К 300-летию основания первой государственной школы в Воронеже
Российская школа, возникшая при Петре I,являлась
государственным учреждением. Государство ее опекало, ставило перед ней
государственные задачи. Время и обстановка наложили на русскую школу
свой отпечаток, придали ей определенный характер. При Петре и его
ближайших преемниках общество нуждалось преимущественно в элементарном
образовании. С другой стороны, власти нуждались в людях, получивших
профессиональную подготовку. Они прилагали всевозможные усилия для
отправки молодежи всех сословий в такие профессиональные школы, которые
готовили бы ее к тем же профессиям, какими отцы и деды владели раньше.
Русский историк П. Милюков писал об этом времени: «Общее образование
само по себе мало ценилось как правительством, так и обществом. Вот
почему правительство ограничилось на первых порах тем, что открыло ряд
специальных школ для удовлетворения своих ближайших надобностей, а
остальное предоставило времени и собственным усилиям общества».
Строительство военного флота для Азовских походов требовало
соответствующих специалистов. В Воронеж приезжают иностранные
мастера-кораблестроители: англичане, голландцы, немцы, итальянцы,
французы. Но, приглашая иностранных мастеров, царь Петр стремился как
можно быстрее подготовить и своих, русских специалистов, мечтал
«кратчайший и способнейший путь изобрести, чтобы завести науки и оных
людей своих, елико мощно скорее обучити».
14 января 1701 года был издан указ об основании первой государственной
общеобразовательной школы в России — школы математических и навигацких
наук — в Москве, в Сухаревой башне.
Первые выпускники вышли из школы в 1703 году. Тогда же было дано
распоряжение направить в Воронеж «ради учения матросов из числа лучших
учеников двух человек».
Весной этого же года Афанасий Побегайлов и Петр Фролов прибыли к месту
назначения. С ними были посланы учебники и письменные принадлежности.
Тем временем строительство военного флота в Воронеже приняло широкий
размах, и очень скоро стала ощущаться острая нехватка специалистов
корабельного дела: мастеровых, матросов, младших командиров. «Великую
нужду имею в офицерах», — писал из Воронежа в Москву адмирал Ф.М.
Апраксин. Эти обстоятельства, а также личное распоряжение царя заставили
Апраксина весной 1703 года открыть в Воронеже школу для подготовки
различных специалистов-кораблестроителей, младших офицеров флота,
инструкторов военного дела.
Школа являлась государственным учебным заведением. Ее учителя и ученики
получали жалование. Располагалась она на территории канатного двора,
который, по сведениям историка Е.А. Болховитинова, находился «близ
старых московских ворот». Кроме учителей, присланных из Москвы, в школе
преподавал и местный житель, певчий архиерейского хора подьяк Семен
Минин. Он был учителем «словесного учения». Как человек грамотный, Минин
совмещал свою должность с работой переплетчика в Воронежском
адмиралтействе.
6 мая 1703 года в Воронеж было отправлено значительное количество
«печатных книг, которые куплены для учения мастеровым людям, которые на
Воронеже у корабельного дела». По этим книгам можно определить примерную
программу обучения в школе: сорок девять букварей на славянском и
латинском языках, триста азбук, сто тридцать Псалтирей, сто Часословов,
сорок восемь арифметик. Арифметики являлись только что вышедшими из
печати книгами Леонтия Магницкого, который преподавал математику в
Московской школе навигацких наук. По тем временам этот учебник был
настоящей энциклопедией математических знаний.
Отсюда видно, что школа была общеобразовательной, но имела свои
специальные задачи, а именно: готовить различных специалистов для
воронежских и других верфей и гарнизонов. Контингент учащихся школы
состоял в основном из «мастеровых людей».
Воронежскую школу принято называть адмиралтейской русской школой.
Русской потому, что там учили читать и писать по-русски в отличие от
«разноязычных немецких школ». Адмиралтейской потому, что в дальнейшем
она находилась в ведении Адмиралтейской канцелярии.
В 1705 году по распоряжению Петра I на левом берегу реки Воронеж была
заложена Тавровская крепость и при ней корабельная верфь. Школа из
Воронежа была переведена в Тавров, где успешно продолжала готовить
мастеров корабельного дела. Во многих публикациях она именуется
Тавровской.
Кораблестроительные работы в Таврове с перерывами продолжались до 1740
года, а местное адмиралтейство было официально упразднено осенью 1741
года. Видимо, тогда же и закрылась Тавровская школа.
В 1714 году правительство Петра I сделало первую попытку создать в
России сеть государственных общеобразовательных и начальных школ. 28
февраля царь Петр издал указ об открытии во всех губерниях цифирных, или
арифметических, школ.
