В дореволюционную пору среди епископов, служивших в Воронеже, начиная со
Святителя Митрофана, не было местных уроженцев, кроме епископа Иоакима
(Струкова, + 1742). Духовное поприще они начинали в других епархиях и
лишь по достижении епископского сана были назначаемы на служение в наш
город. Точно так же воронежские уроженцы
проявили себя за пределами родной епархии.
Ситуация изменилась в советское время, особенно это
проявилось в бурные двадцатые годы. Первым викарием, вся жизнь которого
проходила на глазах воронежцев, стал епископ Бутурлиновский Митрофан
(Поликарпов). Его судьба оказалась сотканной из двух половин, столь
различных, что каждая заслуживает отдельного разговора. Из церковного
историка и педагога он превратился в религиозного деятеля, причем
произошло это в самые неблагоприятные для верующих времена.
Николай Иванович Поликарпов родился 1 апреля 1871 года в селе Истобное
Нижнедевицкого уезда. Отец, Иван Петрович Поликарпов (?-1885), более
двадцати лет прослужил священником местной Покровской церкви. Прихожане
любили его "за ласковое обхождение с ними, непритязательность и
трезвость". Образование Николая Поликарпова было традиционным для
детей духовенства: воронежское духовное училище (1885), духовная
семинария (1891). Академического образования он тогда не получил, а
стал учителем в приготовительном классе духовного училища. В августе
1895 года его взяли в родную бурсу на должность надзирателя. В 1900
году, покинув семинарию, он стал членом-секретарем епархиального
училищного совета. Послужной список коллежского советника, кавалера
орденов святого Станислава и святой Анны оставался неизменным до 1915
года.
В начале 1890-х годов Николай Иванович женился, как водится, на дочери
священника Архангельской церкви села Голышевки Коротоякского уезда,
Софье Андреевской; у них родились сыновья Владимир и Сергей. Шурин
краеведа, Иван Ардалионович Андреевский (1875-1961), стал впоследствии
известным религиозным деятелем, страдальцем за веру и многолетним
узником сталинских лагерей. Жалования ради Н.И. Поликарпов два
десятилетия преподавал Закон Божий в женском училище
Алисовой-Ивановской (впоследствии гимназия Степанцовой) и в пансионе
Собкевич.
О резких переменах, вызванных событиями 1915 года, речь впереди.
Исследовательская жилка появилась у Николая Ивановича на семинарской
скамье. Его первая публикация увидела свет летом 1891 года на страницах
"Воронежских епархиальных ведомостей", и посвящалась она одному из
предков автора, священнику Игнатию Поликарпову. Далее в одиннадцати
номерах епархиальной газеты за 1892-1893 годы последовало
историко-статистическое описание церкви и прихода в селе Голышевка,
Архангельское тож, Коротоякского уезда - это была родина его тестя,
священника Ардалиона Диомидовича Андреевского.
С середины 1890-х годов для Николая Ивановича краеведение становится
своего рода второй профессией. Он сотрудничает в газетах "Дон" и
"Воронежский телеграф", помещая в них не только собственные архивные
изыскания, но и хронику культурной жизни. Между прочим, Н.И. Поликарпов
оказался единственным, кто откликнулся большой статьей на открытие
губернского музея (1894).
Одна из заметок Н.И. Поликарпова - "Никитин как воспитанник духовной
семинарии" (1896) - вызвала даже полемику в нескольких номерах обеих
газет. Историк отзывался на памятные даты учебных заведений и
благотворительных обществ, на юбилеи священников и педагогов, на
музейные выставки. Его перу принадлежит немало некрологов нашим
землякам. Николая Ивановича всегда отличало чувство благодарности к
покинувшим сей мир за то хорошее и доброе, что они в нем оставили.
