Морской ученый комитет (1847-1891) входил в
состав Морского министерства и заведовал сбором сведений о научных
открытиях, а также учебными заведениями данного ведомства. После
упразднения этой организации ее функции были распределены между Морским
техническим комитетом и Главным морским штабом [1]
В своей деятельности Морской ученый комитет тесно
сотрудничал с Русской Православной Церковью, что особенно проявлялось в
сфере морского образования. В 1875 году комитет разработал положение о
приготовительных классах Морского училища (название Морского корпуса с
1866 года). В этом документе указано, что воспитанники младшего и
старшего приготовительных классов Морского училища в обязательном
порядке должны изучать Закон Божий [2]. Больше того, по мнению Морского
ученого комитета, одно из условий отчисления испытуемого Морского
училища - оценка менее 7 баллов по Закону Божию" [3]. Морское начальство
уделяло большое внимание знанию основ христианского вероучения не только
при подготовке и поступлении испытуемых, но и во время обучения кадетов
в Морском училище. От воспитанников учебного заведения требовали также
знания церковно-славянского языка и умения переводить выдержки из
Евангелия.
В 1885 году Морской ученый комитет издал следующее постановление: "С
отчетного года увеличить число уроков по Закону Божию в обоих отделениях
училища, а именно: вместо одного урока в них, как было прежде, теперь
назначено по два урока. Этим делается более действительным религиозное
влияние на воспитанников в первые годы их училищной жизни, что очень
важно" [4]. Забота Морского ученого комитета о преподавании Закона Божия
не ограничивалась только Морским училищем. Например, с 1869 года
желающий поступить в Штурманское училище также должен был обязательно
сдать экзамен по Закону Божию [5]. Такие же требования предъявлялись при
подготовке унтер-офицеров флота. Закон Божий был неотъемлемой частью
учебной программы для подшкиперов, баталёров, машинных и артиллерийских
содержателей, машинных унтер-офицеров. Этот предмет также входил в
программу экзаменов юнкерских классов в Николаеве [6].
В 1871 году священники Штурманского училища выступили инициаторами
занесения имен воспитанников училища, убитых в сражениях и погибших при
кораблекрушениях, на специальные мраморные доски. Морской ученый комитет
удовлетворил эту просьбу и выделил средства для увековечения памяти
погибших. Мемориальные доски были установлены в церкви при Штурманском
училище [7].
Комитет проводил активную просветительскую деятельность и среди рабочих
Ижорских заводов, выполнявших заказы для флота. Главное место в
публичных лекциях для рабочих также занимали беседы о Законе Божием [8].
В рамках издательской программы Морского ученого комитета вышел ряд книг
духовного содержания. В 1854 году была издана работа протоиерея
В.Троянского "Краткое начертание обязанностей христианского воина" [9].
Затем в 1866 году вышла книга священника Штурманского училища Александра
Лебедева "Учение веры" [10]. Наконец, в 1877 году Морской ученый комитет
издает книгу священника Михайловского "Христолюбивому воину повсюдный
список" [11]. Все эти книги служили духовной опорой военным морякам в их
нелегкой службе, в сражениях с неприятелем и борьбе со стихией.
Большое научное значение имела изданная тем же Комитетом книга
иеромонаха Пекинской православной миссии Алексия (Виноградова)
"Китайско-русский разговорник" [12].
Морской ученый комитет интересовался некоторыми церковными книгами,
давая по ним заключение с точки зрения их пользы для флота. Вот один из
отзывов на труд Евгения Тура "Священная история Ветхого Завета":
"Морской ученый комитет рассматривал поступившее в комитет для отзыва
сочинение Евгения Тура "Священная история Ветхого Завета" и нашел, что
оно по своему изложению и внутреннему содержанию будет весьма полезно
для чтения нижних чинов. Имея в виду, что книга эта рекомендована
Святейшим Синодом для внеклассного чтения и цена ее довольно умеренная
(60 копеек), Морской ученый комитет рекомендовал это сочинение с
разрешения управляющего Морским министерством для библиотек нижних
чинов" [13].
Из приведенных фактов видно, что морское руководство целенаправленно
заботилось об укреплении веры православной как среди офицеров, так и
среди нижних чинов, прекрасно сознавая, что только традиции Русской
Православной Церкви способны сформировать и сделать жизненно стойкими
нравственные и моральные качества русских моряков, воспитать в них
чувство воинского долга перед своим народом и Отечеством.
-----------------------------
1 Отчет о действиях Морского ученого комитета за 1891 г. СПб.,
1892.С.48.
2 Положение о приготовительных классах при Морском училище//Мор. сб.
1875. 5.С.16-17
3 О приеме в общий и младший приготовительные классы Морского училища//
Морской сборник. 1877. 11.С2-3.
4 Отчет председателя ученого отделения Морского технического комитета и
комитета морских учебных заведений за 1885 г. СПб., 1886.С.52.
5 Российский государственный архив военно-морского флота (РГАВМФ).ф.
162, оп.1, д.1406,л.9-10.
6 Отчет председателя ученого отделения Морского технического комитета и
комитета морских учебных заведений за 1871 г. СПб., 1872, С. 3.
7 Там же. С. 62.
8 РГАВМФ.ф. 162, оп. 1.Д. 1406, л. 9.
9 Там же, д. 524, л. 17-18.
10 Там же, д. 1172, л. 7.
11 Там же, д. 1726, л. 6.
12 Тамже, д. 2334, л. 4.
13 Отчет о деятельности Морского ученого комитета за 1888г. СПб., 1889.
С. 57.
|