главная

Воспоминания об архиерейском хоре



Григорий Иванович Шухмин (15.11.1882 – после 1950) принадлежал к числу талантливых самородков, чьи дарования были не очень глубоки, но разносторонни. Реализовать свои способности в полной мере он не смог первоначально из-за отсутствия специального образования, а затем из-за социальных катаклизмов, бушевавших в стране.

Сын воронежского мещанина, Г.И. Шухмин в 1898 году окончил двухклассное училище при Митрофановском монастыре, учился в реальном училище, в 1906 году окончил курсы счетоводов. Работал бухгалтером в магазине братьев Ширяевых (1903–1911), на заводе Столля (1911–1917). Одновременно тяготел к сценическому искусству, а точнее, к оперному пению. Выступал на любительской сцене как певец, в случае необходимости заменяя заболевшего артиста, выступал в небольших ролях в профессиональной труппе. В 1907 году учился в Москве на курсах по экспериментальной педагогике, в 1912-м – в Петербурге на курсах музыкальной студии. С 1918 года он состоял на службе в Губполитпросвете, участвовал в оперных постановках, играл в «Свободном театре». С 1919 по 1921 год преподавал в Высших театральных мастерских. С 1 апреля 1924 года Шухмин – педагог по вокалу в музыкальном техникуме [1] , одновременно – музыкальный руководитель радиостанции «Профинтерн». Он всегда тяготел не только к пению, но и к педагогике, стал автором четырех книг: О тональном искусстве (СПб., 1913), Вокальный катехизис: Секрет правильного и красивого пения. Настольная книга для певцов, обучающихся пению, ораторов и артистов (Варшава, 1914), Искусство певческого тона староитальянской школы (Воронеж, 1916), Учение о новом гармоническом развитии голоса для пения и речи
(М., 1923). Григорий Иванович был непременным участником музыкальных вечеров.
Г.И. Шухмина арестовали в 1921 году и выпустили спустя две недели, в 1935 году – приговорили к 8 годам лагерей [2] . Значительную часть срока он отбывал в Воркуте, где играл в драматическом театре. В апреле 1947 года Шухмин вернулся на родину, жил у сестры Александры Дубянской на станции Графская. В ноябре 1948 года арестован вновь и сослан на поселение в Красноярский край [3] . В 1950 году Г.И. Шухмину разрешили переехать в Кзыл-Ординскую область, где жил брат его покойной жены, врач И.Л. Зегаль-Бернштейн. Дальнейшая судьба Шухмина неизвестна.
Воспоминания, озаглавленные с претензией на литературность: «Служители Мельпомены: Пути провинциального актера. К истории театра и зрелищ одного города, 1882–1935 годы», написаны в 1946 году. Судя по краткому оглавлению, воспоминания должны были состоять из пяти частей и охватить время до первого ареста автора. Написанная карандашом рукопись на 375 страницах содержит лишь три части и доведена до 1917 года. Были ли написаны четвертая и пятая части воспоминаний – судить трудно. Мемуары Г.И. Шухмина оказались в руках писателя В.А. Кораблинова (1906–1989), позднее он передал их историку театра З.Я. Анчиполовскому. Затем, побывав в руках журналистов Павла Лепендина и Павла Попова, рукопись перешла ко мне. П.А. Попов опубликовал в четырех номерах «Воронежского телеграфа» (приложение к газете «Воронежский курьер», 2004. 3 апреля, 15 мая, 26 июня, 18 сентября) фрагменты из воспоминаний Шухмина.
