главная

судьба, связанная с Воронежем



В дореволюционную пору среди епископов, служивших в Воронеже, начиная со Святителя Митрофана, не было местных уроженцев, кроме епископа Иоакима (Струкова, + 1742). Духовное поприще они начинали в других епархиях и лишь по достижении епископского сана были назначаемы на служение в наш город. Точно так же воронежские уроженцы
проявили себя за пределами родной епархии.

Ситуация изменилась в советс­кое время, особенно это про­явилось в бурные двадцатые годы. Первым викарием, вся жизнь которого проходила на глазах воронежцев, стал епископ Бутурлиновский Митрофан (Поликарпов). Его судьба оказалась сотканной из двух по­ловин, столь различных, что каждая заслуживает отдельного разговора. Из церковного историка и педагога он пре­вратился в религиозного деятеля, при­чем произошло это в самые неблагоп­риятные для верующих времена.
Николай Иванович Поликарпов ро­дился 1 апреля 1871 года в селе Истобное Нижнедевицкого уезда. Отец, Иван Петрович Поликарпов (?-1885), более двадцати лет прослужил священ­ником местной Покровской церкви. Прихожане любили его "за ласковое обхождение с ними, непритязатель­ность и трезвость". Образование Ни­колая Поликарпова было традицион­ным для детей духовенства: воронеж­ское духовное училище (1885), духов­ная семинария (1891). Академическо­го образования он тогда не получил, а
стал учителем в приготовительном классе духовного училища. В августе 1895 года его взяли в родную бурсу на должность надзирателя. В 1900 году, покинув семинарию, он стал членом-секретарем епархиального училищно­го совета. Послужной список коллеж­ского советника, кавалера орденов свя­того Станислава и святой Анны оста­вался неизменным до 1915 года.
В начале 1890-х годов Николай Иванович женился, как водится, на до­чери священника Архангельской церкви села Голышевки Коротоякского уезда, Софье Андреевской; у них ро­дились сыновья Владимир и Сергей. Шурин краеведа, Иван Ардалионович Андреевский (1875-1961), стал впо­следствии известным религиозным де­ятелем, страдальцем за веру и много­летним узником сталинских лагерей. Жалования ради Н.И. Поликарпов два десятилетия преподавал Закон Бо­жий в женском училище Алисовой-Ивановской (впоследствии гимназия Степанцовой) и в пансионе Собкевич.
О резких переменах, вызванных со­бытиями 1915 года, речь впереди. Исследовательская жилка появилась у Николая Ивановича на семинарской скамье. Его первая публикация увиде­ла свет летом 1891 года на страницах "Воронежских епархиальных ведомос­тей", и посвящалась она одному из предков автора, священнику Игнатию Поликарпову. Далее в одиннадцати но­мерах епархиальной газеты за 1892-1893 годы последовало историко-статистическое описание церкви и прихо­да в селе Голышевка, Архангельское тож, Коротоякского уезда - это была родина его тестя, священника Ардалиона Диомидовича Андреевского.
С середины 1890-х годов для Ни­колая Ивановича краеведение становит­ся своего рода второй профессией. Он сотрудничает в газетах "Дон" и "Воро­нежский телеграф", помещая в них не только собственные архивные изыска­ния, но и хронику культурной жизни. Между прочим, Н.И. Поликарпов ока­зался единственным, кто откликнулся большой статьей на открытие губернс­кого музея (1894).
Одна из заметок Н.И. Поликарпова - "Никитин как воспитанник духовной семинарии" (1896) - вызвала даже по­лемику в нескольких номерах обеих га­зет. Историк отзывался на памятные даты учебных заведений и благотвори­тельных обществ, на юбилеи священни­ков и педагогов, на музейные выстав­ки. Его перу принадлежит немало не­крологов нашим землякам. Николая Ивановича всегда отличало чувство благодарности к покинувшим сей мир за то хорошее и доброе, что они в нем оста­вили.
