Поединок, которого не было
Страна бурлит.
Хельсинкская группа правозащитников обращается к президенту, Союз православных
граждан - к народу, левые радикалы пикетируют здание Министерства образования. С
заявлениями выступают мусульмане и протестанты, католики и казаки. Что
случилось? В четырех регионах России в программу школы введен новый предмет -
«Основы православной культуры». Еще одиннадцать областей ввели его как
факультативы. Эффект разорвавшейся бомбы. Обсудить эту горячую тему на
территории «De Facto» вышел представитель Епархии и директор воронежской школы.
Неожиданно для редакции поединка не получилось. Участники
поединка
Отец Сергий о себе «Священник Сергий (Заруцкий), клирик Покровского кафедрального собора
г. Воронежа. Помощник Правящего Архиерея по взаимодействию со СМИ и
общественностью. Кандидат социологических наук». |
Милолвидов о себе «Виктор Викторович Миловидов, директор воронежской средней школы № 51,
депутат городской Думы, заместитель председателя комиссии по
образованию. Стаж работы в школе - в одной и той же школе! - в конце
сентября будет 26 лет. В должности директора уже 16 лет» |
Раунд 1. ПОЕДИНКА НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
Ведущий: Хочется понять – что происходит? Чем вызваны столь бурные всплески
эмоций у родителей, учителей и представителей разных конфессий. Кто первый?
Миловидов: То, что общество у нас светское, а церковь отделена от государства –
это всем понятно. Я лично за то, чтобы наших детей знакомили с основами
православия наряду с изучением разных вероисповеданий. Наша страна
многонациональна, люди в ней исповедуют различные религии, поэтому выделять
какую–то одну религию, я считаю, неправильно. При этом я с уважением отношусь к
нашей Церкви. Больше того скажу – я, наверное, лет 12–14 в общей сложности
занимался реставрацией храмов.
Миловидов: Да. Я принимал участие в возрождении храмов и в Воронеже, и в
Курской, и в Белгородской областях. Обычно работал во время своего отпуска.
Поэтому я с глубоким уважением отношусь к Православной Церкви и все–таки я
считаю, что все мировые религии должны преподаваться на равных.
Отец Сергий: Я озвучу скорее личную позицию, Хотя она, естественно, согласуется
с позицией Православной Церкви. Курс «Основы православной культуры» не исключает
и курса «История мировой культуры». Единственная проблема – с чего начинать.
Например, когда мы говорим, что неплохо бы образованному человеку знать
несколько языков, возникает вопрос – какой язык учить первым. Я предлагаю –
русский. То есть начать с основ православной культуры. Причем речь не идет о катехизации – о преподавании Закона Божьего. Речь идет о культорологическом
предмете.
А весь этот ажиотаж связан с тем, что человек искусственно поставлен в
безвыходное положение – все должны изучать только основы православной культуры.
Приходит мусульманин и говорит: я не хочу этого. Приходит иудей, говорит: у меня
другая культура. Приходит атеист, говорит: я вообще ни во что не верю. Хотя мы
знаем, что атеизм – тоже вера и не совсем понятно, почему атеизм в качестве веры
доминирует над другими религиями.
Миловидов: Я с вами соглашусь. Мне кажется, что наше Министерство образования до
внедрения этого курса просто не продумало последствий, не провело
разъяснительной кампании.
Отец Сергий: Тут принципиален другой момент. Учебник «История мировых религий»
подготовлен без участия специалистов: православных, иудеев, мусульман. Он
содержит систематические ошибки. И главное – он написан с позиции одной веры –
атеизма.
Миловидов: Подтверждается наша поговорка-пословица: «Семь раз отмерь, один раз
отрежь».
Ведущий: Мне нравится наш «поединок». Первый раз в истории журнала оба участника
играют за одну команду. Тогда у меня вопрос к проблемной группе, которая здесь
неожиданно сложилась из отца Сергия и Виктора Викторовича. С вашей точки зрения,
каким должен быть курс, если он должен быть, и кто его должен вести? Должен ли
он быть обязательным или факультативным?
Миловидов: Ну, я так полагаю, обязательным должен быть предмет «история мировых
религий».
Ведущий: Вот сегодня Белгородская прокуратура рассматривает тысячи заявлений
граждан, которые считают, что их детям навязывают религиозное воспитание.
Миловидов: Может быть, нужно, чтобы изучение носило рекомендательный характер.
На мой взгляд, региональные власти не обязаны вводить основы православной
культуры, а должны рекомендовать.
Ведущий: Так скажите, для детей посещение обязательно ли нет? Ходить или не
ходить?
