главная

 Воскресные базары



Проблема воскресных базаров, оскорбляющих воскресный день суетой житейских попечений, поднята священником Димитрием Склобовским в последней четверти XIX столетия, но во многом она актуальна и в наши дни. "Искажение церковной жизни нашего народа" привело к пагубным последствиям. Вправе ли мы рассчитывать на благодатные изменения в XXI веке, когда наше отношение к заповеди Божией "Помни день субботний (воскресный), еже святити его..." по-прежнему свидетельствует о чрезмерной надежде на собственные силы вместо упования на силу Высшую?

Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа венчает собою тайну нашего искупления, составляя центр, к которому направляются и где сосредоточиваются все другие священные события нашего спасения. Оно есть основание, на котором покоятся и осуществляются все самые высочайшие христианские чаяния, и потому еженедельное празднественное воспоминание этого священнейшего христианского события, празднование воскресного дня становится заветным установлением христианской Церкви с самых первых ее апостольских времен. Нет никакого сомнения в том, что Сама Пресвятая Богоматерь с апостолами, по вознесении Господа на небо, достойно чествовала день воскресения своего Сына и Господа. Слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова "я был в духе в день воскресный" (Откр. 1, 10) служат очевидным указанием того, что еженедельное празднование воскресного дня вошло в употребление и считалось обычным с самых, так сказать, первых дней христианства. Точно так же и слова "во едину от суббот (в русском переводе - в первый день недели) собравшимся учеником преломити хлеб..." (Деян. 20, 7) указывают, с одной стороны, на то, что празднование по четвертой заповеди седьмого дня с самых первых времен христианства было перенесено на день воскресный, который вместо седьмого дня иудейской субботы стал первым днем недели, с другой - на то, что день этот среди других дней недели указан и определен самими апостолами для преломления хлеба, значит, для торжественного богослужения и совершения Евхаристии [1]. Все христиане стали праздновать один воскресный день, который есть, как говорит Иустин философ, "первый день творения мира и день воскресения Спасителя нашего Иисуса Христа", и который потому имеет самое высочайшее значение для всего христианского мира, так что христиане всех времен, стран и народов содержали и содержат этот день в особенном почтении, посвящая его на служение Богу общественною молитвою и торжественным богослужением, а затем делами христианской благотворительности по отношению к ближним.
С течением времени, однако, стало более и более обнаруживаться небрежное отношение к святости воскресного дня и происходящее отсюда неприличное его употребление, сопровождающееся самыми печальными последствиями не только со стороны интересов религии, но вместе и по отношению к христианской нравственности. Едва ли не более всего и справедливее можно сказать это насчет нашего народа, с давних пор, к глубочайшему сожалению, приобретшего себе печальную известность в этом отношении, то есть грубым препровождением воскресного дня, который оскверняется всевозможными непотребствами: разгулом, пьянством и всяческим развратом. Все это очевидно для всех и каждого, сколько-нибудь наблюдающего нравы нашего народа и имеющего непритупленное религиозно-нравственное чувство, которое каждый раз глубоко оскорбляется возмутительным зрелищем практикуемого, например, базарного торга в воскресный день, сопровождаемого обыкновенно глупым гамом и самыми отвратительными ругательствами, - торга, открываемого притом непременно около самых стен и оград храмов Божиих, так что базарный гам и крики нередко для предстоящих в церкви, которых, при этом случае, само собою понятно, только меньшая доля всего населения, заглушают богослужебное чтение и пение. Сколько отсюда вырождается самых ужасных последствий и до какой степени все это поощряет и поддерживает в нашем народе грубость и невежество, а также