Глубоковский Николай Никанорович (1863-1937) - русский православный
богослов, экзегет,
патролог, историк Церкви, церковно-общественный и
экуменический деятель.
Родился в Вологодской губернии в семье бедного сельского священника.
Окончил духовное училище, Вологодскую духовную семинарию и Московскую
духовную академию (1889). Начал печататься, еще будучи воспитанником
семинарии и студентом. После окончания Московской духовной академии был
направлен в Воронежскую духовную семинарию.
Магистерская диссертация Глубоковского (1890), посвященная блаженному
Феодориту Киррскому, вызвала широкий отклик среди патрологов не только в
России, но и за рубежом. Высокую оценку труду Глубоковского дал Гарнак.
В 1891 году Глубоковский был приглашен на кафедру Священного Писания в
Санкт-Петербургскую духовную академию, где и состоял экстраординарным
профессором (1894-1898), затем ординарным профессором (1898-1919), когда
перешел в новообразованный Петроградский богословский институт.
Одновременно преподавал и в Петроградском университете. Докторскую
диссертацию защитил в 1898-м. Она стала первой частью его работы об
апостоле Павле. С 1905 года состоял редактором "Православной
богословской энциклопедии" (ПБЭ), для которой им было написано много
статей. Принимал деятельное участие в преобразовании программ духовных
школ, печатал в церковных журналах исследования и заметки на
разнообразные темы, был членом Предсоборного присутствия Русской
Православной Церкви, почетным членом Московской и Киевской духовных
академий, Лондонского библиографического общества, заместителем
председателя Православного Палестинского общества и других научных
учреждений.
Глубоковский поддерживал контакты со многими представителями зарубежной
науки (Дайссманном, Гарнаком и другими), переводил их труды на русский
язык, участвовал в международных конференциях, читал лекции за рубежом.
Работоспособность и энергия Глубоковского поражали его современников.
Среди коллег и студентов он оставил о себе память как о человеке большой
сердечности и нравственной стойкости.
В 1921 году Глубоковский поселился в Финляндии. После недолгого
пребывания в Германии возглавил кафедру Священного Писания Нового Завета
в Праге, затем читал лекции в Белграде, а с 1923 года стал профессором
Богословского университета в Софии. В 1925 году Глубоковский был избран
членом-корреспондентом Болгарской академии наук. В этот период он много
внимания уделял экуменической работе, не оставляя при этом
научно-литературных трудов. Живя за рубежом, Николай Никанорович никогда
не порывал духовной связи с традициями русского богословия. Скончался
Н.Н. Глубоковский в Софии.
Работы об апостоле Павле. Основной работой Глубоковского было трехтомное
исследование "Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и
существу" (кн. 1-3, СПб., 1905-1912). Многочисленные статьи
Глубоковского о богословии апостола Павла, напечатанные в журнале
"Христианское чтение" и других журналах, вошли в эту огромную (более
2300 страниц) работу. Центральной ее задачей была православная оценка
различных протестантских гипотез об истоках "павлинизма". Поскольку
либеральный протестантизм скептически относился к Откровению, которое
имел апостол Павел, толкователи этой школы вынуждены были искать внешние
влияния, определившие сущность Павлова богословия. Одни авторы
подчеркивали генетическую связь "павлинизма" с раввинистическими
доктринами, другие выводили его из эллинистического иудейства диаспоры,
третьи - из античных мистерий и римского правового мышления.
Неоднозначны были и оценки деятельности апостола Павла. Если одни
считали его избавителем христианства от иудейского наследия, то другие
видели в нем создателя "догматического" учения, затемнившего подлинный
смысл Евангелия. В противовес этим теориям Глубоковский был твердо
убежден в том, что апостол Павел не извратил, но продолжил дело
Христово, что его благовестие "по существу своему - это благовестие
Христово". Обращение Савла не исчерпывается его "религиозными
переживаниями", а тесно связано с прямым Откровением Божиим, данным ему
как пророку и благовестнику.
