На территории нынешней Воронежской области существовал целый ряд
пещерных монастырей,
но самым крупным из них был Белогорский.
Эта обитель находится в четырех километрах от города
Павловска Воронежской области, в почти отвесных меловых горах,
протянувшихся грядой по правому берегу Дона.
Основание Белогорским пещерам положила Мария Константиновна Шерстюкова,
родившаяся в 1740 году в городе Бирюче. Она была дочерью казака
Константина Босого, семья которого в 60-е годы XVIII века переехала на
жительство в слободу Белогорье. Марии тогда было около 25 лет, и она
вела невоздержанную жизнь. После смерти отца Мария вышла замуж за
белогорского войскового Самуила Шерстюкова, от которого имела двух
сыновей и одну дочь. Около 20 лет она прожила в замужестве, а овдовевши,
предалась нетрезвости и разврату, прожила все имущество своего мужа и
была вынуждена наниматься в работницы к людям. Но и тут по непостоянству
своему и худому поведению нигде не могла ужиться. Дети ее с
малых лет проживали в прислугах у разных людей. Оставаясь без средств,
она для пропитания своего прибегала к занятию колдовством и ворожбою.
Этим она вызвала против себя еще большее презрение. Так Мария жила до
1795 года [1], когда она пешком отправляется для покаяния в Киев. В
Киеве она исповедовалась у иеромонаха из Киево-Печерской Лавры. Этот
иеромонах заповедал ей на всю жизнь пост сухоядения и всегдашней
трезвости, непрестанного сокрушения о своих грехах и занятия
богоугодными делами. И так как он бывал некогда в слободе Белогорье и
знал о меловых горах над Доном, то советовал ей избрать в горе
уединенное место, ископать пещеру для занятия богомыслием по примеру
преподобного Антония Киево-Печерского. Наставление это глубоко врезалось
в ее сердце, и она тогда же решила исполнить его на деле.
Возвратившись из Киева в слободу Белогорье, Мария Константиновна, к
удивлению всех, совершенно переменилась в своем поведении: сделалась
молчаливой и богомольной. В 1796 году она уединилась в покрытую лесом
гору недалеко от хутора Кирпичи и с большим усердием приступила к
копанию пещеры с помощью железной кирки. В течение двух лет она выкопала
пещеру в горе на восемь саженей (примерно 16 метров) по прямой линии к
западу. Узнав о ее необыкновенном предприятии и труде, многие стали
приходить к ней в пещеру как из любопытства, так и для богомолия перед
святыми иконами, которые были поставлены ею по стенам пещеры, многие
трудились с нею, особенно в ночное время, помогая копать пещеры.
Многие, в том числе и местное духовенство, относились к ней с
недоверием, духовенство опасалось, что Мария Константиновна
распространяет сектантские идеи среди приходящего к ней народа. В связи
с этим пещеры неоднократно закрывались и сама Мария подвергалась многим
гонениям. В 1817 году Комитет министров донес императору Александру I о
происходящих событиях. От государя ожидали, что Он своим указом раз и
навсегда остановит копание пещер и закроет их. Но неожиданно для всех
царь посмотрел на дело иначе. Он запросил от губернского начальства
сведения о пещерокпательнице и пещерах.
Губернатор так доносил Его Императорскому Величеству: "Основательница
пещер - 78-летняя старуха Мария Шерстюкова. Рыть пещеры начала лет
двадцать тому назад, единственно для понесения трудов и из желания
подражать святым труженикам. С этими действиями не сопряжено никакого
суеверия и раскола... Жертв него выпрашивает". В конце сего донесения
было прибавлено, что основательница пещер желает строить храм в своих
пещерах. После такого донесения состоялось Высочайшее повеление: "Вход в
пещеры оставить свободным, по желанию Марии устроить храм в пещерах, и
если она не имеет средств, то на казенный счет".
Специальная комиссия, назначенная царем, определила место храма недалеко
от главного входа в пещеры. Были выделены средства в размере 2500
рублей. В 1819 году подземная церковь во имя святого благоверного князя
Александра Невского, сооруженная с участием архитектора Амвросимова,
была освящена.
В1820 году по прошению Марии в пещерной церкви определен был особый
священник Илия Мишин.
Умерла Мария Константиновна 22 июня 1822 года [2]. Похоронена не в
пещерах, как она желала, а на горе.
