главная

Проблемы церковной реформы в публицистике Д.В. Скрынченко


Проблемы совершенствования, обновления церковной жизни были весьма актуальны в начале
XX века. В это время в России многие осознавали необходимость модернизации как общества,
так и государства. Нуждалась в реформах и Русская Православная Церковь.

Симбиоз Церкви и государства делал первую заложницей монархии, хотя, конечно, определенные возможности для самостоятельного маневра у Православия оставались. В начале века на страницах русской прессы открылась дискуссия о необходимости церковной реформы и ее возможных пределах. Так, известный религиозный публицист А.Папков сформулировал вопросы, которые были поставлены временем: "почему ослабла и заглохла наша церковно-общественная жизнь" и "есть ли в православном обществе силы и как их направить для возрождения того церковно-общественного строя, без которого истинно христианская народная жизнь невозможна?" Вопросы церковной реформы занимают значительное место в публицистике Дмитрия Васильевича Скрынченко (1874-1947). Получив духовное воспитание сначала в Воронежской духовной семинарии, а затем в Казанской духовной академии и будучи выходцем из семьи церковнослужителя, Д.В.Скрынченко знал изнутри жизнь Православной Церкви.

В декабре 1903 года он получил назначение в Минскую духовную семинарию, где в течение почти 9 лет преподавал историю. Служба по духовному ведомству столкнула его с кризисными явлениями как в самой Православной Церкви, так и в системе духовного образования.

Весьма активно включился Д.В.Скрынченко в дискуссию о совершенствовании церковной жизни. 26 сентября 1904 года в Минской духовной семинарии он выступил с актовой речью "Общемировое призвание России и в связи с ним задачи западнорусских семинарий". Отталкиваясь от славянофильской идеи об особой духовной миссии России и несколько раз цитируя Ф.М.Достоевского, Скрынченко говорил о том, что Россия - духовная владычица мира, что вытекает из того, что главным фактором русской жизни является нравственная потребность. "Выдвигаю этот фактор русской души, - говорил он, - потому что он слишком ярко проникает в русскую жизнь, так ярко, как ни у одного народа в мире". Тяжелая, порой беспросветная жизнь людей в России, вечная неудовлетворенность жизнью, как полагал Скрынченко, подвигает русского человека на нравственные и религиозные искания. "Потребность религиозная, - отмечал он далее, - является новым первостепенным фактором русской жизни, ни в каком другом народе не проявляющаяся так рельефно и так устойчиво".

Какие же задачи стояли перед православными семинариями, по мнению Д.В.Скрынченко? Главная задача - "подготовлять людей, способных быть пастырями и служителями Церкви". Чтобы достичь этого, семинаристы "должны проникнуться началами нашей православной веры, народности и государственности, а потом эти начала развивать в сознании тех, кому вы будете служить". Обращаясь к студентам семинарии, Д.В.Скрынченко говорил: ":в душе своей и в душе западнорусского народа вы должны вырабатывать сознание необходимости объединения славянских народностей под знаменем России, объединения не в смысле политического подчинения, например, сербов России, : а объединения духовного, такого, при котором каждая славянская ветвь жила бы сознанием своего единства и нераздельного родства с могучим славянским организмом - Россией".

Для достижения этих целей будущие пастыри должны были не только просвещать народ, но воспитывать в нем веру и самоуважение, нести ему воспитанную Православием и вскормленную русской историей любовь. Только тогда, подчеркивал Д.В.Скрынченко, "Россия скажет миру новое слово - она возвратит миру забытого им Христа". Таким образом, миссия духовных семинарий заключалась в создании духовенства как просвещенного, высоконравственного и идейного сословия. По мысли Д.Скрынченко, именно духовенство, действующее при поддержке государства, могло стать проводником и одновременно социальной опорой возможных преобразований. Позже он вспоминал: "Речь моя, напечатанная в "Епархиальных ведомостях" и отмеченная печатью, имела лично для меня значение: вскоре я был назначен редактором "Епархиальных ведомостей":

Столь резкому по тем временам выступлению молодого преподавателя способствовала прежде всего политическая ситуация в Западном крае. Д.В.Скрынченко был убежден, что интегрировать его в имперский организм следует, усиливая православное влияние и улучшая подготовку пастырей. Выступление его весьма симптоматично. Само стремление увязать жизнь духовных семинарий с широкомасштабными задачами говорит о том, что, на взгляд Д.В.Скрынченко, семинарии не осознают и не выполняют своего предназначения, оторвавшись от контекста происходящих процессов.