Миловидов: Я бы сказал, что основы всех мировых религий нужны. Но для нашего
региона рекомендовал бы элективный курс – не обязательный.
Ведущий: Если не обязательный, то кто ж ходить будет?
Миловидов: Я всегда так рассуждаю: кто и сколько будет ходить, зависит не от
предмета, а от преподавателя.
Ведущий: Одно дело факультатив по интересам, другое дело – история мировых
религий. На нем из 30 человек будет сидеть 6, у которых религиозные родители. И
главное – откуда мы возьмем людей, которые глубоко знают этот предмет?
Миловидов: Это больной вопрос. Вот отец Сергий сказал, что учебник издали, а
специалистов не привлекали. Кто будет преподавать? Да тот же священник! Хотя я
не могу утверждать на 100 %, что из него получится хороший учитель.
Ведущий: А на «Основы мировых религий» мы вообще не найдем преподавателя. Или
это будет девочка, бывшая вожатая, которая теперь перед занятием станет четыре
священных истины буддизма учить?
Миловидов: Надо человека подготовить. А лучше, пусть христианство преподает,
например, отец Сергий, а буддизм – кто-то другой. Это один из вариантов. Ну, или
готовить профессионального педагога, но это уже сложнее.
Ведущий: Отец Сергий, Ваша модель?
Отец Сергий: Я сторонник обязательного преподавания основ православия в курсе
средней школы. Я православный священник, свою веру менять не буду, хотя с
уважением отношусь к людям другой веры.
Оказываясь в другой стране, например, в Израиле, я вижу – там преподаются основы
культуры народа, среди которого я собираюсь жить. Не основы вероучения, а основы
культуры. Я с удовольствием разберусь в их вере, чтобы знать обычаи, чтобы
понимать, как себя вести, чтобы не нарушать законов той страны, того народа,
среди которого я живу. Если на обязательный урок православия в обычной средней
школе попадает ребенок другой веры, это не будет означать, что он эту веру
должен усвоить. Веру человек усваивает, прежде всего, через семью, через
родителей. А культуру народа, в котором живешь, обязательно надо знать и
желательно уважать. И последний момент. Мы все время говорим, что новые
дисциплины должны давать знания. Но более необходим курс, который будет давать
детям нравственное воспитание.
Ведущий: Спасибо. Давайте все-таки вернемся из методологической плоскости на
методическую. Так обязательным должен быть спорный учебный курс или желательным?
Отец Сергий: Курс «Основы православия» должен быть обязательным для всех, а курс
«История мировых религий» должен преподаваться все-таки в рамках вузовской
программы. Многие говорят, что ребенок должен сам определиться, изучать культуру
своей страны или нет. Но на деле же он не выбирает ни родителей, ни место
рождения, ни язык, на котором будет говорить. Кстати, и решение по поводу основы
своей культуры тоже принимает не он, а его родители.
Раунд 2.ЗАЛ В СОМНЕНИИ
Ведущий: Поскольку драки не наблюдается, мы попробуем объединить два раунда в
один. И сейчас прямо перейдем к вопросам из зала. Согласны?
Отец Сергий: Да...
Миловидов: Да, конечно...
Вопрос из зала: Православие – это ортодоксальная, консервативная культура.
Готова ли современная школа вводить ортодоксальный компонент?
Миловидов: Ну-у, я думаю, это все-таки необходимо.
Ведущий: Аргумент?
Миловидов: Ну, я уже вам сказал, что необходимо наших детей знакомить и с
разными религиями и с историей православной культуры...
Ведущий: Что касается культуры разных религий – понятно. Это познавательный
курс, такой же, как курс истории или культурологии. Речь о другом. Православие,
как здесь прозвучало, обязательно для изучения, все остальное – факультативно.
Православие – ортодоксальная религия. Вопрос: готова ли школа сейчас делать его
обязательным элементом обучения?
Миловидов: Мне сложно ответить на этот вопрос. Я не видел ни учебников, ни
программы. У нас новые программы вводят, а учебников нет. Учи, как хочешь, сам
соображай.
Вопрос из зала: Кто будет преподавать религиозные основы? Не случится ли такого,
что учителя будут рассказывать об их собственном понимании именно Священной
истории сотворения мира?
Ведущий: Я продолжу вопрос. Когда о религии рассказывает человек, незнакомый
глубоко с религиозной культурой и практикой, это может приводить к чему угодно,
вплоть до сектантства. Что с этим делать? Как это контролировать? Кто будет
контролировать священников, насколько та информация, которую они дают, является
толерантной к другим мировоззрениям? Кто будет контролировать светских учителей,
действительно ли они рассказывают про истинное православие?
