главная

Воронежская Православная Духовная семинария: страницы истории


Первые попытки создать школу для воспитания и обучения священно- и церковнослужителей в Воронежской епархии предпринимались уже с 1708 года, но из-за нехватки средств и преподавателей они, к сожалению, не увенчались успехом. Впрочем, после издания Святейшим Синодом Духовного Регламента, санкционирующего открытие духовных школ во всех епархиях, были сделаны некоторые шаги к созданию воронежского епархиального учебного заведения. В 1728 году провели сбор "школьных" денег (на то время - сорок копеек в год с каждой приходской церкви), инициатором которого явился Преосвященный епископ Воронежский и Елецкий Лев (Юрлов, 1727-1730). При следующем архипастыре - епископе Иоакиме (Струкове, 1730 - 1740) - состоялся первый набор учеников при архиерейском доме, который находился тогда возле Благовещенского собора, однако через год учащихся распустили. В 1733 году уже не в Воронеже, а в Острогожске вновь была организована славенская школа. Ее руководителем стал выпускник Киевской духовной академии иеродиакон Порфирий (Крестопольский), а в 1737 году в нее были набраны около двухсот учащихся, которых разделили на две группы соответственно уклону обучения - "славено-российскую" и "славено-латинскую". Начинание было прекращено в 1739 году епархиальным священноначалием из-за нехватки средств, а преподаватель-энтузиаст еще четыре года продолжал заниматься с несколькими учениками за скромную плату.

Преемником Преосвященного епископа Иоакима по кафедре явился епископ Вениамин (Сахновский, 1742-1743), который сразу же принялся за восстановление дела образования. Понимая всю сложность предприятия, владыка пригласил уже не одного, а двух преподавателей - киевского студента Лукиана Стасевича и вятского игумена Лазаря (Богославского). К сожалению, смерть владыки Вениамина прервала это благое начинание.

Епископ Воронежский Феофилакт (Губанов, 1743-1757) продолжил дело своего предшественника. Вначале он пытался собрать хоть какие-то справки о духовных учебных заведениях по Воронежской епархии, однако таких сведений в Духовной Консистории не было. Историк П.В. Никольский отмечает, что Святейшему Синоду даже не было известно, существовала ли когда-либо в Воронеже духовная школа. Только 31 мая 1745 года по указу епископа Воронежского Феофилакта была учреждена Воронежская духовная семинария, которая стала, таким образом, старейшим учебным заведением Воронежского края. 8 июня указ епископа Феофилакта был разослан по епархии, а с февраля 1746 года началось обучение семинаристов.

В семинарию принимали детей духовенства с 15-17 лет. Обучение было шестигодичным. В то время система духовного образования подражала западным - католическим и протестантским - образцам: в семинарии особое внимание уделялось латинскому языку, использовались западные учебники. Родители с неохотой отдавали своих детей учиться, укрывали их, несмотря на большие штрафы, поскольку не видели пользы от образования, опасались "латинского" влияния и не хотели расставаться с детьми на 6 лет (каникул в семинарии сначала не было вовсе). Жесткая дисциплина, которой отличались все духовные учебные заведения в XVIII - начале XIX века, насаждение латинского языка приводили к тому, что ученики нередко бежали из семинарии. Поэтому воронежские архиереи постепенно шли на смягчение условий и улучшение быта и учебы семинаристов.

С момента начала занятий в феврале 1746 года до 1822 года учебные классы, жилые и административные помещения располагались в различных зданиях при Благовещенском кафедральном соборе (в колокольне, затем в архиерейском доме и доме для певчих), при котором в 1836 году был основан Митрофановский Благовещенский мужской монастырь.

Учебный курс в первый период существования семинарии (1745-1761 годы) состоял из шести классов. В низший, первый класс принимались дети от семи до пятнадцати лет, умевшие читать и писать. В этом классе, именуемом "аналогией", дети совершенствовались в славянском чтении и письме, знакомились с латинским языком. В "инфиме" изучалась латинская грамматика. Два следующих класса продолжали обучение в том же русле по учебнику Эммануила Альвара. В классе пиитики учились образно выражаться, используя тропы и фигуры, а также писать стихи. В классе риторики обучались ораторскому искусству и логике.

