главная

ДЕСЯТИЛЕТИЕ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ ЗАДОНСКИХ СТАРЦЕВ



Наиболее чтимые Задонские подвижники благочестия, как из числа монашествующих, так и мирян, до 1930 года упокоены
были в так называемой «Митрофановой пещере» – усыпальнице, устроенной под алтарем трапезной церкви
Вознесения,на месте, где некогда стояла келья друга и сотаинника Святителя Тихона — схимонаха
Митрофана. Более шести десятилетий изъятые с места упокоения мощи пребывали в изгнании на
городском кладбище. И лишь десять лет назад милостью Божией, трудами и молитвами
митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия останки подвижников благочестия
вновь обрели покой в усыпальнице монастыря.

Биограф (Е. Поселянин) так пишет о жизни отца Митрофана: «Поживя в миру, он не был удовлетворен миром. Его душа просила
иного. Ему мечталась жизнь, вся отданная Богу, молитве. Будь жена его иного, чем он, настроения, представились бы препятствия к оставлению им мира. Но жена его так же мало, как и он, дорожила миром...» Так что разлучились супруги по обоюдному согласию, и Евдокия первой приняла постриг в Елецком Знаменском девичьем монастыре.
Михаил отправился в Задонск, где и поселился у ограды Задонского монастыря в собственной келье.
Послушливый, набожный мирянин, ищущий сокровищ духовных, обратил на себя внимание Святителя Тихона в один из визитов тогда еще епископа Воронежского в Богородицкий монастырь. И раз узнав Митрофана, Святитель подарил его полным доверием до конца дней своих.
В 1769 году Святитель Тихон переселился в Богородицкий монастырь. С этого времени отец Митрофан неотлучно, вплоть до кончины Задонского чудотворца, пребывал с ним.
Так, в постоянном общении с великим угодником Божиим, вдохновляясь его примером и напитываясь его мудростью, формировалась и зрела душа отца Митрофана. Именно от Святителя перенял старательный ученик безропотное терпение скорбей, обид, злословия и зависти, которых выпало на долю Святителя Тихона немало.
Отец Митрофан не оставлял трудов молитвенных, а чтобы не испытывать помех, ископал в полу кельи пещерку, куда и удалялся для многочасовых бдений.
За подвижничество удостоен был схимонах Митрофан от Бога великих даров, в числе коих была и не раз явленная им прозорливость.
Раз отправился один из елецких купцов на Украину «для торговли». Но прикинул, что денег у него для задуманного маловато и, будучи в Задонске, куда заехал за благословением на поездку, попросил отца Митрофана, с которым дружил, одолжить ему до возвращения из поездки недостающие 200 рублей.
– Деньгами помочь не могу, – ответил мудрый старец, – а вот сходите-ка в нашу церковь да положите 200 поклонов перед иконою Царицы Небесной. Она и поможет вам выше всякого чаяния.
Купец отправился в храм и исполнил, что было сказано. И действительно, результаты затеянной торговой операции превзошли его самые смелые чаяния. И с теми деньгами, что у него были, он приобрел такую выгоду, на которую и не рассчитывал, намереваясь занять дополнительный капитал...
Скончался схимонах Митрофан 27 февраля 1793 года и погребен был, согласно его завещанию, в пещерке-погребе, ископанной им для уединенной молитвы под полом одиноко стоявшей схимнической кельи. С годами почитание усопшего праведника стало столь явным, что епархиальное начальство одобрило в 1836 году желание «усердствующих богомольцев» устроить на этом месте часовню, где и разместилась усыпальница имевших при жизни имя Господне «написано на челе их». В 1842 году, по прошению помещицы Тиньковой, часовню «изрядно распространили».
Окончательно архитектурный облик усыпальницы оформился в 1862 году, когда была значительно перестроена и расширена к востоку соседствовавшая с часовней трапезная Вознесенская церковь. «Пещеру» превратили в сводчатый зал, находившийся под алтарем обновленной церкви, занявшей второй этаж постройки. Вход сюда вел отдельный с восточной стороны храма.
Видимо, первым, похороненным рядом со схимонахом Митрофаном в монастырской усыпальнице праведником, следует считать скончавшегося в 1825 году иеросхимонаха Агапита (в миру Алексей Болховитинов).
Восемнадцати лет он поступил в Задонский монастырь и был келейником у Святителя Тихона, а потом у схимонаха Митрофана. Затем Алексей Болховитинов, заявивший себя благочестивою жизнью, был пострижен в монашество с именем Аввакума.
