Первые попытки создать школу для воспитания и обучения священно- и
церковнослужителей в Воронежской епархии предпринимались уже с 1708
года, но из-за нехватки средств и преподавателей они, к сожалению, не
увенчались успехом. Впрочем, после издания Святейшим Синодом Духовного
Регламента, санкционирующего открытие духовных школ во всех епархиях,
были сделаны некоторые шаги к созданию воронежского епархиального
учебного заведения. В 1728 году провели сбор "школьных" денег (на то
время - сорок копеек в год с каждой приходской церкви), инициатором
которого явился Преосвященный епископ Воронежский и Елецкий Лев (Юрлов,
1727-1730). При следующем архипастыре - епископе Иоакиме (Струкове, 1730
- 1740) - состоялся первый набор учеников при архиерейском доме, который
находился тогда возле Благовещенского собора, однако через год учащихся
распустили. В 1733 году уже не в Воронеже, а в Острогожске вновь была
организована славенская школа. Ее руководителем стал выпускник Киевской
духовной академии иеродиакон Порфирий (Крестопольский), а в 1737 году в
нее были набраны около двухсот учащихся, которых разделили на две группы
соответственно уклону обучения - "славено-российскую" и "славено-латинскую".
Начинание было прекращено в 1739 году епархиальным священноначалием
из-за нехватки средств, а преподаватель-энтузиаст еще четыре года
продолжал заниматься с несколькими учениками за скромную плату.
Преемником Преосвященного епископа Иоакима по кафедре явился епископ
Вениамин (Сахновский, 1742-1743), который сразу же принялся за
восстановление дела образования. Понимая всю сложность предприятия,
владыка пригласил уже не одного, а двух преподавателей - киевского
студента Лукиана Стасевича и вятского игумена Лазаря (Богославского). К
сожалению, смерть владыки Вениамина прервала это благое начинание.
Епископ Воронежский Феофилакт (Губанов, 1743-1757) продолжил дело своего
предшественника. Вначале он пытался собрать хоть какие-то справки о
духовных учебных заведениях по Воронежской епархии, однако таких
сведений в Духовной Консистории не было. Историк П.В. Никольский
отмечает, что Святейшему Синоду даже не было известно, существовала ли
когда-либо в Воронеже духовная школа. Только 31 мая 1745 года по указу
епископа Воронежского Феофилакта была учреждена Воронежская духовная
семинария, которая стала, таким образом, старейшим учебным заведением
Воронежского края. 8 июня указ епископа Феофилакта был разослан по
епархии, а с февраля 1746 года началось обучение семинаристов.
В семинарию принимали детей духовенства с 15-17 лет. Обучение было
шестигодичным. В то время система духовного образования подражала
западным - католическим и протестантским - образцам: в семинарии особое
внимание уделялось латинскому языку, использовались западные учебники.
Родители с неохотой отдавали своих детей учиться, укрывали их, несмотря
на большие штрафы, поскольку не видели пользы от образования, опасались
"латинского" влияния и не хотели расставаться с детьми на 6 лет (каникул
в семинарии сначала не было вовсе). Жесткая дисциплина, которой
отличались все духовные учебные заведения в XVIII - начале XIX века,
насаждение латинского языка приводили к тому, что ученики нередко бежали
из семинарии. Поэтому воронежские архиереи постепенно шли на смягчение
условий и улучшение быта и учебы семинаристов.
С момента начала занятий в феврале 1746 года до 1822 года учебные
классы, жилые и административные помещения располагались в различных
зданиях при Благовещенском кафедральном соборе (в колокольне, затем в
архиерейском доме и доме для певчих), при котором в 1836 году был
основан Митрофановский Благовещенский мужской монастырь.