Серьезные краеведческие исследова­ния находили прибежище на страницах "Епархиальных ведомостей" и "Памят­ных книжек Воронежской губернии". В первом случае объемные статьи помещались с продолжением, занимая по не­скольку номеров: так появилось описа­ние Троицкого Елецкого монастыря, целый ряд материалов, посвященных епис­копу Воронежскому и Задонскому Ан­тонию II (Смирницкому).
Сотрудничество в "Памятных книж­ках" Н.И. Поликарпов начинает в 1893 году публикацией краткого историко-статистического очерка о сельскохозяй­ственных выставках в городе. В 1896 году он напечатал "Историческую запис­ку о Воронежском губернском музее", где последовательно раскрыл все попыт­ки создания музея, начиная с 1830-х го­дов. В том же 1896 году его избрали дей­ствительным членом губернского стати­стического комитета. Поликарпов всегда был близок к делам музея и в феврале 1899 года вошел в состав комиссии по его устройству. Именно эта комиссия руководила работой музея вплоть до ре­волюции.
Помимо чисто информационных, "проходных" материалов он поместил в "Памятных книжках" две серьезные ста­тьи. Юбилею одного из уездных горо­дов посвящалось его обширное исследо­вание "Из истории заселения Коротояк­ского края в XVII столетии" (1899). Дав в 1904 году обширный очерк жизни и деятельности первого епископа Во­ронежского, Святителя Митрофана, Н.И. Поликарпов перестал появляться на страницах этого издания.
В начале нынешнего столетия исто­рик нашел более привлекательные для себя научные общества. Он становится активным сотрудником Воронежской ученой архивной комиссии (ВУАК) и Церковного историко-археологического комитета. В первом выпуске Трудов ВУАК он опубликовал извлеченные из московского архива Министерства юс­тиции "Приходо-расходные книги Воронежского архиерейского дома времен Святителя Митрофана" и затем на их основе подготовил очерк "Черты из жизни Святителя Митрофана". Лич­ность первого воронежского иерарха, епископа Митрофана, канонизирован­ного в 1832 году, интересовала Нико­лая Ивановича на протяжении всей жизни. Он посвятил ему множество ста­тей, подробно исследовал его взаимоот­ношения с Петром I, опублико­вал и прокомментировал Синодик Святителя. Работы Н.И. Поли­карпова, посвящен­ные епископу Митрофану, далекие от простого восхва­ления и основан­ные на широком круге источни­ков, охотно поме­щали столичные исторические журналы, к примеру, "Русская старина.
В 1898 году в Во­ронеже весьма торже­ственно отмечалось столе­тие с момента создания губернской типографии. Н.И. Поликарпов отклик­нулся газетными заметками, докладом на торжественном заседании, отчетом о музейной выставке. Обширный матери­ал, обобщающий вековую работу печат­ного станка, он поместил во втором вы­пуске Трудов ВУАК (1904). Подгото­вив еще совместно со священником М.В. Аполлосовым публикацию "древ­них актов", он расстался с изданием Архивной комиссии и сосредоточился на работе в Историко-археологическом комитете. Н.И. Поликарпов оказался одним из наиболее активных сотрудников. В четырнадцати сборниках Комитета, кототорые назывались "Воронежская старина", он подготовил не менее двадцати пяти статей, объединенных историко-церковной проблематикой. Это были и публикации документов (к примеру, "Окладных книг" Рязанской митрополии по Воронежскому и Елецкому уездам), и многочисленные исследования, посвященные Святителю Митрофану и Святителю Тихону Задонскому.
Подготавливая описания храмов Воронежского уезда, круга Н.И. Поликарпов написал исторические очерки о мужских монастырях, Митрофановском и Алексеевском Акатовом. Автор изложил хронологию строительства всех зданий на их террито­рии, описал внутрен­нее убранство храмов, рассказал о жизни братии и начальствующих лиц, дал сведения о монастырских достоп­римечательностях.