Вскоре отец Аввакум был рукоположен в иеродиакона, а потом — в иеромонаха. И тут для него наступили дни тяжких испытаний. Сам он говорил, что против него было воздвигнуто гонение от братии, и, желая «дать место гневу», он удалился из Задонского монастыря в Алексеевский Воронежский.
После 10 лет жизни в Алексеевском монастыре отец Аввакум перешел в Трегуляев Тамбовский монастырь. О дальнейшей своей жизни он сам повествует так:
— Любил я взирать на схимников, на их ангельскую жизнь, уединенную и высокую, и на их ангельское облачение, а сам восприять на себя схиму и думать не смел, считая себя недостойным и неспособным к сему трудному подвигу; впрочем, молился усердно, да будет со мною и в сем по воле Господней. Что же? Однажды во сне вижу благолепнейшую и величественную Деву и слышу от Нея: «Схима иноку N готова, да он не дождется ея, ты же прими ее». А в это время, нужно сказать, представлен был к схиме один иеромонах Трегуляевского монастыря, который действительно до разрешения епархиальнаго начальства скончался. Между тем, благословение архипастырское последовало, и настоятель рассуждал с братиею, кого посвятить в схиму. К удивлению моему, братия указала на меня. Когда объявили мне это, я с благоговением покорился воле Богоматери.
Эти воспоминания относятся к 1800 году.
А около 1817 года иеросхимонах Агапит перешел из Трегуляева в Задонский монастырь. Ему было уже 68 лет. Это была умудренная долголетним аскетическим подвигом старость, и потому скоро подвижник сделался духовным наставником мирян и иноков, продолжателем дела Святителя Тихона и схимонаха Митрофана.
Вскоре после переселения в Задонский монастырь отец Агапит совершенно заключился в келью. Даже Святое причастие ему приносили в келью, через каждые три недели. Затворник продолжал поститься и непрестанно молился, строго соблюдая церковные правила. Он носил на себе железные вериги, опоясываясь ими наподобие диаконского препоясания орарем перед Святым причастием. В свободное от молитвы время старец размышлял о жизни, смерти и воздаянии и на небольших лоскутках бумаги записывал свои мысли. Однажды келейник спросил его, для чего он это делает. Старец отвечал: «Пусть добрые люди, жаждущие благочестия, читая мои строки, вспомнят о мне грешном и помолятся о спасении моем во спасение свое».
Из ряда наставлений отца Агапита обращают на себя внимание наставления о подавлении в себе гордости.
«Один из прозорливцев, сидя в братском собрании, увидел, что к нему подошли два духа — тщеславие и гордость. Первый из них, подстрекая меня под бок перстом тщеславия, принуждал, дабы я при братии сказал что-либо о каком-нибудь бывшем мне видении или подвиге. Когда же я его от себя отринул, сказав ему: «Да возвратятся вспять и постыдятся мыслящие мне злая!», то вдруг сидящий по левую сторону дух гордости шепнул мне на ухо: «Прекрасно, прекрасно ты поступил, что победил моего отца — духа тщеславия!» Я же, к нему обратившись, рек те слова, кои после реченнаго мною стиха следуют: «Да приимут абие студ свой глаголящии ми: благо же, благо же».
На 75-м году жизни старец заболел тяжкою болезнью. 17 сентября 1825 года, после исповеди, Святого причащения и елеосвящения умирающий тихо сказал: «Поднимите меня». Казначей обители отец Димитрий стал читать над ним акафист Успению Богоматери, и во время этого чтения отец Агапит скончался, в 12 часов дня 17 сентября 1825 года. 20 сентября он был погребен в часовне за алтарем Вознесенской церкви, рядом со схимонахом Митрофаном.
В 1827 году завершилась жизнь архиепископа Каменец-Подольского Антония (Соколова), с 1821 года пребывавшего на покое в Задонском Богородицком монастыре близ места упокоения столь чтимого им Святителя Тихона. Почитание это зримо проявилось еще в годы пребывания Преосвященного Антония на Воронежской епископской кафедре, куда он был переведен по осени в 1810 году с поста ректора Казанской духовной академии.
В 1816 году епископ Антоний переведен был на Калужскую епископскую кафедру, а в 1821 году стал архиепископом Каменец-Подольским. К тому времени здоровье его ослабло, и практически сразу за назначением последовал инсульт с частичной парализацией, так что 25 августа 1821 года ушедший в отставку архиепископ Антоний прибыл на покой в полюбившийся ему Задонск. Здесь он и прожил остававшиеся 6 лет жизни.