В 1747 году Лукиан Стасевич добился для учеников каникул с 15 июля по 1 сентября, тогда же были введены и различные поощрительные вознаграждения. Священноначалие стало хлопотать о постройке специального семинарского корпуса. Духовная Консистория обратилась в губернскую канцелярию: "Надлежит построить особый училищный дом, как Духовным Регламентом велено, не в городе, но в стороне, на веселом месте, удобном, где несть народного шума, ниже частыя оказии, которыя обычно мешают учению, и построить дом образцом монастыря пространством и житием, где подобает быть церкви, аптеке и доктору, и построить в семинарии несколько жилья и для гуляния семинаристам развести сады". Искомое место нашли в слободе Чижовка, близ церкви Живоначальной Троицы. К 1752 году на Чижовском холме был построен семинарский корпус, однако весной новое здание сгорело дотла. После этого происшествия под семинарию был построен флигель при архиерейском доме. Однако материальные трудности и недоверие духовенства к "латинству" все же привели к закрытию (к счастью, кратковременному) семинарии при епископе Иоанникии (Павлуцком, 1761-1763).

Воссоздал семинарию в 1763 году святитель Тихон (Соколов, 1763-1767) Задонский, епископ Воронежский и Елецкий, подвижник и "охотник до наук и любивший ученых". Сам святитель окончил Новгородскую духовную семинарию, считавшуюся в то время лучшей в России, и даже был в ней преподавателем. Он лично руководил Воронежской духовной школой, постоянно беседовал с учениками и посещал занятия, составил особые правила для семинаристов, тратил большие средства (в том числе и свои личные) на содержание и поощрение учащихся, приглашал преподавать лучших выпускников духовных академий и семинарий, начал создавать библиотеку. Трудами и молитвами святителя Тихона семинария за неполные четыре года его пребывания на Воронежской кафедре твердо стала на ноги.
Дело святителя Тихона продолжили епископы Иннокентий и Мефодий. В их правление

Воронежская семинария становится одной из образцовых в России.
Епископ Воронежский Иннокентий (Полянский, 1788-1794), член Российской императорской академии наук, был не только талантливым ученым и проповедником, но и умелым организатором учебного процесса. Он позаботился об увеличении фонда семинарской библиотеки, для чего послал в Москву префекта семинарии Евфимия Болховитинова. При епископе Иннокентии в 1793 году в Москве был издан перевод труда аббата Нотона "Вольтеровы заблуждения", сделанный воронежскими семинаристами под руководством Евфимия Болховитинова.

Следующий Преосвященный - епископ Воронежский и Черкасский Мефодий (Смирнов, 1795-1799), прославился как учитель богословия. Именно он стоял у истоков перевода Священного Писания на русский язык, осуществив еще в 1792 году перевод Послания святого апостола Павла к Римлянам. Преосвященного владыку Мефодия отличали прямодушие и твердость в убеждениях. При нем семинария достигла образцового устройства. Как отмечают историки, епископ Мефодий был одновременно строг и щедр. Он активно покровительствовал префекту семинарии Евфимию Алексеевичу Болховитинову. В 1777 году Евфимий, сын священника дворянского рода, поступил в Воронежскую духовную семинарию, которую закончил с отличием в 1784-м, и в скором времени был рукоположен во священника. В семинарии Болховитинов сразу же занялся обустройством библиотеки и даже организовал литературный кружок, при котором в Воронеже возникла первая типография. Евфимий Болховитинов заслуженно считается первым историком-краеведом. Его труды чрезвычайно многочисленны. Он оставил множество исторических, поэтических, богословских, научных исследований. В 1800 году его вызвали в Санкт-Петербург, где он принял монашество с именем Евгений, а затем был поставлен митрополитом Киевским и Галицким. Владыка Евгений умер в 1837 году, снискав заслуженное уважение современников и потомков.