Несколько статей Николай Ивано­вич Поликарпов посвятил ярким лич­ностям, оставившим заметный след в жизни Воронежской епархии. Он представил читателям епископа Воро­нежского и Елецкого Льва (Юрлова), архиепископа Димитрия (Самбикина), первого председателя Церковного историко-археологического комитета А.М. Правдина, напечатал духовное завещание архиепископа Антония II. В двух очерках он коснулся участия Во­ронежской губернии и епархии в событиях Отечественной войны 1812 года.
Четверть века интенсивного занятия краеведением превратили Николая Ивановича в глубокого знатока местно­го церковного прошлого. Не случайно В.В. Литвинов в 1909 году назвал его "наиболее трудолюбивым исследовате­лем истории и старины". Труды его от­личались "редкой тщательностью в со­общении исторического материала, до­кументальностью". В ту пору многие периодические издания изготавливали отдельные оттиски статей. В Российс­кой национальной библиотеке такими оттисками представлены почти все крупные публикации Н.И. Поликарпо­ва (их более двадцати). Это неудиви­тельно: они поступили из библиотеки Петербургской духовной академии, куда посылались самим автором.
1915 год резко изменил судьбу Н.И. Поликарпова. Летом на фронте погиб его сын, прапорщик Владимир Поликарпов, до армии - студент Воен­но-медицинской академии. Похоронен он был в Воронеже на Чугуновском кладбище. О судьбе второго сына и жены историка мы ничего не знаем, из­вестно лишь, что их брак к тому време­ни распался.
В 1915 или 1916 году (документы на­зывают разные даты) Н.И. Поликар­пов поступил в Киевскую духовную академию. Там его застала революция, смена властей и распад империи. В 1919 году он завершил образование со степенью кандидата богословия. Воз­вратиться в Воронеж сразу не смог, стал перебиваться случайными зара­ботками в Киеве. Работал конторщи­ком в сыпно-тифозной больнице, за­тем преподавал в лесной гимназии и трудовой школе.
16 марта 1922 года, "желая замолить грехи свои и своих умерших родителей и детей", Н.И. Поликарпов принял мо­нашество в Киево-Печерской Лавре со столь любимым ему именем Митрофан. В течение двух лет он прошел необхо­димые ступени послушания: монах, иеродиакон, иеромонах. В эти же годы (1921-1923) монаху Митрофану приго­дились прежние профессиональные зна­ния. По совместительству со служени­ем в Лавре он состоял научным сотруд­ником Всеукраинской Академии наук; характер научной работы, правда, оста­ется нам неизвестным.
Очевидно, Николай Иванович чув­ствует себя не очень уютно в чужом го­роде. Он переписывается с земляками и сообщает им о своем стремлении вер­нуться в Воронеж. Два его письма, от­правленные в августе 1923 года влады­ке Владимиру (Шимковичу), были пе­рехвачены чекистами и использованы в оперативной работе. Само обращение к Владимиру, возглавлявшему ту часть епархии, которая оставалась в подчине­нии Патриарха Тихона и не перешла в лагерь обновленцев, делало очевидной ориентацию самого Поликарпова. В Воронеже он надеялся стать настояте­лем Одигитриевской часовни, располо­женной между кафедральным Троиц­ким собором и Митрофановским мона­стырем - "двумя важнейшими центра­ми живоцерковников".
В Воронеж Н.И. Поликарпов при­ехал 1 февраля 1924 года. Перед этим он побывал в Москве и Патриарх Ти­хон посвятил его в епископский сан. Он стал носить титул епископа Бутурлиновского и получил полномочия вика­рия - заместителя главы епархии. По­явление в городе человека, которого хо­рошо знали по его предшествующей деятельности, встревожило обновлен­цев и они, попросту говоря, стали то­пить его доносами.
Уже в середине февраля епископа Митрофана разыскивают чекисты (ад­ресов, где он мог жить, было несколь­ко: часовня на Старо-Конной площади, дом шурина Иоанна Андреевского, квартира брата, Федора Поликарпова). В тот момент нашли его по адресу: ули­ца Солнце Свободы, дом 44, квартира Домашева. С епископа взяли подписку о невыезде из Воронежа. В составлен­ной по этому случаю анкете он выразил свое отношение к декрету об отделении Церкви: со стороны государства он счи­тал декрет закономерным, а для Церк­ви полезным.