Серьезные краеведческие исследования находили прибежище на страницах
"Епархиальных ведомостей" и "Памятных книжек Воронежской губернии". В
первом случае объемные статьи помещались с продолжением, занимая по
нескольку номеров: так появилось описание Троицкого Елецкого
монастыря, целый ряд материалов, посвященных епископу Воронежскому и
Задонскому Антонию II (Смирницкому).
Сотрудничество в "Памятных книжках" Н.И. Поликарпов начинает в 1893
году публикацией краткого историко-статистического очерка о
сельскохозяйственных выставках в городе. В 1896 году он напечатал
"Историческую записку о Воронежском губернском музее", где
последовательно раскрыл все попытки создания музея, начиная с 1830-х
годов. В том же 1896 году его избрали действительным членом
губернского статистического комитета. Поликарпов всегда был близок к
делам музея и в феврале 1899 года вошел в состав комиссии по его
устройству. Именно эта комиссия руководила работой музея вплоть до
революции.
Помимо чисто информационных, "проходных" материалов он поместил в
"Памятных книжках" две серьезные статьи. Юбилею одного из уездных
городов посвящалось его обширное исследование "Из истории заселения
Коротоякского края в XVII столетии" (1899). Дав в 1904 году обширный
очерк жизни и деятельности первого епископа Воронежского, Святителя
Митрофана, Н.И. Поликарпов перестал появляться на страницах этого
издания.
В начале нынешнего столетия историк нашел более привлекательные для
себя научные общества. Он становится активным сотрудником Воронежской
ученой архивной комиссии (ВУАК) и Церковного историко-археологического
комитета. В первом выпуске Трудов ВУАК он опубликовал извлеченные из
московского архива Министерства юстиции "Приходо-расходные книги
Воронежского архиерейского дома времен Святителя Митрофана" и затем на
их основе подготовил очерк "Черты из жизни Святителя Митрофана".
Личность первого воронежского иерарха, епископа Митрофана,
канонизированного в 1832 году, интересовала Николая Ивановича на
протяжении всей жизни. Он посвятил ему множество статей, подробно
исследовал его взаимоотношения с Петром I, опубликовал и
прокомментировал Синодик Святителя. Работы Н.И. Поликарпова,
посвященные епископу Митрофану, далекие от простого восхваления и
основанные на широком круге источников, охотно помещали столичные
исторические журналы, к примеру, "Русская старина.
В 1898 году в Воронеже весьма торжественно отмечалось столетие с
момента создания губернской типографии. Н.И. Поликарпов откликнулся
газетными заметками, докладом на торжественном заседании, отчетом о
музейной выставке. Обширный материал, обобщающий вековую работу
печатного станка, он поместил во втором выпуске Трудов ВУАК (1904).
Подготовив еще совместно со священником М.В. Аполлосовым публикацию
"древних актов", он расстался с изданием Архивной комиссии и
сосредоточился на работе в Историко-археологическом комитете. Н.И.
Поликарпов оказался одним из наиболее активных сотрудников. В
четырнадцати сборниках Комитета, кототорые назывались "Воронежская
старина", он подготовил не менее двадцати пяти статей, объединенных
историко-церковной проблематикой. Это были и публикации документов (к
примеру, "Окладных книг" Рязанской митрополии по Воронежскому и Елецкому
уездам), и многочисленные исследования, посвященные Святителю Митрофану
и Святителю Тихону Задонскому.
Подготавливая описания храмов Воронежского уезда, круга Н.И. Поликарпов
написал исторические очерки о мужских монастырях, Митрофановском и
Алексеевском Акатовом. Автор изложил хронологию строительства всех
зданий на их территории, описал внутреннее убранство храмов, рассказал
о жизни братии и начальствующих лиц, дал сведения о монастырских
достопримечательностях.