В 1-м томе Глубоковский доказывает, что апостол Павел был не типичным
"эллинистом", а человеком, "прошедшим хорошую иудейско-раввинистическую
школу". Однако корни его учения в другом. Павел не мог почерпнуть из
этой школы ни своей христологии, ни своей сотериологии.
Формально-юридический дух законничества был чужд ему, хотя иногда он и
прибегал к его фразеологии. Более того, "ветхозаветное библейское учение
не доставляло всех материалов для уяснения спасения Христова".
Глубоковский разбирает специальные вопросы об отношении Павла к
Гамалиилу и законническим школам, показывая, что апостол был независим в
плане фундаментальных основ своего богословия. Во 2-м томе подробно
рассматривается эллинистическое иудейство и греческие идеи, которые
якобы могли быть источником благовестия апостола Павла. И здесь
Глубоковский приходит к выводу: мышление апостола является оригинальным
и не может быть объяснено эллинистическими заимствованиями. 3-й том
(самый краткий) содержит аргументы в пользу высшего, богооткровенного
происхождения богословия Павла.
Труд этот справедливо был назван энциклопедией знаний по данному
вопросу. Хотя он написан тяжелым языком, огромные главы лишены подрубрик,
а бесчисленные ссылки (по 3-4 на фразу) затрудняют чтение, все это
искупается высоким религиозным настроем и исчерпывающей полнотой работы.
Глубоковский с исключительной объективностью и в подробностях (кажущихся
порой даже излишними) излагает взгляды авторов, с которыми полемизирует.
Благодаря этому его книга - не только серьезная апология апостола Павла,
но и свод всех теорий относительно его личности и проповеди. Для
Глубоковского благовестие Павла - это "благовестие свободы", которое
возвышается как над номизмом, так и над языческим ритуализмом.
Этой теме посвящено отдельное исследование ученого - "Благовестие
христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галатам" (СПб.,
1902). Продолжением книги должен был служить труд "Благовестие
христианской святости", построенный на Послании к Евреям. Глубоковский
считал вполне возможным приписать Послание к Евреям апостолу Павлу, хотя
уже в то время большинство экзегетов всех направлений отрицали такую
возможность. Труд ученого (около 3 тысяч страниц) полностью опубликован
не был, но отдельные части печатались в "Ежегоднике Софийского
богословского факультета" (1926-1937). В них, как и в других работах об
апостоле Павле, Глубоковский по-своему решал спорный вопрос о
соотношении двух Заветов в "павлинизме". По его мнению, апостол Павел
противопоставлял Ветхий Завет как данный "через Ангелов" Новому Завету,
который открылся непосредственно в лице Богочеловека. "Ветхозаветный
закон, - писал Глубоковский, - как опосредованный человечески в своем
историческом обнаружении, есть лишь аккомодативный институт божественной
педагогики (Гал. 3, 24) и является временным средством верховного
промышления по пути к совершенному увенчанию во Христе Иисусе, где
Божество и человечество были неразлучно, неслиянно и всецело"
(Глубоковский Н.Н. Ветхозаветный закон по его происхождению,
предназначению и достоинству // Путь. 1928. № 10).
Труды о Евангелиях, Деяниях и Апокалипсисе. В исследовании "Евангелия и
их благовестие о Христе Спасителе" (София, 1932) Глубоковский объясняет
синоптическую проблему единым церковным Преданием, а его различное
преломление у четырех евангелистов - нуждами отдельных церквей и
конкретными задачами евангелистов. Особенности Евангелия от Матфея
вытекают из его обращенности к христианам-евреям, а Евангелия от Марка -
из обращенности к христианам из язычников. В Евангелии от Луки священный
писатель имеет в виду и тех и других, возвещая спасение для всех -
иудеев и эллинов - в согласии с проповедью апостола Павла. Целью 4-го
Евангелия было сосредоточить внимание читателей и слушателей на
божественной тайне личности Христа.