Но собственные слова Поликарпова о лояльности к власти мало что значили в сравнении с доносами священников-об­новленцев из Митрофановского монасты­ря о том, что он "мутит" не только против Живой Церкви, но и против советской власти и большевистской партии. Они уверяли, что "Поликарпов привез из Мос­квы от бывшего патриарха Белавина зо­лотые кресты для подкупа попов на про­паганду против коммунистов. Один крест уже надел на своего шурина, священника Ивана Андреевского".
Не мудрствуя долго, чекисты опреде­лили епископу Митрофану кличку "Мо­нах" и установили за ним тайную слеж­ку. Копилка фактов быстро пополня­лась. 9 марта: за вечерней в церкви Покровского монастыря говорил пропо­ведь антисоветского содержания. Ему "поддакивал контрреволюционный поп" Стефан Ширкевич. 10 марта: в Бутурлиновке ожидается приезд ставленника Патриарха Тихона. Желая возврата к старине, многие приходы отказывают­ся от священников, лояльных к советс­кой власти. 14 марта: служил в Воскре­сенской церкви вместе с архимандритом Ионой, который проживает в Новой Ольшанке Нижнедевицкого уезда.
Иона давно был на подозрении, летом 1923 года он пешком ходил в Москву к Патриарху, побывал также в Саровской пустыни, в попутных селах агитировал за тихоновцев, против советской власти.
Итожа наблюдения, чекисты делали вывод: "В распоряжениях епископа Митрофана видна планомерная деятельность, направленная против живоцерковников, коммунистов и существующих новых порядков в гражданской жизни. Во всех церквах Воронежа идут разговоры о доблестном спасителе веры, который де не боится коммунистов и готов принять венец муче­ника за веру".
Понимая, что действия Поликарпова не выходят за пределы церковной жиз­ни, и сознавая шаткость собранного ком­промата, чекисты предложили ему уехать из Воронежа, угрожая в противном слу­чае арестом. 13 марта епископ предста­вил в ОГПУ заявление, в котором со­общил, что долг перед Господом не дает ему возможности оставить паству толь­ко ради того, чтобы избежать заключе­ния. 22 марта Митрофан, не проживший в Воронеже и двух месяцев, был аресто­ван. Допросы носили формальный ха­рактер, виновным он себя не признал. 8 апреля в Домзаке его освидетельствовал врач: "следовать на север может". На другой день было объявлено об оконча­нии следствия. В обвинительном заклю­чении предполагалось дело Поликарпо­ва направить в Особое совещание для заключения его на три года в Архангель­ский лагерь. Неожиданно в судьбе епископа про­изошли перемены. Его отправили в Бу­тырки, следствие несколько раз продля­лось, даже освободили под подписку о невыезде из Москвы. Решение Особо­го совещания последовало только 19 июня 1925 года: высылка в Оренбургскую область на три года. В феврале 1928 года его досрочно освободили, разрешив выбор места жительства по собственному усмотрению. В сентябре 1928 года Н.И. Поликарпов приехал в Москву и обосно­вался в Даниловом монастыре. Дальнейших упоминаний о его роли в религиозной жизни, об отношении к известной декларации митрополита Сергия о сотрудничестве Церкви с советской властью у нас нет. Имеется лишь скупое сообщение в словаре митрополита Куйбышевского и Сызранского Мануила (Лемешевского), что Митрофан, епископ Бутурлиновский, скончался 9 декабря 1934 года.
Так закончилась плодотворная, наполненная событиями жизнь владыки Митрофана, лишь два месяца пребывавшего викарным епископом в Воронежской епархии. Он не поступился своими убеждениями, невзирая на жестокое давление. Еще более горькую чашу суждено было испить его брату Федору Ивановичу Поликарпову (1882-1931), под конец жизни ставшему священником, он был арестован по "делу краеведов" и расстрелян.