Певческая карьера Григория Шухмина начиналась в архиерейском хоре в конце 1880-х годов. Считается, что хор переживал время своего расцвета при архиепископе Серафиме (Аретинском), управлявшем Воронежской епархией в 1865–1886 годы. Именно этому периоду были посвящены публикации священника Тихона Ивановича Донецкого (ок. 1845–1912): Малые певчие Воронежского архиерейского хора при архиепис[копе] Серафиме: Из наблюдений бывшего надзирателя // Воронежские епархиальные ведомости. 1904. № 4. С. 138–158; № 5. С. 188–214; Церковное пение, инструментальная музыка и сценическое искусство в Воронежской духовной семинарии в дореформенное время (в конце 50-х и начале 60-х годов ХIХ столетия): Из училищных и семинарских воспоминаний // Воронежские епархиальные ведомости. 1904. № 14. С. 611–620; № 15. С. 640–660; Церковное чтение, пение в Воронежской епархии и архиерейский хор при архиепископе Иосифе: Из училищных воспоминаний 50-х годов прошлого века // Воронежские епархиальные ведомости. 1904. № 21. С. 884–894; № 22. С. 902–915; Духовные композиторы Воронежской епархии: Историко-библиографический очерк местного церковного пения // Воронежские епархиальные ведомости. 1905. № 10. С. 409–440; № 12. С. 529–537; Церковное пение в Воронежском епархиальном женском училище, Воронежской духовной семинарии и пение в Воронежской Мариинской женской гимназии. Заметки по поводу статьи «К преобразованию Воронежского епархиального женского училища» священника Черкасского (Дон. 1906. № 25) // Воронежские епархиальные ведомости. 1906. № 20. С. 891–906. Возможно, толчком для такой серии статей послужила статья
П.В. Владимирова (Цезаревского): Архиерейский хор преосвященного Серафима в Воронеже // Воронежские епархиальные ведомости. 1904. № 3. С. 94–121.
Воспоминания Г.И. Шухмина рисуют жизнь хористов «изнутри», они значительно подробнее и детальней освещают повседневную жизнь хора. В то же время приходится отметить, что автор не во всем следует хронологии своего пребывания в хоре. Так, он ничего не говорит о смерти регента Т.И. Случевского и не упоминает его преемника, совмещает несколько поездок епископа Анастасия по епархии воедино, переносит дату смерти своего отца, мещанина Ивана Васильевича Шухмина (умер в 1894 году) [4] на более ранний срок. Все установленные нами неточности мемуариста отражены в комментариях. Знаком […] отмечен пропуск сюжета, связанного с игрой в чехарду, описание драки хористов и другие незначительные моменты.

Для общежития маленьких певчих был отведен целый корпус [5]. В верхнем этаже были расположены: три спальные комнаты, две классные, две для надзирателей, умывальная и большой зал для спевок. В среднем – находились классные и учительские комнаты со всякими службами, включительно до темного карцера под лестницей. В нижнем, подвальном – были расположены: столовая и кухня для певчих, с квартирой для повара.
Вот в этот-то монастырь и привела меня мать на пробу голоса для поступления в архиерейский образцовый хор. Регента в корпусе не оказалось, он жил вне монастыря, на частной квартире, причисленной к приходу церкви Иоанна Богослова [6], что у реки, к нему на дом нам и посоветовали идти.
О[тец] Тимофей Случевский [7] – регент Митрофановского собора, в сане священнослужителя, принадлежал к белому духовенству и был примечательной личностью по музыкальной культуре. Получив специальное образование в Придворной певческой капелле в Петербурге, он брал частные уроки у лучших композиторов своего времени, кроме того, был наделен особой способностью и внутренним чутьем на воспитание певцов и определение их способностей. Хор под его управлением пел исключительно хорошо, достигая оркестровых нюансов в исполнении, солисты были им подобраны с поразительным умением и чутьем по красоте голосов и способностям.
Вместе с архиепископом он объезжал епархию, прослушивая певцов по селам, городам, и хорошие голоса вербовал в архиерейский хор. Таким путем ему удалось собрать изумительный хор по качеству голосов, тут были тенора, которые из деревни, прямо от сохи, после обработки под его руководством попадали солистами в оперу на императорскую сцену, как это было с тенором
Ф.Ф. Соколовым [8], баритоном Смельским [9]. Вырабатывались басы, затем служившие украшением московских храмов, как протодиакон Шаховцев [10] и др.
К такому регенту привела меня моя мать. На наш звонок к нам в переднюю вышел сам отец Тимофей. Узнав, зачем мы пришли, кто мы, он заметил, что проб голосов на дому не производит, но посмотрев на меня и мать, измученных ходьбой, стоящих перед ним в худых башмаках и в легком платье, в то время, как за стенами лил дождь и выл ветер, он нас пригласил в комнату отогреться.