Скончался 29 марта 1827 года на 57-м году от рождения. Первоначально был погребен в приделе Иоанна Предтечи старого Владимирского собора. Погребение усопшего епископа проходило с большими почестями, в присутствии епархиального руководства. А четыре с лишним десятилетия спустя, как сообщает иеромонах Геронтий, «в 1869 году, из уважения к почившему архиерею, по благословению епархиального начальства, перенесены кости преосвященного Антония I под алтарь Вознесенской трапезной церкви без огласки».
Так же, без огласки, были перезахоронены в «Митрофановой усыпальнице» мощи схиигумена Евсевия (Евфимия II). Ранее покоившееся под алтарем Владимирского собора, рядом с захоронением Святителя Тихона, тело схиигумена, совершившего первые каменные постройки до того деревянного монастыря, почти одновременно с телом Святителя Тихона, при разборке обветшавшего храма, обретено было нетленным.
Епархиальное начальство сочло неудобным предавать этот факт огласке, так как об усопшем в 1740-х годах настоятеле не было известно практически ничего, кроме его большого вклада в материальное обустройство Богородицкого монастыря. Тем не менее игнорировать совсем знак благодати было нельзя тело, и схиигумена Евсевия «без всякой огласки» перенесено было в «Митрофанову часовню», где и погребено.
Завершил свой земной путь игумен ЕвфимийII в 1746 году, под именем Евсевия, облекшись в схиму и оставив годом ранее настоятельство.
Упокоен был схиигумен с почестями под алтарем нового Владимирского собора, сооруженного в дни, когда столь успешно руководил он вверенной его управлению обителью во имя Пресвятой Богородицы.
В 1836 году чести быть упокоенным с прочими людьми Божиими удостоился, пожалуй, самый известный после Святителя Тихона подвижник из Задонска — Затворник Задонский Георгий, в миру – Георгий Алексеевич Машурин, завершивший дни земного жития своего 25 мая 1836 года. Издание в первой половине XIX столетия его духовных сочинений стало весьма заметным явлением в истории Православной Церкви, как, впрочем, и его подвижническое житие.
Георгий Алексеевич родился в 1879 году в вологодской дворянской семье.
Уже рождению его сопутствовали весьма примечательные обстоятельства. Матери Георгия во сне явился за три года до того скончавшийся священник, у которого она обычно исповедовалась. Вот как об этом случае рассказывал сам Задонский Затворник: «С иконою в руках Божий посланник, приблизившись к одру спавшей, благословил духовную дочь свою, бывшую в радостном трепете и объятую святым страхом, и возвестил ей: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Бог даст тебе сына Георгия. Се тебе и образ святаго великомученика и победоносца Георгия». Неизреченно обрадованная Божиим благословением, приложилась она ко святому образу и, приявши его на свои руки, поставила оный в приличное место. Сим окончилось видение».
Когда Георгий Алексеевич пришел в Задонский монастырь, за его плечами была не только военная служба, начатая в 1807 году, но и участие в боевых действиях времен Отечественной войны.
7 сентября 1818 года Машурин становится послушником Задонского Богородицкого монастыря. Как сообщает один из биографов затворника Задонского, Е. Поселянин, с первых дней пребывания в обители Георгий «с великой ревностью исполнял обеты и послушания, находясь в постоянной молитве, трудах и посте. Особенно старался он соблюдать безмолвие».
Приблизительно через год после поступления в монастырь Георгий, избрав самую худшую и тесную келью, решает затвориться от мира. Склонность к молчаливому молитвенному уединению послушника Георгия нашла понимание со стороны духовных его руководителей, видевших истинную меру его «возраста духовного», и Машурину разрешено было принять затвор.