Учебный курс в первый период существования семинарии (1745-1761 годы)
состоял из шести классов. В низший, первый класс принимались дети от
семи до пятнадцати лет, умевшие читать и писать. В этом классе,
именуемом "аналогией", дети совершенствовались в славянском чтении и
письме, знакомились с латинским языком. В "инфиме" изучалась латинская
грамматика. Два следующих класса продолжали обучение в том же русле по
учебнику Эммануила Альвара. В классе пиитики учились образно выражаться,
используя тропы и фигуры, а также писать стихи. В классе риторики
обучались ораторскому искусству и логике.
В 1747 году Лукиан Стасевич добился для учеников каникул с 15 июля по 1
сентября, тогда же были введены и различные поощрительные
вознаграждения. Священноначалие стало хлопотать о постройке специального
семинарского корпуса. Духовная Консистория обратилась в губернскую
канцелярию: "Надлежит построить особый училищный дом, как Духовным
Регламентом велено, не в городе, но в стороне, на веселом месте,
удобном, где несть народного шума, ниже частыя оказии, которыя обычно
мешают учению, и построить дом образцом монастыря пространством и
житием, где подобает быть церкви, аптеке и доктору, и построить в
семинарии несколько жилья и для гуляния семинаристам развести сады".
Искомое место нашли в слободе Чижовка, близ церкви Живоначальной Троицы.
К 1752 году на Чижовском холме был построен семинарский корпус, однако
весной новое здание сгорело дотла. После этого происшествия под
семинарию был построен флигель при архиерейском доме. Однако
материальные трудности и недоверие духовенства к "латинству" все же
привели к закрытию (к счастью, кратковременному) семинарии при епископе
Иоанникии (Павлуцком, 1761-1763).
Воссоздал семинарию в 1763 году святитель Тихон (Соколов, 1763-1767)
Задонский, епископ Воронежский и Елецкий, подвижник и "охотник до наук и
любивший ученых". Сам святитель окончил Новгородскую духовную семинарию,
считавшуюся в то время лучшей в России, и даже был в ней преподавателем.
Он лично руководил Воронежской духовной школой, постоянно беседовал с
учениками и посещал занятия, составил особые правила для семинаристов,
тратил большие средства (в том числе и свои личные) на содержание и
поощрение учащихся, приглашал преподавать лучших выпускников духовных
академий и семинарий, начал создавать библиотеку. Трудами и молитвами
святителя Тихона семинария за неполные четыре года его пребывания на
Воронежской кафедре твердо стала на ноги.
Дело святителя Тихона продолжили епископы Иннокентий и Мефодий. В их
правление
Воронежская семинария становится одной из образцовых в России.
Епископ Воронежский Иннокентий (Полянский, 1788-1794), член Российской
императорской академии наук, был не только талантливым ученым и
проповедником, но и умелым организатором учебного процесса. Он
позаботился об увеличении фонда семинарской библиотеки, для чего послал
в Москву префекта семинарии Евфимия Болховитинова. При епископе
Иннокентии в 1793 году в Москве был издан перевод труда аббата Нотона "Вольтеровы
заблуждения", сделанный воронежскими семинаристами под руководством
Евфимия Болховитинова.
Следующий Преосвященный - епископ Воронежский и Черкасский Мефодий
(Смирнов, 1795-1799), прославился как учитель богословия. Именно он
стоял у истоков перевода Священного Писания на русский язык, осуществив
еще в 1792 году перевод Послания святого апостола Павла к Римлянам.
Преосвященного владыку Мефодия отличали прямодушие и твердость в
убеждениях. При нем семинария достигла образцового устройства. Как
отмечают историки, епископ Мефодий был одновременно строг и щедр. Он
активно покровительствовал префекту семинарии Евфимию Алексеевичу
Болховитинову. В 1777 году Евфимий, сын священника дворянского рода,
поступил в Воронежскую духовную семинарию, которую закончил с отличием в
1784-м, и в скором времени был рукоположен во священника. В семинарии
Болховитинов сразу же занялся обустройством библиотеки и даже
организовал литературный кружок, при котором в Воронеже возникла первая
типография. Евфимий Болховитинов заслуженно считается первым
историком-краеведом. Его труды чрезвычайно многочисленны. Он оставил
множество исторических, поэтических, богословских, научных исследований.
