На первый взгляд, все казалось обычным. К такому явлению, как духовная музыка в
светских концертах, слушатели уже успели привыкнуть. Однако у Дмитрия Ушакова –
его концерт прошел недавно в Воронежском Доме композиторов – звучала не просто
«духовная музыка», и это был не просто «светский концерт».
В том новом жанре, который пришел в Россию из протестантской культуры лет
пятнадцать назад и с которым знакомил воронежцев композитор, слилось и
сплавилось воедино и духовное, и светское.
Так родилась песня, с мелодией земной и вольной и с поэзией божественной.
На самом же деле эта традиция идет еще от баховских кантат, и композиторы,
следуя ей, весьма свободно обходятся с музыкальным материалом, который может
иметь прицел на все (или почти все), что угодно – от массовой или авторской
песни до канта и русского романса. Так же отбирают и поэзию – светские тексты на
религиозные темы – в концерте прозвучало немало произведений на стихи Юлии
Шевченко и Ирины Глушковой, – хотя и в выборе тематики ощущается большая
свобода.
Так ли? И Дмитрий Ушаков, он же отец Димитрий, отвечает: «В моих духовных песнях
много любви – любви к Родине, природе. Создать космос православного человека –
вот чего мне хотелось бы больше всего».
Может показаться удивительным то, что от композитора, взявшегося за сочинение
столь «чистого» жанра и ставящего перед собой такую воистину высокую цель,
совершенно не требовалось какой-то особой технической изобретательности. Он
точно нашел свой прием, чтобы быть убедительным, взяв на вооружение простоту и
доступность.
Решить, например, духовное произведение в жанре авторской песни – и дать
услышать духовное пение под гитару (исполнитель В.Гунькин), а значит, дать
публике шанс столкнуться с чем-то новым, сродни эксперименту со звуком или
необычным исполнительским составом. В основном-то на концерте оказались как раз
«обычные» составы: дуэты, трио (исполнители – О.Бадерников, О.Булкина,
Т.Филаретова), хор (руководитель женского хора регентского отделения
Воронежского православной духовной семинарии Е.Чертова). И в этом тоже была
известная традиционность: ее Ушаков сделал своей осознанной позицией. Но не было
в его музыке ни серости, ни рутинности.
Будучи композитором, получившим фундаментальное академическое образование,
Ушаков может всерьез и просто говорить о вещах глубоких и тонких. А это и
совпадает, как раз с требованиями, которые предъявляет к сочинителю такого рода
музыка. Отсюда – и свежее дыхание, принесенное из тех времен, когда любители
помузицировать собирались вместе дома и пели в собственное удовольствие, причем
не только песни и романсы, а и колядки на Рождество или какие-нибудь духовные
псалмы и песни, скажем, на Пасху. Отсюда – и примирение земного с небесным, что,
видимо, и хотел сделать сам композитор, когда пригласил слушателей не на
«концерт», а на «собрание».
И его заявка оправдалась вполне, ибо «собрание» состоялось, и желающих провести
вместе этот вечер, и послушать духовую музыку оказалось много. О публике –
разговор особый. К скромным событиям концертной монопрограммы – а духовная
музыка и не может пестрить разнообразием – слушатели добавили свой штрих. При
полном зале на концерте почти не было профессионалов или даже постоянных
завсегдатаев Дома композиторов.
Все это говорит о том, что интерес к духовному пению существует, но само оно
столь же популярно в избранной среде, сколь мало уважаемо «академистами». Жанр
остался в «рядовой» рамке – и в его восприятии, и в исполнении, которое было,
говоря словами Даля, сказанными им в адрес любителей, «не по промыслу, а по
склонности». Как, впрочем, и сама музыка. И сколь бы ни были решающими вопросы
стиля, вкуса, языка, эрудиции – они отходят на второй план. Эти сочинения можно
принять. Поскольку в них есть осознанная простота жанра и, что еще важней, нет
спекуляции на теме.
Поджидало и еще одно открытие. Автор словно бы очертил свою сферу эмоций,
чувств, ограничив ее какой-то неуловимой мерой «чуть-чуть», как бы вполголоса,
не повышая тона. И получился концерт, коему название – сама умиротворенность.
Для воронежцев это была уже не первая встреча с молодым композитором
(действительно молодым – ему исполнилось тридцать три, и тем приятней об этом
говорить, что многие годы у нас в стране «молодыми» считались и те, кому «чуть»
за пятьдесят). Здесь уже слушали его романсы на стихи Рафаила Горевича,
выполненные в современной технике, звучал и фортепьянный концерт в исполнении
самого автора. Мне бы хотелось поработать в разных жанрах, может быть, в жанре
квартета или романса. Главное – чтобы музыка была проникнута православной
духовностью по сути своей».
Московская консерватория и ассистентура по классу композиции. Затем – Духовная
семинария в Воронеже. А не так давно Дмитрий Ушаков принял рукоположение в сан
диакона. Понятно, что события внешние стали следствием серьезных внутренних
размышлений, о которых композитор, как водится, не рассказывает, но о которых
вполне красноречиво говорит его музыка.
www.kommuna.ru
|