увидев в каждом человеке уникальную индивидуальность, неистребимый никакими испытаниями и унижениями образ Божий, высоко оценив достоинство опыта страданий, именно христианство сумело объединить вокруг себя все жизнеспособное в древнем мире и одолеть его системный кризис, приведший к падению Рима. Не пора ли нынешнему миру в полной мере вспомнить о той великой синтезирующей, исцеляющей и возрождающей силе, которую таит в себе Откровение Божие?

История человечества вовсе не сводится к бесконечной цепи жестоких войн и смен общественных формаций, вечной алчбе богатых и ненависти бедных, лабиринту, из которого нет выхода. Жизнь людей уже две тысячи лет неотделима от присутствия Христова. Мы не можем даже себе представить мира без Христа и Его Церкви. Каждый день церковного календаря мы славим святых, людей, пожертвовавших собою Богу и ближним, ставших для нас небесными путеводными светилами.

Сегодня, на пороге нового тысячелетия, мы нуждаемся в ясном и отчетливом осмыслении христианского вклада и христианского импульса в человеческую историю, науку, культуру, искусство, социальную жизнь. Необходимо и живое осознание огромного опыта страдания, пережитого за последние столетия человеческой душой, отступавшей от Бога и все-таки всегда стремившейся возвратиться к Нему. Мы будем продолжать оставаться в тупике безнадежности без основательного выявления подлинных корней апостасии, отступничества различных слоев общества, особенно образованных, от веры. Нужно разрушить стену непонимания и отчуждения, вырастающую между человеком и Богом.

Осознаем ли мы в полной мере преображающее влияние христианства на человеческую историю после пришествия Сына Божия в мир? Сколь многие общественные институты — бесплатные школы, больницы, социальные учреждения, такие как общества Красного Креста, приюты, дома престарелых — вызваны к жизни Церковью. Монастыри были источниками народной грамотности, в них создавались летописи, и, соблюдая идущую от Самого Христа традицию, они безвозмездно кормили голодных во времена народных бедствий, помогали больным во времена массовых эпидемий.

Во многие тупики забрел современный мир, презревший спасительное имя Христово. И не стоит обманываться. Затяжной российский кризис вполне может оказаться всего лишь прелюдией надвигающегося глобального кризиса.

Но нет никакой безысходности — неисчерпаемо милосердие Божие. Настоящий выход для человечества давно найден. О нем свидетельствуют сонмы святых, сподобившихся достичь реального участия в Божественной жизни, в неоскудевающей жизни вечной. Выход этот тот же, что и две тысячи лет назад. Он в обретении спасительного общения со Христом. Спасение в Церкви Божией, которую Христос не оставлял ни на миг, врата которой открыты для всех, для каждой души живой. Обращение ко Христу всем сердцем и всеми помышлениями своими — подвиг, и подвиг очень трудный, однако в Нем же неизбывная сила, великое обновление всех наших сил. «Христос есть ипостасная и сущая Истина, — сказал преподобный Макарий Египетский, — и без этой Истины невозможно ни познать истину, ни спастись».

Именно в ответ на огромную духовную жажду человечества пришел Христос, Сын Божий, давший нам живую воду спасения. Запутавшиеся в своих грехах, не уверенные в себе самих, ослабленные грехом, жаждущие исцеления, — мы узнаем самих себя в людях двухтысячелетней давности, разве только мы стали еще более немощными, еще более нуждающимися в духовном врачевании.

Страшны плоды отступничества. Законы духовной жизни непреложны. Если в душе нет сознания святыни, в ней утверждается мерзость запустения. Потому-то даже в развлечениях современного человека больше нет детской радости и увлеченности. Скорее он пытается отвлечься, уйти от главного и важнейшего, убежать от Бога и самого себя. Не достает ему сердечной чистоты, целомудрия, открытости и отзывчивости. Больно ранят душу почти не сознаваемые ею самою обломки святынь, сокровенно живущие в ней. Тысячелетняя традиция никуда не делась. Великий опыт поколений стучится в сердце.

Сын Божий основал на земле Церковь — духовную врачебницу для всех нуждающихся в помощи и спасении. Но Святое Причастие — это не просто средство к исцелению, которое можно найти в духовной аптеке и исцелиться, как думают некоторые. Это преображение всей жизни. Однако для такого преображения надо иметь веру и волю евангельских больных, жаждущих прикосновения Христова. Жизнь во Христе — это вседневное следование подвигу Христову, восшествие на Голгофу, на Крест. Только сопричастие Христу, сослужение Своему Творцу и исполненное любви отношение к людям, милование всякой твари живой, бережное и рачительное хранение сокровищ сада земного способны возвысить человека, сделать его достойным своего призвания.

Именно в ответ на вопль исстрадавшегося человечества Создатель посылает на землю Своего Единородного Сына. Восставить падшее человечество, дать истинный образец жизни, излечить раздробленную грехом душу, уцеломудрить ее, возвысить до Божества, соединить с Собою — такова цель пришествия Христова.

«Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5, 4). Посрамлен грех. Немощное человеческое естество воспринято в полное общение Божие. Воистину единый есть Спаситель Христос в средине времен, однажды и навсегда водрузивший Крест Свой Честный во спасение всего человеческого рода. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8).

Не отступил еще от нас Господь, не исчезла еще святая православная вера, но среди испытаний она очищается, дабы воссиять. Сонм новомучеников Российских свидетельствует об этом и предстательствует о нас перед престолом Всемогущего Бога. Да воскреснет же в наших сердцах Господь, и да расточатся силою Его все враги Христовы и обстояния вражии.

Две тысячи лет — великий срок. Много тяжелейших испытаний перенесла и переносит Церковь Божия. Но не померкли, не омрачились, не запятнались ризы ее, по-прежнему светло сияют они. И ныне, и присно, и во веки веков всякую душу живую призывает к Себе Христос:

«Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11, 28–30).

Воронеж, 1999 год.