Ее труды продолжили Иван Алексеевич Тищенко, уроженец Богучарского уезда
(похоронен на горе рядом с Марией), Андрей Николаевич Васильченко (в
тайном постриге Антоний) из слободы Ново-Александровки,
Дмитрий Иванович Аяпин из Бобровского уезда, из слободы Воронцовки
Павловского уезда Андрей и Петр Мандрусенко[3].
Ежедневно в пещеры приходило от 50 до 200 человек, а на большие
праздники - до 3000. Нередко посещали пещеры и странники-труженики,
которые специально приходили из Сибири, Астрахани, Ставрополя, Чернигова
и других городов в Белогорские пещеры на поклонение.
Особым почитанием всех паломников пользовалась пещерная икона Божией
Матери, именуемая "Мария обрете благодать у Бога", считающаяся
чудотворной. По преданию, она принесена некоей странницей из Киева. Было
немало случаев исцеления от этой иконы. Двадцать лет пребывая в пещерном
храме, икона не тускнела от сырости и сохраняла свой первоначальный вид.
В 1866 году монашество при пещерах вводится официально. Первым возглавил
пещерную обитель иеромонах Иероним из Чуркинского монастыря. Но хотя
монашество и было введено и число монахов с каждым годом росло,
официально Белогорского монастыря не существовало. Все монахи были
приписаны к Успенскому Дивногорскому монастырю.
Вскоре при пещерах была построена гостиница для богомольцев и братские
кельи на вершине горы. Было заведено хозяйство: сад, большая пасека,
построены мельницы, кузница. В монастыре имелись свои коровы и лошади.
В 1872 году иеромонаха Иеронима сменил иеромонах Авраам (переведен из
Воронежского Митрофановского монастыря). При нем была построена
Вознесенская церковь над усыпальницей первых пещерокопателей Марии
Шерстюковой и Ивана Тищенко. Храм был деревянный, обложенный кирпичом.
В 1875 году место иеромонаха Авраама занял иеромонах Петр (переведенный
также из Воронежского Митрофановского монастыря). Он в скором времени
заканчивает строительство еще одного храма - Воскресенского.
В 1879 году началось строительство водопровода [4].
В 1880 году в обитель были привезены частицы Животворящего Креста
Господня и камень от Гроба Господня, а также частицы мощей святых с
Афона.
В 1882 году Указом Святейшего Синода был учрежден при Белогорских
пещерах Воскресенский Белогорский монастырь; иеромонах Петр становится
настоятелем монастыря и производится в сан игумена.
В 1886 году при Белогорском монастыре были открыты церковно-приходская
школа и ремесленное училище. Здесь обучались грамоте, церковному пению и
различным ремеслам мальчики из окрестных сел и города Павловска, до ста
человек.
В 1896 году при монастыре начинается строительство нового каменного
собора по проекту архитектора Афанасьева, завершившееся в 1911 году [5].
В марте 1916 года в монастырском саду после пятилетнего бурения колодца
на глубине 40 саженей (около 80 метров) появилась вода с сильным
напором. Это значительно облегчило обеспечение обители водой.
Перед началом революции, в 1917 году, в монастыре числился следующий
штат: настоятель-игумен Поликарп, иеромонахов - 4, иеродиаконов - 3,
монахов -5, указных послушников - 8, бельцов, живущих на испытании, -
26. Всего 41 человек.
С самых первых лет советской власти для Белогорского монастыря наступают
тяжелые дни. Так, 29 мая 1918 года в монастырь приехало около 12
всадников, красногвардейцев, которые, по сути дела, ограбили монастырь.
В скором времени была конфискована земля. Монахи и послушники были
вынуждены покинуть монастырь. Остались в разоренной обители игумен и при
нем несколько стариков. Они прожили в монастыре до 1922 года, а затем
так же покинули монастырь.
Незадолго до этого некто Клейст Борис Михайлович сумел уговорит
руководство Белогорского волисполкома сдать в аренду подворье бывшего
монастыря. Это было оформлено специальным договором, в котором
предусматривалось на средства Клейста организовать сельскохозяйственное
производство, отремонтировать постройки монастыря, пришедшие ветхость,
приобрести рабочий скот сельхозинвентарь в размере, обеспечивающем
обработку земельного участка при бывшем монастыре, который также
выделялся ему по договор. Предусматривалось, что Клейст в пользу
волисполкома будет отчислят 50 процентов прибыли.
На территории монастыря была по строена часовня, в которую Борис
Михайлович при помощи бывших монахов обители, проживающих в соседних
селах, перенес мощи основателей пещерного монастыря - Марии Шерстюковой
и Ивана Тищенко. На поклонение к мощам стекалось большое количество
верующих, что не могло укрыться от посторонних глаз. Вскоре об этом было
донесено в народный суд Павловского уезда. По распоряжению уездного
прокурора Ткачева на место указанных событий был командирован уездный
следователь Борис Усатов.