убийственным образом обозначается и на народной нравственности, - это и изобразить невозможно! Думать, будто возможно как следует отрезвить и всячески улучшить наш народ без уничтожения базарного торга по воскресным дням, значит считать возможным нравственное улучшение и возвышение без содействия христианской религии, так как храм Божий остается для народа единственным училищем благочестия, которым для него всего удобнее и приличнее пользоваться именно в воскресный день, и так как, отвлекаясь базарным торгом от участия в слушании воскресного богослужения, он здесь теряет уже почти все, что только составляет для него прямое христианское назидание.
Очевидно и понятно, что базарный торг в воскресные дни представляет собою явное нарушение праздничного покоя, публичное оскорбление святыни воскресного дня, который по закону христианскому должен быть посвящаем преимущественно на служение Богу, и вместе с тем торг этот является едва ли не самым главным препятствием к усердному посещению христианами воскресного богослужения, вследствие чего наши храмы год от году все более и более приходят в упадок во всех отношениях, причем также открывается большой соблазн для слабого человечества в том отношении, что трактиры и питейные заведения, как бы вступая в состязание с храмами Божиими, с раннего утра воскресного дня широко растворяют свои двери и битком наполняются обыкновенно нетрезвым людом из разных сословий и общественных положений; и потому базарный торг в воскресный день, очевидно, наносит грубое оскорбление Христовой вере и Церкви, вследствие чего и представляет собою в высшей степени возмутительное для христианского чувства зрелище. Затем из-за небрежного отношения большинства христиан к посещению воскресного Богослужения в храме Божием из-за базарного торга в это время, святое влияние веры и Церкви Христовой на наш народ по необходимости должно более и более ослабевать, и действительно ослабевает, видимо, благодаря, между прочим, воскресным базарам, а народная нравственность соответственно тому более и более понижается и падает. От некоторых лучших православных людей нередко слышится горький, но совершенно справедливый упрек нашему народу по поводу оскорбления воскресными базарами святости воскресного дня, причем такие люди обыкновенно указывают как на пример для подражания или, лучше, пристыжают наш народ последователями других религий и исповеданий и говорят, что, мол, нам с такими нашими обычаями "пред жидами стыдно". И в самом деле, никакой другой народ, никакое другое вероисповедание не допускает у себя и не практикует такого публичного презрительного отношения к интересам религии, как это делается у нас. Татарин свято чтит свою пятницу и ни за что ни позволит себе оскорбить святости этого дня каким-либо непозволенным употреблением или препровождением оного в суете житейских попечений; еврей еще более того, ни за что в мире не решится нарушить покой субботы. Если эти люди не могут служить для нас примером (хотя хорошему можно подражать в ком угодно), то обратимся к христианским народам, чтобы видеть, что все народы иных христианских исповеданий - католики, протестанты, реформаты и прочий, вообще все почитают святость воскресного дня, почему базарного торга в этот день, насколько это известно, кроме нас, нигде в целом мире не существует! Остаемся таким образом одни мы - православные христиане, сыны православного русского царства, которые почему-то нашли для себя резонным и уместным усвоить себе печальную привилегию нарушения святости воскресного дня, привилегию всяческого пренебрежения к высшим интересам веры и нравственности христианской, привилегию публичного оскорбления святыни Господней, привилегию, за которую у нас держатся до сего времени с удивительною ревностью и постоянством, достойными лучшего дела. Кроме, так сказать, слепых и невольных последователей этого дурного обычая, снисходительно относящихся к нему большею частью в той мысли, что все это не ими заведено и установлено и не от них зависит, есть еще и