В стране, где могучие черные горы в дымящихся облаках и густые леса с
многообразием обитателей, где чудная природа как родная мать принимает в
свои теплые и нежные объятия православных детей, которые с любовью к
Создателю своему веками создавали монастыри и храмы, где не обременено
все это обилием научно-технического прогресса, где человек всю жизнь
земную пребывает в созерцании Премудрости Божией, - там, в этом самом
месте, кажется, и находится престол Божий.
В этой стране люди не мыслят жизни своей без Церкви и веры православной
и готовы пролить кровь свою за Христа и родную любимую землю. И
проливают.
...Конец ХХ века. В борьбе за "права человека" Европейским
миротворческим союзом в Сербии был "установлен порядок": в Косово
албанские экстремисты разрушили и сожгли 25 православных церквей и монастырей, среди которых и средневековые
памятники архитектуры. Количество разрушенных церквей и монастырей в
этом крае с 1999 года превысило 130 православных святынь; за три дня в
Призрене разгромлены и сожжены соборный храм Богородицы, построенный
царем Милутином в 1306-1307 годах, церковь Святого Спаса, монастырь
Святых Архангелов, построенный в XV веке, церковь святого Георгия (XV
век), соборный храм святого великомученика Георгия. В местечке Србиц
подожжен монастырь Девич (XV век); сожжены храмы и церковные сооружения
в городках Печ, Боло Поле, Брняке Ораховце, Джаковце, Урошевце, Косовом
Поле, селе Бресие. В столице Косово Приштине сожжена церковь святого
Николая. Уничтожено здание семинарии святых Кирилла и Мефодия, а также
Епископский двор в Призрене. Тысячи православных сербов пострадали за
веру Христову, защищая свою Родину.
Ну что ж, православная Сербия - чужеродное образование в теле
"просвещенной" и "демократической" Европы, и потому сербы подлежат или деправославизации, или физическому уничтожению. Все последние события на
территории бывшей Югославии показывают, что такая задача НАТО и
Европейским Союзом поставлена и последовательно реализуется.
Милостью Божией мне довелось побывать в этой стране. Многострадальная
маленькая Сербия! Простирается она на территории бывшей Югославии,
расположена на берегу Адриатического моря и граничит с Албанией,
Италией, Венгрией, Румынией, Болгарией и Грецией. Площадь ее - 255 800
квадратных километров. Население этой страны - свыше 23 600 000 человек.
В столице Сербии Белграде живет чуть более 2 000 000 человек.
Населяет эту землю православный славянский народ, который за свою
историю неоднократно претерпевал вражеские нападения, репрессии и
дискриминацию.
Сербия для всего славянского православного мира, в том числе и для
Киевской Руси, имеет особое значение. Сербы, как и болгары, спасли
православную цивилизацию во время католических гонений в Моравии и
Паннонии. Известно, что в конце девятого века, после преставления
равноапостольного Мефодия, славянская письменность, изобретенная
Кириллом и Мефодием, оказалась на грани исчезновения: были разгромлены
приходы, священнослужители изгнаны, а около пятисот учеников Кирилла и
Мефодия были проданы в рабство в Венецию. Славянская письменность была
спасена благодаря тому, что богатые сербы и болгары выкупили из рабства
просвещенных изгнанников.
После Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром первые
славянские богослужебные книги пришли к нам из Сербии. Славянская
письменность, давшая историческую жизнь нашему народу, была спасена
сербами. Оттуда, из пределов Сербии, где "вживе" слышалась проповедь
Кирилла и Мефодия и где оставили они свою книжную школу, приходили к нам
первые образцы богослужебных и богословских текстов, и до сих пор,
разбираясь в древних рукописях наших библиотек, мы то и дело встречаем
пометку "Сербскаго письма". В этой редакции к нам доходили не только
собственно сербские, но и многие византийские литературные памятники. На
то, что это факты немалозначительные, указывают старательность и
кропотливость, с которыми всякое упоминание об этих текстах стиралось из
нашей истории в недавнее безбожное время. Действительно, ни одного слова
о сербском литературном влиянии на юную русскую литературу ни в одном
учебнике советского периода вы не найдете:
Сербия - древняя православная земля. В сербском городе Ниш родился
святой равноапостольный император Константин, утвердивший христианство
государственной религией Римской империи. В Косово и Метохии находятся
древнейшие святыни Православной Церкви - монастыри и храмы.