– Вы вдова? Не того ли вы жена Ивана Васильевича, которого я неоднократно уговаривал вступить к нам в хор солистом?
Узнав, что я его единственный сын, он подошел к фисгармонии, сел и спросил у матери: «Сколько же лет вашему сыну?» Мать сказала.
– Да, это уже хуже, мы в хор принимаем с восьми лет, а вашему сыну только семь с половиной [11], это будет противоречить нашим правилам приема. Ну, да ничего, нет правил без исключений!
Фисгармония зазвучала для меня дивной музыкой, еще не слыханной. Я растерялся. Заметив мое смущение, отец Тимофей заиграл арпеджиями [12]. Постепенность гамм мне была от отца знакома, и я стал петь арпеджированные пассажи на букву «А» правильным и звонким голосом больше от испуга, чем от смелости. Я боялся не понравиться, получить отказ и причинить матери неприятность от своей бестолковости.
С заметным изумлением поглядывал на меня отец Тимофей, после окончания пробы он выразил изумление в коротких определениях: «Голос и слух есть, по характеру – альт, по диапазону идет до дискантового третьего «до», – чрезвычайно редкий случай для голосов этого типа».
– Вот что, – обратился он к матери, – я вам дам записку к надзирателю в Певческий корпус, вы отведете туда сына, а владыке я скажу, что принял его, как явление в певческой практике исключительное.
– Ступайте с Богом, – он благословил мать, бросившуюся его благодарить, дал мне кулечек конфет и проводил до передней.
Мать и я не чувствовали под собой ног, идя обратно в монастырь.

* * *

В Певческом корпусе, когда мы туда пришли, мальчишки отпили вечерний чай и в зале играли в чехарду. […] Увидев новичка с матерью и прочтя записку, целая гурьба малышей понеслась к надзирателю с извещением о прибытии нового певца. К нам вышел бритый мужчина с копной черных волос на голове и октавой спросил: «В чем дело?» Ему подали записку, он прочел, посмотрел на меня, щелкнул меня пальцем по лбу и сказал: «Ну, сын пусть остается, а вы, – обратился он к матери, – идите и приходите через неделю проведать».
Мать прослезилась, оставляя меня одного среди беснующихся и кричащих ребят, достала пятачок и сунула мне в руку. Затем перекрестила и медленно удалилась. Я остался один.
Ко мне из всех комнат подбежали мальчики, по возрасту почти все старше меня, и как только надзиратель ушел к себе, вокруг меня стал твориться дикий шабаш. […] Оказалось, что мой новый приятель Петя Щербаков на все последующие годы пребывания в хоре сделался моим лучшим товарищем.
В классах после нашей схватки мальчишки сидели кто за уроками, кто за писанием нот, кто повторял на скрипке заданный урок, часть же сорванцов сидела за классной доской и играла в карты и лупили проигрывающих по носам и звонко щелкали особыми щелчками по лбу под кряхтенье и оханье проигравших.
Звонок прервал все занятия, певчие сорвались с мест и ураганом понеслись в столовую ужинать, с собой захватили и меня. Столовая помещалась в полуподвальном этаже, из окон были видны только ноги прохожих. Столы стояли глаголем, перед каждым мальчиком стояла тарелка, лежали: нож, вилка и деревянная ложка. Хлеб, нарезанный ломтями, лежал горой в отдельной корзине, из которой каждый мог брать себе хлеба сколько хотел. Хлеб был прекрасного монастырского качества. Тут же стояли ведра с красным квасом, густым и пенистым, возле которых висели большие ковши.
Первый мой ужин состоял: из тарелки творога с молоком, куска рыбы севрюги с поджаренным картофелем, с поджаренным луком и каким-то сладким соусом, сладкого чая с сухариками. После ужина снова молитва, и сон до самого утра, то есть до 8-часового подъема. Долго я не мог уснуть, новые впечатления и события всколыхнули меня, но усталость взяла свое, и я заснул. […]
– Эй, как тебя, вставай, что ты дрыхнешь! Видишь, все встают!
