главная

Верую. Российский приход


Заметки после седьмого крестного хода от мощей Святителя Митрофана Воронежского к мощам Тихона Задонского

Живем мы в России, как иностранцы, – не зная ее, не понимая. Опять в школах новые учебники, дети наши орут и кривляются под непонятные нам новые песни, Госдума принимает новые законы, по квартирам в городах и по дворам в селах ходят проповедники новых религий. Кругом – одни стоумовые, которые знают, как надо правильно жить. Все правые. Жизнь знают и учат жить каждого на свой лад. Один в пивном или водочном застолье ничего плохого не видит, второй считает, что во спасение созданы «бабы на стороне», третий научился воровать и знает, как это надо делать «на законном основании», четвертому почему-то за составление учебной программы по литературе или истории платят не в министерстве родного Отечества, а щедро одаривают «грантами» представители стран, которые вчера были нашими политическими врагами.

Недавно встретился знакомый, доцент одного из факультетов госуниверситета:

– Знаешь, ты бы поговорил со своей женой... В церковь стала ходить... Не надо забывать, мы все-таки интеллигентные люди... Да и твое поведение у многих недоумение вызывает: ну, сходил раз-два в крестный ход... Понимаю, журналистский интерес, но ведь, говорят, в седьмой раз пойдешь. Объясни, разве нам с тобою ровня эти убогие бабушки в платочках и больные на голову мужички?.. Да брось ты мне на Достоевского с Гоголем ссылаться – талантливое мракобесие на почве православия. Здравомыслящие люди с ними давно разобрались. Или ты современные исследования не читаешь?.. И у Пушкина надо лишнее отсекать... Нет, ты в сторону меня не уводи: четко и ясно объясни, что тебе дают крестные хода?..

Как человеку объяснить вкус воды или то, что он не испытывал сам? Странное дело: казалось бы, за спиною опыт, а мне сегодня правоту, к которой прилепилась душа, объяснять и доказывать почему-то труднее, чем, допустим, несколько лет назад. Никакого желания вступать в полемику с воинствующим человеком параллельного мира. Что мои слова, когда он уже уверовал, что на голову выше «отсталых» Пушкина с Гоголем...

Если в прошлые годы, завидев крестный ход, люди выходили из автомобилей, крестились, многие прикладывались к иконам, то на сей раз картина несколько иная. Такое впечатление, что в автомобилях ехала иная страна – перед святынями никакого благоговения. Курят, лба не перекрестят, даже ради почтения из салона машины не выйдут.

На одном из отрезков пути примкнул предприниматель, пытающийся «кое в чем разобраться». Не скрывал раздражения:

– Я этим попам и денег много давал, свечки ставил, молебны заказывал. Об одном просил: чтобы убрался с моей дороги конкурент да определили меня на должность, так важную для моего бизнеса. Я и к старцу ездил – ему тоже хорошо платил. Никаких чудес. Еще хуже дела пошли. Мне бы дешевле стало киллеров нанять.

Вот оно как! Дай мне, Господи, чего хочу. Щедро плачу, а Ты не подчиняешься моему хотению! И не ведают, захватившие земной мир властью своих тугих кошельков, что такими обращениями к Богу, такими просьбами они вновь распинают Христа. Не о спасении своих душ мысли, а о преумножении наживы...

Ах, как много ринулось под церковную крышу с тем, чтобы «выгодно заработать» выпуском псевдоправославных книжонок. Неоцерковленная душа, учуявшая выгодность формы, но не познавшая глубинной сути духа православия... У нас, православных России, есть такое духовное наследие, что только ориентируясь на то, что оставили Митрофан Воронежский, Тихон Задонский, Феофан Затворник, Антоний Смирницкий, епископ Михаил Грибановский, другие подвижники благочестия и святости, можно стяжать превеликое богатство духа.