Школы должны были размещаться в монастырях и архиерейских домах. Для
преподавания привлекались воспитанники Московской школы математических и
навигацких наук и Морской академии. Им, согласно указу, была положена
плата «кормовых по 3 алтына и по 2 деньги на день из губернских
доходов». Обучение — бесплатное, но по окончании школы каждый юноша
должен был заплатить учителю рубль. Последний выдавал выпускнику
письменное свидетельство за своей подписью. Без этого документа
«жениться их не допускать и венечных памятей не давать».
Указ Петра был реализован только в 1716 году. После очередного
напоминания царя в этом году в России открываются первые 12 цифирных
школ, в том числе и в Воронеже.
Учеба была трудной и долгой, материальное положение школ — тяжелыми.
Деньги на их содержание отпускали небольшие, и поступали они
нерегулярно. Ученики убегали, их ловили и жестоко наказывали. За десять
лет существования воронежской цифирной школы (1726), сюда направили 197
человек, а успешно закончили школу 57 учеников. О дальнейшей ее работе
сведений не сохранилось.
Еще один тип школ петровской эпохи появился в нашем крае в конце первой
четверти XVIII века. В 1725 году в Павловской крепости при Коротоякском
гарнизонном полку была открыта гарнизонная школа для обучения солдатских
детей. Там же в 1726 году начала работать гарнизонная школа при
Павловском полку, а в 1727 — при Тамбовском пехотном полку.
В Воронеже гарнизонная школа открылась только в 1732 году.
Итак, при Петре I в России появилась государственная школа. Она стала
развиваться по двум направлениям: светская школа и духовная. Церковная
школа в провинции обязана своим появлением «Духовному регламенту»
(1721), который обязал архиереев открывать в епархиях школы при
архиерейских домах. Они готовили священников и учителей для низших
духовных училищ. В начальный период архиерейские школы являлись и
общеобразовательными учебными заведениями. По сведениям историка П.
Милюкова, с 1721 по 1725 год в России открылись 46 епархиальных школ.
Автор «Истории воронежской духовной семинарии» П. Никольский сообщает,
что епископ Лев, возглавлявший Воронежскую кафедру, открыл в городе
архиерейскую школу. Обучение, конечно, велось по старинке, т.е. учили
читать и писать по Псалтири и Часослову. Знание этих книг было наиболее
необходимо в церковном обиходе, поэтому «они естественным образом легли
в основу школьного обучения и надолго сделались первоисточником книжной
мудрости русского человека». Интересно, что в начале XVIII века, ответив
урок, ученик молился перед образом, произнося особую молитву: «Господи
Иисусе Христе, Боже наш, создатель всея твари, вразуми мя и научи
книжнаго писания, и сим увем хотения твоя, яко да славлю тя во веки
веков. Аминь!» Сделав затем три поклона, он начинал ответ по другому
заданию. В Манифесте от 17 марта 1730 года Синоду предлагалось учредить
специальные школы для обучения детей духовенства. В последующих указах
Сената и Синода священникам строго предписывалось учить своих детей в
духовных школах. Под угрозой наказания запрещалось отдавать их «в
подъячие по коллегиям и канцеляриям». Например, указом воронежского
епископа преосвященного Феофилакта для местного духовенства был введен
специальный штраф за укрывательство детей. Протопоп за месяц
укрывательства сына платил 2 руб., священник — 1 руб. 50 коп., диакон —
1 руб., дъячок и пономарь — 50 коп.
Школы продолжали открываться. Хотя многие из них существовали
непродолжительное время, этот процесс становился уже необратимым.
В 1733 году в Острогожске была открыта архиерейская школа. В школе
обучались чтению, грамматике, церковному пению. Учителем стал иеродиакон
Порфирий Крестопольский, закончивший Киевскую духовную академию.
В 1737 году снова открывается школа в Воронеже. Дети там обучались по
Часослову и Псалтири, а некоторые изучали латинский язык. В апреле 1739
года создается школа для детей священнослужителей при Воронежской
Успенской церкви. Учителем был местный диакон Георгий Родионов. Примеры
эти многочисленны. Они еще раз говорят о попытке духовенства дать в
епархиальных школах также и общеобразовательную подготовку, что при
огромном дефиците грамотных людей имело огромное государственное
значение.
Очевидно, что великий реформатор Петр I впервые увидел важную роль,
которую может и должна играть школа в решении государственных задач.
Попытки императора полностью отрегулировать ее функции окончились не
совсем удачно, но с тех пор государственная школа навсегда осталась
незыблемым началом внутренней политики государства, которую уже более
четко определила Екатерина II.
|