главная

Реформы Петра I в области образования и Воронежские школы


К 300-летию основания первой государственной школы в Воронеже

Российская школа, возникшая при Петре I,являлась государственным учреждением. Государство ее опекало, ставило перед ней государственные задачи. Время и обстановка наложили на русскую школу свой отпечаток, придали ей определенный характер. При Петре и его ближайших преемниках общество нуждалось преимущественно в элементарном образовании. С другой стороны, власти нуждались в людях, получивших профессиональную подготовку. Они прилагали всевозможные усилия для отправки молодежи всех сословий в такие профессиональные школы, которые готовили бы ее к тем же профессиям, какими отцы и деды владели раньше. Русский историк П. Милюков писал об этом времени: «Общее образование само по себе мало ценилось как правительством, так и обществом. Вот почему правительство ограничилось на первых порах тем, что открыло ряд специальных школ для удовлетворения своих ближайших надобностей, а остальное предоставило времени и собственным усилиям общества».
Строительство военного флота для Азовских походов требовало соответствующих специалистов. В Воронеж приезжают иностранные мастера-кораблестроители: англичане, голландцы, немцы, итальянцы, французы. Но, приглашая иностранных мастеров, царь Петр стремился как можно быстрее подготовить и своих, русских специалистов, мечтал «кратчайший и способнейший путь изобрести, чтобы завести науки и оных людей своих, елико мощно скорее обучити».
14 января 1701 года был издан указ об основании первой государственной общеобразовательной школы в России — школы математических и навигацких наук — в Москве, в Сухаревой башне.
Первые выпускники вышли из школы в 1703 году. Тогда же было дано распоряжение направить в Воронеж «ради учения матросов из числа лучших учеников двух человек».
Весной этого же года Афанасий Побегайлов и Петр Фролов прибыли к месту назначения. С ними были посланы учебники и письменные принадлежности.
Тем временем строительство военного флота в Воронеже приняло широкий размах, и очень скоро стала ощущаться острая нехватка специалистов корабельного дела: мастеровых, матросов, младших командиров. «Великую нужду имею в офицерах», — писал из Воронежа в Москву адмирал Ф.М. Апраксин. Эти обстоятельства, а также личное распоряжение царя заставили Апраксина весной 1703 года открыть в Воронеже школу для подготовки различных специалистов-кораблестроителей, младших офицеров флота, инструкторов военного дела.
Школа являлась государственным учебным заведением. Ее учителя и ученики получали жалование. Располагалась она на территории канатного двора, который, по сведениям историка Е.А. Болховитинова, находился «близ старых московских ворот». Кроме учителей, присланных из Москвы, в школе преподавал и местный житель, певчий архиерейского хора подьяк Семен Минин. Он был учителем «словесного учения». Как человек грамотный, Минин совмещал свою должность с работой переплетчика в Воронежском адмиралтействе.
6 мая 1703 года в Воронеж было отправлено значительное количество «печатных книг, которые куплены для учения мастеровым людям, которые на Воронеже у корабельного дела». По этим книгам можно определить примерную программу обучения в школе: сорок девять букварей на славянском и латинском языках, триста азбук, сто тридцать Псалтирей, сто Часословов, сорок восемь арифметик. Арифметики являлись только что вышедшими из печати книгами Леонтия Магницкого, который преподавал математику в Московской школе навигацких наук. По тем временам этот учебник был настоящей энциклопедией математических знаний.
Отсюда видно, что школа была общеобразовательной, но имела свои специальные задачи, а именно: готовить различных специалистов для воронежских и других верфей и гарнизонов. Контингент учащихся школы состоял в основном из «мастеровых людей».
Воронежскую школу принято называть адмиралтейской русской школой. Русской потому, что там учили читать и писать по-русски в отличие от «разноязычных немецких школ». Адмиралтейской потому, что в дальнейшем она находилась в ведении Адмиралтейской канцелярии.
В 1705 году по распоряжению Петра I на левом берегу реки Воронеж была заложена Тавровская крепость и при ней корабельная верфь. Школа из Воронежа была переведена в Тавров, где успешно продолжала готовить мастеров корабельного дела. Во многих публикациях она именуется Тавровской.
Кораблестроительные работы в Таврове с перерывами продолжались до 1740 года, а местное адмиралтейство было официально упразднено осенью 1741 года. Видимо, тогда же и закрылась Тавровская школа.
В 1714 году правительство Петра I сделало первую попытку создать в России сеть государственных общеобразовательных и начальных школ. 28 февраля царь Петр издал указ об открытии во всех губерниях цифирных, или арифметических, школ.