Огорчения вызывают публикации о крестных ходах, вышедшие из-под пера коллег, которые к происходящему относятся с легкостью репортера. Неуместные восторги – будто речь идет о спортивном мероприятии по преодолению сверхмарофонской дистанции; проводимые параллели с параномальными явлениями, действиями экстрасенсов... Тут вам никаких «подвигов» в преодолении трудностей. Участие в крестном ходе – необъяснимое счастье. В любом случае, тебя будто кто-то на крыльях несет. Не твоя победа, а ощущение, что все по воле Божьей, не оставлен ты. В том-то и дело, что все обычно и необъяснимо. Кто чем дышит, то и видит. Всем дается по вере.

В одном из районов был при смерти врач. Он прекрасно знал, что его болезнь неизлечима. И снится ему, неверующему, что надо ехать в Воронеж – исцеление придет от мощей Митрофана Воронежского. Говорит об этом родным, коллегам по работе. Все понимают – вот и «крыша поехала» в предсмертный час. Врач через силу поднимается, идет на автостанцию и уезжает в областной центр. В Воронеже его хватает только на то, чтобы дойти до памятника поэту Кольцову. Падает. Подошедшего оказать помощь просит об одном – сообщить любому священнику из Покровского собора, что ему необходимо быть у мощей.

Несколько священнослужителей на руках внесли болящего в храм. Он с молитвою и слезами приложился к мощам... Силы и здоровье к нему вернулись в то же мгновение. Из храма доктор, образно говоря, выходить не захотел. Обратился к владыке с просьбой оставить служить в церкви в любом качестве. Был благословлен на дьяконскую службу, а через некоторое время – рукоположен в священники. Его прихожане не первый год участвуют в крестных ходах...

Крестный ход от воронежского Покровского собора до Задонска самоорганизующийся. Его возглавляли разные батюшки – одни пытались строго все планировать, другие стремились навести «порядок» в движении (четкое построение в колонну), но всегда получалось так, как оно и должно быть – без ограничения во времени сменяли друг друга при несении икон, хоругвей, креста, приходили туда, где ждали всегда тогда, когда надо...

У некоторых вызвало раздражение то, что о.Федор «отвлек» ход – он более чем на полтора часа задержал его в храме Ксении Петербуржской. Настоятель отслужил молебен с водосвятием, окропил всех крестоходцев водой и благословил вместе с ходом отправиться еще одной иконе Митрофана Воронежского, которая до этого находидась в храме. Удивительное дело: при редкостной жаре мы самый тяжелый путь первого дня до Чертовицка дошли очень и очень легко. Остановки на отдых были сведены до минимума, так что на вечернюю службу попали раньше обычного.

Ощущение необъяснимого подъема. Этому способствуют и встречи со старыми знакомыми, Георгием и Владимиром из Курска, Александром из Москвы, Борисом из Нижнего Новгорода, Георгием с Урала... Многие участвовали в Дивеевском, Великорецком и других крестных ходах. Если о Дивеевском прошла информация по центральному телевидению и в различных газетах, то об остальных – молчание. А ведь мы об этом должны знать. Основным российским приходом становятся крестные ходы. Об этом мечтал и в этом спасение России предсказывал Иоанн Кронштадтский.

Георгий из Курска:

– Дивеевский крестный ход – это дорога через всю Россию. Города, села, заброшенные и забытые деревни, хутора – и всюду прекрасный прием, организованный замечательными людьми, которых в нашей стране все-таки большинство. Село Дубовое, что под Тамбовом – не село, а курортный оазис! Все в цветах. Чистота, порядок. Нас встретил руководитель хозяйства. Верующий человек. Беседа с ним была, как беседа с опытным батюшкой – вот такие одухотворенные руководители и должны нас и всю Россию вывести из того падения, в котором пребываем.