Чувства славянской солидарности, а у славянских народов они в
значительной степени связывались с отношением к России как к становому
хребту славянского мира, проявлялись очень ярко. Иван Аксаков выразил
это в краткой форме: "Вся сила славян - в России, вся сила России - в ее
славянстве". Черногорский владыка Петр I Негош оставил своему преемнику
Петру II наказ: "Богу молись и России держись". А император Александр III во время визита к нему князя Николы Петровича также недаром обронил
фразу: "Европа может подождать, пока Россия принимает у себя своего
единственного союзника в Европе". Когда Россия изнемогала в огне
Гражданской войны и во все стороны света потянулись обозы, двинулись
эшелоны, пошли пароходы с людьми, спасавшими свою честь и жизнь, одной
из стран, где они нашли временное пристанище, а потом и свой второй дом,
стала православная Сербия. Все это дает основание сказать, что Сербия и
Русь суть сестры во Христе.
Через Сербию проходили почти все великие войны, начиная с XIV века. С
битвы на Косовом поле в 1389 году, где под натиском турецкого войска,
втрое превышавшего сербское, пали, не дрогнув, почти все сербские
ратники, начинается закабаление страны. Турки не только вырезают и
порабощают сербов, они также истребляют христианские книги, выскабливают
глаза Богородице на фресках, "отуречивают" сербские православные храмы,
превращая их в мечети. Книжная культура в стране замирает, некогда
высокоразвитая литературная традиция обрывается, уступая место устному
народному творчеству, эпическим пениям, исполняемым под гусли. О том,
сколь ненавидели "безбожные агаряне" запечатленное на страницах книг
слово Божие, сколь яростно пытались они искоренить его, говорит тот
факт, что уже сербы в начале XVIII века вынуждены были обратиться к
России за самими богослужебными текстами. И до сих пор Литургия в
большинстве сербских храмов совершается на церковно-славянском языке в
русской редакции.
С монашеской жизнью сербы начали знакомиться еще во время
распространения христианства на Балканах. Иночество среди них утверждали
святые Климент и Наум - ученики славянских апостолов, святых братьев
Кирилла и Мефодия. Первоначально монашество в Сербии было киновийного
(общежительного) направления, но вскоре развилось и другое направление
иночества - анахоретское (пустынножительное).
С давних времен и по сей день православные переносят многие удары и со
стороны Католической Церкви, и со стороны мусульманской общины, и иногда
со стороны правительства Сербии. Но нет отчаяния и уныния в глазах
верных учеников Христовых и патриотов своей Родины, ведь они всегда
помнят своих святых героев, которыми богата Сербия. К примеру, имя
святого Саввы (в миру сербский царевич Растко Неманя) известно и
почитаемо не только в церкви, но и в светских кругах. Святитель Савва I
был первым епископом сербов. Почитание его сербами необычайно велико.
Сама Сербская Церковь называется Свято-Саввской. И не случайно, ведь
именно святитель Савва сыграл огромную роль в становлении Сербской
Православной Церкви, а также явился деятельным участником в делах
государственных. Еще в бытность простым иноком он состоял ближайшим
советником своего брата князя Стефана, которого в будущем венчал в царя
Сербии. Святой Савва нередко исполнял важные дипломатические поручения.
Будучи возведен на первосвятительский престол родной Церкви, он
стремился создать неразрывный союз между Церковью и Сербской державой во
имя процветания Православия и сохранения сербов как нации.