Историк Воронежской духовной семинарии Павел Васильевич Никольский (1870 - после 1915), раскрывая содержание обучения в Воронежской семинарии начала XIX века, отмечал, что обычным внеурочным занятием учеников высшего класса было составление речей на богословские темы на русском и латинском языках и сочинение проповедей. Лучшие произведения потом защищались на публичных диспутах. Ежегодно три собственные проповеди ученик должен был выучить на память и произнести одну на приватном диспуте, вторую - на публичном изъяснении катехизиса и третью - в храме. Семинарист был обязан не только уметь читать и переводить богословские книги, но и излагать свои мысли на латинском языке, в том числе на публичных диспутах. Наиболее одаренные семинаристы по назначению преподавателей занимались подготовкой к особо торжественным диспутам и составляли речи и стихотворные оды к различным случаям. Это были своего рода отчеты о характере занятий и уровне знаний учеников, проводившиеся в парадной обстановке и всегда в присутствии епархиального архиерея, чаще всего на Рождество и на Пасху. Лучшие семинаристы по итогам диспута писали речи для епископа, которые назывались "гратулянтами" и чаще всего объединялись в одну книгу, переписанную на золотообрезной бумаге, украшенную виньетками, заключенную в атласный переплет, и впоследствии хранились в семинарской библиотеке.


Духовная семинария поменяла немало помещений, пока на кафедру не вступил епископ Воронежский и Черкасский Антоний (Соколов, 1810-1816). Он с пониманием относился к нуждам духовенства и сразу же обратил внимание на бедственное положение духовной школы (тогда она размещалась в одном из корпусов архиерейского подворья на месте нынешнего главного корпуса Воронежского государственного университета). Вскоре владыка Антоний принял решение устроить новое помещение для семинарии. В 1811 году Святейший Синод разрешил сбор пожертвований среди воронежцев на эти цели. Преосвященный епископ Антоний подготовил своеобразные воззвания к жителям губернии - "отличным воронежским гражданам" - и к Войску Донскому с приглашением жертвовать на строительство семинарии. В течение 1812 года было собрано около тридцати тысяч рублей, при этом сам епископ внес пятьсот рублей. По пять тысяч рублей пожертвовали графиня А.А. Орлова-Чесменская и городской голова купец Самуил Мещеряков. В 1812 году за восемь тысяч рублей была куплена усадьба статского советника Николая Лазарева-Станищева на Большой Дворянской улице. Находившийся там деревянный дом был построен для своей семьи архитектором Николаем Иевским, в 1794 году продан бригадиру Федору Карабинову, а от него в 1795 году перешел к известному библиофилу и земельному магнату графу Дмитрию Бутурлину. Известно, что какое-то время в конце ХVIII века учителем детей графа Бутурлина был Евфимий Болховитинов. В 1803 году усадьбу у Бутурлина приобрел Лазарев-Станищев, пристроивший к дому каменный флигель и ограду; весь этот земельный участок и отошел под семинарию. В 1813 году соседний дом пожертвовала епархии его владелица, графиня Анна Орлова-Чесменская.

В донесении от 17 февраля 1813 года епископ Антоний представил на рассмотрение Святейшего Синода следующее предложение: "Выстроить по лицевой стороне новоприобретенного места вновь два каменных корпуса... в этих двух корпусах поместить учебные классы, бурсы, квартиры для начальства и учителей, правление и библиотеку с кабинетом, церковь во имя Иоанна Богослова... равно устроить для казеннокоштных столовую, кухню, пекарню с квасоварнею, погреба, кладовые для хлеба и проч.". Синод благословил строительство и 13 ноября 1813 года утвердил присланный из Воронежа "план трехэтажному каменному корпусу". Авторство проекта этого здания до сих пор остается невыясненным, чертежи явно были выполнены на месте, можно лишь предположить, что к работе над ними был причастен городской архитектор Тимофей Кондратьев.

В марте 1815 года Преосвященный епископ Антоний учредил особую строительную контору при семинарском правлении, которая ведала сбором пожертвований и всеми взаимоотношениями с подрядчиками. Возведение здания было завершено в 1822 году при преемнике владыки Антония, епископе Епифании (Канивецком, 1816-1825). Он освятил и домовую церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова (сейчас это здание по проспекту Революции, 29) с пристроенной часовней во имя святого евангелиста. В этом здании семинария располагалась с 1822 года до своего закрытия в августе 1918 года. За это время неоднократно проводилась реконструкция, первоначально здание было расширено, в 1869 году перед главным входом в семинарию построили часовню в память об избавлении императора Александра II от гибели во время покушения. Наконец, в 1875 году здание семинарии на Большой Дворянской приобрело хорошо известный по старым фотографиям вид. В 1917 году крупный русский зодчий Александр Померанцев предложил украсить главный фасад еще двумя колоннадами. Святейший Синод проект одобрил, но грянула революция, после которой в семинарском корпусе с 1919 года расположился Дворец труда, а в послевоенное время - монтажный техникум, который находится там и поныне. В 1920-е годы была разобрана часовня, а в 1936-м по проекту архитектора А.В. Данилова надстроили четвертый этаж. В годы Великой Отечественной войны здание пострадало: выгорели полы и окна, обрушились многие перекрытия, сгорела кровля. В ходе реставрации, проводимой по проекту архитектора Г.В. Сихарулидзе, был пристроен торцевой портик в четыре колонны со стороны улицы Помяловского, в остальном размеры семинарского здания и отделка его фасада не изменились.