Несколько статей Николай Иванович Поликарпов посвятил ярким личностям,
оставившим заметный след в жизни Воронежской епархии. Он представил
читателям епископа Воронежского и Елецкого Льва (Юрлова), архиепископа
Димитрия (Самбикина), первого председателя Церковного
историко-археологического комитета А.М. Правдина, напечатал духовное
завещание архиепископа Антония II. В двух очерках он коснулся участия
Воронежской губернии и епархии в событиях Отечественной войны 1812
года.
Четверть века интенсивного занятия краеведением превратили Николая
Ивановича в глубокого знатока местного церковного прошлого. Не случайно
В.В. Литвинов в 1909 году назвал его "наиболее трудолюбивым
исследователем истории и старины". Труды его отличались "редкой
тщательностью в сообщении исторического материала, документальностью".
В ту пору многие периодические издания изготавливали отдельные оттиски
статей. В Российской национальной библиотеке такими оттисками
представлены почти все крупные публикации Н.И. Поликарпова (их более
двадцати). Это неудивительно: они поступили из библиотеки Петербургской
духовной академии, куда посылались самим автором.
1915 год резко изменил судьбу Н.И. Поликарпова. Летом на фронте погиб
его сын, прапорщик Владимир Поликарпов, до армии - студент
Военно-медицинской академии. Похоронен он был в Воронеже на Чугуновском
кладбище. О судьбе второго сына и жены историка мы ничего не знаем,
известно лишь, что их брак к тому времени распался.
В 1915 или 1916 году (документы называют разные даты) Н.И. Поликарпов
поступил в Киевскую духовную академию. Там его застала революция, смена
властей и распад империи. В 1919 году он завершил образование со
степенью кандидата богословия. Возвратиться в Воронеж сразу не смог,
стал перебиваться случайными заработками в Киеве. Работал конторщиком
в сыпно-тифозной больнице, затем преподавал в лесной гимназии и
трудовой школе.
16 марта 1922 года, "желая замолить грехи свои и своих умерших родителей
и детей", Н.И. Поликарпов принял монашество в Киево-Печерской Лавре со
столь любимым ему именем Митрофан. В течение двух лет он прошел
необходимые ступени послушания: монах, иеродиакон, иеромонах. В эти же
годы (1921-1923) монаху Митрофану пригодились прежние профессиональные
знания. По совместительству со служением в Лавре он состоял научным
сотрудником Всеукраинской Академии наук; характер научной работы,
правда, остается нам неизвестным.
Очевидно, Николай Иванович чувствует себя не очень уютно в чужом
городе. Он переписывается с земляками и сообщает им о своем стремлении
вернуться в Воронеж. Два его письма, отправленные в августе 1923 года
владыке Владимиру (Шимковичу), были перехвачены чекистами и
использованы в оперативной работе. Само обращение к Владимиру,
возглавлявшему ту часть епархии, которая оставалась в подчинении
Патриарха Тихона и не перешла в лагерь обновленцев, делало очевидной
ориентацию самого Поликарпова. В Воронеже он надеялся стать настоятелем
Одигитриевской часовни, расположенной между кафедральным Троицким
собором и Митрофановским монастырем - "двумя важнейшими центрами
живоцерковников".
В Воронеж Н.И. Поликарпов приехал 1 февраля 1924 года. Перед этим он
побывал в Москве и Патриарх Тихон посвятил его в епископский сан. Он
стал носить титул епископа Бутурлиновского и получил полномочия викария
- заместителя главы епархии. Появление в городе человека, которого
хорошо знали по его предшествующей деятельности, встревожило
обновленцев и они, попросту говоря, стали топить его доносами.
Уже в середине февраля епископа Митрофана разыскивают чекисты (адресов,
где он мог жить, было несколько: часовня на Старо-Конной площади, дом
шурина Иоанна Андреевского, квартира брата, Федора Поликарпова). В тот
момент нашли его по адресу: улица Солнце Свободы, дом 44, квартира
Домашева. С епископа взяли подписку о невыезде из Воронежа. В
составленной по этому случаю анкете он выразил свое отношение к декрету
об отделении Церкви: со стороны государства он считал декрет
закономерным, а для Церкви полезным.