В 1800 году его вызвали в Санкт-Петербург, где он принял монашество с
именем Евгений, а затем был поставлен митрополитом Киевским и Галицким.
Владыка Евгений умер в 1837 году, снискав заслуженное уважение
современников и потомков.
Историк Воронежской духовной семинарии Павел Васильевич Никольский (1870
- после 1915), раскрывая содержание обучения в Воронежской семинарии
начала XIX века, отмечал, что обычным внеурочным занятием учеников
высшего класса было составление речей на богословские темы на русском и
латинском языках и сочинение проповедей. Лучшие произведения потом
защищались на публичных диспутах. Ежегодно три собственные проповеди
ученик должен был выучить на память и произнести одну на приватном
диспуте, вторую - на публичном изъяснении катехизиса и третью - в храме.
Семинарист был обязан не только уметь читать и переводить богословские
книги, но и излагать свои мысли на латинском языке, в том числе на
публичных диспутах. Наиболее одаренные семинаристы по назначению
преподавателей занимались подготовкой к особо торжественным диспутам и
составляли речи и стихотворные оды к различным случаям. Это были своего
рода отчеты о характере занятий и уровне знаний учеников, проводившиеся
в парадной обстановке и всегда в присутствии епархиального архиерея,
чаще всего на Рождество и на Пасху. Лучшие семинаристы по итогам диспута
писали речи для епископа, которые назывались "гратулянтами" и чаще всего
объединялись в одну книгу, переписанную на золотообрезной бумаге,
украшенную виньетками, заключенную в атласный переплет, и впоследствии
хранились в семинарской библиотеке.
Духовная семинария поменяла немало помещений, пока на кафедру не вступил
епископ Воронежский и Черкасский Антоний (Соколов, 1810-1816). Он с
пониманием относился к нуждам духовенства и сразу же обратил внимание на
бедственное положение духовной школы (тогда она размещалась в одном из
корпусов архиерейского подворья на месте нынешнего главного корпуса
Воронежского государственного университета). Вскоре владыка Антоний
принял решение устроить новое помещение для семинарии. В 1811 году
Святейший Синод разрешил сбор пожертвований среди воронежцев на эти
цели. Преосвященный епископ Антоний подготовил своеобразные воззвания к
жителям губернии - "отличным воронежским гражданам" - и к Войску
Донскому с приглашением жертвовать на строительство семинарии. В течение
1812 года было собрано около тридцати тысяч рублей, при этом сам епископ
внес пятьсот рублей. По пять тысяч рублей пожертвовали графиня А.А.
Орлова-Чесменская и городской голова купец Самуил Мещеряков. В 1812 году
за восемь тысяч рублей была куплена усадьба статского советника Николая
Лазарева-Станищева на Большой Дворянской улице. Находившийся там
деревянный дом был построен для своей семьи архитектором Николаем
Иевским, в 1794 году продан бригадиру Федору Карабинову, а от него в
1795 году перешел к известному библиофилу и земельному магнату графу
Дмитрию Бутурлину. Известно, что какое-то время в конце ХVIII века
учителем детей графа Бутурлина был Евфимий Болховитинов. В 1803 году
усадьбу у Бутурлина приобрел Лазарев-Станищев, пристроивший к дому
каменный флигель и ограду; весь этот земельный участок и отошел под
семинарию. В 1813 году соседний дом пожертвовала епархии его владелица,
графиня Анна Орлова-Чесменская.
В донесении от 17 февраля 1813 года епископ Антоний представил на
рассмотрение Святейшего Синода следующее предложение: "Выстроить по
лицевой стороне новоприобретенного места вновь два каменных корпуса... в
этих двух корпусах поместить учебные классы, бурсы, квартиры для
начальства и учителей, правление и библиотеку с кабинетом, церковь во
имя Иоанна Богослова... равно устроить для казеннокоштных столовую,
кухню, пекарню с квасоварнею, погреба, кладовые для хлеба и проч.".