Яркой страницей истории Воронежской духовной семинарии является время пребывания на кафедре "третьего светильника Воронежу", великого подвижника святителя Антония (Смирницкого, 1826-1846), архиепископа Воронежского и Задонского. Святитель Антоний уделял особое внимание развитию духовных школ и просвещению духовенства. Основой всякого воспитания владыка считал Священное Писание и творения святых отцов. Семинарскую науку с ее внешними формами, заимствованными с иезуитских образцов еще в XVIII веке, он недолюбливал, чем вызывал холодное отношение к себе преподавательской корпорации, что однако не мешало его деятельным заботам о духовном образовании. Им были открыты уездные духовные училища в Задонске и Павловске, тогда же значительно возросло число воспитанников Воронежской духовной семинарии. Святитель Антоний постоянно посещал семинарские экзамены, на которые приглашал губернатора и других почетных горожан. Благодаря личному отеческому окормлению святителя Антония семинария воспитала выдающихся выпускников. Показательно, что именно святитель Антоний отменил в Воронежской семинарии телесные наказания. Сохранились трогательные воспоминания семинаристов о своем наставнике, которые свидетельствуют об удивительном духовном климате в семинарии того времени.

В течение XIX века Воронежская семинария вместе со всеми духовными школами России пережила целый ряд реформ, цели которых не всегда отвечали задачам церковного образования. Так, в 1841 году под давлением светской власти было решено сделать из семинарий профессиональные учебные заведения, где подготавливались бы не только служители Церкви, но и представители светских профессий: врачи, агрономы, учителя. Поэтому вводится много естественных предметов: геометрия, геодезия, сельское хозяйство, медицина, естественная история. Воспитанники работали в семинарской и городских больницах. Для сельскохозяйственных работ во дворе семинарии был разбит опытный сад, в котором произрастали даже экзотические растения.

В 1867 году в ответ на распространение в печати слухов о неудовлетворительном состоянии духовных школ последовала новая реформа, которая, с одной стороны, повысила уровень образования, а с другой - усилила светский характер духовных учебных заведений и в значительной мере начала выхолащивание духовного содержания семинарского образования. Неоднозначная реформа была реализована в Воронежской семинарии к 1874 году, когда полностью был введен новый учебный курс.

В эти же годы вместе с положительными результатами реформы в духовные школы проникает модный либерализм. Религиозное вольнодумство смущало воспитанников. Особенно сказывалось это на семинаристах, проживающих в городе на квартирах. В связи с этим было решено построить семинарское общежитие - оно было возведено на Большой Девиченской улице (ныне улица Сакко и Ванцетти) в 1893 году. Престиж церковного образования начал падать, многие семинаристы переходили в светские вузы, в среде воспитанников стали распространяться революционные и анархические идеи. Все это привело к забастовкам и даже актам террора по отношению к преподавателям и начальству семинарий, в том числе и в Воронеже. В 1905-1907 годах волнения повторяются. Вспыхивают забастовки воспитанников. Система нравственного убеждения, которая должна была сменить систему нравственного принуждения, не срабатывала. В то же время, несмотря на пропагандистскую кампанию со стороны революционеров, занятия в семинарии не прекращались. Беспокойное положение сохранялось в духовной школе вплоть до революции 1917 года. Однако Воронежская семинария была одной из немногих в стране, которой удалось избежать активного участия воспитанников в революционных событиях. Этим она обязана, в частности, своему последнему ректору - архимандриту, будущему архиепископу Богучарскому, Серафиму (Соболеву). Возглавивший семинарию незадолго до Октябрьского переворота архимандрит Серафим принял ее в сложном состоянии: частыми были срывы занятий, забастовки, дисциплина находилась на грани анархии. Владыка беседовал с каждым семинаристом наедине, особенно много внимания уделял "неблагонадежным", и из дверей кабинета они выходили переродившимися, примирившимися с собой и окружающими. Своим личным авторитетом, подвижничеством и бесстрашием Владыка сумел погасить страсти и привлечь к себе сердца своих учеников. К 1914 году Воронежская семинария вновь выходит на первые места среди духовных учебных заведений России. Первая мировая война и последовавшие за ней революционные события оборвали почти двухвековую традицию духовного образования в Воронеже.