Но собственные слова Поликарпова о лояльности к власти мало что значили
в сравнении с доносами священников-обновленцев из Митрофановского
монастыря о том, что он "мутит" не только против Живой Церкви, но и
против советской власти и большевистской партии. Они уверяли, что
"Поликарпов привез из Москвы от бывшего патриарха Белавина золотые
кресты для подкупа попов на пропаганду против коммунистов. Один крест
уже надел на своего шурина, священника Ивана Андреевского".
Не мудрствуя долго, чекисты определили епископу Митрофану кличку
"Монах" и установили за ним тайную слежку. Копилка фактов быстро
пополнялась. 9 марта: за вечерней в церкви Покровского монастыря
говорил проповедь антисоветского содержания. Ему "поддакивал
контрреволюционный поп" Стефан Ширкевич. 10 марта: в Бутурлиновке
ожидается приезд ставленника Патриарха Тихона. Желая возврата к старине,
многие приходы отказываются от священников, лояльных к советской
власти. 14 марта: служил в Воскресенской церкви вместе с архимандритом
Ионой, который проживает в Новой Ольшанке Нижнедевицкого уезда.
Иона давно был на подозрении, летом 1923 года он пешком ходил в Москву к
Патриарху, побывал также в Саровской пустыни, в попутных селах
агитировал за тихоновцев, против советской власти.
Итожа наблюдения, чекисты делали вывод: "В распоряжениях епископа
Митрофана видна планомерная деятельность, направленная против
живоцерковников, коммунистов и существующих новых порядков в гражданской
жизни. Во всех церквах Воронежа идут разговоры о доблестном спасителе
веры, который де не боится коммунистов и готов принять венец мученика
за веру".
Понимая, что действия Поликарпова не выходят за пределы церковной
жизни, и сознавая шаткость собранного компромата, чекисты предложили
ему уехать из Воронежа, угрожая в противном случае арестом. 13 марта
епископ представил в ОГПУ заявление, в котором сообщил, что долг перед
Господом не дает ему возможности оставить паству только ради того,
чтобы избежать заключения. 22 марта Митрофан, не проживший в Воронеже и
двух месяцев, был арестован. Допросы носили формальный характер,
виновным он себя не признал. 8 апреля в Домзаке его освидетельствовал
врач: "следовать на север может". На другой день было объявлено об
окончании следствия. В обвинительном заключении предполагалось дело
Поликарпова направить в Особое совещание для заключения его на три года
в Архангельский лагерь. Неожиданно в судьбе епископа произошли
перемены. Его отправили в Бутырки, следствие несколько раз продлялось,
даже освободили под подписку о невыезде из Москвы. Решение Особого
совещания последовало только 19 июня 1925 года: высылка в Оренбургскую
область на три года. В феврале 1928 года его досрочно освободили,
разрешив выбор места жительства по собственному усмотрению. В сентябре
1928 года Н.И. Поликарпов приехал в Москву и обосновался в Даниловом
монастыре. Дальнейших упоминаний о его роли в религиозной жизни, об
отношении к известной декларации митрополита Сергия о сотрудничестве
Церкви с советской властью у нас нет. Имеется лишь скупое сообщение в
словаре митрополита Куйбышевского и Сызранского Мануила (Лемешевского),
что Митрофан, епископ Бутурлиновский, скончался 9 декабря 1934 года.
Так закончилась плодотворная, наполненная событиями жизнь владыки
Митрофана, лишь два месяца пребывавшего викарным епископом в Воронежской
епархии. Он не поступился своими убеждениями, невзирая на жестокое
давление. Еще более горькую чашу суждено было испить его брату Федору
Ивановичу Поликарпову (1882-1931), под конец жизни ставшему священником,
он был арестован по "делу краеведов" и расстрелян.
