главная

кайтесь и живите в любви


По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия в епархии образован отдел по сотрудничеству с правоохранительными учреждениями, который возглавляет иерей Виктор Зубков, настоятель Успенского Адмиралтейского храма.

Отец Виктор наряду с другими исправительными учреждениями духовно окормляет и женский следственный изолятор № 3 (ИЗ-36/3).
…Домовая церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии располагается на третьем этаже. Комнатка разделена аркой на алтарную часть и притвор для молящихся. Глядят со стен лики Иисуса Христа, Божией Матери, Михаила Архангела. Отец Виктор вспоминает об иконе «Спаситель в темнице», которую начальник управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области генерал-майор Н. А. Белогорцев передал в дар Покровскому кафедральному собору. «Я был в темнице, и вы пришли ко Мне», — говорит Спаситель. Очень хотят видеть этот образ прихожане тюремной церкви, чтобы он давал им облегчение нести нелегкий жизненный крест. Эта икона со временем непременно займет здесь свое место.

Встали перед установленным микрофоном четверо певчих, прибывших с отцом Виктором из Адмиралтейского храма. Тюремная церковь очень мала, и только шесть прихожанок в скромных платочках встали перед символическим амвоном.

Началась Божественная литургия. Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, низко преклонили головы необычные прихожанки. Огласилась тюремная церковка Херувимской песней. Голоса были так чисты, так проникновенны, что у молящихся навернулись на глаза слезы.

Заглянул в притвор дежурный офицер-воспитатель, сделал знак этим шестерым, и они, еще раз совершив поклоны, направились по своим камерам внимать Божественной литургии — уже по внутренней радиотрансляции.

Такое техническое новшество при содействии отдела епархии и руководства СИЗО ввел отец Виктор в прошлом году на Пасху. Обитатели каждой камеры с оборудованной радиоточкой получили возможность напрямую присоединиться к Божественной литургии, слушать Евангелие, проповеди и даже в прямом эфире задавать отцу Виктору вопросы.

Еще две партии камерниц поочередно привел дежурный в домовую церковь. Светлели, преображались их лица при истовых поклонах. «Господи, помилуй!» — тихо просили молящиеся. И можно было почувствовать в их словах раскаяние, стремление круто изменить свои изломанные жизни.

Но раскаяние еще не покаяние. Уже после Божественной литургии отец Виктор рассказал мне о том, как согревает сердца осужденных духовное подкрепление в виде первейшего христианского таинства — крещения. Несколько узниц выразили желание войти в лоно христианской церкви.

Трудно приходит к такому решению человек. Осознать свой грех, рассказать про него духовнику, раскаявшись, — значит совершить переворот в душе, в новом свете увидеть жизнь. «Исстрадавшиеся женщины под епитрахилью плачут», — признался отец Виктор.

Часто повторяет батюшка в тюремной церкви вразумление Господа: кайтесь и живите в любви. Будьте послушны и воздержаны, «научитесь от Меня кротости, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». В том, что более десяти усердных прихожанок тюремной церкви за свое искреннее покаяние получили от властей право на условно-досрочное освобождение, есть и немалая заслуга отца Виктора.
 

Газета «Труд»

В. Петропавловский