За время своего существования Воронежская семинария подготовила и воспитала тысячи церковно- и священнослужителей Русской Православной Церкви, выдающихся деятелей Российского государства. Многие ее выпускники стали архиереями. Среди них - митрополит Киевский Евгений (Болховитинов), митрополит Московский Леонтий (Лебединский), архиепископы Димитрий (Самбикин), Владимир (Петров) и многие другие.

Прекрасным плодом, взращенным в нашей духовной школе, стали прославленные Русской Православной Церковью в лике святых священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Московского Патриаршего Престола; затворник, аскет и духовный писатель святитель Иустин (Полянский), епископ Уфимский; новомученики и исповедники Российские Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский; Борис (Воскобойников), епископ Ивановский; Василий (Преображенский), епископ Кинешемский; архимандрит Сергий (Сребрянский) - духовник преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны; последний священник Свято-Димитриевского Иларионовского Троекуровского монастыря Тихон Архангельский; священники Александр Вислянский, Даниил Алферов, Николай Садовский. Сейчас готовится канонизация почитаемого в Русской и Болгарской Православных Церквах архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). Святым покровителем Воронежской семинарии является и святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский, в течение нескольких лет обучавшийся в Воронежском духовном училище.

В числе преподавателей и выпускников семинарии были известные ученые и богословы - епископ Мефодий (Смирнов), митрополит Евгений (Болховитинов), епископ Лаврентий (Некрасов), ректор Московских духовных академии и семинарии протоиерей Тихон Попов, библеист профессор Н.Н. Глубоковский, патролог А.В. Говоров, историки-краеведы П.В. Никольский и протоиерей Стефан Зверев, переводчик античной философии на русский язык В.Н. Карпов и многие другие.

Семинария занимала центральное место в духовной и культурной жизни Воронежа. Она воспитала множество светских ученых и специалистов, деятелей российской культуры. Из ее стен вышел известный поэт И.С. Никитин. Поддавшись новомодным веяниям, он несколько предвзято отзывался о годах, проведенных в стенах этого учебного заведения, хотя объективному исследователю ясно, что именно семинарии Иван Саввич обязан полученными знаниями, приобретенными основами творчества, стремлением к просветительской деятельности. В тридцатых годах XIX столетия в Воронежской семинарии учился поэт Андрей Порфирьевич Сребрянский, друг и наставник А.В. Кольцова, на творчество которого он оказал серьезное влияние. Созданный А. Сребрянским литературный кружок стал поистине духовным и культурно-просветительским центром. Выпускниками Воронежской семинарии были синолог И.И. Захаров, литературовед А.М. Путинцев, публицист В.И. Аскоченский, мостостроитель Л.Д. Проскуряков, врачи О.И. Рудинский и В.В. Пашутин, депутат 3-й Государственной Думы С.А. Петровский.

В августе 1918 года советская власть, несмотря на протесты ректора отца Серафима (Соболева), преподавателей, духовенства, воспитанников, общественности, закрыла семинарию, реквизировала все ее имущество, уничтожила богатейшую библиотеку - третью по значимости в Российской империи среди библиотек духовных учебных заведений. Преподаватели и воспитанники духовной школы вместе со всем духовенством стали подвергаться преследованиям и репрессиям. Так, по свидетельству протопресвитера Михаила Польского, в 1919 году по приказу красноармейского коменданта Воронежа Скрибиса были арестованы многие священнослужители и монашествующие. Перед смертью все они претерпели жестокие мучения. Известно, что преподавателя Воронежской духовной семинарии иеромонаха Нектария (Иванова) таскали за ноги, переломали руки и ноги, забивали под ногти деревянные гвозди и "причащали" оловом. В 1981 году иеромонах Нектарий был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церковью Заграницей.