Александр Акиньшин
В дореволюционную пору среди епископов, служивших в Воронеже, начиная со Святителя Митрофана, не было местных уроженцев, кроме епискога Иоакима (Струкова, + 1742). Духовное поприще они начинали в других епархиях и лишь по достижении епископского сана были назначаемы на служение в наш город. Точно так же воронежские уроженцы проявили себя за пределами родной епархии.
Ситуация изменилась в советс­кое время, особенно это про­явилось в бурные двадцатые годы. Первым викарием, вся жизнь которого проходила на глазах воронежцев, стал епископ Бутурлиновский Митрофан (Поликарпов). Его судьба оказалась сотканной из двух по­ловин, столь различных, что каждая заслуживает отдельного разговора. Из церковного историка и педагога он пре­вратился в религиозного деятеля, при­чем произошло это в самые неблагоп­риятные для верующих времена.
Николай Иванович Поликарпов ро­дился 1 апреля 1871 года в селе Истобное Нижнедевицкого уезда. Отец, Иван Петрович Поликарпов (?-1885), более двадцати лет прослужил священ­ником местной Покровской церкви. Прихожане любили его "за ласковое обхождение с ними, непритязатель­ность и трезвость". Образование Ни­колая Поликарпова было традицион­ным для детей духовенства: воронеж­ское духовное училище (1885), духов­ная семинария (1891). Академическо­го образования он тогда не получил, а
стал учителем в приготовительном классе духовного училища. В августе 1895 года его взяли в родную бурсу на должность надзирателя. В 1900 году, покинув семинарию, он стал членом-секретарем епархиального училищно­го совета. Послужной список коллеж­ского советника, кавалера орденов свя­того Станислава и святой Анны оста­вался неизменным до 1915 года.
В начале 1890-х годов Николай Иванович женился, как водится, на до­чери священника Архангельской церкви села Голышевки Коротоякского уезда, Софье Андреевской; у них ро­дились сыновья Владимир и Сергей. Шурин краеведа, Иван Ардалионович Андреевский (1875-1961), стал впо­следствии известным религиозным де­ятелем, страдальцем за веру и много­летним узником сталинских лагерей. Жалования ради Н.И. Поликарпов два десятилетия преподавал Закон Бо­жий в женском училище Алисовой-Ивановской (впоследствии гимназия Степанцовой) и в пансионе Собкевич.
О резких переменах, вызванных со­бытиями 1915 года, речь впереди. Исследовательская жилка появилась у Николая Ивановича на семинарской скамье. Его первая публикация увиде­ла свет летом 1891 года на страницах "Воронежских епархиальных ведомос­тей", и посвящалась она одному из предков автора, священнику Игнатию Поликарпову. Далее в одиннадцати но­мерах епархиальной газеты за 1892-1893 годы последовало историко-статистическое описание церкви и прихо­да в селе Голышевка, Архангельское тож, Коротоякского уезда - это была родина его тестя, священника Ардалиона Диомидовича Андреевского.
С середины 1890-х годов для Ни­колая Ивановича краеведение становит­ся своего рода второй профессией. Он сотрудничает в газетах "Дон" и "Воро­нежский телеграф", помещая в них не только собственные архивные изыска­ния, но и хронику культурной жизни. Между прочим, Н.И. Поликарпов ока­зался единственным, кто откликнулся большой статьей на открытие губернс­кого музея (1894).
Одна из заметок Н.И. Поликарпова - "Никитин как воспитанник духовной семинарии" (1896) - вызвала даже по­лемику в нескольких номерах обеих га­зет. Историк отзывался на памятные даты учебных заведений и благотвори­тельных обществ, на юбилеи священни­ков и педагогов, на музейные выстав­ки. Его перу принадлежит немало не­крологов нашим землякам. Николая Ивановича всегда отличало чувство благодарности к покинувшим сей мир за то хорошее и доброе, что они в нем оста­вили.