1 сентября 1905 года "Минские епархиальные ведомости" напечатали обращение к читателям, написанное Д.Скрынченко как новым редактором. Прежде всего, он обращался к православному духовенству как к "руководителю громадного большинства русского народа". О чем оно должно говорить людям? Д.Скрынченко следующим образом обозначил самые жгучие темы времени: "веротерпимость, народное представительство, война и мир". Окончание русско-японской войны, завершившейся подписанием весьма неприятного мира, произвело на Д.Скрынченко горькое впечатление. "Трудно, тягостно переживать подобный мир, - писал он, - в прошлом одни недочеты, прорехи, поражения и злостная насмешка заграничных всеумников, а в будущем : как жить на позорище развалин, кровавых пепелищ?" Задачу духовенства в этой ситуации он видел в том, что оно должно "внушать сынам России, что настала пора кипучей работы над собой : на началах Православия, самодержавия и народности, которые образовали русское государство и сделали его могучей Россией". Поэтому духовенству следует "вырабатывать национальное самосознание бодрое, полное веры в себя".

Д.В.Скрынченко представлялось, что стоит по-разумному приложить знаменитую формулу графа С.Уварова к российской действительности, как появится долгожданный результат. В это время охранительный консерватизм еще не позволял ему сомневаться в действенности триады "официальной народности". Это было симптомом того, что государственная идеология не содержала комплекса идей и принципов, нацеленных на постоянное и продуманное реформирование общества и государства, что оборачивалось разочарованием мыслящих людей, а также стремлением найти виноватых в неудачах. В Минской губернии, где наряду с белорусами и русскими проживали евреи и исповедовавшие католицизм поляки, это приводило к обостренному восприятию национального вопроса, к стремлению возложить ответственность за неудачи и просчеты на представителей других этносов.

Изменение роли духовенства Д.В.Скрынченко усматривал в его возможном влиянии на работу Государственной Думы. Он отчетливо осознавал, что Россия - крестьянская страна, поэтому позиция крестьянских представителей в Государственной Думе будет иметь первостепенное значение. Но как поведет себя крестьянин в высшем представительном органе? Не станет ли он "в положение безгласного, подчиняясь тому, что скажут господа". Чтобы этого не случилось, свое веское слово должно сказать духовенство: "внушить избранным в Думу, что они должны делать государево дело и дело Святой Руси".

Он полагал, что в выборах в Государственную Думу основную роль должно сыграть приходское духовенство, в чем он усматривал гражданскую роль православных пастырей, которые могут и должны стать духовными руководителями крестьянства. Сельскому духовенству следует, "никого не страшась и свято помня заветы и задачи Родины, научить крестьян, как им действовать в Государственной Думе". По сути дела, он предлагал пастырям сыграть "роль честных порядочных русских граждан, прекрасно сознающих свое призвание и назначение своей Родины". Трудно дать однозначный ответ, были ли готовы священнослужители к выполнению подобной политической миссии, скорее всего, нет. Большинство сельских пастырей были далеки от политики, многие рассматривали Думу как сомнительное заведение, прок от которого неочевиден, а возможные беды легко предсказуемы.

 Следует отметить, что Д.В.Скрынченко видел в Православной Церкви не только политическую силу, но прежде всего социальную. Не увидев в Государственной Думе сил, способных решать социальные проблемы, он полагал, что их может решить Церковь. Он писал, что "только в ней одной находится ключ к устроению новой, лучшей, чуждой рабства, жизни". Решение социальных проблем, по мысли Д.В.Скрынченко, должно начаться с прихода, который следует сделать "хорошо сплоченной церковной организацией". Ему представлялось, что Церковь должна развивать приходскую благотворительность, для чего не следует жалеть церковных богатств. "Пусть откроются наши храмы и монастыри и изнесут свои сокровища на кормление умирающих с голода. : Пусть предстоятели Церкви возвышают свой сильный голос за восстановление попранных человеческих прав и отношений".

Особенно укрепление авторитета Православия и воспитание православных пастырей Д.В.Скрынченко увязывал с назревшей реформой духовных семинарий. В том, что духовное образование находится в кризисе, сомнений ни у кого, кажется, не было. Историк Русской Церкви пишет, что "недовольство положением, существовавшим в духовной школе, было всеобщим". Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал, что "духовные школы к началу XX века по существу перестали быть "кузницей" священнических кадров. Для детей духовенства, которые в большинстве своем и учились в семинариях, это был лишь более дешевый способ получения образования". По его оценке, из выпускников духовных семинарий в пастыри шло не более 10-15% выпускников. По данным С.Л.Фирсова, на одного представителя белого духовенства приходилось 820 мирян, что было явно мало для окормления десятков миллионов православных. Поэтому вопрос о подготовке церковных кадров был одним из наиболее актуальных и требовал от властей серьезного внимания к системе духовного образования.

Семинаристы оказались одним из самых радикальных элементов в среде образованной молодежи. О причинах подобных умонастроений писал в воспоминаниях митрополит Евлогий (Георгиевский): "В семинариях революционно настроенная молодежь развивалась из ощущений социальной несправедливости, воспринятых в детстве. Забитость, униженное положение отцов сказывались бунтарским протестом в детях". В своем большинстве семинаристы были выходцами из среды сельского духовенства, при этом религиозное воспитание развивало в них острое чувство несправедливости. К тому же единственным путем получения образования для них было поступление в духовное училище и затем в семинарию. Поэтому значительная часть семинаристов не имела симпатии к духовному призванию.