Исследование о третьем евангелисте "Святой Лука, евангелист и
дееписатель" (София, 1932) подводит итог дискуссиям по поводу авторства
Евангелия от Луки и Деяний, которые были вызваны трудами Гарнака.
Опираясь на древнее Предание Церкви, Глубоковский соглашается с
аргументацией немецкого ученого и считает, что есть все основания видеть
в спутнике апостола Павла Луке автора 3-го Евангелия и Деяний.
В 1966 году посмертно вышла книга Глубоковского "Благовестие Христовой
Славы в Апокалипсисе святого апостола Иоанна Богослова" (Джорданвиль).
Автор рассматривал ее как заключительную часть своей трилогии по
богословию Нового Завета (1-й частью была работа о Галатах, а 2-й - о
Евреях). Главное внимание Глубоковский сосредоточил на вопросе о
единстве и целостности учения, изложенного в Откровении Иоанна,
исагогическую же часть ограничил критикой мнений, согласно которым
Апокалипсис рассматривался как мозаика из древних верований и мифов.
Глубоковский всегда критически смотрел на поспешные и спорные гипотезы в
отношении Нового Завета и предпочитал традиционные точки зрения,
подкрепляя их продуманными научно-историческими доводами.
Библиография
Преображение Господа. М., 1888; Путешествие евреев из Египта в землю
Ханаанскую // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения (ЧОЛДП).
1889. №1-4; О значении надписания псалмов Lamnazeach // ЧОЛДП. 1889. №
12; О пасхальной вечере Христовой и об отношении к Господу современного
Ему еврейства. СПб., 1893; Развод по прелюбодеянию и его последствия по
учению Христа Спасителя. СПб., 1895; Евангелие и Евангелия. Харьков,
1896; К вопросу о пасхальной вечере Христовой // Христианские чтения (ХЧ).
1897. № 3; Был ли допущен Иуда-предатель к соучастию в самом таинстве
Евхаристии при установлении его Господом Спасителем на Тайной вечере? //
ХЧ. 1897. № 5; Вера по учению святого апостола Павла // ХЧ. 1902. № 5;
Греческий язык Библии, особенно в Новом Завете, по современному
состоянию науки // ХЧ. 1902. № 7; Учение святого апостола Павла о
христианской жизни в "Духе" и его самобытная независимость // ХЧ. 1904.
№ 6; Лекции по Священному Писанию Нового Завета (Послания святого
апостола Павла). СПб., 1906; Благовестие святого апостола Павла и
мистерии // ХЧ. 1909. № 4, 6-7; О Квириниевой переписи по связи ее с
Рождеством Христовым. Киев, 1913; Ходатай Нового Завета: Экзегетический
анализ Евр. 1, 1-5. Сергиев Посад, 1915; Христос и Ангелы:
Экзегетический анализ Евр. 1, 6-14. Пг., 1915; О Втором послании святого
апостола Павла к Фессалоникийцам. Пг., 1915; Искупление и Искупитель по
Евр. гл. 2. Пг., 1917; Бог-Слово: Экзегетический эскиз "Пролога"
Иоаннова Евангелия (1, 1-18) // ПМ. В. I. 1928; Послание к Евреям и
историческое предание о нем // Годишник на Софийский университет. Кн.
14. 1936-1937. София, 1937.
25-летний юбилей профессора Н.Н. Глубоковского // Странник. 1914. № 6/7;
Андреев И.Д. Н.Н. Глубоковский // Гермес. 1914. № 13-14; Игнатьев А.
Памяти профессора Н.Н. Глубоковского // ЖМП. 1966. № 8 (там же см.
библиографию трудов Глубоковского); Мелихов В.А. Н.Н. Глубоковский -
профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Харьков, 1914; ПБЭ. Т.
4. С. 411-418; Черемисов П. Профессор Н.Н. Глубоковский и его труд "Благовестие
святого апостола Павла по его происхождению и существу". Загорск, 1972
(рукопись МДА).
|