Мираж рассеялся, я проснулся в чужих стенах, среди чужих людей, больно сжалось сердце, к горлу подкатывался камень, но мне не дали времени раздумывать. Быстрое умывание, общая в зале молитва и снова бег в запуски в столовую на завтрак и утренний чай.
Кормили нас хорошо, сытно и вкусно.
День в певческом хоре делился на ряд занятий. Если не было церковной службы, то утром шли школьные занятия, при общежитии была двухклассная церковно-приходская школа-четырехлетка. Занятия шли до обеда, после обеда отдых. Вечером – уроки по скрипке, спевка одних мальчиков по голосам, по средам и пятницам – общая – всего хора. В субботу обязательно пели в соборе всенощную, в воскресенье – позднюю обедню, которую служил всегда сам архиепископ. Вечером, в праздники до ночи, мальчиков из хора отпускали по домам, если у кого были родители или родственники в городе или пригороде, ночевать вменялось в обязанность всегда возвращаться в общежитие.
Певчие и монашествующие ежемесячно получали из кружечного сбора: иеромонахи до 75 р., иподиаконы 35–40 р., простые монахи 25–30 р., певчие хора – взрослые от 75 до 100 р., солисты хора от 125 до 150 р., кроме квартирных, мальчики получали от 3 до 8 р. в месяц на всем готовом.
Что же из себя представляли взрослые хористы? Это были собранные со всех мест голосистые профессиональные певцы, до этого певшие в церковных хорах, за выдающийся голос и искусство пения они попадали в архиерейский хор. Архиерейских хоров в городе было два. Один в Митрофановском монастыре из 60 человек, под управлением отца Тимофея Случевского, и другой хор в Алексеевском монастыре, под управлением Ивана Димитриевича Шухмина [13] – певца-баритона.
Алексеевский мужской монастырь – бывшая Акатовская пустынь — существовал с древнейших времен. Обнесенный высокой каменной стеной с четырьмя угловыми башнями, двумя входными воротами, он возник как монашеская цитадель близ города, чтобы задерживать набеги татар, но быстрый рост города втянул его в свою орбиту и он оказался в его черте. В нем жил епископ Острогожский Владимир [14] и три десятка монахов.
Епископ Владимир беззаветно любил церковное пение, в особенности пение киевского распева. Архиерейский хор его составлен был из 50 человек больших и маленьких певцов. Под руководством регента И.Д. Шухмина хор быстро вырос как художественный коллектив. На общих спевках сам епископ Владимир выполнял обязанности аккомпаниатора на фисгармонии. В то время, как хор Митрофановского монастыря специализировался на обиходном пении и на произведениях Турчанинова [15], Дегтярева [16] , Бортнянского [17], хор Алексеевского монастыря пел произведения киевского [18] и знаменного [19] распева, произведения Веделя [20] и Березовского [21].
Находились любители того и другого пения и можно было наблюдать, как публика кочевала из одного монастыря в другой. Царило художественное соревнование хоров и солистов, но были моменты и дни, когда служили оба владыки Анастасий и Владимир вместе в Митрофановском соборе и пели два хора на разных клиросах. Это было более чем праздником для молящихся. Эти два хора иногда совместно давали духовные концерты в Дворянском собрании, включая в свои концертные программы оратории Генделя [22] и двуххорные концерты Бортнянского.
В хоре Митрофановского монастыря были примечательные певцы-солисты: украинцы-тенора Ковьяр и Шевченко (отец нар[одной] арт[истки] МХАТ Шевченко [23] и засл[уженной] арт[истки] ГАБТ Макаровой-Шевченко [24] ), Шаповалов, Рыбаков, Колтунов, басы Сильченко [25], впоследствии протодиакон, Ефимов – сын соборного протодиакона, Адамов, Орлов, Гураков, Зенцов и знаменитый октавист Быков. В хоре Алексеевского монастыря: очаровательный тенор Поворинский, бас отец Сергий [26], поражавший всех красотой и мощью своего голоса.