По окончании судебного следствия Клейст был приговорен к десяти годам
лишения свободы с конфискацией имущества. К ответственности были
привлечены все, активно помогавшие ему.
Но этим дело не закончилось. Новой властью был разработан показательный
процесс по "несостоятельности останков святых Марии и Ивана". В процессе
активное участие принимал следователь Борис Усатов, который
собственноручно осуществлял кощунственный разбор на двух фанерных щитах
останков умерших Шерстюковой и Тищенко [6].
В1924-1927 годах все надворные постройки монастыря были распроданы на
снос. Каменный собор был взорван по распоряжению Павловского
райисполкома в 1931 году.
Несмотря на все бедствия, жизнь в пещерах не останавливалась, по большим
праздникам сюда продолжали стекаться верующие из окрестного населения.
Здесь совершались молебны и крестные ходы. Особенно много народа
собиралось 12 сентября на престольный праздник в день памяти
благоверного князя Александра Невского и освещения пещерного храма [7].
Однако с каждым годом верующих в пещеры приходило все меньше. И
казалось, что на исходе XX столетия духовная жизнь в пещерах совсем
остановится. Но с начала 90-х годов в пещерной церкви вновь по
престольным праздникам стали служатся молебны.
По благословению Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия в
Белогорском монастыре начались реставрационные работы.
Спустя 200 лет со своего официального основания пещерная обитель
обретает свое второе рождение.
-------------------------------
1 Эта версия биографии Марии Шерстюковой отражена в
летописи Белогорского Воскресенского монастыря. Сама Шерстюкова иначе
говорила Воронежскому губернатору о своем прошлом. Рассказывала она, что
с самого детства желала быть монахиней, но родители ее, видя тогдашнее
ее дородство, не допустили до того и выдали против воли замуж. В сем
состоянии жила она несколько лет в согласии и изобилии. Но после первых
ее родов злые золовки испортили ее и мужа так, что они лет десять были
как в исступлении, тосковали, кричали, бегали по лесам босые и в рубищах
даже зимою и находили
успокоение в одном пьянстве. По прошествии сего времени пришла к ней
неизвестная старуха, которая сказала, что довольно уже она мучилась,
повела ее к роднику, умыла, читала над ней молитвы, велела "ей не
выходить из дому шесть недель, воздерживаться от вина и молиться Богу.
То же сделала и с мужем ее, и они вдруг опять пришли в прежнее здоровое
положение, жили вместе лет десять, прижили много детей и после она
овдовела".
2 Примерно за пять лет до своей смерти, по причине старости и слабости,
Мария не могла уже заниматься копанием пещер,
а только часто приходила в них, поощряя трудившихся и указывая, где
копать и как управлять теслом. К моменту смерти Марии протяженность
пещер составляла примерно 500 саженей.
3 Все они и другие пещерные отшельники, которых к 1866 году набралось
около 25 человек, добровольно продали свои жилища и деньги принесли в
пользу строящейся обители. Они вели поистине подвижническую жизнь.
Например, Антоний(Васильченко) с большой неохотой,
только по необходимости, решался выходить из пещер. Он устроил
для себя собственную келью, соорудил гроб и с мыслью о смерти проводил
день и ночь в молитве и труде.
4 Вода подавалась по трубам вначале при помощи лошадиной тяги, а потом
посредством керосинового двигателя из колодца выкопанного на берегу Дона
Водопровод был построен нигде не учившимся крестьянином из слободы
Бутурлиновки Михаилом Григорьевичем Матвеевым
5 Расписывал новый собор московский художник Владимир Федорович Щукин
Окончание строительства и роспись храма проводились уже при новом
игумене Поликарпе переведенном сюда из Задонского Богородицкого
монастыря в связи со смертью прежнего
настоятеля игумена Петра
6 После окончания судебного процесса Усатов заболел, как впоследствии
оказалось, неизлечимой болезнью. Болезнь протекала очень тяжело и,
несмотря на лечение в лучшей столичной клинике, Борис Усатов вскоре
умер.
7 Об исключительном событии поведала Стеменусева Елена Сергеевна, 1898
года рождения, в 1977 году проживавшая а селе Кирпичи. В "Цветной"
комнате года два назад она видела росу на стенах перед днем освящения
церкви. Мел на стенах буквально сочился водой. Ни до, ни после этого
подобного она не видела
|