Александр Акиньшин
В дореволюционную пору среди епископов, служивших в Воронеже, начиная со
Святителя Митрофана, не было местных уроженцев, кроме епискога Иоакима
(Струкова, + 1742). Духовное поприще они начинали в других епархиях и
лишь по достижении епископского сана были назначаемы на служение в наш
город. Точно так же воронежские уроженцы проявили себя за пределами
родной епархии.
Ситуация изменилась в советское время, особенно это проявилось в
бурные двадцатые годы. Первым викарием, вся жизнь которого проходила на
глазах воронежцев, стал епископ Бутурлиновский Митрофан (Поликарпов).
Его судьба оказалась сотканной из двух половин, столь различных, что
каждая заслуживает отдельного разговора. Из церковного историка и
педагога он превратился в религиозного деятеля, причем произошло это в
самые неблагоприятные для верующих времена.
Николай Иванович Поликарпов родился 1 апреля 1871 года в селе Истобное
Нижнедевицкого уезда. Отец, Иван Петрович Поликарпов (?-1885), более
двадцати лет прослужил священником местной Покровской церкви. Прихожане
любили его "за ласковое обхождение с ними, непритязательность и
трезвость". Образование Николая Поликарпова было традиционным для
детей духовенства: воронежское духовное училище (1885), духовная
семинария (1891). Академического образования он тогда не получил, а
стал учителем в приготовительном классе духовного училища. В августе
1895 года его взяли в родную бурсу на должность надзирателя. В 1900
году, покинув семинарию, он стал членом-секретарем епархиального
училищного совета. Послужной список коллежского советника, кавалера
орденов святого Станислава и святой Анны оставался неизменным до 1915
года.
В начале 1890-х годов Николай Иванович женился, как водится, на дочери
священника Архангельской церкви села Голышевки Коротоякского уезда,
Софье Андреевской; у них родились сыновья Владимир и Сергей. Шурин
краеведа, Иван Ардалионович Андреевский (1875-1961), стал впоследствии
известным религиозным деятелем, страдальцем за веру и многолетним
узником сталинских лагерей. Жалования ради Н.И. Поликарпов два
десятилетия преподавал Закон Божий в женском училище
Алисовой-Ивановской (впоследствии гимназия Степанцовой) и в пансионе
Собкевич.
О резких переменах, вызванных событиями 1915 года, речь впереди.
Исследовательская жилка появилась у Николая Ивановича на семинарской
скамье. Его первая публикация увидела свет летом 1891 года на страницах
"Воронежских епархиальных ведомостей", и посвящалась она одному из
предков автора, священнику Игнатию Поликарпову. Далее в одиннадцати
номерах епархиальной газеты за 1892-1893 годы последовало
историко-статистическое описание церкви и прихода в селе Голышевка,
Архангельское тож, Коротоякского уезда - это была родина его тестя,
священника Ардалиона Диомидовича Андреевского.
С середины 1890-х годов для Николая Ивановича краеведение становится
своего рода второй профессией. Он сотрудничает в газетах "Дон" и
"Воронежский телеграф", помещая в них не только собственные архивные
изыскания, но и хронику культурной жизни. Между прочим, Н.И. Поликарпов
оказался единственным, кто откликнулся большой статьей на открытие
губернского музея (1894).
Одна из заметок Н.И. Поликарпова - "Никитин как воспитанник духовной
семинарии" (1896) - вызвала даже полемику в нескольких номерах обеих
газет. Историк отзывался на памятные даты учебных заведений и
благотворительных обществ, на юбилеи священников и педагогов, на
музейные выставки. Его перу принадлежит немало некрологов нашим
землякам. Николая Ивановича всегда отличало чувство благодарности к
покинувшим сей мир за то хорошее и доброе, что они в нем оставили.