Отец Сергий: Господь говорил: испытайте их.
Проблема эта серьезная – компетентность. У нас есть такие люди, и мы постоянно
ведем их подготовку через Институт повышения квалификации. Но проблема была,
есть и будет.
Ведущий: Констатация проблемы – не есть нахождение выхода. Вот сейчас вам
скажут: «Ребята, идите преподавать основы православной культуры», что вы будете
делать?
Отец Сергий: Ну, мы и так уже перед фактом стоим. Надо делать первый шаг.
Например, школа, в который Вы директор (Ведущему), приглашает меня в качестве
преподавателя. Устраивает открытые уроки. Вы посещаете 10 уроков, говорите:
«устраивает», и берете меня на постоянную основу. Если не устраивает – ищете
другого. И вторая схема: приглашаете человека светского из преподавателей и
обучаете его при семинарии.
Ведущий: Очень похоже на девятимесячные курсы психологов, которые
профессиональные психологи называют «беременными». Что за психологи получаются в
результате, рассказывать не буду. Второй пример – еще веселее. В одной из наших
поликлиник в течение двух недель готовят психоаналитиков. Через две недели люди
получают сертификат о том, что они имеют право проводить психоанализ в полном
объеме...
Представитель Президента в Госдуме, г-н Борщевский, назвал введение в четырех
областях «основ православия», не просто ошибкой, а преступлением, и когда его
попросили прокомментировать его реплику, он сказал: «потому что не понятно, кто
чему учит». Вот возьмем мы и стахановским методом обучим основам религиоведения
10 – 20 тыс. преподавателей. На ура, за несколько месяцев! Но это же не
математика, а основы глубочайшей культуры, которая давно потеряна.
Отец Сергий: Искусствоведы, люди, имеющие хорошую фундаментальную подготовку в
гуманитарных науках, достаточно профессиональны, чтобы быстро овладеть этим
курсом. Если, конечно, у них есть к этому желание...
Ведущий: И сколько у нас есть воронежских искусствоведов с профессиональной
подготовкой, которые глубоко знают православие? Шесть? Семь?
Отец Сергий: я отвечу на этот вопрос. Сейчас Воронежско-Борисоглебская епархия
готова оказать помощь теми скромными ресурсами, которые у нее есть: молодыми
семинаристами, священниками.
Ведущий: Сколько их? Тех, кто реально может работать с детьми? Не тех, кто осел
на своем приходе и занимается хозяйством, а тех, у кого глаза горят, которые
могут придти в школу и прочитать хотя бы основы православной культуры, не говоря
уже об основах других религий. Назовите цифру.
Отец Сергий: 300 человек.
Ведущий: Не верю! Искренне. Думаю, 50-60, не больше.
Отец Сергий: У меня хорошее отношение к каждому священнику. А проблемы возникают
неизбежно в момент начала движения. К сожалению.
Ведущий: Жертвуем детьми, которым не повезло?
Отец Сергий: Когда только вводили курс физики или информатики, тоже не было
достаточного количества преподавателей. Виктор Викторович, я правильно говорю?
Ведущий: Виктор Викторович, можно вопрос к вам? Учитель, вспоминающий перед
уроком, что такое валентность какого–то элемента, и учитель, который точно
также, с трудом, по бумажке, вспоминает священные истины ислама. С точки зрения
школы, это одно и то же? Вред одинаковый?
Миловидов: У меня есть предложение. Давайте попробуем в нашей школе ввести этот
курс в качестве эксперимента и посмотрим, что получится. А через год вернемся к
этой проблеме. Но у меня сразу вопрос. Где нам, мне взять учебники?
Раунд 3. ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ НА ДЕТЯХ ДОГОВОРИЛИСЬ
Ведущий: Хорошо, коллеги. Мы сейчас ушли от вопроса: что мы будем делать, если
вдруг прозвучит клич из Москвы? У нас все из Москвы внезапно приходит. Как
правило, нужно бывает еще вчера. Миловидов: В этом году команды таковой уже не
будет. Поезд ушел. А попробовать? Давайте попробуем.
Отец Сергий: Если уж говорить об эксперименте, нельзя делать ставку на один
случай. А то попадется неудачный педагог, и весь опыт насмарку. Может, нам взять
побольше – школ десять. И, действительно, в течение года походить на эти уроки,
посмотреть на реакцию детей, учителей, родителей.
Миловидов: Если брать больше школ, нам надо будет согласовывать это с тем же
Яковом Евсеевичем Львовичем, руководителем главного управления образования. Я
про свою школу говорю – давайте попробуем.