Синод благословил строительство и 13 ноября 1813 года утвердил
присланный из Воронежа "план трехэтажному каменному корпусу". Авторство
проекта этого здания до сих пор остается невыясненным, чертежи явно были
выполнены на месте, можно лишь предположить, что к работе над ними был
причастен городской архитектор Тимофей Кондратьев.
В марте 1815 года Преосвященный епископ Антоний учредил особую
строительную контору при семинарском правлении, которая ведала сбором
пожертвований и всеми взаимоотношениями с подрядчиками. Возведение
здания было завершено в 1822 году при преемнике владыки Антония,
епископе Епифании (Канивецком, 1816-1825). Он освятил и домовую церковь
во имя святого апостола Иоанна Богослова (сейчас это здание по проспекту
Революции, 29) с пристроенной часовней во имя святого евангелиста. В
этом здании семинария располагалась с 1822 года до своего закрытия в
августе 1918 года. За это время неоднократно проводилась реконструкция,
первоначально здание было расширено, в 1869 году перед главным входом в
семинарию построили часовню в память об избавлении императора Александра
II от гибели во время покушения. Наконец, в 1875 году здание семинарии
на Большой Дворянской приобрело хорошо известный по старым фотографиям
вид. В 1917 году крупный русский зодчий Александр Померанцев предложил
украсить главный фасад еще двумя колоннадами. Святейший Синод проект
одобрил, но грянула революция, после которой в семинарском корпусе с
1919 года расположился Дворец труда, а в послевоенное время - монтажный
техникум, который находится там и поныне. В 1920-е годы была разобрана
часовня, а в 1936-м по проекту архитектора А.В. Данилова надстроили
четвертый этаж. В годы Великой Отечественной войны здание пострадало:
выгорели полы и окна, обрушились многие перекрытия, сгорела кровля. В
ходе реставрации, проводимой по проекту архитектора Г.В. Сихарулидзе,
был пристроен торцевой портик в четыре колонны со стороны улицы
Помяловского, в остальном размеры семинарского здания и отделка его
фасада не изменились.
Яркой страницей истории Воронежской духовной семинарии является время
пребывания на кафедре "третьего светильника Воронежу", великого
подвижника святителя Антония (Смирницкого, 1826-1846), архиепископа
Воронежского и Задонского. Святитель Антоний уделял особое внимание
развитию духовных школ и просвещению духовенства. Основой всякого
воспитания владыка считал Священное Писание и творения святых отцов.
Семинарскую науку с ее внешними формами, заимствованными с иезуитских
образцов еще в XVIII веке, он недолюбливал, чем вызывал холодное
отношение к себе преподавательской корпорации, что однако не мешало его
деятельным заботам о духовном образовании. Им были открыты уездные
духовные училища в Задонске и Павловске, тогда же значительно возросло
число воспитанников Воронежской духовной семинарии. Святитель Антоний
постоянно посещал семинарские экзамены, на которые приглашал губернатора
и других почетных горожан. Благодаря личному отеческому окормлению
святителя Антония семинария воспитала выдающихся выпускников.
Показательно, что именно святитель Антоний отменил в Воронежской
семинарии телесные наказания. Сохранились трогательные воспоминания
семинаристов о своем наставнике, которые свидетельствуют об удивительном
духовном климате в семинарии того времени.
В течение XIX века Воронежская семинария вместе со всеми духовными
школами России пережила целый ряд реформ, цели которых не всегда
отвечали задачам церковного образования. Так, в 1841 году под давлением
светской власти было решено сделать из семинарий профессиональные
учебные заведения, где подготавливались бы не только служители Церкви,
но и представители светских профессий: врачи, агрономы, учителя. Поэтому
вводится много естественных предметов: геометрия, геодезия, сельское
хозяйство, медицина, естественная история. Воспитанники работали в
семинарской и городских больницах. Для сельскохозяйственных работ во
дворе семинарии был разбит опытный сад, в котором произрастали даже
экзотические растения.