Слава о подвижнике благочестия, снискавшем обильные плоды Духа Святого, влекла к дверям его убогой кельи жаждавших совета и наставления. Ради их усердия ему приходилось иногда оставлять строгость затвора, принимая посетителей. Это утомляло Георгия, и в течение двух лет он боролся с навязчивым помыслом — перейти в другой монастырь. «Милостивый батюшка! Жалуюсь вам на тайного неприятеля; он со всех сторон обступил меня; мыслит выгнать из крепости или пожечь всего», — вопиет затворник в записке к духовнику Задонского монастыря отцу Амвросию. Одержать победу в этой внутренней борьбе помогла Георгию поддержка преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Когда Задонский Затворник уже не в силах был противостоять мыслям о переходе в другой монастырь, к нему неожиданно явился безвестный странник и, сообщив, что он из Сарова, от отца Серафима, сказал следующее: «Стыдно, столько лет сидевши в затворе, побеждаться такими вражескими помыслами, чтобы оставить свое место. Никуда не ходи. Пресвятая Богородица велит тебе здесь оставаться». И тогда же Георгий почувствовал облегчение от обуревавших его желаний сменить место спасения. С должным терпением воспринимал он с тех пор посещения ищущих хлеба духовного, понимая свой долг в этом отношении. Как он сам говаривал: «желал бы все дни посвятить уединению, но жаль оставить вас!»
Георгию заблаговременно, в сновидении, были открыты сроки окончания жизни. Считается, что перед смертью он тайно был пострижен в монашество под именем Стратоника.
А в 1849 году к Затворнику Задонскому в чертоге смерти присоединился любимый его ученик, во всем при жизни последовавший учителю. Был это «любвеобильный ко всем другим и строгий к самому себе» иеросхимонах Нафанаил, в миру – Николай. Происходил он из дворянского рода Остаповых, Епифанского уезда, Тульской губернии. В чине штабс-капитана оставил военную службу и поступил в Задонский монастырь послушником в 1830 году.
Некоторое время был келейником затворника Задонского Георгия, затем исполнял различные послушания, в том числе и связанные с финансами. После пострижения в мантию под именем Никодим, происшедшего в 1834 году, был удостоен назначения на должность монастырского казначея.
Служение отца Никодима в должности казначея продолжалось до 1838 года, когда он обратился с прошением «по болезни груди» уволить его от этой должности.
Когда отец Никодим пожелал принять схиму, то и монастырское, и епархиальное начальство отнеслось к этому желанию благосклонно. 28 декабря над отцом Никодимом архимандрит Досифей совершил пострижение в схиму. Произошло это в келье старца, по причине его болезни. При этом он наречен был Нафанаилом.
Постриженный в схиму, отец Нафанаил занял келью Георгия Алексеевича Машурина (к тому времени скончавшегося), но только одну комнату в мезонине. Келья эта не проветривалась.
— Как вы выносите такой тяжелый воздух, батюшка? Я приду на время к вам, и то трудно долго пробыть, — жаловался порой келейник.
— Живя в мире, — отвечал старец, — я пользовался приятным воздухом и всеми удобствами жизни, а теперь все прошедшее надо заменить настоящим и потерпеть в противоположность за прошедшее наслаждение. Помни: телолюбие, по слову Исаака Сирина, есть знак неверия.
Подвижник в течение 14 лет не имел кровати, а спал, сидя на стуле.
Скончался иеросхимонах Нафанаил 30 июня 1849 года.
Иеросхимонах Авраамий, усопший 10 июля 1852 года, происходил из купеческого сословия. Был уроженцем города Задонска. Скончался на 92-м году жизни и, в знак уважения к строгой его духовной жизни, был погребен в усыпальнице праведников. При жизни на протяжении многих лет нес нелегкое бремя, будучи духовником братии. Отличался мудростью и глубоким смирением, назидая не столько наставлениями, сколько примером своей благочестивой жизни.
А рядом с этими столпами благочестия, облеченными в монашеские рясы, покоились и двое мирян. Мужчина и женщина. И ему, и ей довелось в дни жизни земной понести крест юродства Христа ради, испытав в полной мере его внешнюю мирскую тяжесть. Это Антоний Алексеевич, Христа ради юродивый Задонский, или «Антонушка», по-задонски, и страннолюбивая старица Евфимия Григорьевна Попова.
Самые ранние, достоверные и четко датируемые воспоминания о блаженном относятся к 1825 году. Но речь идет уже о фигуре хорошо известной, уважаемой и монахами, и горожанами. А ведь не один, наверное, прошел год, пока признали в Антонии Алексеевиче не просто городского дурачка, а «человека Божия».
В числе тех, кто первым признал «Антонушку» за блаженного, был монастырский казначей, увидевший в «тронутом старичке» живое воплощение слов апостола Павла: «Если кто... думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3, 18-19). Казначей и приютил блаженного, когда тот окончательно переселился в Задонск, позволив ему жить в прихожей своей кельи. Антоний Алексеевич прозвал свой новый дом «конторой».