нарочитые сторонники и защитники воскресных базаров, которые желали бы всячески оправдать их хотя с экономической точки зрения и для того утверждают, например, будто воскресный день несравненно более удобен для базарного торга потому, что поставщик базарных продуктов - крестьянин - в это время совершенно свободен и не отвлекается базарным торгом от полевых и домашних работ, и потому он гораздо охотнее и для своего хозяйства якобы прибыльнее отправляет базарный торг в воскресный, нежели в другой какой-либо день, нужный ему для других житейских потребностей. Но не говоря о грубом реализме таких расчетов, при которых уже совершенно ни во что ставятся даже и не вспоминаются высшие интересы религии и нравственности, весь этот аргумент в пользу воскресных базаров разрушается и падает при первом прикосновении к нему более серьезной мысли и внимательных соображений даже с точки зрения экономических расчетов. Ведь для воскресного базара крестьяне более отдаленных сел и деревень поднимаются из своих домов с утра или по меньшей мере с обеда субботы, чтобы вовремя попасть или на так называемое подторжье, или к раннему утру воскресного дня, когда открывается базарный торг в известном торговом пункте; а в случае переноса базарного торга с воскресенья на понедельник они станут собираться на базар с обеда воскресного дня. А как базарный торг, в воскресенье ли то, или в понедельник, обыкновенно оканчивается к половине базарного дня, и крестьяне самых отдаленных поселений возвращаются домой к вечеру того же дня, то потеря рабочих часов, или хоть и целого дня, ради базара для крестьянина уравновешивается: вместо субботы крестьянин теряет понедельник - и больше ничего. Но зато вся неизмеримая громада расчета в пользу понедельника открывается с другой стороны, со стороны религиозно-нравственного растления, которое неизбежно оказывается в народе от публичного пренебрежения и оскорбления святыни христианства посредством базарного торга в воскресный день, что ни в каком случае не может проходить бесследно, а также со стороны пьянства, которое несравненно шире и заразительнее и для народной нравственности убийственнее практикуется и развивается именно в воскресный, нежели в другой какой-либо день. "Я человек рабочий, - так обыкновенно убаюкивает себя крестьянин на базаре в воскресенье, - и если погуляю в воскресный день, то ведь это день свободный, не рабочий, значит я ничего не теряю; когда же мне и погулять, как не в воскресный день?" И такое размышление возбуждается и как нельзя более поддерживается в крестьянине именно воскресным базаром, без которого он задался бы, конечно, совсем иным размышлением насчет воскресного дня. Можно положительно утверждать, что именно ради праздничного дня добрая половина базарных посетителей является сюда не столько по неотложной домашней потребности, сколько ради разгула и выпивки. Все это, говоря по правде, непременно имеется в виду и рассчитывается по пальцам у наших торгашей, обыкновенно по-жидовски эксплуатирующих всякую слабую струнку нашего народа. Потому-то все эти заявления относительно уничтожений воскресных базаров и вызывают большею частью такой запальчивый протест и отпор преимущественно со стороны людей торгового сословия.
Между тем замечено, что отличающиеся особенною ревностью к постоянному посещению воскресных базаров, более и более отставая от церковного богослужения и заглушая в себе ощущения религиозных потребностей, оказываются, наконец, совсем притупившими в себе нравственное чувство, потерявшими совесть... Понятное дело, что такие люди менее всего могут быть добрыми сынами отечества, ревнителями правды, добросовестными послушниками и исполнителями закона, благонамеренными и полезными членами гражданского общества.
К сокрушению, изъятию с корнем ужасного идола должны быть подвинуты и направлены лучшие правительственные и общественные силы, в особенности духовенства нашего в живом сознании того, что это служит началом разрушения религиозно-нравственного благосостояния нашего народа.