Серьезные краеведческие исследова­ния находили прибежище на страницах "Епархиальных ведомостей" и "Памят­ных книжек Воронежской губернии". В первом случае объемные статьи помещались с продолжением, занимая по не­скольку номеров: так появилось описа­ние Троицкого Елецкого монастыря, целый ряд материалов, посвященных епис­копу Воронежскому и Задонскому Ан­тонию II (Смирницкому).
Сотрудничество в "Памятных книж­ках" Н.И. Поликарпов начинает в 1893 году публикацией краткого историко-статистического очерка о сельскохозяй­ственных выставках в городе. В 1896 году он напечатал "Историческую запис­ку о Воронежском губернском музее", где последовательно раскрыл все попыт­ки создания музея, начиная с 1830-х го­дов. В том же 1896 году его избрали дей­ствительным членом губернского стати­стического комитета. Поликарпов всегда был близок к делам музея и в феврале 1899 года вошел в состав комиссии по его устройству. Именно эта комиссия руководила работой музея вплоть до ре­волюции.
Помимо чисто информационных, "проходных" материалов он поместил в "Памятных книжках" две серьезные ста­тьи. Юбилею одного из уездных горо­дов посвящалось его обширное исследо­вание "Из истории заселения Коротояк­ского края в XVII столетии" (1899). Дав в 1904 году обширный очерк жизни и деятельности первого епископа Во­ронежского, Святителя Митрофана, Н.И. Поликарпов перестал появляться на страницах этого издания.
В начале нынешнего столетия исто­рик нашел более привлекательные для себя научные общества. Он становится активным сотрудником Воронежской ученой архивной комиссии (ВУАК) и Церковного историко-археологического комитета. В первом выпуске Трудов ВУАК он опубликовал извлеченные из московского архива Министерства юс­тиции "Приходо-расходные книги Воронежского архиерейского дома времен Святителя Митрофана" и затем на их основе подготовил очерк "Черты из жизни Святителя Митрофана". Лич­ность первого воронежского иерарха, епископа Митрофана, канонизирован­ного в 1832 году, интересовала Нико­лая Ивановича на протяжении всей жизни. Он посвятил ему множество ста­тей, подробно исследовал его взаимоот­ношения с Петром I, опублико­вал и прокомментировал Синодик Святителя. Работы Н.И. Поли­карпова, посвящен­ные епископу Митрофану, далекие от простого восхва­ления и основан­ные на широком круге источни­ков, охотно поме­щали столичные исторические журналы, к примеру, "Русская старина.
В 1898 году в Во­ронеже весьма торже­ственно отмечалось столе­тие с момента создания губернской типографии. Н.И. Поликарпов отклик­нулся газетными заметками, докладом на торжественном заседании, отчетом о музейной выставке. Обширный матери­ал, обобщающий вековую работу печат­ного станка, он поместил во втором вы­пуске Трудов ВУАК (1904). Подгото­вив еще совместно со священником М.В. Аполлосовым публикацию "древ­них актов", он расстался с изданием Архивной комиссии и сосредоточился на работе в Историко-археологическом комитете. Н.И. Поликарпов оказался одним из наиболее активных сотрудников. В четырнадцати сборниках Комитета, кототорые назывались "Воронежская старина", он подготовил не менее двадцати пяти статей, объединенных историко-церковной проблематикой. Это были и публикации документов (к примеру, "Окладных книг" Рязанской митрополии по Воронежскому и Елецкому уездам), и многочисленные исследования, посвященные Святителю Митрофану и Святителю Тихону Задонскому.
Подготавливая описания храмов Воронежского уезда, круга Н.И. Поликарпов написал исторические очерки о мужских монастырях, Митрофановском и Алексеевском Акатовом. Автор изложил хронологию строительства всех зданий на их террито­рии, описал внутрен­нее убранство храмов, рассказал о жизни братии и начальствующих лиц, дал сведения о монастырских достоп­римечательностях.