В истории Русской Православной Церкви началась новая страница. Но даже после закрытия Воронежской духовной семинарии ее благие плоды продолжали питать православных христиан России и других стран мира. Последний предреволюционный ректор архимандрит Серафим (Соболев) в сане архиепископа Богучарского стал Управляющим православными русскими приходами в Болгарии. Он стяжал славу глубоко почитаемого подвижника и чудотворца, педагога, воспитавшего множество пастырей и в России, и в Болгарии, яркого духовного и общественно-политического писателя. Бывший некогда преподавателем Воронежской семинарии, а позже Санкт-Петербургской духовной академии, известнейший русский библеист профессор Н.Н. Глубоковский в 1921 году был вынужден эмигрировать в Финляндию, оттуда в Германию и некоторое время занимал кафедру Священного Писания Нового Завета в Праге. Затем читал лекции в Белграде, а с 1923 года стал фактически основателем и профессором Богословского университета в Софии. В 1925 году он был избран членом-корреспондентом Болгарской академии наук. В Болгарии он продолжал активную научную деятельность в традициях русского богословия. Выпускник Воронежской духовной школы епископ Тихон (Лященко) возглавил Берлинско-Германскую епархию Русской Зарубежной Церкви. А другой выпускник - опытный пастырь, педагог и духовный писатель протопресвитер Иаков Ктитарев - стал одним из сподвижников Экзарха Православных Русских Церквей в Западной Европе митрополита Евлогия (Георгиевского).

Несмотря на все старания, гонители оказались бессильны. После семидесятипятилетнего перерыва, в июле 1993 года, Определением Священного Синода Русской Православной Церкви и трудами митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова, 1982-2003) духовная школа была возрождена. Вначале открыли Воронежское епархиальное духовное училище с двухгодичной учебной программой (затем она была увеличена до трех лет). Его возглавил исполняющий обязанности ректора священник (ныне протоиерей) Александр Домусчи, которого через полгода сменил на ректорской должности протоиерей Василий Попов. В августе 1994 года начало действовать регентское отделение для подготовки руководителей церковных хоров.

В 1995 году состоялся первый выпуск в возрожденной духовной школе, а через два года определением Священного Синода от 17 июля 1997 года училище было преобразовано в четырехлетнюю Воронежскую духовную семинарию, ставшую преемницей традиций дореволюционной духовной школы.

Важнейшим событием современной истории Воронежской духовной семинарии стало посещение ее 16 ноября 1998 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, совершавшим свой Первосвятительский визит в епархию святителя Митрофана. На встрече с преподавателями и учащимися семинарии Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о важности пастырского служения, подготовки достойных своего призвания служителей Церкви Христовой: "Священнослужение требует призвания. Господь Спаситель в Евангелии сказал: "Жатвы много, а делателей мало" (Мф. 9, 37). И мы молим Господа, чтобы Он низвел делателей на жатву Свою, чтобы молодое духовенство выходило на поле деятельности церковное. В наше время пастырство - это не только богослужение, как было раньше. Сегодня пастырь должен готовиться и к тому, чтобы на приходе непременно создать церковно-приходскую школу (и для детей, и для взрослых), заниматься социальным служением (в больницах, домах престарелых, в местах заключения, духовно поддерживать военнослужащих) и не только ждать, когда люди найдут дорогу к храму, но самому выходить навстречу людям и помогать им".

В 1999 году при семинарии было образовано новое отделение - иконописная школа, а 4 марта 2000 года Воронежская православная духовная семинария получила статус высшего профессионального учебного заведения. В начале 2003 года возрожденная Воронежская семинария получила лицензию Министерства образования Российской Федерации на право ведения образовательной деятельности как высшее учебное заведение профессионального религиозного образования.

С момента своего возрождения и до сегодняшнего дня Воронежская духовная семинария занимает комплекс зданий при Успенском храме на Монастырщенке, основанном в 1845 году. Символично, что приделы этого храма освящены в честь покровителя русской богословской науки преподобного Сергия Радонежского и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, чье имя носил и домовый храм дореволюционной семинарии.