О суете помышлений и речей человеческих

Хотя бы все люди были твоими друзьями, однако они никак не могут ни продолжить твою жизнь, хотя лишь на полчаса, ни избавить тебя от грозного оного суда. О, сколь лучше иметь Бога другом во время смерти, нежели в продолжение всей жизни угождать князьям и сильным мира сего, которые хотя бы и осыпали нас дарами и почестями, но тогда ни малейшей помощи оказать нам будут не в силах!
Возложи на Господа заботы твои и Он поддержит тебя", - говорит Пророк (Пс. 54, 23). Все твои старания должны быть направлены к тому, чтобы угодить Богу и не возноситься похвалами человеческими, и не смущаться из-за человеческих роптаний и хулений. Когда ты не выносишь, чтобы о тебе распространялись хулы, то причиною бывает то, что ты стараешься угождать людям; и если ты радуешься похвалам, то потому, что ты хочешь им оказать удовольствие. Если бы ты все свое попечение к тому одному прилагал, чтобы удовлетворить святейшую Божию волю и от Бога быть любимым, то как мало бы ты придавал значения человеческим словам, которые против тебя разглашаются. Не старайся угождать никому иному, кроме единого Бога, - и будешь проводить жизнь в спокойствии и утешении. Ничто другое для тебя не должно быть оскорбительно, как только оскорбить и разгневать Бога; ни в какой вещи не полагай твоего утешения, как только в чистой твоей совести. Все помышление святых состояло в любви единого Бога и посему они мало помышляли о злоречии людском. Апостол Павел говорит: "Облецытеся Господем нашим Иисусом Христом" (Рим. 13, 14). Не говорит: "Облекись в одежду Христову", - но в Самого Иисуса Христа. В одну Христову одежду, а не в Христа облекаются лицемеры и все прочие, которые стараются угодить людям: они отвне или снаружи, в словах и по виду являются добродетельными, а внутри наполнены беззаконием. Облекись в Иисуса Христа и будь душою хорош, имея Его в себе, и не старайся показывать притворную святость людям, которые видят только наружность, а не то, когда человек прогневляет Бога. Многие праведны пред людьми, но не пред Богом. О Ное, праведном пред Богом, Сам Господь говорит: "тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем" (Быт. 7, 1). О родителях Иоанна Крестителя свидетельствует евангелист Лука, что они были праведны пред Богом (Лк. 1, 6).
Но совсем не таковы были книжники и фарисеи, попечения коих состояли в том, чтобы быть почитаемыми праведниками от людей и быть ими хвалимыми. Если ты будешь угождать единому Богу, то без труда можешь предать презрению все, чтобы о тебе люди ни разглашали дурного. Суетно уважать нечестивые мнения человеческие, когда ты должен стремиться стяжать любовь Божию. Многие хвалимы были людьми, ныне же - во аде; многие также считались безумными, а ныне наслаждаются славою Христовою. "Нечестивый хвалится похотию души своей; корыстолюбец ублажает себя" (Пс. 9, 24), - говорит псалмопевец. Премудрый говорит, что осуждены к наказанию во аде те, кои будут говорить (о праведнике): "Это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием, и кончину его бесчестною" (Прем. 5, 3-4). И апостол Павел пишет к Коринфянам: "Мы безумны Христа ради" (1 Кор. 4, 10). Друзей Божиих люди обыкновенно поносят, а злых похваляют. Если же так, то не превозноситься ты должен людскими похвалами, не скорбеть, что люди о тебе думают худо. Если ты справедливо бываешь похваляем за добродетель, которую имеешь, - не превозносись, потому что имеешь и множество таких недостатков, что, если бы люди о них знали, никогда бы хвалить тебя не стали. Если хвалят тебя за добродетель, которой ты не имеешь, то позаботься, чтобы иметь оную и чтобы мир в этом не обманывался. Если справедливо на тебя ропщут, то приложи попечение исправить себя. Многие худо живут, а хулителей своих гонят; но это истинная суетность и явное безумие. Если злоречат о твоей худой жизни те, кого ты ничем не огорчил, то не более ли станут на тебя роптать и хулить тебя, когда ты их станешь гнать? Самое лучшее средство к тому, чтобы избавиться от хулений человеческих, - это исправить то зло, которое о тебе разглашается: таким образом ты заградишь уста поносителей. Если же поносят тебя несправедливо, размысли, что они - лишь люди и что не могут они причинить тебе вред, а, напротив, принесут тебе пользу, если только все это будешь переносить с терпением.
Если бы Бог требовал от людей совета - принять ли тебя в Свою славу, или отослать в ад, или что другое с тобою сделать, то ты, конечно, должен был прилагать заботы, чтобы все тебя похваляли и считали за святого. Но так как Бог один имеет судить тебя и твою душу, то суетно заботиться о том, чтобы получить похвалу от людей. Бог не потребует за тебя от них отчета и не будет спрашивать их мнения о тебе; чтобы о тебе ни говорили, Бог не удовлетворится всем тем, но только твоею совестию. Если бы даже и весь мир признавал тебя святым и достойным небесной славы то какая в том буде польза для тебя пред Богом, который будет судить тебя по Своему всеведению? Но если бы ты был другом Божиим, та какой же бы вред могли тебе принести поношения в земной жизни?! Ибо не тот будет осужден Богом, кого люди поносят, и не тот угоден Богу, кого они похваляют. Тщетны человеческие суждения, так как люди не ведают внутренности сердец и заслуг людских и непрестанно обманываются. Ни благодати, ни славы они не могут дать не в их власти ни спасти ни осудить тебя на мучение. Будь в этом убежден и посему не скорби сколько бы люди ни говорили о тебе дурного, а только исполняй свой долг, не старайся угодить людям и не ищи похвал от них в сем мире, потому что все это клонится к суете и пустой потере времени. Итак, обратись к Богу и всеми силами старайся Ему угодить и служить, отвращая свой слух от поношений, хулений и сует несчастного века.

-----------------------
1 Если же он в это время еще продолжал называться единою от субботы, то конечно потому, что большая часть христиан этого времени были иэ иудеев, которые чествуя день воскресный, продолжали вместе с тем, по привязанности к древнему закону, почитать и праздновать и предшествующий воскресному день субботы, что, как некоторые думают, даже позволено было им самими апостолами, по снисхождению к их немощной совести.

 

© Священник Димитрий Склобовский. Воронежские епархиальные ведомости 1882