Серьезные краеведческие исследования находили прибежище на страницах
"Епархиальных ведомостей" и "Памятных книжек Воронежской губернии". В
первом случае объемные статьи помещались с продолжением, занимая по
нескольку номеров: так появилось описание Троицкого Елецкого
монастыря, целый ряд материалов, посвященных епископу Воронежскому и
Задонскому Антонию II (Смирницкому).
Сотрудничество в "Памятных книжках" Н.И. Поликарпов начинает в 1893
году публикацией краткого историко-статистического очерка о
сельскохозяйственных выставках в городе. В 1896 году он напечатал
"Историческую записку о Воронежском губернском музее", где
последовательно раскрыл все попытки создания музея, начиная с 1830-х
годов. В том же 1896 году его избрали действительным членом
губернского статистического комитета. Поликарпов всегда был близок к
делам музея и в феврале 1899 года вошел в состав комиссии по его
устройству. Именно эта комиссия руководила работой музея вплоть до
революции.
Помимо чисто информационных, "проходных" материалов он поместил в
"Памятных книжках" две серьезные статьи. Юбилею одного из уездных
городов посвящалось его обширное исследование "Из истории заселения
Коротоякского края в XVII столетии" (1899). Дав в 1904 году обширный
очерк жизни и деятельности первого епископа Воронежского, Святителя
Митрофана, Н.И. Поликарпов перестал появляться на страницах этого
издания.
В начале нынешнего столетия историк нашел более привлекательные для
себя научные общества. Он становится активным сотрудником Воронежской
ученой архивной комиссии (ВУАК) и Церковного историко-археологического
комитета. В первом выпуске Трудов ВУАК он опубликовал извлеченные из
московского архива Министерства юстиции "Приходо-расходные книги
Воронежского архиерейского дома времен Святителя Митрофана" и затем на
их основе подготовил очерк "Черты из жизни Святителя Митрофана".
Личность первого воронежского иерарха, епископа Митрофана,
канонизированного в 1832 году, интересовала Николая Ивановича на
протяжении всей жизни. Он посвятил ему множество статей, подробно
исследовал его взаимоотношения с Петром I, опубликовал и
прокомментировал Синодик Святителя. Работы Н.И. Поликарпова,
посвященные епископу Митрофану, далекие от простого восхваления и
основанные на широком круге источников, охотно помещали столичные
исторические журналы, к примеру, "Русская старина.
В 1898 году в Воронеже весьма торжественно отмечалось столетие с
момента создания губернской типографии. Н.И. Поликарпов откликнулся
газетными заметками, докладом на торжественном заседании, отчетом о
музейной выставке. Обширный материал, обобщающий вековую работу
печатного станка, он поместил во втором выпуске Трудов ВУАК (1904).
Подготовив еще совместно со священником М.В. Аполлосовым публикацию
"древних актов", он расстался с изданием Архивной комиссии и
сосредоточился на работе в Историко-археологическом комитете. Н.И.
Поликарпов оказался одним из наиболее активных сотрудников. В
четырнадцати сборниках Комитета, кототорые назывались "Воронежская
старина", он подготовил не менее двадцати пяти статей, объединенных
историко-церковной проблематикой. Это были и публикации документов (к
примеру, "Окладных книг" Рязанской митрополии по Воронежскому и Елецкому
уездам), и многочисленные исследования, посвященные Святителю Митрофану
и Святителю Тихону Задонскому.
Подготавливая описания храмов Воронежского уезда, круга Н.И. Поликарпов
написал исторические очерки о мужских монастырях, Митрофановском и
Алексеевском Акатовом. Автор изложил хронологию строительства всех
зданий на их территории, описал внутреннее убранство храмов, рассказал
о жизни братии и начальствующих лиц, дал сведения о монастырских
достопримечательностях.