Рабы Божии Иван и Николай из Воронежа были в Великорецком крестном ходе. Со стороны судить – труднейший ход. Пять суток по бездорожью, болотистым местам. Никакого транспортного сопровождения: продукты питания, одежда, принадлежности для ночлега – все несешь с собой. Подъем в три часа утра – легче идти до обеда. Наверное, это самый многочисленный крестный ход. Ежегодно он собирает по 5-6 тысяч паломников. Иван с Николаем рассказывают, что поначалу страшат предстоящие трудности, но в итоге путь оказывается чрезвычайно легким и благодатным. Они были свидетелями прозрения одного незрячего, шедшего с ними крестным ходом. Шел на костылях участник войны дед Дима, 95-летняя бабушка...

Почему-то перед Чертовицами отстала дама преклонных лет, которая приглашала обязательно посетить в Воронеже собирающийся у нее на дому кружок по пропаганде «разных религий»:

– Мы люди интеллигентные – знакомимся с йогой, различными религиозными учениями, своими знаниями поддерживаем друг друга. Я специально пошла в крестный ход, но поняла, что лучше всего к нам в кружок пригласить вас или кого-либо из ваших знакомых. Лично я ничего пока не понимаю. Говорили о чудесах, но сколько идем – никаких чудес...Нет-нет, не говорите мне о церкви, батюшках – это все примитив... У нас поинтереснее, мы по своему уровню давно переросли все религии. Не даром Карл Маркс говорил, что религия – это детство человечества. Но он не учел развитие науки, не подозревал, что все-таки что-то есть в этом мире, что нами еще до конца не познано...

В Задонске купил замечательную книгу, составленную вологодским писателем Р.Балакшиным, – «Россия – это сама жизнь». Высказывания иностранцев о России. Так вот, мы сегодня в положении тех умных иноземцев, которые пытались нас понять умом.

Армфельдт: «Суворов пригласил меня к себе обедать... Я застал его при богослужении... Церковь была устроена совершенно. Меня уверяли, что ничего не недоставало, и что все возилось на шести лошадях. Это единственный обоз у князя-генералиссимуса».

Варкоч: «Как только доехали мы до границы Московской земли, все содержимое для нас стало даровое, так что мы совсем не тратились ни на кушанье, ни на подводы: так уж у них водится».

М.Палеолог: «Не знаю ни одной страны, где общественный договор больше пропитан традиционным и религиозным духом...»

Бенуа: «История парадоксальна. Коммунизм предлагал материалистическое видение мира, но именно в России религиозное чувство процветает, а на капиталистическом Западе царит настоящий материализм».

Как об «иностранце» думал и об этом парне в отутюженной светлой безрукавке. Зашел в церковь да и пошел со всеми, расспрашивая по пути и требуя объяснений, «что это дает?» Думал, зайдем за город – студент и отстанет. В Чертовицке вместе ночевали у Таисии Афанасьевны Горяиновой. Какие объяснения, когда получили идеальные условия для ночлега, ужин, возможность помыться. И он утром пошел дальше. Да так и дошел до Задонска: «Теперь объяснений не надо – я многое понял». Кажется, он не только понял, но и стал более счастливым.

Вот так же «опрометчиво», но совсем в ином состоянии отправился в крестный ход еще один раб Божий. На десятый день после операции, после которой вывели в бок фистулу, пришел в Покровский собор на службу. Приложился к мощам Святителя Митрофана, выслушал Слово митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия и решил проводить крестный ход до памятника на Задонском шоссе. Прихрамывая, опираясь на палочку, он старался держаться поближе к иконам... За помощью к Анне, молодому врачу, он обратился только в Князево, перед последним переходом.

Весь путь прошла незрячая раба Божья Ирина. В прошлом году перед онкологической операцией решилась на крестный ход одна женщина: «Диагноз ничего хорошего не сулил. Думаю, хоть предстану пред Богом с одним оправданием за все свои грехи, за неверие – чего бы ни стоило, но дойду от Воронежа до Задонска... Дошла, а после в больнице мне сказали, что никакой болезни нет и операция не нужна. Теперь и не спрашивайте, зачем иду – крестный ход лучшая молитва, лучшее средство во спасение души и тела...»