С тех пор на улицах города, а чаще на монастырском дворе можно было видеть старчески сгорбленную, сухощавую фигурку блаженного, одетую в русский кафтан толстого белого сукна, подпоясанный неизменным красным кушаком. Довершали наряд суконные же онучи и особого покроя кожаная обувь — коты. Кафтан вечно топорщился на груди из-за набитой за пазуху всякой всячины. Стружки, камни, огурцы, битое стекло, куски хлеба — пожертвованное юродивому на пропитание соседствовало с подобранным с земли. Но этот вроде бы бессмысленный «багаж» имел для «Антонушки» особое значение. Именно из этого «сувенирного набора» он делал обычно подношение тому, кому хотел указать на некие настоящие или грядущие события. А так как старец не раз на деле доказывал свою прозорливость, к подаркам его относились с большим вниманием, если не сказать — благоговением, видя в них некий скрытый смысл и пытаясь понять его.
С лета 1850 года Антонию Алексеевичу пришлось уйти на частную квартиру, поселившись в доме помещицы А. В. Демидовой.
В августе 1851 года, присутствуя на соборовании страннолюбивой праведницы Матроны Наумовны Поповой, Антоний Алексеевич присел в ногах умирающей и сказал такие слова: «И я у Бога не забыт... Терпение убогих не погибнет до конца!» А недели за две до Покрова обратился к хозяйке, которую обычно именовал «мамой»: «Мама! Пеки блины в субботу под Покров!» «Наступила эта суббота, — пишет иеромонах Геронтий, — и раб Божий, напутствованный перед тем за несколько дней Таинствами Святой Церкви, почил как умирающий о Господе, от трудов своих 29 сентября 1851 года.»
А вот Евфимия Григорьевна Попова лишь часть жизненного пути несла крест Христа ради юродивой. Провела девственную жизнь свою в строгом воздержании, нищете и непрестанной молитве.
После нескольких десятилетий юродства во Христе, по рекомендации духовно окормлявшего ее затворника Троекуровского Илариона, отправилась в Задонск, чтобы там заботиться о бездомных и убогих. До того Евфимия уже не раз появлялась в Задонске. Здесь ее знали и ценили как человека жизни духовной. А потому, когда в 1808 году она, оставив юродство, поселяется в Задонске, с тем чтобы устроить странноприимную общину, то тут же находит помощь и поддержку в благом начинании.
Мало-помалу около Евфимии, которой благодетели помогли выстроить дом для намеченных целей, собирается женская благотворительная община. С уважением принимал советы старицы затворник Задонский Георгий, глубоко чтивший ее, как свою духовную мать. Стихал при ней и иногда расходившийся Антоний Алексеевич, Христа ради юродивый Задонский.
За полгода до кончины своей имела Евфимия Григорьевна о том откровение. Узнав о предстоящем окончании жизни земной, она, несмотря на полуночный час, собрала сестер своей общины и сказала им: «Господь наш Иисус Христос благоволил известить меня о скором моем отшествии, и потому я более не начальница вам». Сказав это, Евфимия Григорьевна назначила себе преемницу и первая подошла к ней, поклонилась и поцеловала ей руку. За несколько дней до кончины соборовалась и причастилась. Тихо скончалась 15 января 1860 года на 110 году от рождения.
Издание «Краткий биографический очерк о почивающих в Задонском монастыре старцах» (М.,1915) помимо тех, кто покоился под сводами «Митрофановой пещеры», называет также еще несколько имен местночтимых подвижников.
Иеромонах Павел смиренномудрый. Был келейником у схимонаха Митрофана, а впоследствии братским духовником. Скончался в 1837 году 19 мая. Погребен был с правой стороны Митрофановской часовни (у северной внешней стены алтаря Вознесенской церкви).
Отец Ириней из духовного звания, сын диакона, уроженец села Оскочного Задонского уезда. В монашество пострижен в 1831 году; 15 августа 1834 года рукоположен в иеромонаха Высокопреосвященным Антонием (Смирницким). Более двадцати шести лет находился в должности гробового иеромонаха при гробе Святителя Тихона и каждодневно служил раннюю Литургию. Был более пяти лет общим духовником братии. За пять дней предузнал свою кончину; скончался 1 мая 1863 года. Погребен был у северной внешней стены алтаря Вознесенской церкви, рядом с иеромонахом Павлом.
Иеромонахи Анатолий и Иларий жили в Задонской обители в первой половине XIX столетия; тут же они и закончили свою благочестивую жизнь.
