главная

Белогорский Воскресенский монастырь



На территории нынешней Воронежской области существовал целый ряд пещерных монастырей,
но самым крупным из них был Белогорский.

Эта обитель находится в четырех километрах от города Павловска Воронежской области, в почти отвесных меловых горах, протянувшихся грядой по правому берегу Дона.
Основание Белогорским пещерам положила Мария Константиновна Шерстюкова, родившаяся в 1740 году в городе Бирюче. Она была дочерью казака Константина Босого, семья которого в 60-е годы XVIII века переехала на жительство в слободу Белогорье. Марии тогда было около 25 лет, и она вела невоздержанную жизнь. После смерти отца Мария вышла замуж за белогорского войскового Самуила Шерстюкова, от которого имела двух сыновей и одну дочь. Около 20 лет она прожила в замужестве, а овдовевши, предалась нетрезвости и разврату, прожила все имущество своего мужа и была вынуждена наниматься в работницы к людям. Но и тут по непостоянству своему и худому поведению нигде не могла ужиться. Дети ее с
малых лет проживали в прислугах у разных людей. Оставаясь без средств, она для пропитания своего прибегала к занятию колдовством и ворожбою. Этим она вызвала против себя еще большее презрение. Так Мария жила до 1795 года [1], когда она пешком отправляется для покаяния в Киев. В Киеве она исповедовалась у иеромонаха из Киево-Печерской Лавры. Этот иеромонах заповедал ей на всю жизнь пост сухоядения и всегдашней трезвости, непрестанного сокрушения о своих грехах и занятия богоугодными делами. И так как он бывал некогда в слободе Белогорье и знал о меловых горах над Доном, то советовал ей избрать в горе уединенное место, ископать пещеру для занятия богомыслием по примеру преподобного Антония Киево-Печерского. Наставление это глубоко врезалось в ее сердце, и она тогда же решила исполнить его на деле.
Возвратившись из Киева в слободу Белогорье, Мария Константиновна, к удивлению всех, совершенно переменилась в своем поведении: сделалась молчаливой и богомольной. В 1796 году она уединилась в покрытую лесом гору недалеко от хутора Кирпичи и с большим усердием приступила к копанию пещеры с помощью железной кирки. В течение двух лет она выкопала пещеру в горе на восемь саженей (примерно 16 метров) по прямой линии к западу. Узнав о ее необыкновенном предприятии и труде, многие стали приходить к ней в пещеру как из любопытства, так и для богомолия перед святыми иконами, которые были поставлены ею по стенам пещеры, многие трудились с нею, особенно в ночное время, помогая копать пещеры.
Многие, в том числе и местное духовенство, относились к ней с недоверием, духовенство опасалось, что Мария Константиновна распространяет сектантские идеи среди приходящего к ней народа. В связи с этим пещеры неоднократно закрывались и сама Мария подвергалась многим гонениям. В 1817 году Комитет министров донес императору Александру I о происходящих событиях. От государя ожидали, что Он своим указом раз и навсегда остановит копание пещер и закроет их. Но неожиданно для всех царь посмотрел на дело иначе. Он запросил от губернского начальства сведения о пещерокпательнице и пещерах.
Губернатор так доносил Его Императорскому Величеству: "Основательница пещер - 78-летняя старуха Мария Шерстюкова. Рыть пещеры начала лет двадцать тому назад, единственно для понесения трудов и из желания подражать святым труженикам. С этими действиями не сопряжено никакого суеверия и раскола... Жертв него выпрашивает". В конце сего донесения было прибавлено, что основательница пещер желает строить храм в своих пещерах. После такого донесения состоялось Высочайшее повеление: "Вход в пещеры оставить свободным, по желанию Марии устроить храм в пещерах, и если она не имеет средств, то на казенный счет".
Специальная комиссия, назначенная царем, определила место храма недалеко от главного входа в пещеры. Были выделены средства в размере 2500 рублей. В 1819 году подземная церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского, сооруженная с участием архитектора Амвросимова, была освящена.
В1820 году по прошению Марии в пещерной церкви определен был особый священник Илия Мишин.
Умерла Мария Константиновна 22 июня 1822 года [2]. Похоронена не в пещерах, как она желала, а на горе.
Ее труды продолжили Иван Алексеевич Тищенко, уроженец Богучарского уезда (похоронен на горе рядом с Марией), Андрей Николаевич Васильченко (в тайном постриге Антоний) из слободы Ново-Александровки,
Дмитрий Иванович Аяпин из Бобровского уезда, из слободы Воронцовки Павловского уезда Андрей и Петр Мандрусенко[3].
Ежедневно в пещеры приходило от 50 до 200 человек, а на большие праздники - до 3000. Нередко посещали пещеры и странники-труженики, которые специально приходили из Сибири, Астрахани, Ставрополя, Чернигова и других городов в Белогорские пещеры на поклонение.
Особым почитанием всех паломников пользовалась пещерная икона Божией Матери, именуемая "Мария обрете благодать у Бога", считающаяся чудотворной. По преданию, она принесена некоей странницей из Киева. Было немало случаев исцеления от этой иконы. Двадцать лет пребывая в пещерном храме, икона не тускнела от сырости и сохраняла свой первоначальный вид.