Кроме того, во многих церквах были свои приходские хоры, в семинарском хоре гремели октависты: бас Серб и баритон Смельский, – впоследствии оперный певец, начинал свою деятельность Пятницкий [27], создатель русского хора из крестьян Воронежской губернии, в гимназическом – тенор Обухов, в реальном – баритон И.А. Певцов [28], в кадетском – лирический тенор В.Ф. Матвеев [29].
Хороший хор был в Смоленском соборе, стоящем посредине базара, в нем исключительным явлением был бас Комаров. Недурные хоры существовали при церквах Рождественской, Иоанно-Предтеченской, Терновской, Введенской, Чугуновской, Покровской, в остальных церквах пели разбитые на группы певцы архиерейских хоров.
Обучение в хорах было систематическим, знания музыкальной грамоты закладывались основательные, требовалось играть на скрипке, читать ноты с листа, следить за чистотой интонации, петь музыку всех стилей. Регентами в хорах были лица со специальным музыкальным образованием, в большинстве окончившие Певческую капеллу, готовившую дирижеров. Неудивительно, что певчие архиерейских хоров привлекались часто к театральным представлениям, они пели в опере, в классической оперетте и в украинских труппах.
Я помню удачное выступление наших певцов Рыбакова в партии Баринкая в «Цыганском бароне» и Сильченко в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле». Мальчики приглашались для усиления женских хоров, стоя за кулисами исполняли в операх такие хоровые вещи, как «Сватушка» и «Свободной толпою» из оперы «Русалка» и другие, а украинские песни они все знали.
За все это платилось. Частые службы на свадьбах, похоронах приносили тоже хороший добавочный доход к жалованью певцов, не говоря уже о специальных концертах в домах богатых купцов и именитых дворян, которые оплачивались изрядной суммой для того времени.
Жизнь в монастыре для певцов складывалась так: в субботу или под большой праздник пение «всенощной», в воскресенье – «поздней обедни», во вторник «пение акафиста» святителю Тихону, в четверг – святителю Митрофану, в субботу – Божией Матери, остальное время распределялось на подготовку хоровых произведений, учение в школах и посещение театров мальчиками, кабаков и трактиров взрослыми певцами.
Монотонная монастырская жизнь нарушалась каждый год обношением мощей святителя Митрофана вокруг монастыря седьмого августа. К этому дню в наш город стекалось так много народа со всех концов губернии, что город буквально заполнялся прибывшими. Разодетые в свои праздничные наряды, в своих сельских паневах, сподницах, казакинах, корсетках, повойниках, кокошниках и разноцветных платках, эта толпа представляла исключительно красочное зрелище, напоминая картины знаменитых художников.
Церемония обношения мощей обставлялась так: из раки поднимался покров с останками святителя, их на руках священнослужители несли из собора, впереди шли хоругвеносцы, шел хор, одетый в голубые черкески, за ним следовали архиепископ, духовенство белое и черное и начальствующая знать города.
Мощи выносились из собора и проносились из ворот против Вознесенской церкви и вносились через главные ворота у колокольни и заносились в собор на свое место – в раку. По пути следования под звон колоколов церквей всего города, под пение архиерейского хора молящиеся бросали сборщикам-монахам деньги, холст, более состоятельные жертвовали обители и скот, пригоняемый обычно на монастырский конный двор. После службы для прибывших богомольцев, для нищей братии и для бедняков в странноприимном доме монастыря устраивалась обильная бесплатная трапеза.
Тоже происходило и в городе Задонске
13 августа, где лежали останки святителя Тихона, куда обычно выезжал архиепископ со своим хором, протодиаконами и иподиаконами.

---------------------------
1 Государственный архив Воронежской области. Далее – ГАВО, ф. Р-1, оп. 2, д. 262, л. 11.
2 Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области. Далее – ГАОПИ ВО,
ф. 9353, оп. 2, д. 19385. Подробнее об этом коллективном деле см.: Акиньшин А.Н., Ласунский О.Г. Музы для ГУЛАГа: По страницам следственного дела // Русская провинция. Воронеж, 1995. Вып. 2. С. 202–224.
3 ГАОПИ ВО, ф. 9353, оп. 2, д. 23678.
