25 ноября 2005 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий
выступил в Москве
в Российском государственном социальном университете с докладом
"Социальное служение -
путь к спасению и цель социальной стратегии".
Социальное служение столь же многогранно, как и сама жизнь. Оно вмещает
в себя и служение одному-единственному человеку, который сегодня, сейчас
нуждается именно в твоей помощи, и служение множеству страждущих. В этом
случае социальное служение становится или частью социальной работы,
которая требует квалификации, опыта и личного призвания, или, если
взглянуть на проблему еще шире, частью общенациональной и даже
международной социальной политики.
Причем такая политика не исключает, а предполагает и социальное служение
как норму поведения отдельного человека, поступающего в повседневной
жизни согласно чувству личного долга, и ту многосложную деятельность, о
которой мы только что сказали, упомянув о социальной работе. Социальная
работа, чем бы она ни мотивировалась - будь то глубокое религиозное
чувство, или склад характера, или убеждение, основанное на рациональном
понимании значимости деятельности такого рода, - это кратчайший путь к
глубинному самопознанию и самореализации. Но чем глубже самопознание,
свершаемое в делах социального служения, тем доступней становятся
заповеди Господа нашего. Полагаю, что именно по этой причине верующие
люди так тянутся к социальной работе, а социальная работа так остро
нуждается в людях, не разделяющих религиозное служение, но готовых
прийти на помощь каждому, кому она требуется.
Добавлю к сказанному, что нам не хватает ныне, как воздуха, именно такой
социальной политики, целью которой является бескорыстное служение, а
сама политика рассматривается всего лишь как инструмент, позволяющий эту
цель осуществить. И великое благо совершают люди, посвятившие жизнь свою
делу подготовки специалистов, профессионалов в области социальной
работы. По этой причине я всегда с особым удовольствием откликаюсь на
предложения о встрече и сотрудничестве, исходящие от глубокоуважаемого
ректора вашего университета, ставшего alma mater для тысяч социальных
работников.
К сожалению, далеко не всегда социальная политика и социальное служение
рассматриваются как две стороны единого дела, хотя в действительности в
такой политике должны быть заинтересованы все, поскольку без
целенаправленной и грамотно организованной социальной поддержки не
обойтись иногда и большим, мощным социальным общностям, нациям и целым
регионам.
Даже самые богатые страны не застрахованы, например, от финансовых
потрясений, экономической депрессии или от масштабных катастроф -
техногенных, природных, социальных. К слову, все эти типы бедствий легко
наклады
ваются, создавая новые типы угроз. Даже самодостаточной и, казалось бы,
благополучной Америке пришлось недавно испытать бедствия, с которыми в
одиночку никому не справиться. В этом и в других подобных случаях
востребована международная помощь, которая способна объединить на ниве
социального служения даже те народы, которые принадлежат к разным
культурным мирам и конфессиям или в течение долгого исторического
времени враждовали между собой.
Не меньшего, а может быть и большего, внимания заслуживает социальная
политика, цель которой - поддержка малочисленных этнокультурных групп.
Для многих из них завтрашний день не ясен, а само сохранение на земле
родного языка, обычаев и культуры никем и ничем не может быть
гарантировано. Если все народы в условиях глобализирующегося мира
поставлены, по сути, на грань выживания не столько по причине возможного
недоедания, сколько по причине духовного голода, нравственного обнищания
и разрушения национальной культуры, то для малочисленных народностей
уважительная помощь, учитывающая особенность уклада их жизни, - это
вопрос самосбережения.
Если социальная политика способна вместить в себя все эти цели и
функции, то в этом случае она дает больше не тем, кто получает блага, а
тем, кто протягивает руку помощи, сеет добрые семена, научает самого
себя терпимо и с любовью относиться к людям иной веры или иной культуры.
Защищая от страданий как близких нам по крови или по вере, так и чужих,
не похожих на нас людей, мы служим делу Спасителя нашего.
Нам иногда говорят: зачем мы собираем средства, чтобы отдать
пострадавшим за тысячи километров от наших границ, на противоположной
стороне земного шара, если нам самим не хватает порой самого
необходимого? Ответ заключается в том, что на чужую беду первыми
откликаются вовсе не самые сытые и богатые, а нуждающиеся люди, ибо их
милосердие идет от понимания и сострадания.
Церковь - это сфера пересечения всех путей, ведущих к социальному
служению, милосердию и состраданию. Именно поэтому Русская Православная
Церковь инициировала обсуждение вопроса о сущности социального служения
и социальной работы. Проблемы взаимоотношения Церкви и государства в
самых разных сферах социального служения, включая и сферу образования,
обстоятельно рассмотрены в Основах социальной концепции Русской
Православной Церкви, принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000
года.