Их много было – после операций, ожидающих операции...

Удивительное дело. В этом году впервые крестный ход на отдельных этапах сопровождала машина «скорой помощи». Если в былые годы – никаких больных, то на сей раз иные враз обнаружили у себя и гипертонию, и сердечную недостаточность, и прочее... Как правило, обратившиеся к врачу, едущем в машине, от хода отставали, возвращались в город... В принципе, это были из числа тех, которые пошли в первый раз. С первого крестного хода с нами ходит Андрей. После первого крестного хода у него был первый курс медакадемии. Сейчас это уже довольно опытный врач.

Не первый раз идут врачи Галина из Каширы, Анна из Воронежа. Вот этих сил всегда было достаточно, чтобы решать все проблемы. В крестном ходе от православного врача и обыкновенные лекарства оказывают необыкновенные воздействия. Очень благодарны паломники сотруднику воронежского горздравотдела В.И.Барабанову, который привез достаточное количество лейкопластыря, бинтов, йода, зеленки...

Для многих поддержка – идти рядом с монахиней Марией. Далеко за шестьдесят. Больные ноги, туго перетянутые бинтами.

– Да как же вы, матушка?!

– Очень хорошо молитва «Отче наш» помогает. Перекрестите болячку и идите...

Вот также с молитвой шел и Александр из Москвы. Помним, как трудно ему было в его первом крестном ходе. А во второй раз шел безо всяких осложнений. Но на сей раз – опять кровавые мозоли. Посмотришь – вот сейчас присядет на землю и дальше – ни шагу. Водитель «газели» Иван подъедет к нему: «Давай вместе ход догоним. Садись, подвезу...» А в ответ: «Не за этим я здесь, чтобы ехать – пройти должен». Сидящим за рулем этот человек непонятен, но тот, кто не в первый раз в этом пути, знает, откуда и силы берутся и какая при этом благодать обретается.

В первом крестном ходе в полуразрушенном храме Михаила Архангела, который начали в Чертовицах восстанавливать казаки, замироточила икона Святителя Митрофана, шедшая с нами крестным ходом, и все храмовые иконы с ликами архангелов. В этом году крестоходовская икона Святителя Митрофана замироточила по прибытию в Задонск. Замироточила и икона Царских Мучеников, которая тоже прошла несколько крестных ходов.

Как встречают крестный ход в Чертовицах! Год от года все лучше и лучше. Праздник прихожан и паломников. Трудами казаков, возглавляемых Н.П.Белиновым, храм восстановлен, завершена внутренняя отделка...

Особенность сегодняшнего хода и в том, что в нем принимали участие православные из Волгограда, которые несли образ Песчанской Божьей Матери. Список с этой иконы сделан по благословению старца о.Николая (Гурьянова) с острова Залит. Он же благословил с этой иконой переходить из одного крестного хода в другой. Так она и ходит по России. Зафиксированы многочисленные исцеления у этого образа. В Задонске икона заблагоухала...

В Рамони всегда было трудно с ночлегом. Жителей не понимали, какое значение имеет приглашение на ночлег паломника. Нам было хорошо и в спортзале. Но на сей раз спортзал был полупустой – паломники были прихожанами только что освященного храма разобраны по домам. Никольская церковь построилась на наших глазах. В первом крестном ходе был молебен на пустом месте, на котором только предполагалось строительство храма. Через дорогу искореженный временем многовековой дуб, подле которого мемориальная доска: «На этом месте с 1803 по 1932 годы располагалась церковь Николая Чудотворца и кладбище. Поклонимся нашим предкам».

