Фашисты убили мать и пятерых детей Прасковьи. Затем расстреляли и ее...
Имя землячки воронежцев Прасковьи Ивановны Щеголевой, совершившей в годы войны
беспримерный подвиг, золотыми буквами вписано в летопись Великой Отечественной.
В связи с приближающимся 60-летием Победы зародилась идея канонизации простой
русской крестьянки из села Семилуки Прасковьи Щеголевой за ее великий жертвенный
подвиг.
Создана и инициативная группа по ее канонизации, в которую вошли глава
администрации Воронежской области В.Кулаков, первый заместитель председателя
Воронежской областной Думы Ю.Титов, председатель областного совета ветеранов
войны И.Шматов, генерал-майор, начальник областного управления ФСБ А.Андреев,
главный редактор газеты «Коммуна» В.Жихарев, глава администрации Семилукского
района В.Корчагин, глава муниципального образования села Семилуки В.Быкова,
благочинный Семилукского округа, настоятель Свято-Митрофановского храма
о.Василий, писатель Е.Новичихин, ведущий православных программ ВГТРК Н.Колтаков,
консультант секретариата Воронежской областной Думы А.Никифоров.
В селе Семилуки состоялся сельский сход, на котором единогласно было поддержано
предложение инициативной группы по канонизации Прасковьи Щеголевой и принято
обращение митрополиту Воронежской и Борисоглебской епархии его
Высокопреосвященству Сергею с просьбой возбудить ходатайство перед Священным
Синодом о причислении нашей землячки к лику святых. В обращении инициативной
группы, адресованной митрополиту Сергию и Священному Синоду, в частности,
говорится:
«Мы глубоко убеждены в том, что положительное решение этого вопроса в год
60-летия Победы в Великой Отечественной войне не только жителями области, но и
общественностью страны будет воспринято с одобрением и станет способствующим
фактором в дальнейшей консолидации нашего народа. Бесспорно, Русская
Православная церковь открыла бы новую страницу в своей истории, а Воронежская
Епархия обрела бы еще одну молитвенницу перед Престолом Божиим».
…15 сентября 1942 года Прасковья Ивановна Щеголева, изгнанная из родного дома в
Семилуках в соседнее Ендовище, ради Христа упросила местного коменданта
разрешить ей вместе с детьми вернуться в родное село за картошкой, чтобы не
умереть с голоду. Вначале вроде бы ничего не предвещало беды. Они быстро
накопали картошки и когда уже собирались возвращаться, на их огород упал сбитый
фашистами советский самолет. Прасковья Ивановна подбежала к горящему самолету,
из кабины которого с большим трудом вытащила раненого летчика, как позднее было
установлено – Михаила Тихоновича Мальцева. Она поведала ему, что в селе
установлен жесточайший комендантский режим, полно фашистов и указала место, где
можно спрятаться.
Действительно, отделения тайной полевой полиции обосновались в селе Девица и на
хуторе Севастьяновка, а отряды полевой жандармерии помимо этих сел находились и
в совхозе «Семилукский», где дислоцировался штаб 7-го немецкого армейского
корпуса.
Как и следовало ожидать, через несколько минут к месту падения самолета прибыли
немцы и потребовали от Щеголевой показать, где укрылся летчик. На требования
фашистов Прасковья Ивановна отвечала отказом. Ее стали избивать прикладами
автоматов и травить овчаркой. Но и после этих истязаний она не выдала пилота.
Тогда фашисты сначала убили ее мать и пятерых детей. А последней расстреляли
Прасковью. Сознательно опускаю описание деталей зверских издевательств фашистов
над Прасковьей Ивановной и ее семьей, но когда слушал рассказ об этом случайно
спасшегося сына Щеголевой – Александра, то предательский ком подкатил к моему
горлу.
Что же двигало этой простой русской женщиной? Думается, что библейская заповедь:
любить своего ближнего до самопожертвования. Она, как русский человек, наверняка
исповедовала и такую народную установку – сам погибай, а товарища выручай.
Был ли у Прасковьи выбор? Наверное, был. Она вместе с детьми могла бы убежать до
прихода немцев и спрятаться, а могла б совсем не подходить к горящему самолету,
где без ее помощи наверняка бы сгорел летчик. Могла и выдать его, указав
направление, куда он пошел прятаться. Смотришь, за это фашисты могли детям
шоколадку дать или губную гармошку, а ей самой паек из суррогатных продуктов. Но
Прасковья Щеголева поступила так, как поступила, как подсказывала ей совесть.
Она совершенно осознанно принимала решение идти на Голгофу. И в основе ее
жертвенного поступка, безусловно, лежали не только патриотические мотивы, но и
библейские заповеди. Она была крещеной в православной вере, дома держала иконы
и, как говорят односельчане, всегда отмечала религиозные праздники. Прасковья
Ивановна Щеголева, по сути дела, повторила подвиг Премудрой Великомученицы
Софьи, на глазах у которой были обезглавлены три ее дочери – Вера, Надежда и
Любовь, ставшие христианскими добродетелями. Софья пожертвовала своими детьми,
но от своей веры не отступилась…
www.kommuna.ru
|