В 1867 году в ответ на распространение в печати слухов о
неудовлетворительном состоянии духовных школ последовала новая реформа,
которая, с одной стороны, повысила уровень образования, а с другой -
усилила светский характер духовных учебных заведений и в значительной
мере начала выхолащивание духовного содержания семинарского образования.
Неоднозначная реформа была реализована в Воронежской семинарии к 1874
году, когда полностью был введен новый учебный курс.
В эти же годы вместе с положительными результатами реформы в духовные
школы проникает модный либерализм. Религиозное вольнодумство смущало
воспитанников. Особенно сказывалось это на семинаристах, проживающих в
городе на квартирах. В связи с этим было решено построить семинарское
общежитие - оно было возведено на Большой Девиченской улице (ныне улица
Сакко и Ванцетти) в 1893 году. Престиж церковного образования начал
падать, многие семинаристы переходили в светские вузы, в среде
воспитанников стали распространяться революционные и анархические идеи.
Все это привело к забастовкам и даже актам террора по отношению к
преподавателям и начальству семинарий, в том числе и в Воронеже. В
1905-1907 годах волнения повторяются. Вспыхивают забастовки
воспитанников. Система нравственного убеждения, которая должна была
сменить систему нравственного принуждения, не срабатывала. В то же
время, несмотря на пропагандистскую кампанию со стороны революционеров,
занятия в семинарии не прекращались. Беспокойное положение сохранялось в
духовной школе вплоть до революции 1917 года. Однако Воронежская
семинария была одной из немногих в стране, которой удалось избежать
активного участия воспитанников в революционных событиях. Этим она
обязана, в частности, своему последнему ректору - архимандриту, будущему
архиепископу Богучарскому, Серафиму (Соболеву). Возглавивший семинарию
незадолго до Октябрьского переворота архимандрит Серафим принял ее в
сложном состоянии: частыми были срывы занятий, забастовки, дисциплина
находилась на грани анархии. Владыка беседовал с каждым семинаристом
наедине, особенно много внимания уделял "неблагонадежным", и из дверей
кабинета они выходили переродившимися, примирившимися с собой и
окружающими. Своим личным авторитетом, подвижничеством и бесстрашием
Владыка сумел погасить страсти и привлечь к себе сердца своих учеников.
К 1914 году Воронежская семинария вновь выходит на первые места среди
духовных учебных заведений России. Первая мировая война и последовавшие
за ней революционные события оборвали почти двухвековую традицию
духовного образования в Воронеже.
За время своего существования Воронежская семинария подготовила и
воспитала тысячи церковно- и священнослужителей Русской Православной
Церкви, выдающихся деятелей Российского государства. Многие ее
выпускники стали архиереями. Среди них - митрополит Киевский Евгений
(Болховитинов), митрополит Московский Леонтий (Лебединский),
архиепископы Димитрий (Самбикин), Владимир (Петров) и многие другие.
Прекрасным плодом, взращенным в нашей духовной школе, стали
прославленные Русской Православной Церковью в лике святых
священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель
Московского Патриаршего Престола; затворник, аскет и духовный писатель
святитель Иустин (Полянский), епископ Уфимский; новомученики и
исповедники Российские Митрофан (Краснопольский), архиепископ
Астраханский; Борис (Воскобойников), епископ Ивановский; Василий
(Преображенский), епископ Кинешемский; архимандрит Сергий (Сребрянский)
- духовник преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны;
последний священник Свято-Димитриевского Иларионовского Троекуровского
монастыря Тихон Архангельский; священники Александр Вислянский, Даниил
Алферов, Николай Садовский. Сейчас готовится канонизация почитаемого в
Русской и Болгарской Православных Церквах архиепископа Богучарского
Серафима (Соболева). Святым покровителем Воронежской семинарии является
и святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский, в течение
нескольких лет обучавшийся в Воронежском духовном училище.