Новой страницей в истории Воронежской духовной школы стало назначение на Воронежскую кафедру Высокопреосвященнейшего митрополита Сергия. Уже на следующий день после своего вступления на Воронежскую землю, 31 мая 2003 года, Владыка митрополит встретился с преподавателями и воспитанниками семинарии. "Я хотел бы познакомиться с жизнью Воронежской духовной семинарии и глубоко вникнуть в процесс подготовки будущих пастырей и церковнослужителей, - подчеркнул Владыка. - Мне небезынтересно настроение каждого студента, который здесь занимается, потому что я вижу в нем будущего пастыря... Мне хотелось бы, чтобы вы поняли большую ответственность, - пусть она вас не пугает, Господь поможет, без Божией воли и без помощи Божией мы ничего не сможем сделать, - и чтобы вы осознали, что нужно учиться всю жизнь. Когда прекращается учеба, то есть работа над самим собой, тем более у священника, человек духовно умирает..."

Все эти годы Воронежская духовная семинария непрестанно развивается и совершенствуется. С июля 2003 года ее возглавляет исполняющий обязанности ректора протоиерей Сергий Моздор. Сегодня здесь обучается 271 студент, в том числе на стационаре 109 воспитанников семинарии, регентского отделения и иконописной школы (семинария - 74 воспитанника, регентское отделение - 26 воспитанниц, иконописная школа - 9 воспитанниц), а на секторе заочного обучения - 162 клирика и мирянина. Это представители двадцати епархий Русской Православной Церкви. Преподавательская корпорация состоит из 45 человек. С 1993 по 2005 год Воронежскую духовную семинарию окончило почти 300 священно- и церковнослужителей. Они несут служение более чем в десяти епархиях Русской Православной Церкви, 18 выпускников семинарии продолжают обучение в духовных академиях и богословских институтах.

Процесс воспитания и образования в Воронежской духовной семинарии постоянно совершенствуется: повышается качество преподавания, наращивается научный потенциал. Не случайно на ежегодном Епархиальном собрании духовенства (26 декабря 2005 года) митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий подчеркнул: "Самым пристальным нашим вниманием и духовным попечением окружена Воронежская православная духовная семинария. Сегодня семинария активно участвует во всех церковно-научных, миссионерских, образовательных, культурных конференциях и мероприятиях, тесно сотрудничает с высшими, средне-специальными и средними учебными заведениями. Не забывая о таких христианских добродетелях, как сострадание, милосердие, помощь страждущим и обездоленным, воспитанники духовной школы постоянно принимают самое деятельное участие в социальном служении. Мне, как правящему архиерею, хотелось, чтобы выпускники Воронежской семинарии были глубоко воцерковленными и богословски подготовленными духовными людьми, понимали всю святость и ответственность своего служения... Семинария была и остается одним из центров епархиальной жизни".


В этом здании с 1822 по 1918 год находилась Воронежская духовная семинария, основанная
31 мая 1745 года. За время существования семинарии ее окончили:
святитель Иустин (Полянский), епископ Уфимский и Мензелинский
новомученики и исповедники Российские:
Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Московского Патриаршего престола; Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский; Борис (Воскобойников), епископ Ивановский; священник Александр Вислянский; священник Даниил Алферов; священник Николай Садовский; священник Тихон Архангельский; архимандрит Сергий (Сребрянский)
выдающиеся иерархи Русской Православной Церкви:
архиепископ Митрофан (Вицинский), архиепископ Парфений (Попов), митрополит Леонтий (Лебединский), архиепископ Владимир (Петров), архиепископ Димитрий (Самбикин),
архиепископ Модест (Никитин)
деятели российской науки, культуры и политики:
поэт И.С. Никитин, поэт А.П. Сребрянский, синолог И.Ж. Захаров, литературовед
А.М. Путинцев, публицист В.И. Аскоченский, мостостроитель Л.Д. Проскуряков,
врач О.И. Рудинский, врач В.В. Пашутин, депутат Государственной Думы С.А. Петровский.
В духовной семинарии преподавали выдающиеся ученые:
епископ Мефодий (Смирнов); священноисповедник Василий (Преображенский), епископ Кинешемский; Серафим (Соболев), архиепископ Богучарский, управляющий русскими приходами
в Болгарии; Н.Н. Глубоковский, профессор Санкт-Петербургской духовной академии,
один из основателей Софийской духовной академии в Болгарии.

По благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Сергия,
митрополита Воронежского и Борисоглебского, в память 260-летия Воронежской
духовной семинарии (1745-2005) в дни торжеств, посвященных 260-летию Духовной школы,
мемориальная доска будет установлена на здании,
где исторически размещалась Воронежская духовная семинария.