Несколько статей Николай Ивано­вич Поликарпов посвятил ярким лич­ностям, оставившим заметный след в жизни Воронежской епархии. Он представил читателям епископа Воро­нежского и Елецкого Льва (Юрлова), архиепископа Димитрия (Самбикина), первого председателя Церковного историко-археологического комитета А.М. Правдина, напечатал духовное завещание архиепископа Антония II. В двух очерках он коснулся участия Во­ронежской губернии и епархии в событиях Отечественной войны 1812 года.
Четверть века интенсивного занятия краеведением превратили Николая Ивановича в глубокого знатока местно­го церковного прошлого. Не случайно В.В. Литвинов в 1909 году назвал его "наиболее трудолюбивым исследовате­лем истории и старины". Труды его от­личались "редкой тщательностью в со­общении исторического материала, до­кументальностью". В ту пору многие периодические издания изготавливали отдельные оттиски статей. В Российс­кой национальной библиотеке такими оттисками представлены почти все крупные публикации Н.И. Поликарпо­ва (их более двадцати). Это неудиви­тельно: они поступили из библиотеки Петербургской духовной академии, куда посылались самим автором.
1915 год резко изменил судьбу Н.И. Поликарпова. Летом на фронте погиб его сын, прапорщик Владимир Поликарпов, до армии - студент Воен­но-медицинской академии. Похоронен он был в Воронеже на Чугуновском кладбище. О судьбе второго сына и жены историка мы ничего не знаем, из­вестно лишь, что их брак к тому време­ни распался.
В 1915 или 1916 году (документы на­зывают разные даты) Н.И. Поликар­пов поступил в Киевскую духовную академию. Там его застала революция, смена властей и распад империи. В 1919 году он завершил образование со степенью кандидата богословия. Воз­вратиться в Воронеж сразу не смог, стал перебиваться случайными зара­ботками в Киеве. Работал конторщи­ком в сыпно-тифозной больнице, за­тем преподавал в лесной гимназии и трудовой школе.
16 марта 1922 года, "желая замолить грехи свои и своих умерших родителей и детей", Н.И. Поликарпов принял мо­нашество в Киево-Печерской Лавре со столь любимым ему именем Митрофан. В течение двух лет он прошел необхо­димые ступени послушания: монах, иеродиакон, иеромонах. В эти же годы (1921-1923) монаху Митрофану приго­дились прежние профессиональные зна­ния. По совместительству со служени­ем в Лавре он состоял научным сотруд­ником Всеукраинской Академии наук; характер научной работы, правда, оста­ется нам неизвестным.
Очевидно, Николай Иванович чув­ствует себя не очень уютно в чужом го­роде. Он переписывается с земляками и сообщает им о своем стремлении вер­нуться в Воронеж. Два его письма, от­правленные в августе 1923 года влады­ке Владимиру (Шимковичу), были пе­рехвачены чекистами и использованы в оперативной работе. Само обращение к Владимиру, возглавлявшему ту часть епархии, которая оставалась в подчине­нии Патриарха Тихона и не перешла в лагерь обновленцев, делало очевидной ориентацию самого Поликарпова. В Воронеже он надеялся стать настояте­лем Одигитриевской часовни, располо­женной между кафедральным Троиц­ким собором и Митрофановским мона­стырем - "двумя важнейшими центра­ми живоцерковников".
В Воронеж Н.И. Поликарпов при­ехал 1 февраля 1924 года. Перед этим он побывал в Москве и Патриарх Ти­хон посвятил его в епископский сан. Он стал носить титул епископа Бутурлиновского и получил полномочия вика­рия - заместителя главы епархии. По­явление в городе человека, которого хо­рошо знали по его предшествующей деятельности, встревожило обновлен­цев и они, попросту говоря, стали то­пить его доносами.
Уже в середине февраля епископа Митрофана разыскивают чекисты (ад­ресов, где он мог жить, было несколь­ко: часовня на Старо-Конной площади, дом шурина Иоанна Андреевского, квартира брата, Федора Поликарпова). В тот момент нашли его по адресу: ули­ца Солнце Свободы, дом 44, квартира Домашева. С епископа взяли подписку о невыезде из Воронежа. В составлен­ной по этому случаю анкете он выразил свое отношение к декрету об отделении Церкви: со стороны государства он счи­тал декрет закономерным, а для Церк­ви полезным.