Несколько статей Николай Иванович Поликарпов посвятил ярким личностям,
оставившим заметный след в жизни Воронежской епархии. Он представил
читателям епископа Воронежского и Елецкого Льва (Юрлова), архиепископа
Димитрия (Самбикина), первого председателя Церковного
историко-археологического комитета А.М. Правдина, напечатал духовное
завещание архиепископа Антония II. В двух очерках он коснулся участия
Воронежской губернии и епархии в событиях Отечественной войны 1812
года.
Четверть века интенсивного занятия краеведением превратили Николая
Ивановича в глубокого знатока местного церковного прошлого. Не случайно
В.В. Литвинов в 1909 году назвал его "наиболее трудолюбивым
исследователем истории и старины". Труды его отличались "редкой
тщательностью в сообщении исторического материала, документальностью".
В ту пору многие периодические издания изготавливали отдельные оттиски
статей. В Российской национальной библиотеке такими оттисками
представлены почти все крупные публикации Н.И. Поликарпова (их более
двадцати). Это неудивительно: они поступили из библиотеки Петербургской
духовной академии, куда посылались самим автором.
1915 год резко изменил судьбу Н.И. Поликарпова. Летом на фронте погиб
его сын, прапорщик Владимир Поликарпов, до армии - студент
Военно-медицинской академии. Похоронен он был в Воронеже на Чугуновском
кладбище. О судьбе второго сына и жены историка мы ничего не знаем,
известно лишь, что их брак к тому времени распался.
В 1915 или 1916 году (документы называют разные даты) Н.И. Поликарпов
поступил в Киевскую духовную академию. Там его застала революция, смена
властей и распад империи. В 1919 году он завершил образование со
степенью кандидата богословия. Возвратиться в Воронеж сразу не смог,
стал перебиваться случайными заработками в Киеве. Работал конторщиком
в сыпно-тифозной больнице, затем преподавал в лесной гимназии и
трудовой школе.
16 марта 1922 года, "желая замолить грехи свои и своих умерших родителей
и детей", Н.И. Поликарпов принял монашество в Киево-Печерской Лавре со
столь любимым ему именем Митрофан. В течение двух лет он прошел
необходимые ступени послушания: монах, иеродиакон, иеромонах. В эти же
годы (1921-1923) монаху Митрофану пригодились прежние профессиональные
знания. По совместительству со служением в Лавре он состоял научным
сотрудником Всеукраинской Академии наук; характер научной работы,
правда, остается нам неизвестным.
Очевидно, Николай Иванович чувствует себя не очень уютно в чужом
городе. Он переписывается с земляками и сообщает им о своем стремлении
вернуться в Воронеж. Два его письма, отправленные в августе 1923 года
владыке Владимиру (Шимковичу), были перехвачены чекистами и
использованы в оперативной работе. Само обращение к Владимиру,
возглавлявшему ту часть епархии, которая оставалась в подчинении
Патриарха Тихона и не перешла в лагерь обновленцев, делало очевидной
ориентацию самого Поликарпова. В Воронеже он надеялся стать настоятелем
Одигитриевской часовни, расположенной между кафедральным Троицким
собором и Митрофановским монастырем - "двумя важнейшими центрами
живоцерковников".
В Воронеж Н.И. Поликарпов приехал 1 февраля 1924 года. Перед этим он
побывал в Москве и Патриарх Тихон посвятил его в епископский сан. Он
стал носить титул епископа Бутурлиновского и получил полномочия викария
- заместителя главы епархии. Появление в городе человека, которого
хорошо знали по его предшествующей деятельности, встревожило
обновленцев и они, попросту говоря, стали топить его доносами.
Уже в середине февраля епископа Митрофана разыскивают чекисты (адресов,
где он мог жить, было несколько: часовня на Старо-Конной площади, дом
шурина Иоанна Андреевского, квартира брата, Федора Поликарпова). В тот
момент нашли его по адресу: улица Солнце Свободы, дом 44, квартира
Домашева. С епископа взяли подписку о невыезде из Воронежа. В
составленной по этому случаю анкете он выразил свое отношение к декрету
об отделении Церкви: со стороны государства он считал декрет
закономерным, а для Церкви полезным.