Школы должны были размещаться в монастырях и архиерейских домах. Для преподавания привлекались воспитанники Московской школы математических и навигацких наук и Морской академии. Им, согласно указу, была положена плата «кормовых по 3 алтына и по 2 деньги на день из губернских доходов». Обучение — бесплатное, но по окончании школы каждый юноша должен был заплатить учителю рубль. Последний выдавал выпускнику письменное свидетельство за своей подписью. Без этого документа «жениться их не допускать и венечных памятей не давать».
Указ Петра был реализован только в 1716 году. После очередного напоминания царя в этом году в России открываются первые 12 цифирных школ, в том числе и в Воронеже.
Учеба была трудной и долгой, материальное положение школ — тяжелыми. Деньги на их содержание отпускали небольшие, и поступали они нерегулярно. Ученики убегали, их ловили и жестоко наказывали. За десять лет существования воронежской цифирной школы (1726), сюда направили 197 человек, а успешно закончили школу 57 учеников. О дальнейшей ее работе сведений не сохранилось.
Еще один тип школ петровской эпохи появился в нашем крае в конце первой четверти XVIII века. В 1725 году в Павловской крепости при Коротоякском гарнизонном полку была открыта гарнизонная школа для обучения солдатских детей. Там же в 1726 году начала работать гарнизонная школа при Павловском полку, а в 1727 — при Тамбовском пехотном полку.
В Воронеже гарнизонная школа открылась только в 1732 году.
Итак, при Петре I в России появилась государственная школа. Она стала развиваться по двум направлениям: светская школа и духовная. Церковная школа в провинции обязана своим появлением «Духовному регламенту» (1721), который обязал архиереев открывать в епархиях школы при архиерейских домах. Они готовили священников и учителей для низших духовных училищ. В начальный период архиерейские школы являлись и общеобразовательными учебными заведениями. По сведениям историка П. Милюкова, с 1721 по 1725 год в России открылись 46 епархиальных школ.
Автор «Истории воронежской духовной семинарии» П. Никольский сообщает, что епископ Лев, возглавлявший Воронежскую кафедру, открыл в городе архиерейскую школу. Обучение, конечно, велось по старинке, т.е. учили читать и писать по Псалтири и Часослову. Знание этих книг было наиболее необходимо в церковном обиходе, поэтому «они естественным образом легли в основу школьного обучения и надолго сделались первоисточником книжной мудрости русского человека». Интересно, что в начале XVIII века, ответив урок, ученик молился перед образом, произнося особую молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, создатель всея твари, вразуми мя и научи книжнаго писания, и сим увем хотения твоя, яко да славлю тя во веки веков. Аминь!» Сделав затем три поклона, он начинал ответ по другому заданию. В Манифесте от 17 марта 1730 года Синоду предлагалось учредить специальные школы для обучения детей духовенства. В последующих указах Сената и Синода священникам строго предписывалось учить своих детей в духовных школах. Под угрозой наказания запрещалось отдавать их «в подъячие по коллегиям и канцеляриям». Например, указом воронежского епископа преосвященного Феофилакта для местного духовенства был введен специальный штраф за укрывательство детей. Протопоп за месяц укрывательства сына платил 2 руб., священник — 1 руб. 50 коп., диакон — 1 руб., дъячок и пономарь — 50 коп.
Школы продолжали открываться. Хотя многие из них существовали непродолжительное время, этот процесс становился уже необратимым.
В 1733 году в Острогожске была открыта архиерейская школа. В школе обучались чтению, грамматике, церковному пению. Учителем стал иеродиакон Порфирий Крестопольский, закончивший Киевскую духовную академию.
В 1737 году снова открывается школа в Воронеже. Дети там обучались по Часослову и Псалтири, а некоторые изучали латинский язык. В апреле 1739 года создается школа для детей священнослужителей при Воронежской Успенской церкви. Учителем был местный диакон Георгий Родионов. Примеры эти многочисленны. Они еще раз говорят о попытке духовенства дать в епархиальных школах также и общеобразовательную подготовку, что при огромном дефиците грамотных людей имело огромное государственное значение.
Очевидно, что великий реформатор Петр I впервые увидел важную роль, которую может и должна играть школа в решении государственных задач. Попытки императора полностью отрегулировать ее функции окончились не совсем удачно, но с тех пор государственная школа навсегда осталась незыблемым началом внутренней политики государства, которую уже более четко определила Екатерина II.
 

© Ю.В. Пыльнев