В числе преподавателей и выпускников семинарии были известные ученые и
богословы - епископ Мефодий (Смирнов), митрополит Евгений
(Болховитинов), епископ Лаврентий (Некрасов), ректор Московских духовных
академии и семинарии протоиерей Тихон Попов, библеист профессор Н.Н.
Глубоковский, патролог А.В. Говоров, историки-краеведы П.В. Никольский и
протоиерей Стефан Зверев, переводчик античной философии на русский язык
В.Н. Карпов и многие другие.
Семинария занимала центральное место в духовной и культурной жизни
Воронежа. Она воспитала множество светских ученых и специалистов,
деятелей российской культуры. Из ее стен вышел известный поэт И.С.
Никитин. Поддавшись новомодным веяниям, он несколько предвзято отзывался
о годах, проведенных в стенах этого учебного заведения, хотя
объективному исследователю ясно, что именно семинарии Иван Саввич обязан
полученными знаниями, приобретенными основами творчества, стремлением к
просветительской деятельности. В тридцатых годах XIX столетия в
Воронежской семинарии учился поэт Андрей Порфирьевич Сребрянский, друг и
наставник А.В. Кольцова, на творчество которого он оказал серьезное
влияние. Созданный А. Сребрянским литературный кружок стал поистине
духовным и культурно-просветительским центром. Выпускниками Воронежской
семинарии были синолог И.И. Захаров, литературовед А.М. Путинцев,
публицист В.И. Аскоченский, мостостроитель Л.Д. Проскуряков, врачи О.И.
Рудинский и В.В. Пашутин, депутат 3-й Государственной Думы С.А.
Петровский.
В августе 1918 года советская власть, несмотря на протесты ректора отца
Серафима (Соболева), преподавателей, духовенства, воспитанников,
общественности, закрыла семинарию, реквизировала все ее имущество,
уничтожила богатейшую библиотеку - третью по значимости в Российской
империи среди библиотек духовных учебных заведений. Преподаватели и
воспитанники духовной школы вместе со всем духовенством стали
подвергаться преследованиям и репрессиям. Так, по свидетельству
протопресвитера Михаила Польского, в 1919 году по приказу
красноармейского коменданта Воронежа Скрибиса были арестованы многие
священнослужители и монашествующие. Перед смертью все они претерпели
жестокие мучения. Известно, что преподавателя Воронежской духовной
семинарии иеромонаха Нектария (Иванова) таскали за ноги, переломали руки
и ноги, забивали под ногти деревянные гвозди и "причащали" оловом. В
1981 году иеромонах Нектарий был прославлен в лике новомучеников и
исповедников Российских Русской Православной Церковью Заграницей.
В истории Русской Православной Церкви началась новая страница. Но даже
после закрытия Воронежской духовной семинарии ее благие плоды продолжали
питать православных христиан России и других стран мира. Последний
предреволюционный ректор архимандрит Серафим (Соболев) в сане
архиепископа Богучарского стал Управляющим православными русскими
приходами в Болгарии. Он стяжал славу глубоко почитаемого подвижника и
чудотворца, педагога, воспитавшего множество пастырей и в России, и в
Болгарии, яркого духовного и общественно-политического писателя. Бывший
некогда преподавателем Воронежской семинарии, а позже
Санкт-Петербургской духовной академии, известнейший русский библеист
профессор Н.Н. Глубоковский в 1921 году был вынужден эмигрировать в
Финляндию, оттуда в Германию и некоторое время занимал кафедру
Священного Писания Нового Завета в Праге. Затем читал лекции в Белграде,
а с 1923 года стал фактически основателем и профессором Богословского
университета в Софии. В 1925 году он был избран членом-корреспондентом
Болгарской академии наук. В Болгарии он продолжал активную научную
деятельность в традициях русского богословия. Выпускник Воронежской
духовной школы епископ Тихон (Лященко) возглавил Берлинско-Германскую
епархию Русской Зарубежной Церкви. А другой выпускник - опытный пастырь,
педагог и духовный писатель протопресвитер Иаков Ктитарев - стал одним
из сподвижников Экзарха Православных Русских Церквей в Западной Европе
митрополита Евлогия (Георгиевского).