Наверное, нет нужды повторять, во всяком случае, в кругу сведущих людей,
положения этой социальной концепции, ставшие теперь общеизвестными.
Хотелось бы назвать их и общепринятыми, но до этого еще далеко. Слишком
противоречиво наследие ушедшего века и слишком трагично начало века
грядущего, чтобы мы могли рассчитывать на "беспроблемное"
сосуществование Церкви, гражданского общества и светского государства.
Удручают и озадачивают масштабы и глубина разрушения национальной
самобытности, многовековых традиций и духовного уклада народной жизни,
который, собственно, и позволял перераспределять богатства в интересах
страждущих. Мы осознаем подлинные масштабы такого целенаправленного
разрушения с особой остротой именно сегодня, поскольку нам по благодати
Божией открылась возможность собственными руками, сердцами и молитвами
восстанавливать Отечество, возвращать в мир подлинный смысл
человеческого бытия и социального служения.
Речь идет о восстановлении не только бесчисленных порушенных храмов,
приходов и монастырей, богаделен и больничных комплексов, построенных и
оснащенных на средства благотворителей, но и о возвращении страны, ее
народа к живым истокам национальной культуры и непреходящим нормам
человеческого общежития, обеспечивающим социальный мир и социальную
помощь. Именно здесь сходятся коренные интересы всех честных граждан
России, независимо от их возраста и пола, социального статуса и
образовательного ценза, политической ориентации и даже вероисповедания.
В заключение мне хотелось бы отметить, что инициатива Церкви нашей все
чаще встречает понимание со стороны гражданского общества и государства.
Один из откликов - новая и, будем надеяться, не декларативная попытка
разработать проект социальной доктрины Российской Федерации. Эта
доктрина могла бы рассматриваться как достойный ответ на вопросы,
поставленные в документе "Основы социальной концепции Русской
Православной Церкви".
Мы вместе с Василием Ивановичем Жуковым1 принимали участие еще на первых
стадиях такой совместной работы. Но волны реорганизаций, которые
постоянно изменяют ландшафт российской политики, смыли следы этих
инициатив:
Сегодня работа над проектом государственной социальной доктрины
возобновилась. Теперь инициатива исходит от Координационного совета по
социальной стратегии, созданного при Председателе Совета Федерации.
Столь высокий уровень позволяет надеяться, что в основу социальной
доктрины будет положен принцип социального служения. Уверенность придает
и тот факт, что к разработке такого проекта общенациональной значимости
подключены самые компетентные и достойные люди, научные и
образовательные центры, в том числе и ваш университет.
Социальная сфера - это деятельность, где всем нам приходится постоянно
учиться заново. А система образования - это одна из многих областей
такого наступающего "духовного всеобуча". Социальное служение - школа, в
которой учиться придется всему российскому обществу, расколотому
имущественными различиями, всем народам России, некоторые из которых, и
в первую очередь русский народ, вновь испытали на себе незавидную участь
разделения. Разделения, приобретающего ныне особо уродливые формы - будь
то глубокая пропасть имущественного неравенства или не менее
бесчеловечное обличье зла, - разделения по живому, путем начертания на
политической карте новых государственных границ, которые прошли через
семьи и судьбы, разрушив покой и посеяв рознь.
Задумаемся: разве есть какое-либо другое средство, способное оживить и
поднять дух народа, кроме социального служения и патриотического
образования, создания общего социального и образовательного
пространства? И второй вопрос: разве у системы народного образования
есть другой путь к восстановлению всей полноты социальной и культурной
жизни, кроме веры, органично объединяющей многие поколения, соединяющей
в единый народ граждан России и миллионы российских соотечественников?
Убежден, что мы одинаково понимаем суть этих вопросов и даем одинаковые
ответы на них.
Служение социальное и служение Богу едины, ибо у нас кроме Отечества
земного есть еще Отечество небесное. Любовь ко Граду Божиему - высшее из
человеческих проявлений и высшая награда, которую можно получить при
жизни. Это свет, льющийся изнутри и раскрывающий в человеке внутреннего
человека, его глубинно-духовную связь с Отцом небесным. Чтобы понять,
почему нельзя противопоставлять служение Отечеству небесному и Отечеству
земному, достаточно вспомнить слова Христа, обращенные к каждому из нас
и записанные в наших сердцах: "Нет больше той любви, как если кто
положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13).
|