Для большинства мыслящих людей в России сегодня стало очевидным, что последствия
отделения государственной системы образования от Церкви оказались более
тяжелыми для государства, чем для Церкви. Для государства такое отделение
обернулось не только морально-нравственным кризисом, что отражается в росте
преступности, небывалом количестве сирот и беспризорников, случаев суицида. По
сути, и демографическая катастрофа есть проблема, прежде всего
мировоззренческая, религиозная.
Надо сказать, что священники и православные активисты пришли
в средние школы еще в начале 1990-х годов. А состоявшийся в августе 2000 года
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял определение, утвердившее
права верующих детей и их родителей на получение общедоступного религиозного
образования, а также на то, чтобы содержание обучения в светских школах не
противоречило воспитанию, получаемому в православной семье. В принятых на
Соборе «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» подчеркнуто,
что Церковь полагает полезным и необходимым проведение уроков христианского
вероучения в светских школах по желанию детей или их родителей.
В 1997-1999 гг. в нескольких регионах России на средства областных
администраций в средних школах стал вводиться курс обучения православной вере.
Наибольшую известность и масштаб получил опыт Курской области, которая ввела
преподавание «Основ православной культуры» (ОПК) почти в половине (300 из 800)
школ области.
По итогам 2000 года в 35 регионах было налажено тесное сотрудничество с
местными органами власти и подписаны договоры о сотрудничестве в
образовательной сфере. Был создан Координационный совет по взаимодействию
Министерства общего и профессионального образования РФ и Московской
Патриархии, который со стороны РПЦ возглавил тогдашний управляющий делами
Священного Синода, ныне митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий
(Фомин), а со стороны Министерства – заместитель министра Л. Гребнев. Первым
успехом Церкви стало письмо министра образования от 4 июля 1999 г. «О
предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне
рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных
образовательных учреждений». Этот документ позволял религиозным общинам
проводить уроки воскресных школ в стенах государственных (с разрешения
директора школы, конечно).
После выхода в свет учебника «Основы православной культуры» (ОПК), сразу
ставшего популярным, министр образования В. Филиппов 22 октября 2002 г. подписал
специальное письмо (№ 14-52-876ин/16) с изложением примерного методического
плана предмета «Православная культура». Оно фактически легитимизировало уже
имеющуюся практику чтения курса в некоторых регионах и дало старт
массированному введению ОПК в школах.
Одновременно активизировались антиправославные силы. Отношение федеральных
органов к ОПК с начала 2003 г. по лето 2004 г. несколько разменялось. В течение
весны-лета 2003 г. министерство пришло к решению о необходимости изменения
названия курса на «Основы мировых религий» (ОМР). Суть изменений стала ясна
после того, как в России побывал комиссар Совета Европы по правам человека
Альваро Хиль Роблес, который открыто выступил против ОПК. «Такой предмет,–
заявил он,– должен включать в себя освещение основ всех мировых религий, а не
отдавать преимущество какой-либо одной из них, даже если ее исповедует
большинство граждан той или иной страны». (Хотя в Италии, к примеру, отдается
предпочтение католичеству, а в Греции – православию.)
Министерство образования и науки уже под новым руководством проводит
дискриминационную политику по отношению к РПЦ. Оно отказывает православным
людям в праве получать базовые ценности той национальной культуры, в рамках
которой и ведется образование. Ребенку предлагается мешанина из обрывков знаний
о религиях, которые приведут к тому, что из школы он выйдет человеком, не
знающим основ своей национальной культуры, своей веры, тех духовных ценностей,
на которых было создано русское государство, русская культура.
Не случайно на первом заседании в январе 2005 года XIV Международных
Рождественских образовательных чтений собравшиеся освистали министра образования
и науки Андрея Фурсенко, когда он попытался рассказать о работе над учебным
пособием по истории мировых религий. Из зала раздались крики: «Вы в России
живете или где?» А вот министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр
Соколов после заседания попечительского совета общецерковной выставки-форума
«Православная Русь», наоборот, сказал: «Время (для преподавания ОПК) пришло.
Хотя нет законодательной основы, практика уже существует во многих регионах.
Надо изучить этот опыт, воспользоваться имеющимися методическими разработками».
В качестве примера он привел опыт Смоленской области, где этот предмет
преподается по решению губернатора.
Таким образом, несмотря на протесты недоброжелателей ОПК, этот предмет рано или
поздно находит свое место в системе российского образования. Предмет ОПК очень
востребован на местах. К примеру, в прошлом году своим постановлением Курская
областная Дума утвердила областную целевую программу «Духовно-нравственное
воспитание детей и молодежи Курской области на 2006-2010 годы» с общим объемом
финансирования из средств областного бюджета 14 млн. 300 тысяч рублей. В
паспорте программы отмечается: «Опыт реализации программ изучения
православной культуры в 1996-2002 гг. и в 2003-2005 гг. показал ее жизненность
и востребованность в школах и других образовательных учреждениях».
Свой путь к православию прошли органы государственного и муниципального
управления и учителя Белгородской области. Здесь поняли, что воспитание
немыслимо без равнения на образ, без возведения личности на духовно-нравственный
уровень. Православие в этом смысле дает практически действующую мораль,
устоявшуюся систему нравственных норм. В настоящее время ОПК здесь
рассматривают как изучение культуры титульной нации. Около 80 процентов
школьников области с согласия родителей изучают курс православной культуры.
Около 100 детских садов ориентировано на духовно-нравственное воспитание.