Несмотря на все старания, гонители оказались бессильны. После
семидесятипятилетнего перерыва, в июле 1993 года, Определением
Священного Синода Русской Православной Церкви и трудами митрополита
Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова, 1982-2003) духовная школа
была возрождена. Вначале открыли Воронежское епархиальное духовное
училище с двухгодичной учебной программой (затем она была увеличена до
трех лет). Его возглавил исполняющий обязанности ректора священник (ныне
протоиерей) Александр Домусчи, которого через полгода сменил на
ректорской должности протоиерей Василий Попов. В августе 1994 года
начало действовать регентское отделение для подготовки руководителей
церковных хоров.
В 1995 году состоялся первый выпуск в возрожденной духовной школе, а
через два года определением Священного Синода от 17 июля 1997 года
училище было преобразовано в четырехлетнюю Воронежскую духовную
семинарию, ставшую преемницей традиций дореволюционной духовной школы.
Важнейшим событием современной истории Воронежской духовной семинарии
стало посещение ее 16 ноября 1998 года Святейшим Патриархом Московским и
всея Руси Алексием II, совершавшим свой Первосвятительский визит в
епархию святителя Митрофана. На встрече с преподавателями и учащимися
семинарии Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о важности
пастырского служения, подготовки достойных своего призвания служителей
Церкви Христовой: "Священнослужение требует призвания. Господь Спаситель
в Евангелии сказал: "Жатвы много, а делателей мало" (Мф. 9, 37). И мы
молим Господа, чтобы Он низвел делателей на жатву Свою, чтобы молодое
духовенство выходило на поле деятельности церковное. В наше время
пастырство - это не только богослужение, как было раньше. Сегодня
пастырь должен готовиться и к тому, чтобы на приходе непременно создать
церковно-приходскую школу (и для детей, и для взрослых), заниматься
социальным служением (в больницах, домах престарелых, в местах
заключения, духовно поддерживать военнослужащих) и не только ждать,
когда люди найдут дорогу к храму, но самому выходить навстречу людям и
помогать им".
В 1999 году при семинарии было образовано новое отделение - иконописная
школа, а 4 марта 2000 года Воронежская православная духовная семинария
получила статус высшего профессионального учебного заведения. В начале
2003 года возрожденная Воронежская семинария получила лицензию
Министерства образования Российской Федерации на право ведения
образовательной деятельности как высшее учебное заведение
профессионального религиозного образования.
С момента своего возрождения и до сегодняшнего дня Воронежская духовная
семинария занимает комплекс зданий при Успенском храме на Монастырщенке,
основанном в 1845 году. Символично, что приделы этого храма освящены в
честь покровителя русской богословской науки преподобного Сергия
Радонежского и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, чье имя
носил и домовый храм дореволюционной семинарии.
Новой страницей в истории Воронежской духовной школы стало назначение на
Воронежскую кафедру Высокопреосвященнейшего митрополита Сергия. Уже на
следующий день после своего вступления на Воронежскую землю, 31 мая 2003
года, Владыка митрополит встретился с преподавателями и воспитанниками
семинарии. "Я хотел бы познакомиться с жизнью Воронежской духовной семинарии и глубоко вникнуть в процесс подготовки
будущих пастырей и церковнослужителей, - подчеркнул Владыка. - Мне
небезынтересно настроение каждого студента, который здесь занимается,
потому что я вижу в нем будущего пастыря... Мне хотелось бы, чтобы вы
поняли большую ответственность, - пусть она вас не пугает, Господь
поможет, без Божией воли и без помощи Божией мы ничего не сможем
сделать, - и чтобы вы осознали, что нужно учиться всю жизнь. Когда
прекращается учеба, то есть работа над самим собой, тем более у
священника, человек духовно умирает..."