В 1866 году монашество при пещерах вводится официально. Первым возглавил пещерную обитель иеромонах Иероним из Чуркинского монастыря. Но хотя монашество и было введено и число монахов с каждым годом росло, официально Белогорского монастыря не существовало. Все монахи были приписаны к Успенскому Дивногорскому монастырю.
Вскоре при пещерах была построена гостиница для богомольцев и братские кельи на вершине горы. Было заведено хозяйство: сад, большая пасека, построены мельницы, кузница. В монастыре имелись свои коровы и лошади.
В 1872 году иеромонаха Иеронима сменил иеромонах Авраам (переведен из Воронежского Митрофановского монастыря). При нем была построена Вознесенская церковь над усыпальницей первых пещерокопателей Марии Шерстюковой и Ивана Тищенко. Храм был деревянный, обложенный кирпичом.
В 1875 году место иеромонаха Авраама занял иеромонах Петр (переведенный также из Воронежского Митрофановского монастыря). Он в скором времени заканчивает строительство еще одного храма - Воскресенского.
В 1879 году началось строительство водопровода [4].
В 1880 году в обитель были привезены частицы Животворящего Креста Господня и камень от Гроба Господня, а также частицы мощей святых с Афона.
В 1882 году Указом Святейшего Синода был учрежден при Белогорских пещерах Воскресенский Белогорский монастырь; иеромонах Петр становится настоятелем монастыря и производится в сан игумена.
В 1886 году при Белогорском монастыре были открыты церковно-приходская школа и ремесленное училище. Здесь обучались грамоте, церковному пению и различным ремеслам мальчики из окрестных сел и города Павловска, до ста человек.
В 1896 году при монастыре начинается строительство нового каменного собора по проекту архитектора Афанасьева, завершившееся в 1911 году [5].
В марте 1916 года в монастырском саду после пятилетнего бурения колодца на глубине 40 саженей (около 80 метров) появилась вода с сильным напором. Это значительно облегчило обеспечение обители водой.
Перед началом революции, в 1917 году, в монастыре числился следующий штат: настоятель-игумен Поликарп, иеромонахов - 4, иеродиаконов - 3, монахов -5, указных послушников - 8, бельцов, живущих на испытании, - 26. Всего 41 человек.
С самых первых лет советской власти для Белогорского монастыря наступают тяжелые дни. Так, 29 мая 1918 года в монастырь приехало около 12 всадников, красногвардейцев, которые, по сути дела, ограбили монастырь. В скором времени была конфискована земля. Монахи и послушники были вынуждены покинуть монастырь. Остались в разоренной обители игумен и при нем несколько стариков. Они прожили в монастыре до 1922 года, а затем так же покинули монастырь.
Незадолго до этого некто Клейст Борис Михайлович сумел уговорит руководство Белогорского волисполкома сдать в аренду подворье бывшего монастыря. Это было оформлено специальным договором, в котором предусматривалось на средства Клейста организовать сельскохозяйственное производство, отремонтировать постройки монастыря, пришедшие ветхость, приобрести рабочий скот сельхозинвентарь в размере, обеспечивающем обработку земельного участка при бывшем монастыре, который также выделялся ему по договор. Предусматривалось, что Клейст в пользу волисполкома будет отчислят 50 процентов прибыли.
На территории монастыря была по строена часовня, в которую Борис Михайлович при помощи бывших монахов обители, проживающих в соседних селах, перенес мощи основателей пещерного монастыря - Марии Шерстюковой и Ивана Тищенко. На поклонение к мощам стекалось большое количество верующих, что не могло укрыться от посторонних глаз. Вскоре об этом было донесено в народный суд Павловского уезда. По распоряжению уездного прокурора Ткачева на место указанных событий был командирован уездный следователь Борис Усатов.
По окончании судебного следствия Клейст был приговорен к десяти годам лишения свободы с конфискацией имущества. К ответственности были привлечены все, активно помогавшие ему.
Но этим дело не закончилось. Новой властью был разработан показательный процесс по "несостоятельности останков святых Марии и Ивана". В процессе активное участие принимал следователь Борис Усатов, который собственноручно осуществлял кощунственный разбор на двух фанерных щитах останков умерших Шерстюковой и Тищенко [6].
В1924-1927 годах все надворные постройки монастыря были распроданы на снос. Каменный собор был взорван по распоряжению Павловского райисполкома в 1931 году.
Несмотря на все бедствия, жизнь в пещерах не останавливалась, по большим праздникам сюда продолжали стекаться верующие из окрестного населения. Здесь совершались молебны и крестные ходы. Особенно много народа собиралось 12 сентября на престольный праздник в день памяти благоверного князя Александра Невского и освещения пещерного храма [7].
Однако с каждым годом верующих в пещеры приходило все меньше. И казалось, что на исходе XX столетия духовная жизнь в пещерах совсем остановится. Но с начала 90-х годов в пещерной церкви вновь по престольным праздникам стали служатся молебны.
По благословению Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия в Белогорском монастыре начались реставрационные работы.
Спустя 200 лет со своего официального основания пещерная обитель обретает свое второе рождение.