А совсем недавно Белгородская областная Дума утвердила закон «Об установлении
регионального компонента государственных образовательных стандартов общего
образования в Белгородской области», согласно которому с 1 сентября 2006 года
в школах региона вводится обязательное изучение предмета «Православная
культура» во 2-11 классах. Прокурор области Вячеслав Волков, присутствовавший
на заседании, не увидел в законопроекте нарушений российского
законодательства. В результате закон был принят большинством голосов при шести
«против» и одном воздержавшемся.
В Курской и Белгородской областях закономерно пришли к мысли, что через
воспитание и образование надо идти к изменению социокультурного пространства, к
преодолению демографического кризиса.
На сегодняшний день на территории Воронежской области действуют не менее 16
религиозных конфессий. Согласно опросам, 80% жителей области относят себя к
православным. Приверженцы всех остальных религий составляют менее 5%
населения. Казалось бы, кому как не Воронежской области исторически столь
обязанной в своем становлении РПЦ, последовать примеру соседей и на
региональном уровне узаконить ОПК, дать толчок к развитию православного
образования. Но, к примеру, в миллионном Воронеже существует только одна школа,
в ранге экспериментальной площадки муниципального уровня, где ОПК преподается
как предмет и входит в учебный план школы. В районах области смелее идут на то,
чтобы включить ОПК в учебный план как школьный компонент. Несмотря на отдельные
успехи, отдельные примеры сотрудничества православия и образования, в целом
воронежская правящая элита настроена против тесного сотрудничества с Церковью.
Тому виной не только засилье нерусского инословного элемента в идеологических
сферах, но и слабость патриотического политического крыла. Характерным примером
тому могут служить недавние парламентские слушания в Воронежской областной
Думе. Там произошло полное совпадение марксистской и либеральной точек зрения
на демографический кризис, обнаруживая идейное родство этих течений. Вопреки
тому, что КПРФ давно себя позиционирует как традиционалистская партия, депутат
обл. Думы, ортодоксальный коммунист Сергей Рудаков предложил «каленым
железом» выжечь из резолюции слушаний пункт о преподавании в школах ОПК. Его
горячо поддержал и успокоил начальник главного управления образования области
Яков Львович. И пока этот антиправославный союз существует, учение Христа еще
долго будет недоступным учащимся воронежских школ.
Но совсем недавно губернатор Воронежской области Владимир Кулаков сделал важное
заявление, за которым, мы надеемся, последуют и решения. На освящении храма
Святого Пророка Божиего Илии в Россоши губернатор Воронежской области Владимир
Кулаков заявил: «Уже тысячу лет эта религия является основой существования
государства российского. Она в душах и сердцах людей. И это ничем нельзя
заменить. Когда наши лжеидеологи в перерывах между воровством начинают искать
идею национальную... Я считаю, что ее не надо искать. Она у нас есть. Давно уже
есть в России национальная идея – это христианство, православие. Мы должны
просто следовать заветам Христа. И тогда не будет никаких проблем». А по поводу
отделения церкви от государства Владимир Григорьевич заметил: «Отделить можно
территорию. Можно отделить забором людей. А вот отделить Церковь от народа и
государства невозможно. Это первое. Второе – сегодня страна, наше население
крайне нуждаются в мощной идеологической поддержке. Именно такой идеологией
является православие. Безусловно, мы должны относиться терпимо к другим
вероисповеданиям. Но православие – это наша национальная религия. И мы ее
должны всеми силами поддерживать и развивать
Интересно, что сразу после этого события воронежский губернатор получил
«выговор» от известного воронежского журналиста, «смотрящего» в регионе по
либеральной части (см. «Воронежский курьер», №86, от 08.08.06 г.) Представитель
издания, учредителем которого является областная администрация, родом из тех
мест, где вместо церквей строят мечети, строго попенял губернатору. Зачем
светская власть там, где церковь? И даже сравнил нынешние «начальственные речи»
со словами жандармского генерала о религии как «узды, необходимой для всех
народов, и в особенности для русских», сказанные в позапрошлом веке. Узду,
конечно, журналист понял в марксистском значении «опиума», а не как
нравственное ограничение. И такое советское понимание религии только
подчеркивает вечную актуальность для России проблемы «грядущего хама»,
свободного и суверенного в своей отвязанности от нравственных критериев.
Озабоченному лишь «поведением российского государства в Чечне» этому
воронежскому журналисту с особым нюхом на антилиберальную крамолу и всем тем,
кто за ним стоит, видимо, очень не хочется, чтобы здесь, в российских
регионах, русское большинство жило по-русски. Но будем надеяться, что
стремление региональных властей к самобытности не поколеблют никакие откровения
россиянской либеральной тусовки.
Важно помнить: Православная Церковь – единственный в отечественной истории
общественный организм, просуществовавший неизменным на протяжении всех ее
десяти веков. Она вполне доказала свою жизнеспособность, и не опираться на эту
твердыню было бы просто не по-государственному. А вынуть из нашей жизни
православие – значит исказить русскую душу, упразднить русскую державность.
Протестовать против преподавания ОПК – все равно, что протестовать против
преподавания русской литературы или русского языка. Ни одному гражданину России
не помешает знакомство ни с русским языком, ни с «Основами православной
культуры». При этом он не обязан исповедовать православный символ веры. РПЦ,
кстати, не возражает, чтобы в школах или регионах с преобладающим присутствием
мусульман преподавали бы «Основы мусульманской культуры» или же одновременно и
тот, и другой предмет.
Но не будем забывать, что наша страна имеет русское большинство, и,
следовательно, государственная политика в России в области образования и
культуры должна с этим считаться.
|