К началу XX века ряд положений, регламентировавших жизнь духовной школы, устарел. Из-за стремления начальства неукоснительно соблюдать их в духовных учебных заведениях вспыхивали бунты. Подобное событие произошло в Минской духовной семинарии, состояние которой было далеким от идеала. Синодальная проверка, проводившаяся в 1905 году, вскрыла ряд серьезных недостатков. Само семинарское здание требовало ремонта и содержалось в небрежении, в казенном корпусе отсутствовала правильная вентиляция, что отрицательно сказывалось на здоровье воспитанников. Содержание учеников было найдено посредственным, иногда поступали жалобы на скудную пищу, а скатерти и салфетки были грязными даже при ревизоре. Недостаточным было отопление семинарских помещений. 14 февраля 1905 года в Минской духовной семинарии вспыхнул бунт, перешедший в погром, в результате которого учебный процесс был прерван на три месяца. Недовольство учеников семинарскими порядками было и ранее, но особенно оно возросло после рождественских каникул, когда для учеников был ограничен отпуск в город, при этом время отпуска было сокращено. Естественной реакцией молодых людей на столь непонятные ограничения стала "самоволка". Тогда ректор семинарии архимандрит Николай (Орлов) стал сам высматривать самовольно гулявших в городе учеников. Естественно, слежка взбудоражила семинаристов. Бунту также способствовало еще и то, что накануне несколько раз в семинарию являлся какой-то революционер и вел беседу с учениками (как это выяснилось позже), а из Владимирской семинарии пришло "воззвание", которое призывало учеников подняться на борьбу против существующего порядка. Непосредственным поводом к бунту послужило исключение за плохое поведение одного семинариста.

14 февраля после проводов своего исключенного друга-бунтаря многие ученики были пьяны. Они стали бить стекла и тушить лампы. Всего в бунте участвовало около 100 человек. Бунтари громили все на своем пути. Вызванные городовые и полиция не могли пробраться в здание, так как входные двери были закрыты изнутри, а на окнах, по-видимому, были решетки. Были полностью разгромлены канцелярия, мебель, квартира ректора, разбит телефон, а в здании семинарии начался пожар. Из-за разбитого телефона пожарных вызвать не удалось, кто-то из учащихся стал звонить в семинарский колокол. Около 23.00 к семинарии прибыли епископ Михаил (Темнорусов), ректор, губернатор и полицмейстер. Общежитие было оцеплено. В итоге учеба в семинарии была прервана на три месяца, исключили около 100 человек. Ректор архимандрит Николай (Орлов) за свою административную "малоопытность" был переведен в Костромскую духовную семинарию. Отголоском событий в семинарии стала манифестация учащейся молодежи 19 февраля того же года, которая имела связь "с забастовкой в здании духовной семинарии".

Будучи осведомлен о причинах бунта, Д.Скрынченко активно включился в дискуссию об обновлении семинарской жизни. Духовные учебные заведения "были так придушены, что дышать стало нечем, - писал он. - У семинаристов и академистов (студентов духовных академий. - В.К.) отняли доступ в светские учебные заведения; для этого сократили программу общеобразовательных предметов, ввели много ненужных предметов, непригодных в жизни, преградили доступ к службе гражданской и т.п. Все подобные меры и породили страшный дух недовольства среди питомцев школы, приведший последнюю к полному распаду". Церковно-бюрократическая традиция замалчивать назревшие жизненные вопросы возмутила его. "Если все так благополучно в семинариях, то почему же в них имеют место разные беспорядки, бунты, погромы, ставшие почти хроническими", - спрашивал он.

Собственно, идея реформы духовных семинарий родилась в годы обер-прокурорства графа Дм.Толстого (1865-1880). План реформ заключался в том, чтобы превратить семинарии в общеобразовательные гимназии с усиленным преподаванием богословских дисциплин по сравнению с обычными гимназиями. Эти учреждения предназначались для детей духовенства, причем без обязательства со стороны выпускников идти дальше в богословские учебные заведения. Те же, кто желал продолжить духовное образование, принимались в специальные богословские четырехлетние институты. В них могли поступать также и выпускники обычных гимназий, а выпускники церковных гимназий получали право поступать в университеты.

Этот план принят не был, вся реформа свелась к усилению преподавания богословских дисциплин в старших классах семинарий, выпускники которых все же получили право поступать в университеты. Однако в 1879 году доступ в университеты был закрыт (за исключением Варшавского, Дерптского и Томского), а дети духовенства принимались в семинарии только с обязательством принять сан после окончания. Можно утверждать, что деятельность К.П.Победоносцева на посту обер-прокурора Синода (1880-1905) заложила тенденцию неприятия реформ вообще. По категорическому мнению историка Православной Церкви, К.П.Победоносцев "остановил развитие Церкви на 25 лет своего обер-прокурорства, поставив Церковь и духовенство в особо невыгодное положение в быстро развивающемся обществе".

Окончание следует