Все эти годы Воронежская духовная семинария непрестанно развивается и
совершенствуется. С июля 2003 года ее возглавляет исполняющий
обязанности ректора протоиерей Сергий Моздор. Сегодня здесь обучается
271 студент, в том числе на стационаре 109 воспитанников семинарии,
регентского отделения и иконописной школы (семинария - 74 воспитанника,
регентское отделение - 26 воспитанниц, иконописная школа - 9
воспитанниц), а на секторе заочного обучения - 162 клирика и мирянина.
Это представители двадцати епархий Русской Православной Церкви.
Преподавательская корпорация состоит из 45 человек. С 1993 по 2005 год
Воронежскую духовную семинарию окончило почти 300 священно- и
церковнослужителей. Они несут служение более чем в десяти епархиях
Русской Православной Церкви, 18 выпускников семинарии продолжают
обучение в духовных академиях и богословских институтах.
Процесс воспитания и образования в Воронежской духовной семинарии
постоянно совершенствуется: повышается качество преподавания,
наращивается научный потенциал. Не случайно на ежегодном Епархиальном
собрании духовенства (26 декабря 2005 года) митрополит Воронежский и
Борисоглебский Сергий подчеркнул: "Самым пристальным нашим вниманием и
духовным попечением окружена Воронежская православная духовная
семинария. Сегодня семинария активно участвует во всех церковно-научных,
миссионерских, образовательных, культурных конференциях и мероприятиях,
тесно сотрудничает с высшими, средне-специальными и средними учебными
заведениями. Не забывая о таких христианских добродетелях, как
сострадание, милосердие, помощь страждущим и обездоленным, воспитанники
духовной школы постоянно принимают самое деятельное участие в социальном
служении. Мне, как правящему архиерею, хотелось, чтобы выпускники
Воронежской семинарии были глубоко воцерковленными и богословски
подготовленными духовными людьми, понимали всю святость и
ответственность своего служения... Семинария была и остается одним из
центров епархиальной жизни".
В этом здании с 1822 по 1918 год находилась Воронежская духовная
семинария, основанная
31 мая 1745 года. За время существования семинарии ее окончили:
святитель Иустин (Полянский), епископ Уфимский и Мензелинский
новомученики и исповедники Российские:
Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Московского
Патриаршего престола; Митрофан (Краснопольский), архиепископ
Астраханский; Борис (Воскобойников), епископ Ивановский; священник
Александр Вислянский; священник Даниил Алферов; священник Николай
Садовский; священник Тихон Архангельский; архимандрит Сергий (Сребрянский)
выдающиеся иерархи Русской Православной Церкви:
архиепископ Митрофан (Вицинский), архиепископ Парфений (Попов),
митрополит Леонтий (Лебединский), архиепископ Владимир (Петров),
архиепископ Димитрий (Самбикин),
архиепископ Модест (Никитин)
деятели российской науки, культуры и политики:
поэт И.С. Никитин, поэт А.П. Сребрянский, синолог И.Ж. Захаров,
литературовед
А.М. Путинцев, публицист В.И. Аскоченский, мостостроитель Л.Д.
Проскуряков,
врач О.И. Рудинский, врач В.В. Пашутин, депутат Государственной Думы
С.А. Петровский.
В духовной семинарии преподавали выдающиеся ученые:
епископ Мефодий (Смирнов); священноисповедник Василий (Преображенский),
епископ Кинешемский; Серафим (Соболев), архиепископ Богучарский,
управляющий русскими приходами
в Болгарии; Н.Н. Глубоковский, профессор Санкт-Петербургской духовной
академии,
один из основателей Софийской духовной академии в Болгарии.
По благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего
Сергия,
митрополита Воронежского и Борисоглебского, в память 260-летия
Воронежской
духовной семинарии (1745-2005) в дни торжеств, посвященных 260-летию
Духовной школы,
мемориальная доска будет установлена на здании,
где исторически размещалась Воронежская духовная семинария.
|