Но собственные слова Поликарпова о лояльности к власти мало что значили в сравнении с доносами священников-об­новленцев из Митрофановского монасты­ря о том, что он "мутит" не только против Живой Церкви, но и против советской власти и большевистской партии. Они уверяли, что "Поликарпов привез из Мос­квы от бывшего патриарха Белавина зо­лотые кресты для подкупа попов на про­паганду против коммунистов. Один крест уже надел на своего шурина, священника Ивана Андреевского".
Не мудрствуя долго, чекисты опреде­лили епископу Митрофану кличку "Мо­нах" и установили за ним тайную слеж­ку. Копилка фактов быстро пополня­лась. 9 марта: за вечерней в церкви Покровского монастыря говорил пропо­ведь антисоветского содержания. Ему "поддакивал контрреволюционный поп" Стефан Ширкевич. 10 марта: в Бутурлиновке ожидается приезд ставленника Патриарха Тихона. Желая возврата к старине, многие приходы отказывают­ся от священников, лояльных к советс­кой власти. 14 марта: служил в Воскре­сенской церкви вместе с архимандритом Ионой, который проживает в Новой Ольшанке Нижнедевицкого уезда.
Иона давно был на подозрении, летом 1923 года он пешком ходил в Москву к Патриарху, побывал также в Саровской пустыни, в попутных селах агитировал за тихоновцев, против советской власти.
Итожа наблюдения, чекисты делали вывод: "В распоряжениях епископа Митрофана видна планомерная деятельность, направленная против живоцерковников, коммунистов и существующих новых порядков в гражданской жизни. Во всех церквах Воронежа идут разговоры о доблестном спасителе веры, который де не боится коммунистов и готов принять венец муче­ника за веру".
Понимая, что действия Поликарпова не выходят за пределы церковной жиз­ни, и сознавая шаткость собранного ком­промата, чекисты предложили ему уехать из Воронежа, угрожая в противном слу­чае арестом. 13 марта епископ предста­вил в ОГПУ заявление, в котором со­общил, что долг перед Господом не дает ему возможности оставить паству толь­ко ради того, чтобы избежать заключе­ния. 22 марта Митрофан, не проживший в Воронеже и двух месяцев, был аресто­ван. Допросы носили формальный ха­рактер, виновным он себя не признал. 8 апреля в Домзаке его освидетельствовал врач: "следовать на север может". На другой день было объявлено об оконча­нии следствия. В обвинительном заклю­чении предполагалось дело Поликарпо­ва направить в Особое совещание для заключения его на три года в Архангель­ский лагерь. Неожиданно в судьбе епископа про­изошли перемены. Его отправили в Бу­тырки, следствие несколько раз продля­лось, даже освободили под подписку о невыезде из Москвы. Решение Особо­го совещания последовало только 19 июня 1925 года: высылка в Оренбургскую область на три года. В феврале 1928 года его досрочно освободили, разрешив выбор места жительства по собственному усмотрению. В сентябре 1928 года Н.И. Поликарпов приехал в Москву и обосно­вался в Даниловом монастыре. Дальнейших упоминаний о его роли в религиозной жизни, об отношении к известной декларации митрополита Сергия о сотрудничестве Церкви с советской властью у нас нет. Имеется лишь скупое сообщение в словаре митрополита Куйбышевского и Сызранского Мануила (Лемешевского), что Митрофан, епископ Бутурлиновский, скончался 9 декабря 1934 года.
Так закончилась плодотворная, наполненная событиями жизнь владыки Митрофана, лишь два месяца пребывавшего викарным епископом в Воронежской епархии. Он не поступился своими убеждениями, невзирая на жестокое давление. Еще более горькую чашу суждено было испить его брату Федору Ивановичу Поликарпову (1882-1931), под конец жизни ставшему священником, он был арестован по "делу краеведов" и расстрелян.
 

© Александр Акиньшин