Как сообщает иеромонах Геронтий: «Благочестивые и благоговейные иеромонахи Анатолий и Иларий происходили из купеческой фамилии города Ливен Орловской губернии; отличались смирением, нестяжательностью и делами христианского милосердия. Любовь их к ближним была истинная. Каждый нуждающийся «пришлец» и бедный житель города Задонска обращался к ним со своею нуждою и получал необходимое».
Благочестивые старцы один за другим почили сном праведным в 1822 году.
Иеромонах Димитрий был казначеем монастыря. Отличался праведною жизнь. Скончался в 1830 году.
Иеромонах Корнилий. Об отце Корнилии сохранилось мало сведений. Известно, что он отличался праведною жизнью.
Иеромонахи Анатолий, Иларий, Димитрий, Корнилий были погребены все четверо вместе, в общем склепе, «нарочито для них устроенном», с северной стороны теплого храма во имя Рождества Богородицы.
Смиренный инок Феофан-простец. Был келейником у Святителя Тихона. Этот Феофан называл Преосвященного Тихона не иначе как «Бачка», а Святитель Тихон отзывался о старце следующим образом: «Феофан утеха моя; я им весьма доволен: первое за его простодушие, второе за то, что он никогда празден не бывает, но всегда в благословенных трудах, за что я его люблю и хвалю».
Строго разумный инок Аарон. Он замечателен по следующему обстоятельству. Преосвященный Тихон однажды вознамерился выехать из Задонского монастыря в Новгородскую епархию, по многократному приглашению Преосвященного Санкт-Петербургского митрополита Гавриила, предлагавшего ему Валдайский Иверский монастырь, близ родины Святителя, или другой какой, с полным управлением. Отец Аарон, случайно узнав от келейного о намерении Преосвященного Тихона, сказал: «Напрасно! Матерь Божия не велит ему выехать отсюда!» Святитель, услыхав это, спросил: «Точно ли такие слова говорил отец Аарон?» Келейник ответил: «Точно так говорил». «Ну, я же, — сказал Святитель, — и не поеду отсюда».
Отец Аарон впоследствии был в должности казначея монастыря и похоронен подле прежней большой церкви (сломанной в 1845 году), с южной стороны при входе.
Никандр Алексеевич Бехтеев. Отец Никандр, сын Задонского помещика села Ксизова, Алексея Бехтеева, с детства любим был Святителем Тихоном, который, еще будучи на Воронежской кафедре, часто посещал дом господ Бехтеевых. В чине поручика оставив военную службу, Никандр Алексеевич поступил в Задонский монастырь в 1770-х годах и прожил в обители более 40 лет, до конца своей жизни в уединении, посте, молитве и трудах, руководимый и наставляемый поначалу советами Святителя Тихона и боголюбивого старца Митрофана. Скончался в 1816 году и погребен близ южных дверей прежней большой Владимирской церкви.
Покой старцев, казавшийся вечным, был нарушен в 1929 году, когда последних монахов изгнали из стен окончательно упраздненной обители. Склепы, скрывавшие мощи праведников, были вскрыты, а останки их вывезены на городское кладбище и спешно захоронены. Но память народа землей не засыплешь. Тропа народная к могиле, которую тут же прозвали “святой”, не зарастала и в самые суровые времена гонений на веру. Могилу посильно обустроили и ухаживали за ней из года в год на протяжении шести десятилетий.
Но минули наконец суровые испытания, понесенные с великой честью Русской Православной Церковью. Начала вспоминать поруганная Русь, что издревле почиталась она Святой. Пришла пора открытого почитания тех, кто ей имя это намолил.
И вот в октябре 1993 года, 10-го числа, в воскресный день, праведники задонские вернулись в обитель, прославленную их подвигом. Произошло это попечением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия, а также стараниями нынешнего наместника Богородицкого монастыря (в ту пору еще архимандрита) епископа Задонского, викария Воронежской епархии Никона (Васина). Перенесение новообретенных мощей праведников совершила братия Богородицкого монастыря во главе с наместником, под перезвон колоколов.
Первоначально возвращенные в обитель мощи угодников Божиих открыто почивали в пяти деревянных раках, установленных в правом приделе Владимирского собора. А ныне покоятся они в мраморной гробнице при колонне, что слева от входа в главный храм монастыря. Над отделкой места упокоения праведников потрудился в свое время один из монашествующей братии, тоже носивший имя Митрофан.
 

 © Леонид Морев