-------------------------------

1 Эта версия биографии Марии Шерстюковой отражена в летописи Белогорского Воскресенского монастыря. Сама Шерстюкова иначе говорила Воронежскому губернатору о своем прошлом. Рассказывала она, что с самого детства желала быть монахиней, но родители ее, видя тогдашнее ее дородство, не допустили до того и выдали против воли замуж. В сем состоянии жила она несколько лет в согласии и изобилии. Но после первых ее родов злые золовки испортили ее и мужа так, что они лет десять были как в исступлении, тосковали, кричали, бегали по лесам босые и в рубищах даже зимою и находили
успокоение в одном пьянстве. По прошествии сего времени пришла к ней неизвестная старуха, которая сказала, что довольно уже она мучилась, повела ее к роднику, умыла, читала над ней молитвы, велела "ей не выходить из дому шесть недель, воздерживаться от вина и молиться Богу. То же сделала и с мужем ее, и они вдруг опять пришли в прежнее здоровое положение, жили вместе лет десять, прижили много детей и после она овдовела".
2 Примерно за пять лет до своей смерти, по причине старости и слабости, Мария не могла уже заниматься копанием пещер, а только часто приходила в них, поощряя трудившихся и указывая, где копать и как управлять теслом. К моменту смерти Марии протяженность пещер составляла примерно 500 саженей.
3 Все они и другие пещерные отшельники, которых к 1866 году набралось около 25 человек, добровольно продали свои жилища и деньги принесли в пользу строящейся обители. Они вели поистине подвижническую жизнь. Например, Антоний(Васильченко) с большой неохотой, только по необходимости, решался выходить из пещер. Он устроил для себя собственную келью, соорудил гроб и с мыслью о смерти проводил день и ночь в молитве и труде.
4 Вода подавалась по трубам вначале при помощи лошадиной тяги, а потом посредством керосинового двигателя из колодца выкопанного на берегу Дона Водопровод был построен нигде не учившимся крестьянином из слободы Бутурлиновки Михаилом Григорьевичем Матвеевым
5 Расписывал новый собор московский художник Владимир Федорович Щукин Окончание строительства и роспись храма проводились уже при новом игумене Поликарпе переведенном сюда из Задонского Богородицкого монастыря в связи со смертью прежнего настоятеля игумена Петра
6 После окончания судебного процесса Усатов заболел, как впоследствии оказалось, неизлечимой болезнью. Болезнь протекала очень тяжело и, несмотря на лечение в лучшей столичной клинике, Борис Усатов вскоре умер.
7 Об исключительном событии поведала Стеменусева Елена Сергеевна, 1898 года рождения, в 1977 году проживавшая а селе Кирпичи. В "Цветной" комнате года два назад она видела росу на стенах перед днем освящения церкви. Мел на стенах буквально сочился водой. Ни до, ни после этого подобного она не видела

 

© Виталий Степкин