2 часа 40 минут ночи 11 апреля. В церкви пророка Самуила, что недалеко от Дворца
спорта «Юбилейный», идет служба. С улицы слышны тихие слова православных гимнов.
Храм маленький, здесь только прихожане из окрестных домов. Около входа стоят
мужчина и женщина с маленькими лампадками, в которых теплится огонечек. У меня в
руках - такой же фонарик. «Христос воскрес», - тихо приветствуют меня эти
совершенно незнакомые мне люди. «Воистину воскрес», - отвечаю. «А что это у вас
за огонь?» • «Тот самый, из Иерусалима», - я только что был в Покровском соборе,
иду со службы, захватив кусочек этого маленького чуда. «А сюда его еще не
привезли», - они зажигают свои лампадки от Благодатного Огня. «Христос воскрес».
Светлый огонек попадет еще в один дом, еще в одну семью.
За три часа до этого, 23 часа 40 минут. Площадь у Покровского собора кишит
людьми. «Дорога к храму», - всплывает в голове журналистский штамп. По дороге
этой идут молодые и старые, семьи и одинокие люди. «Когда служба? - спрашивают
друг у друга непосвященные в премудрости церковных ритуалов. - А огонь когда
привезут?» Рядом с храмом суетятся техники, устанавливая экран, на который
будет проецироваться служба для тех, кому не хватит места в церкви. Вход в
собор огорожен металлическим «милицейским заборчиком». Через ограждение
пропускают всех, но - по одному, чтобы избежать давки. Два сержанта со
скучающими физиономиями проводят своеобразный фейс-контроль: пьяным в храме не
место. Пьяные отходят в сторонку. Благообразие Пасхальной ночи нарушают разве
что тусующиеся неподалеку от памятника Кольцову тинэйджеры, да толпы нищих,
цыганят и оборванцев, выклянчивающих «денежку на хлебушек». «Ух, нехристи», -
сокрушаются старушки в платочках.
В самой церкви - загадочный полумрак, озаряемый лишь огоньками свечей перед
иконами. Ощущение такое, словно из двадцать первого века попал век в
восемнадцатый. Хмурые и голые стены без росписей (в храме сейчас идет
частичный ремонт) подтверждают это впечатление. Тишину нарушает лишь шорох
шагов пришедших, пытающихся найти местечко поудобнее. Казачий офицер,
отвечающий здесь за безопасность, объясняет прихожанам правила поведения во
время крестного хода: «Помните, что когда пройдет митрополит, двери в храм
закроются, поэтому вам лучше выйти на улицу». Откуда ни возьмись, появляется
старушка, держащая в руках самодельную лампадку - церковную свечку, вставленную
в обрезанную пластиковую бутылку. Проносится шепот: «Огонь, огонь, тот самый».
На самом деле, Благодатного Огня еще нет на воронежской земле, но многие,
поверив прошелестевшему слуху, уже зажигают свои свечи.
23 часа 45 минут. Тихий шум толпы перед церковью разрывает громовой глас
главного колокола Покровского храма.
Мерные гулкие печальные удары возвещают о приближении великого события,
проникают в самое сердце, вселяя, как говорили в старину, «страх Господень».
Или, выражаясь современным языком, «ощущение сопричастности к великому
духовному событию».
Начинается крестный ход. Честно говоря, грешным делом в голове сидела мысль:
народу-то здесь много, вот репортаж получился бы, настоящая «Воронежская
Ходынка». Во время пресс-конференции, посвященной проекту «Благодатный Огонь»,
которая проходила 2 апреля в Доме журналистов, один из корреспондентов
заметил: «Наши люди способны удавиться даже в очереди за Святым Огнем». Что ж,
слава Богу, мрачные ожидания не оправдались.
Под хоругвями, творя молитвы, священнослужители и простые православные чинно
проследовали вокруг храма. Ровно в полночь ход остановился у церкви. Мерный звон
сменяется радостным благовестом.
В небе расцветают огни праздничного фейерверка, словно и не православный
праздник, а День города. Недаром грозились инициаторы проекта «Благодатный
Огонь», что будет событие под стать Дням славянской письменности.
0 часов 30 минут. «Христос воскрес», - возглашает митрополит. «Воистину
воскрес», - отзывается многоголосый хор верующих под сводами собора.
Православная церковная служба обыкновенному человеку во многом непонятна.
Крестятся здесь, глядя на других, а то и просто так - по велению сердца. На
улице крестятся прямо на огромный экран. А кто-то уже идет домой - церковная
служба утомительна. «Как раньше у нас истово храмы разрушали, так сейчас истово
молятся, - сокрушается мой знакомый. - А зачем - не знают. Мы все-таки дикий
народ».
Митрополит и священнослужители облачаются в праздничные багряные одеяния.
Церковь озарена электрическими огнями, с улицы она выглядит так, словно парит
на лучах света. От печального, даже мрачного ощущения начала службы не осталось
и следа. «Христос воскрес» - «Воистину воскрес», - раздаются тут и там
приветствия встретившихся в толпе знакомых. Не так-то просто было это сделать,
ведь в Пасхальную ночь только службу в Покровском соборе посетили около 5 тысяч
человек. Всего же по Воронежской области провели праздничную ночь в церквях
почти 800 тысяч верующих.
1 час 40 минут. Ожидание Благодатного Огня становится невыносимым. Казачий
офицер, теребя в руках нагайку, как может, успокаивает собравшихся: «Только
что звонили - уже везут из аэропорта». А между тем толпа возле храма изрядно
поредела.
«Эй, постой-постой, - хватает свою разочаровавшуюся подружку ее товарка. - Как
же это мы столько стояли ждали и вдруг уйдем? Что мы зря, что ли, всю ночь тут
простояли?» Не секрет, что многих привлекла в церковь именно возможность
зажечь, так сказать от первоисточника, лампадку с огнем из Иерусалима. Хотя
огонь этот будет гореть в неугасимых лампадах в каждой церкви области.
Когда за поворотом показывается, наконец, кортеж, сопровождаемый милицейской
машиной с мигалками, вокруг храма раздается вздох облегчения. Уже через
несколько минут Огонь - в руках у митрополита. Совершив крестное знамение
большими церковными свечами, он раздает его верующим.
«Смотрите, он же не обжигает»,- показывает закопченные свечным дымом пальцы
девушка. Существует поверье, что в первые часы своего существования
Благодатный Огонь не может обжечь. Проверить это, умыться по традиции в
пламени пытаются многие. Если честно, подержав с полминуты ладонь над факелом
из Иерусалима (на котором - почему-то надпись на английском: «Holyland»), жара
не почувствовал и я. Милицейский полковник, задумавшись, смотрит на огонь, и
вдруг, сняв фуражку, сует руку в пламя: «И впрямь - чудо».
«В газете писали, что эти фонарики специально изобрели, чтобы огонь целый год
горел», - обращается к молоденькому священнику женщина, поджигающая свою
лампадку. «Ну, что вы, - улыбается он.
- Он будет гореть долго, может быть день-два, но не целый год».
Семидесятирублевые фонарики расходятся быстро. Послушницы даже не успевают
подносить новые партии.
2 часа 20 минут. Иду домой темными улицами спящего города. Фонарик, зажатый в
ладошках, напоминает сердце. Как живой, бьется в нем язычок пламени. Того самого
- из Иерусалима. Наверное, нет ничего особенного в этом огоньке. Как и многое в
религии, он всего лишь символ. Символ завета. Символ надежды. Сам по себе
Благодатный Огонь не может принести благодати. Маленькое чудо - оно ведь для
тех, у кого в сердце настоящая вера.
|