Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) - участник русско-японской
войны,
духовник Марфо-Мариинской обители. "Это широкий человек, в котором нет
ничего
от ограниченного фанатика, целиком основывающийся на безграничной любви
о Господе
и всепрощении, - истинно православный священник, строго
придерживающийся нашей
Церкви" - так отзывалась о нем преподобномученица
великая княгиня Елисавета.
Размышляя о бедах современного общества, отошедшего от заветов древнего
христианства, архимандрит Сергий писал: "Возрождение и спасение человека
христианство видит в пробуждении в нем и укреплении сознания сыновства
нашего
к личному, живому Богу, отсюда - любви к святости, добродетели,
вечности... Причину
страданий жизни христианство видит в уклонении от
божественной нормы, в грехе...
Религия приглашает человека вспомнить,
что он сын вечного Бога, сын вечности,
располагает его подняться над
землей, возненавидеть грех и жить не узкими, только
чисто земными
интересами, а приготовлять духовно-телесное существо свое стать
способным жить вечной жизнью в самом близком общении с Богом...".
В 1946 году отец Сергий (Сребрянский) составил для своих духовных детей
памятку,
в которой собрано то, что нужно каждому христианину и каждой христианке
для правильного роста духовной жизни.
Вера в Бога Отца нашего небесного несомненная, живая, то есть
оправданная делами жизни, начиная с мыслей, желаний, слов и так далее.
Сомнения считать тяжким грехом и гнать их немедленно покаянием. Бог есть
Отец наш, а Церковь - Мать, поэтому люди, как истинные дети Бога и
святой Церкви, должны несомненно верить, что каждое слово Бога и каждое
правило, обряд и установление Святой Церкви есть непреложная истина.
Любовь к Богу, выражающаяся прежде всего в молитве пламенной и
постоянной, в поставлении храма святой Троице в сердце нашем и в
предстоянии пред Его престолом, как горящая лампадка, с краткой, но
частой молитовкой, стараясь ею наполнять день и ночь, когда не спишь.
Тогда станет понятно слово апостола Петра древним христианам: вы "сами,
как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое,
чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом" (1
Пет. 2, 5). Таким образом, в этом храме Святой Троице, что человек
поставил в сердце своем, душа его и будет сама священником, приносящим
святые молитвенные жертвы за себя и за всех. Обычно люди в молитве ищут
наслаждения, а мне кажется, что молитва есть наш долг, священная
обязанность пред Богом, и потому главное в молитве - это внимание и
труд, а остальное - как Бог даст: благословит Господь наш молитвенный
труд радостию - благодарим, а если сухостию - тоже благодарим, мы
радости-то недостойны. Любовь к Богу выражается в богомыслии, чтении
слова Божия, в безусловном и мгновенном послушании святому Божиему
закону и Святой Церкви и в том, наконец, чтобы не творить себе кумира,
то есть не любить больше Бога никого и ничего.
Надежда христианская, выражающаяся во всецелом предавании себя Промыслу
Божию премудрому, всеблагому и всемогущему, в постоянном уповании на
помощь Божию нам благодатию Святого Духа.
Всегда нужно держаться за руку Божию, как говорит святой Давид: "Всегда
видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня, не поколеблюсь" (Пс.
15, 8), то есть нужно всегда помнить о вездеприсутствии Божием и о
соприсутствии Бога человеку.
В жизни вообще и особенно в духовной нужно хранить святое рассуждение,
которое есть духовная соль, не дающая жизни портиться, оно хранит
правильность, неповрежденность духовной жизни.
Любовь к ближнему; она должна основываться на твердом исповедании, что
все человечество есть единая семья, имеющая Отцом Самого Господа Бога и
прародителей Адама и Еву. Отсюда выводы: а) на земле нет чужих, все
родные; б) на земле нет злых и зла, а есть больные братья и сестры, и
есть великая болезнь духа всего человечества, выражающаяся или в
отчуждении от Бога и Его святого Закона, или в теплохладии. Нужно
заметить, что в очах правды Божией отчуждение от Бога (неверие) и
теплохладие равноценны, и уже Господом объявлено, что холодный и
теплохладный извергнутся из уст Божиих, то есть из Царства Небесного,
если не покаются. Таким образом, земля есть больница, все люди, больные
душою и телом, - братья и сестры, и по отношению друг к другу есть
духовные братья и сестры милосердия. Отличительное же свойство истинных
братьев и сестер милосердия есть до самоотвержения любить всех людей и
служить им к временному и вечному их спасению. Вообще нужно жить так,
чтобы от каждого человека изливалась одна радость, мир, утешение,
кротость (ровность) на всех окружающих.
Грех имеет три степени: а) прилог, то есть мысленный толчок греховный
(грех приложился к уму), б) совершение греха в мечте и в) слово или
дело, когда этот прилог или мечта обнаруживаются в слове или деле. Вот и
нужно приучиться к постоянной (вообще очень частой) краткой молитовке
Богу, Богоматери, Ангелам и святым и к немедленному внутреннему
покаянию, которым мгновенно побивается прилог, не допуская его до мечты.