От крестного хода до крестного хода как жило, так и живет православное Князево. В этом населенном пункте никогда не было церкви. Тщетными остаются попытки и сегодня возвести или храм, или небольшую часовенку. Но нигде так не встречают паломников, как здесь. Вновь семья Иванютенко приняла более семидесяти паломников. И ко всем – со вниманием, любовью. Первой крестоходцам двери в 1998 году открыла Мария, редкостного сердечного добра человек. Пять крестных ходов молились о ее здравии, ее родных и близких. Во второй раз мы приходим на кладбище, чтобы почтить память рабы Божьей Марии. Воспитала замечательных дочерей и в любви пребывала к каждому, кому нужна была помощь. Родным человеком осталась она в сердцах тех, кто в крестном ходу встречал в ее доме заботу и внимание...

Самая большая нагрузка в крестном ходе – на батюшках. В этом году их хоть и больше, чем в прошлые годы, но и объем треб увеличивается. В каждом селе, где нет церквей, особое ожидание крестного хода. Люди приглашают батюшек совершить обряд крещения, дом освятить, машину, подворье, отслужить молебен во здравие, отслужить панихиду... Да и просто обращаются к священнослужителю за советом, помощь... Вот когда приходит особое ощущение того, что крестный ход – российский приход.

Второй раз вел крестный ход о.Николай (Бабич) из Никольского храма. Ему помогали о.Алексей (Спицин) из Воскресенского храма, о. Игорь (Зайкин) из храма Всех Святых, дьяконы Алексей (Загузин) из Успенского храма и Виктор (Панин) из Воскресенского храма...

Простите меня грешного – немного о себе. Не было у меня на сей раз должной подготовки к крестному ходу – и церковную службу не отстоял, и дома не особо-то о молитве вспоминал... Занятость, суета... Когда у старца Алексея Федоровича из Старого Оскола, как и в былые разы, попросил благословения на крестный ход, то несколько был удивлен его словам: «Доползешь...» После понял, что у меня был, скорее, спортивный азарт, нежели духовное горение. Этакая эйфория «опытного и бывалого» – как-никак в седьмой раз иду! Все ведомо и знакомо.

Первые два дня одна благодать да и только – не иду, а просто кто-то на крыльях несет! Уж коль самое трудное пройденное, то об оставшемся и думать не стоит...

Если ты решился на участие в святом деле, то и живи им, не «выпадай» из атмосферы крестного хода. В Князево догнал на машине родственник. Добрейший человек, привезший для паломников угощения. Но он все никак не может понять, зачем я «хожу, когда можно и на машине подскочить?» Вот и заловил, с благими намерениями соблазнил «на костерочек возле Дона», где мы и провели до первых звезд время в пустых дебатах. Он требовал разъяснений и никак не желал пойти дальше вместе со мной: «Я достаточно сообразительный, чтобы и без этого понять суть – не умничай и объясни. Ты же грамотный человек...» Но не мог грамотный грамотному объяснить то, что дается совсем иным путем. Не ввязываться бы мне в ту полемику. Но – «неудобно».

На правой пятке натер небольшой мозоль. К этой проблеме даже у медиков диаметрально противоположный подход. Одни считают: ни в коем случае нельзя прокалывать – только и всего, что обработать зеленкой или йодом. Другие доказывают: проколи булавочкой и продезинфицируй одеколоном, спиртосодержащим раствором. Всегда придерживался второго. На ночлег пришел впотьмах. Булавочки не нашел. Решил пустячную операцию проделать перочинным ножичком. И – не рассчитал силу нажатия. Лезвие вонзилось довольно глубоко. Залил рану одеколоном, а утром ногу обуть невозможно. Распухла. Но все же доковылял до Хлевного.

Прострелы как током от пятки до затылка. Ногу ни поднять, ни наступить на нее. Чувствую – поднялась температура. Жара от солнца и болезни всего организма довели до того, что состояние – на грани потери сознания. Мысль одна – любой ценой уехать домой. Подумал об ошибке старца: какое «доползешь» – все бросаю и еду в Воронеж. Купил в аптеке каких-то антибиотиков, йода. Больше часа простоял – ни одна машина не остановилась. И вдруг тормозит автобус – на Москву. Принял решение ехать до Даньшино. Просто уже не было сил терпеть – какая разница, в какую сторону? У Валентины, у которой всегда останавливаемся, отдохну, а утром – на Воронеж. Благо, хозяйка была дома. Напившись антибиотиков, провалился в каком-то полусне.

