главная

ДУХОВНЫХ ПЕСЕН ЧЕРЕДА


На первый взгляд, все казалось обычным. К такому явлению, как духовная музыка в светских концертах, слушатели уже успели привыкнуть. Однако у Дмитрия Ушакова – его концерт прошел недавно в Воронежском Доме композиторов – звучала не просто «духовная музыка», и это был не просто «светский концерт».
В том новом жанре, который пришел в Россию из протестантской культуры лет пятнадцать назад и с которым знакомил воронежцев композитор, слилось и сплавилось воедино и духовное, и светское.

Так родилась песня, с мелодией земной и вольной и с поэзией божественной.

На самом же деле эта традиция идет еще от баховских кантат, и композиторы, следуя ей, весьма свободно обходятся с музыкальным материалом, который может иметь прицел на все (или почти все), что угодно – от массовой или авторской песни до канта и русского романса. Так же отбирают и поэзию – светские тексты на религиозные темы – в концерте прозвучало немало произведений на стихи Юлии Шевченко и Ирины Глушковой, – хотя и в выборе тематики ощущается большая свобода.

Так ли? И Дмитрий Ушаков, он же отец Димитрий, отвечает: «В моих духовных песнях много любви – любви к Родине, природе. Создать космос православного человека – вот чего мне хотелось бы больше всего».

Может показаться удивительным то, что от композитора, взявшегося за сочинение столь «чистого» жанра и ставящего перед собой такую воистину высокую цель, совершенно не требовалось какой-то особой технической изобретательности. Он точно нашел свой прием, чтобы быть убедительным, взяв на вооружение простоту и доступность.

Решить, например, духовное произведение в жанре авторской песни – и дать услышать духовное пение под гитару (исполнитель В.Гунькин), а значит, дать публике шанс столкнуться с чем-то новым, сродни эксперименту со звуком или необычным исполнительским составом. В основном-то на концерте оказались как раз «обычные» составы: дуэты, трио (исполнители – О.Бадерников, О.Булкина, Т.Филаретова), хор (руководитель женского хора регентского отделения Воронежского православной духовной семинарии Е.Чертова). И в этом тоже была известная традиционность: ее Ушаков сделал своей осознанной позицией. Но не было в его музыке ни серости, ни рутинности.

Будучи композитором, получившим фундаментальное академическое образование, Ушаков может всерьез и просто говорить о вещах глубоких и тонких. А это и совпадает, как раз с требованиями, которые предъявляет к сочинителю такого рода музыка. Отсюда – и свежее дыхание, принесенное из тех времен, когда любители помузицировать собирались вместе дома и пели в собственное удовольствие, причем не только песни и романсы, а и колядки на Рождество или какие-нибудь духовные псалмы и песни, скажем, на Пасху. Отсюда – и примирение земного с небесным, что, видимо, и хотел сделать сам композитор, когда пригласил слушателей не на «концерт», а на «собрание».

И его заявка оправдалась вполне, ибо «собрание» состоялось, и желающих провести вместе этот вечер, и послушать духовую музыку оказалось много. О публике – разговор особый. К скромным событиям концертной монопрограммы – а духовная музыка и не может пестрить разнообразием – слушатели добавили свой штрих. При полном зале на концерте почти не было профессионалов или даже постоянных завсегдатаев Дома композиторов.

Все это говорит о том, что интерес к духовному пению существует, но само оно столь же популярно в избранной среде, сколь мало уважаемо «академистами». Жанр остался в «рядовой» рамке – и в его восприятии, и в исполнении, которое было, говоря словами Даля, сказанными им в адрес любителей, «не по промыслу, а по склонности». Как, впрочем, и сама музыка. И сколь бы ни были решающими вопросы стиля, вкуса, языка, эрудиции – они отходят на второй план. Эти сочинения можно принять. Поскольку в них есть осознанная простота жанра и, что еще важней, нет спекуляции на теме.

Поджидало и еще одно открытие. Автор словно бы очертил свою сферу эмоций, чувств, ограничив ее какой-то неуловимой мерой «чуть-чуть», как бы вполголоса, не повышая тона. И получился концерт, коему название – сама умиротворенность.

Для воронежцев это была уже не первая встреча с молодым композитором (действительно молодым – ему исполнилось тридцать три, и тем приятней об этом говорить, что многие годы у нас в стране «молодыми» считались и те, кому «чуть» за пятьдесят). Здесь уже слушали его романсы на стихи Рафаила Горевича, выполненные в современной технике, звучал и фортепьянный концерт в исполнении самого автора. Мне бы хотелось поработать в разных жанрах, может быть, в жанре квартета или романса. Главное – чтобы музыка была проникнута православной духовностью по сути своей».

Московская консерватория и ассистентура по классу композиции. Затем – Духовная семинария в Воронеже. А не так давно Дмитрий Ушаков принял рукоположение в сан диакона. Понятно, что события внешние стали следствием серьезных внутренних размышлений, о которых композитор, как водится, не рассказывает, но о которых вполне красноречиво говорит его музыка.

www.kommuna.ru

Газета «Коммуна», №50,07.04.05

Анна Шалагина