«Православие на всех» – под таким заголовком 23 сентября на страницах «Коммуны»
прошла дискуссия о том, нужно ли вводить в программу средних школ «Основы
православной культуры». Высказывались разные мнения, но, полагаю, что затронутая
тема не исчерпана, она требует глубокого осмысления.
Если
стабильность в обществе – это вожделенная мечта любого государства, то в тысячу
раз больше в ней нуждается Россия, многонациональная и многоконфессиональная
страна. Именно поэтому для России межрелигиозные отношения и мир на этом поле
являются критерием стабильности и чутким индикатором его здоровья. Малейшие
перекосы в данной сфере тут же отражаются на всем организме государства. Проще
говоря, наши отношения – столь чувствительная сфера, что все подходы к ней
должны быть помечены высокой нравственной пробой, профессионализмом и
ответственностью.
Я полностью согласен с мнением ученых-религиоведов в том, что одна из очевидных
причин межконфессионального противостояния – политика глобализации. Классическим
подтверждением этого вывода является судьба Югославии и, в частности,
православной Сербии: некогда благополучная и цветущая страна, ставшая неугодной
США и НАТО, оказалась разрушенной до основания – и физически и юридически. Хотел
бы напомнить, что искусственно подогретый конфликт начинался не на межэтнической
основе, а на религиозной, то есть там была разыграна межконфессиональная карта.
Сейчас в нашей стране не на шутку разгорелись споры по вопросу, какой
религиоведческий предмет включать в школьные программы.
Я, как сторонник православной веры, высказываюсь, естественно, за «Основы
православной культуры». Но мне также хорошо известна крайне негативная реакция
на это ряда видных политических деятелей, придерживающихся другой веры. И в этой
ситуации, чтобы не разрушать хрупкую стабильность в обществе, стоит подумать и о
предложениях тех политологов и религиоведов, которые предлагают на нынешнем
этапе изучать «Основы религиозной культуры» или «Основы мировых религий».
При таком варианте ни одна конфессия не останется в обиде, а пропорции в
программах, естественно, будут зависеть от регионов и мест компактного
проживания представителей той или иной веры. Ясно, что в Татарстане в программах
будет превалировать ислам, а в центре Черноземного края – православие.
При оценке обстановки на межконфессиональном поле мы должны помнить и
прошлогоднее предупреждение Президента России Владимира Путина «об опасности
религиозной экспансии в Россию из-за рубежа».
Одна из целей этой экспансии, конечно же, – сужение межконфессионального поля
Русской Православной Церкви. В одном из своих выступлений писатель Валентин
Распутин сказал примерно так: за последние годы более полутора тысяч различных
сект, как цепные псы, набросились на православие.
И правомерно поставить вопрос: а, собственно говоря, почему Русская Православная
Церковь стала объектом первоочередных атак со стороны ряда конфессий и, прежде
всего, тех, чьи штаб-квартиры находятся за рубежом? Представляется, что
убедительный ответ на этот вопрос содержится в заявлении бывшего советника
Президента США по национальной безопасности Збигнева Бжезинского: «После
уничтожения коммунизма в России, надо покончить с православием». Ныне все силы
брошены на разрушение последней крепи России – православия.
Почему надо покончить с православием? Да потому, что в стране, где значительный
процент населения исповедует православие и считает свою Родину – Русь –
православной, и где на сегодня нет иной, скажем так, «светской» национальной
идеи, Русская Православная Церковь на деле пытается исполнять роль института,
объединяющего и цементирующего общество, и вносит заметный вклад в его
духовно-нравственное оздоровление.
Как отмечал Лев Гумилев, православие стало «плавильным котлом русской нации». И
вообще историю России нельзя рассматривать в отрыве от православия. Правильно
говорится, что вера – это душа народа.
В наши дни наиболее активными факторами дестабилизации межконфессиональных
отношений являются деструктивные религиозные организации (в быту их называют
тоталитарными сектами), массово расплодившиеся в постсоветские годы, а также
крайнее течение ислама – ваххабизм и прозелитизм Ватикана.
Здесь требуется небольшое пояснение. На бытовом уровне между католиками и
православными верующими в настоящее время нет никакой вражды. И, в принципе,
вполне возможно дальнейшее сближение этих двух ветвей христианства, что мы и
замечаем в последние годы. Мешает этому не католичество как религия, а католизм
как политика.
Председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин говорит: «Ислам такая
же миролюбивая религия, как иудаизм и христианство, – наши духовные и
нравственные ценности одни и те же».