4 ГАВО, ф. И-19, оп. 1, д. 2117, л. 340.
5 Певческий корпус находился в северной части Митрофановского монастыря, близ современной улицы Володарского.
6 Церковь Иоанна Богослова находилась у реки, на пересечении современных улиц Софьи Перовской, Чернышевского и Таранченко.
7 Случевский Тимофей Иванович – сын священника Черниговской епархии, первоначально был диаконом Благовещенского собора, затем – настоятель церкви Иоанна Богослова. Управлял архиерейским хором с 1865 года. Умер в ночь на 20 июня 1893 года, погребен на Чугуновском кладбище. Надгробная плита обнаружена при строительстве церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы на улице Кольцовской.
8 Соколов Федор Федорович – солист Мариинской оперы в Санкт-Петербурге.
9 Смельский Павел Иванович (1884 – после 1918) – оперный певец (баритон). Окончил Воронежскую духовную семинарию в 1905 году, учился в Московском музыкально-драматическом училище филармонического общества. С 1910 года – на оперной сцене.
10 Шеховцев (Шаховцев) А.З.– протодиакон Успенского собора в Москве. Умер 28 декабря 1901 года, погребен в Даниловом монастыре. См.: Воронежский телеграф. 1902. 4 января.
11 Г.И. Шухмин родился 2 ноября 1882 года, следовательно, речь идет о весне – лете 1890 года. В это время его отец еще был жив.
12 Арпеджио – исполнение звуков аккорда вразбивку, начиная с нижнего тона, при игре на арфе, фортепьяно и других инструментах.
13 Шухмин Петр Дмитриевич – в конце жизни – регент хора Покровской церкви в Воронеже. Умер 8 декабря 1902 года. См.: Воронежский телеграф. 1903. 19 января.
14 Владыка Владимир (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич, 31.12.1852 – 27.11.1931) – викарный епископ Острогожский в 1891–1896 годы.
15 Турчанинов Петр Иванович (1779–1856) – духовный композитор.
16 Дегтярев (Дехтярев) Степан Аникиевич (1766–1813) – духовный композитор.
17 Бортнянский Дмитрий Степанович (1752–1825) – духовный композитор.
18 Киевский распев – особая редакция великорусского знаменного распева. Первоначально предусматривал одноголосное пение.
19 Знаменный распев – древнерусское церковное пение, исполняется поочередно в пределах восьми голосов. Название вытекает из способа древнего нотописания – знаками, крюками или столпами.
20 Ведель Артемий Лукьянович (1767–1806) – духовный композитор.
21 Березовский Максим Сазонтович (1745–1777) – духовный композитор.
22 Гендель Георг Фридрих (1685–1759) – немецкий композитор и органист, автор ряда ораторий на библейские темы.
23 Шевченко Фаина Васильевна (1891–1971) – народная артистка СССР. Состояла в труппе МХАТа с 1914 года.
24 Макарова (урожденная Шевченко) Вера Васильевна (13.8.1892 – 6.12. 1965) – артистка оперы и драмы, камерная певица. Солистка Большого театра (1918–1941), заслуженная артистка РСФСР (1933).
25 Сильченков (Сильченко) Симеон Васильевич (1.2.1875 – после 1940) – певчий архиерейского хора с 1893 года, в 1905–1929 годы протодиакон церкви Покровского девичьего монастыря. В ноябре 1939 года арестован, в феврале 1940 года приговорен к двум годам лагерей.
26 Сергий – иподиакон викарного епископа Владимира, умер 22 июня 1903 года от сибирской язвы // Воронежский телеграф. 1903. 2 июля.
27 Пятницкий Митрофан Ефимович (1864–1927) – создатель Русского народного хора. Учился в Воронежском духовном училище на рубеже 1870–1880-х годов.
28 Возможно, речь идет о канцелярском чиновнике Алексее Ивановиче Певцове (1846 – после 1900).
29 Матвеев Василий Филиппович (24.1.1860 – после 1929) – преподаватель пения в Воронежском кадетском корпусе с 1893 года.

Продолжение следует
 

© Григорий Шухмин