Проснулся, а нога уже не просто «стреляет», а что-то пульсирует в пятке мощными толчками. Опять достаю перочинный ножик и... пробиваю мозолистую подошву. Сдавливаю рану, и из нее с хрустом хлынул густой гной... Вскоре подошел крестный ход, и врач Анна, осмотрев ногу, констатировала: идти завтра я никак не смогу – надо немедленно на машине отправляться или в Задонск, или в Воронеж. Необходимо серьезное вмешательство медработников. Вот тут-то и оказалась медицина бессильной. Не знаю, что произошло утром, но я встал и пошел. Дошел. И дошел прекрасно! Но оставалось убеждение, что в Воронеже предстоят малоприятные манипуляции с ногой. Я верил разуму, опыту и заключению врача. И каково же было недоумение, когда на следующее утро от былой боли не осталось и следа.

«История с ногой», видно, была необходима и для того, чтобы познакомился с замечательнейшим человеком, внучкой Валентины Аленой, восьмиклассницей, приехавшей к бабушке на каникулы из Задонска. Времени было предостаточно, и нам никто не мешал. Она не понимала, почему в жизни так много несправедливости, жестокости, пьянства, сквернословия... Столько много хороших книг написано, столько вокруг добрых людей, но что заставляет некоторых становиться злыми? Ее начитанность сопрягалась со знанием нелегкой жизни, которой живут бабушка, мама, родные и близкие. Она предлагала изменить программы передач на телевидении, больше организовывать встреч с интересными людьми:

– Я для себя открытие сделала – моя прабабушка прожила героическую жизнь. Воевала, работала, воспитала хороших детей... Знаете, моя мама меньше знает о жизни прабабушки, чем я. Решила составить родословную. Записываю рассказы взрослых о своих родственниках. О людях в памяти других остается только хорошее. И надо всем делать как можно больше доброго.

Я поняла, почему мои прабабушка с прадедушкой, дедушка с бабушкой были уважаемыми людьми, имели награды и за участие в войне, и за труд в колхозе, на заводе... Все они были верующими. Мне повезло – рядом со мною всегда были и есть верующие. Повезло, что живу в Задонске... У нас в школе учителя верующие. У нас занятия по истории православия и Отечества проводят монахи, батюшки из монастыря. Мы все исповедуемся, причащаемся...

Она была уверена, что Воронеж самый православный из православных городов – ведь оттуда ежегодно идет такой многочисленный крестный ход, в котором принимают участие ученые, врачи, военные, крестьяне, рабочие, художники, преподаватели школ, вузов... Читала мне свои неплохие стихи. Подарила прекрасную вышивку. Узнав, что я журналист, попросила:

– Не стесняйтесь того, что православный – больше пишите таких статей, чтобы после них по православному начинали жить и другие люди. Ведь многие, наверное, просто не понимают, что творят. Им кто-то внушил, что плохое и есть хорошее... Не каждый сразу в церковь пойдет, а газету всякий читает.

И кто после этого сомневается в будущем России?

В помянутой книге «Россия – это сама жизнь» дается завершение одной беседы Суворова с иностранцами: «Не английские деньги, не русские штыки, не австрийская кавалерия и тактика, не Суворов водворят порядок и одержат победы с желанными последствиями, а справедливость, бескорыстие, которое внесут в политику, прямота, благородство и порядочность, привлекающие сердца, – вот чем можно достигнуть всего». Великий православный полководец исходил из знания Истины, оставленной нам в учении Христа.

www.kommuna.ru

  22.09.04

Раб Божий Петр