В нашей области официально зарегистрированы 17 конфессий и 344 религиозные
организации. И если между культурообразующими религиями серьезных противоречий
нет, то заметным раздражителем для многих жителей области является деятельность
религиозных организаций «Свидетели Иеговы» (в быту – «иеговисты»), «Церковь
Последнего завета» (в быту «виссарионовцы»), «Церковь Иисуса Христа Святых
последних дней» (в быту – «мормоны») и некоторых других.
Нередко руководители названных религиозных организаций и их отдельные
радикальные адепты действуют буквально на грани закона, вызывая протесты со
стороны жителей города и области.
И всё же обстановка на межконфессиональном поле Воронежской области – стабильная
и спокойная. А крайних и экстремистских проявлений со стороны верующих нет
потому, что органы власти вместе с руководством Воронежской и Борисоглебской
епархии, возглавляемой митрополитом Сергием, и руководителями большинства
зарегистрированных конфессий предпринимают все меры для «мирного
сосуществования» религиозных организаций.
Именно в этих целях несколько лет тому назад, когда каждый день на слуху были
проявления религиозного экстремизма и терроризма, Воронежской областной Думой
был создан Совет по взаимодействию с религиозными конфессиями, в который вошли
руководители ведущих конфессий, зарегистрированных в области.
Председателем Совета избран А.Ф.Дубиков – председатель Контрольно-счетной палаты
Воронежской области. В работе Совета активное участие принимают секретарь
Епархиального совета Воронежской и Борисоглебской епархии архимандрит Андрей,
заместитель старшего пресвитера Евангельских христиан-баптистов по Воронежской
области О.А.Алексеев, депутат областной Думы И.В.Транькова и другие.
В минувшем году Совет пошел дальше. Учитывая одинаковый подход членов Совета ко
многим назревшим в обществе социальным проблемам, он инициировал принятие
соглашения о взаимодействии всех конфессий, представленных в Совете. На этом же
заседании единогласно было принято обращение ко всем руководителям религиозных
конфессий и групп, действующих в Воронежской области, с призывом «всячески
воздерживаться от политизации своей деятельности, избегать митингов,
демонстраций и пикетов». В то же время решено «противодействовать тем
псевдорелигиозным организациям и группам, которые под видом религиозных структур
проводят деятельность, наносящую вред психическому и физическому здоровью
людей».
Подобное взаимодействие различных конфессий в решении назревших проблем, и
прежде всего – в духовно-нравственной сфере, организовано в России впервые, о
чем, кстати, было сказано и на международной конференции «Волжский форум –
Диалог культур и межрелигиозное сотрудничество», состоявшейся в Нижнем Новгороде
осенью этого года, на которой о «воронежском опыте» рассказал член нашего
Конфессионального совета.
Но, говорят, «цыплят по осени считают». Поэтому об эффективности проведения
совместных акций судить пока рано. Мы отдаем себе отчет в том, что сделаны
только первые шаги к подлинному миру на межконфессиональном поле, и даются они
непросто. Радикальные и фанатично настроенные элементы – а они есть во всех
конфессиях – решительно протестуют против взаимодействия как такового. Однако
погоду делают не они.
Размышляя об одной из актуальнейших для России проблем, хочу высказать и вот
какие соображения. Что реально можно сделать? Прежде всего, законодательно
обязать все вновь возникающие в России религиозные организации, и прежде всего
те, руководящие органы которых находятся за рубежом, представлять
регистрирующему органу, а следовательно, и обществу, более полные и
исчерпывающие сведения по сравнению с требованиями действующего Закона «О
свободе совести…» (о своем вероучении, о формах и методах деятельности
организации, о центральных органах с указанием точных адресов их
местонахождения).
Мы не должны стесняться открыто говорить о проблеме и важности общественной
безопасности в связи с наличием в стране деструктивных религиозных организаций и
опасаться критики со стороны тех СМИ, которые в кампании по защите прав человека
«вместе с водой выплескивают и ребенка».
Очевидно, есть необходимость вернуться к предложениям о целесообразности
разработки федерального Закона «О государственной национальной политике и
регулировании межконфессиональных отношений». Известно, что Московская
патриархия выступает против учреждения специального государственного органа для
регулирования межконфессиональных отношений, однако есть соображения и в пользу
создания такого органа. Полагаю, было бы кстати Государственной Думе более
досконально изучить данный вопрос и с учетом общественного мнения принять
решение. Руководители ряда конфессий, действующих в нашей области, «за» такой
орган.
Известный отечественный писатель и философ Василий Розанов в свое время писал,
что «история начинается только тогда, когда начнут говорить друг с другом
мировые религии, а пока они шапку друг перед другом не снимали». На мой взгляд,
Воронежская областная Дума делает реальные шаги к тому, чтобы руководители всех
зарегистрированных в области конфессий при встречах снимали друг перед другом
шапки.
www.kommuna.ru
|