Уместно сравнение двух первосвятителей Православной Церкви - святителя
Митрофана, первого епископа Воронежского, и святителя Саввы, епископа
Сербского, ведь их жизнь и служение очень схожи. Велика роль их обоих в
деле пастырского и общественного служения. Деятельность святителей
Митрофана и Саввы была истинным благословением Божиим для тех мест, где
несли они свое служение. Под мудрым управлением святителей все стороны
не только церковной, но и государственной жизни испытывали
благодетельные перемены. Монахи, белое духовенство и миряне обоим
угодникам Божиим были одинаково дороги, о всех они одинаково заботились.
Поистине эти святители для своих соотечественников являются примерами
служения Богу и людям, ведь труды их на века отобразились на жизни
Церкви и Отечества.
Сербская Православная Церковь и вся Сербская держава с любовью и
благоговением обращаются к подвигам своих героев и патриотов и в тяжелых
военных испытаниях и "демократических" гонениях черпают силу веры и
жертвенной любви к Богу и ближним. Но со времен святого Саввы не было в
сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника и духовного
автора, как святитель Николай Сербский. Владыка Николай - величайший
проповедник слова Божия и, пожалуй, самая крупная фигура в сербской
духовной литературе ХХ столетия. Да и не только двадцатого.
Примечательно, что, прекрасно зная современную ему европейскую философию
и науку, владыка Николай уже в начале 1920-х годов пророчески предсказал
Вторую мировую войну и в деталях описал оружие и методы, которые будут в
ней применяться "цивилизованной Европой". Причиной войны он полагал
удаление европейского человека от Бога. Белой чумой окрестил владыка
современную ему безбожную культуру:
Изучая мировую историю, мы, без сомнения, сможем обнаружить тот факт,
что такое государство, где Церковь и власть подчинены одному закону -
Закону Божию, - оно непобедимо, как нельзя победить добро злом. Но об
этом в наше беззаконное время приходится только мечтать. Тот великий
союз разрушен волей человеческой, и что ждет нас - "Бог весть". Мы
отправляемся на сражение самоуверенно, горделиво, отбросив от себя
крепкий щит, - и оказываемся ранеными, покалеченными и даже пораженными
насмерть.
Ну что ж, пока Сербия не похожа на такого безумного воина. Весь народ
сербский защищен прочными доспехами веры православной. И плод этой
разумной и мудрой жизни есть духовный рост народа и процветание Сербской
Церкви. Сегодня Сербская Православная Церковь насчитывает 36 епархий. В
состав ее входят более 3500 приходов, 204 монастыря, около 1900
священников, 230 монахов и 1000 монахинь.
Но все претерпел с помощью Божией сербский народ, и дух его остался
несломленным. Все пережила Сербия - и турецкое нашествие, и мировые
войны, и распад Югославии в 90-х годах ХХ века.
За пять дней невозможно познакомиться с жизнью сербских монастырей.
Поэтому мои впечатления неизбежно носят характер фрагментарности и
субъективности, однако определенные закономерности все-таки удалось
уловить. В Сербии практически нет городских монастырей - все обители
находятся, как правило, в некотором отдалении от крупных населенных
пунктов. Нежная зелень, свежий воздух и черные горы создают вокруг
монастырей особую атмосферу. Все строения не нарушают гармонии природы,
и даже кажется, что они как бы родились как законные ее наследники,
которые свидетельствуют о великой премудрости Божией.
Сербское монашество - это живой фактор религиозно-нравственного развития
общества, и как очаг умственного, точнее, книжного просвещения народа
своим происхождением и дальнейшим существованием оно всецело обязано
Афону. Направление же, данное сербскому православному монашеству
святителем Саввой, соблюдается и в наши дни.
Самым сильным впечатлением от поездки стали, конечно, люди. Сербы очень
дружелюбны, открыты, доброжелательны, а в последние годы еще и очень
благочестивы. Несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на их долю, они
сохранили светлое, радостное состояние духа.
Бог поругаем не бывает. Помоги им, Господи! Сохрани веру и укрепи дух
многострадальных братьев наших во Христе!
|