Борьба с прилогами есть одно из главных деланий в духовной жизни, и,
если она серьезна и настойчива, человек преображается по образу Христа.
При серьезной борьбе с прилогами у христианина появляется решение
воспитывать в себе необнаружение греха в другом, чтобы внутренней
молитовкой за грешника - прежде слова о нем осудливого или гневного -
остановить в себе вспышку гнева или осуждения, и в человеке образуется
ровность или кротость, и человек этот себя, и все, и всех победит и
приведет ко спасению.
Очень важно для духовной жизни, чтобы христианин подобрал себе общество
людей, среди которых он отдыхал бы душою, получал помощь, прежде всего
духовную. Это достигается знакомством, особенно в храмах, с достойными
людьми и чтением духовной литературы. Самое же главное - нужно приучить
себя быть всегда в обществе Самого Господа Бога Триединого, Богоматери,
святых Ангелов и святых угодников Божиих, что достигается молитвой,
богомыслием и вообще благоговейными размышлениями, а также чтением житий
святых и их творений. Таким образом, находясь мысленно, любовию сердца и
молитвой со святым чтением, что есть беседа с этими земными и небесными
святыми друзьями, человек одухотворяется, облагодатствуется.
Помысл смертный уничтожает пристрастие ко всему временному, земному и
широко открывает дверь ко всему вечному, небесному. Понятно, как
спасительно приучить себя к помыслу смертному.
Необходимо помнить цель жизни человека - богоуподобление, сыновство по
отношению к Богу и братство по отношению к людям.
На всякую работу или службу в земной жизни нужно смотреть как на данное
от Бога послушание в миру или в обители и исполнять его добросовестно.
Наконец, все покрывающее - это святые таинства Церкви и богослужение со
всеми церковными обрядами. Нужно непременно всем христианам знать смысл
и значение каждого принятого или принимаемого таинства, вспоминать об
этом, размышлять, проверять себя. Прежде всего вспомните уже принятые
таинства крещения и миропомазания. Дали обеты на всю вечную жизнь:
отречение от сатаны и злых дел его и сочетание Христу; погрузили в
святые воды купели, утопили, убили первородный грех и грехи, совершенные
до крещения, и самое грехолюбие; погрузили во Христа всего человека, его
тело и душу, всю жизнь его; в постриге отрезали самость свою и обещались
жить только по воле Божией, по заповедям Божиим, по правилам и вообще
руководству Церкви Святой; в купели человек умер греху, умер земной
жизни и воскрес (вынырнул) со Христом и во Христе для блаженного -
вечного бессмертия.
В таинстве миропомазания человек получил особую
благодать Святого Духа, освящающую христианина и дела его, помогающую
ему. Об этом нужно крепко помнить и никогда не теряться; что бы ни
случилось в жизни, никогда не падать духом, не смущаться трудностями
жизни, несчастиями, болезнями, - а равно и счастием земным, помня
всегда, что с нами благодать святого мира Святого Духа, специально
данная для помощи нам. Ей и слава, честь и благодарение, а унынию и
гордости - не быть! Далее нужно помнить, что таинство покаяния есть как
бы второе крещение, оно восстанавливает невинность, а посему нужно не
раз в год, а возможно чаще прибегать к нему, и не в общей только
исповеди, а, главное, в отдельном исповедании, когда является
возможность дать полный отчет о своей жизни во Христе, получить
разрешение грехов, омыться в духовной купели покаяния, особенно
слезного, получить руководственные советы духовника и бодро идти
обновленным на трудовую духовную жизнь! Особенно после исповеди нужно
напомнить себе, что человек, решивший серьезно жить по-христиански,
должен обязательно сейчас же претворять в жизнь данные советы, а не
откладывать под разными предлогами, только на словах восторгаясь
руководителями и даваемыми ими советами.
Вспоминаю здесь слова апостола
Павла о христианах, и особенно о женщинах, которые постоянно учатся и
ничему не научаются именно оттого, что только с удовольствием слушают, а
в жизнь немедленно не претворяют слышанного. Таинство святого причащения
Тела и Крови Христовых есть возвращенное Древо Жизни, оно соединяет
существенно тело и душу человека с Богом, и люди всего мира, приобщаясь
Тела и Крови Христовых, не только каждый отдельно соединяется с Богом,
но и все объединяются во Христе у Его Святой Чаши во единое целое
Общество Любви. В таинстве брака муж и жена получают благословение Божие
и благодать для взаимного достижения вечного спасения и для рождения и
воспитания детей тоже для вечной жизни. Юноши и девицы, не вступившие в
брак посредством обета девства, души свои, как невесты, соединяют со
Христом-женихом, это тоже есть брак... Таинство елеосвящения
(соборование) - ко исцелению души и тела, его принимать обязаны все
христиане, ибо все болеют телом и душой грехами, а в таинстве
елеосвящения иерей особенно молится об исцелении души от грехов,
особенно забытых. Вообще в этом таинстве грехи прямо считаются болезнью
души.
Все христиане обязательно должны изучить смысл богослужения и обрядов
церковных, особенно их исторический и символический смысл, и приучить
себя, присутствуя при совершении богослужения и обрядов,
духовно-молитвенно переживать этот смысл.
|