Но собственные слова Поликарпова о лояльности к власти мало что значили
в сравнении с доносами священников-обновленцев из Митрофановского
монастыря о том, что он "мутит" не только против Живой Церкви, но и
против советской власти и большевистской партии. Они уверяли, что
"Поликарпов привез из Москвы от бывшего патриарха Белавина золотые
кресты для подкупа попов на пропаганду против коммунистов. Один крест
уже надел на своего шурина, священника Ивана Андреевского".
Не мудрствуя долго, чекисты определили епископу Митрофану кличку
"Монах" и установили за ним тайную слежку. Копилка фактов быстро
пополнялась. 9 марта: за вечерней в церкви Покровского монастыря
говорил проповедь антисоветского содержания. Ему "поддакивал
контрреволюционный поп" Стефан Ширкевич. 10 марта: в Бутурлиновке
ожидается приезд ставленника Патриарха Тихона. Желая возврата к старине,
многие приходы отказываются от священников, лояльных к советской
власти. 14 марта: служил в Воскресенской церкви вместе с архимандритом
Ионой, который проживает в Новой Ольшанке Нижнедевицкого уезда.
Иона давно был на подозрении, летом 1923 года он пешком ходил в Москву к
Патриарху, побывал также в Саровской пустыни, в попутных селах
агитировал за тихоновцев, против советской власти.
Итожа наблюдения, чекисты делали вывод: "В распоряжениях епископа
Митрофана видна планомерная деятельность, направленная против
живоцерковников, коммунистов и существующих новых порядков в гражданской
жизни. Во всех церквах Воронежа идут разговоры о доблестном спасителе
веры, который де не боится коммунистов и готов принять венец мученика
за веру".
Понимая, что действия Поликарпова не выходят за пределы церковной
жизни, и сознавая шаткость собранного компромата, чекисты предложили
ему уехать из Воронежа, угрожая в противном случае арестом. 13 марта
епископ представил в ОГПУ заявление, в котором сообщил, что долг перед
Господом не дает ему возможности оставить паству только ради того,
чтобы избежать заключения. 22 марта Митрофан, не проживший в Воронеже и
двух месяцев, был арестован. Допросы носили формальный характер,
виновным он себя не признал. 8 апреля в Домзаке его освидетельствовал
врач: "следовать на север может". На другой день было объявлено об
окончании следствия. В обвинительном заключении предполагалось дело
Поликарпова направить в Особое совещание для заключения его на три года
в Архангельский лагерь. Неожиданно в судьбе епископа произошли
перемены. Его отправили в Бутырки, следствие несколько раз продлялось,
даже освободили под подписку о невыезде из Москвы. Решение Особого
совещания последовало только 19 июня 1925 года: высылка в Оренбургскую
область на три года. В феврале 1928 года его досрочно освободили,
разрешив выбор места жительства по собственному усмотрению. В сентябре
1928 года Н.И. Поликарпов приехал в Москву и обосновался в Даниловом
монастыре. Дальнейших упоминаний о его роли в религиозной жизни, об
отношении к известной декларации митрополита Сергия о сотрудничестве
Церкви с советской властью у нас нет. Имеется лишь скупое сообщение в
словаре митрополита Куйбышевского и Сызранского Мануила (Лемешевского),
что Митрофан, епископ Бутурлиновский, скончался 9 декабря 1934 года.
Так закончилась плодотворная, наполненная событиями жизнь владыки
Митрофана, лишь два месяца пребывавшего викарным епископом в Воронежской
епархии. Он не поступился своими убеждениями, невзирая на жестокое
давление. Еще более горькую чашу суждено было испить его брату Федору
Ивановичу Поликарпову (1882-1931), под конец жизни ставшему священником,
он был арестован по "делу краеведов" и расстрелян.
|