Ведущий: Коллеги, я думаю, технические детали вы обсудите без нас. У меня есть
несколько вопросов. Отец Сергий, когда вы говорите, что основы православия –
курс чисто культурологический – насколько вы лукавите, хотя бы и неосознанно? Вы
не видите разницы между культурой и нравственностью? Ведь нравственность – это
не просто информация. Нравственность – это страх Божий, система запретов.
Все-таки давайте разведем: это будет трансляция знаний или духовное воспитание?
Отец Сергий: По поводу лукавства – сомневаюсь, что оно присутствует. Что такое
культура? Это возделывание души. Вопрос звучит у вас как-то двояко. Вы говорите,
что нравственное воспитание – это системы табуирования. На самом деле речь идет
о том, к чему растет душа, о формировании структуры и приоритетов ценностей.
Ведущий: Человека можно научить правильно вести себя за столом, и он будет
выглядеть как культурный. Можно научить его одеваться, можно заставить читать
классику, но при этом он не перестанет быть подлым, мелочным и т.д. Все, что я
перечислил, касается только внешней культуры, это не система глубинных
ценностей. Скажите, основы православной культуры претендуют на внешнее
окультуривание или на взращивание глубинной нравственности?
Отец Сергий: Конечно же, на взращивание глубинной нравственности!
Ведущий: Мы прекрасно понимаем, что с уходом коммунистической идеологии
нравственностью в школе никто не занимается. Ну, во всяком случае,
систематически. Но... Не будет ли школа сопротивляться введению такого курса?
Ведь, как мы выяснили, речь идет не просто о информировании, а о влиянии на душу
ребенка.
Миловидов: Я думаю, что сопротивления не будет.
Ведущий: А как же заявления в прокуратуру? «Наших детей заставляют изучать
чуждую им идеологию»...
Миловидов: Почему идеологию? Я все–таки считаю, что православная религия в плане
воспитания закладывает хорошее зерно. Её возможности в воспитании подрастающего
поколения нельзя отбрасывать. Их нужно использовать.
Ведущий: Правильно ли я понял? Вы за духовное воспитание в рамках «Основ
православия», поэтому считаете, что школа в целом сопротивляться не будет?
Миловидов: За все школы я сказать не могу. А за ту, в которой работаю, с большей
долей уверенности отвечу «да».
Ведущий: Вот учебник, изданный под редакцией отдела внешних связей Московского
Патриархата. Цитирую: «...Огромными тиражами ввозилась, а вскоре и начала
издаваться протестантская литература. Всеми правдами и неправдами секты пытались
закрепиться на территории России и создать себе наиболее благоприятные условия,
понимая, что с окончанием эпохи вседозволенности таких возможностей у них больше
не будет». То есть протестанты, которые сидят с вами на межконфессиональном
совете приравниваются к сектам. Причем это легитимный учебник, который написан
Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Подобные учебники отнюдь не
способствуют толерантности в отношениях между разными религиями. Как сделать
так, чтобы этот процесс был под контролем?
Отец Сергий: Мне кажется, мы не затронули самого главного. Я хочу обратить
внимание на последствия существования православной культуры. Она позволила
развиваться практически всем тем малым народам, которые проживали на территории
России, сохранились и не исчезли, в противовес другим цивилизациям. Они
сохранили свой язык, письменность, веру. В русской культуре всегда существовала
высокая терпимость к представителям иной веры. Настолько высокая, что многие
упрекают нас в безразличии к своей культуре. Но для нас всеобъемлемость русской
культуры есть повод для гордости.
Ведущий: Ну вот, уже и мне не хочется спорить. Ловлю себя на желании кивать, не
задумываясь.
Спасибо всем участникам. И гостям.
ОЦЕНКА ЗАЛА
Мнение 1
На мой взгляд, нет смысла вводить в обязательном порядке подобный курс. Для
этого есть воскресные школы при православных семинариях. В светском государстве
должна быть светская школа. Так что я категорически против этого курса.
А по поводу участников поединка... сложилось впечатление, что у Виктора
Викторовича не было окончательно сформированного мнения по этой проблеме. Либо
он мало задумывался на эту тему, либо опасается, что его оценка не совпадет с
чьей–то более авторитетной точкой зрения.
Мнение 2
Это первый поединок, после которого участники вышли не озлобленными друг на
друга, а готовыми к конструктивному сотрудничеству. Я видел, как после поединка
они обменялись визитками и договорились о совместной работе.
Как православный человек, считаю, что изучению православной культуры должно
отводиться 80% учебного времени, выделенного под этот курс, А 20% – знакомству с
другими религиями.
МНЕНИЕ ВЕДУЩЕГО
Ситуация явно не простая. В школе духовный вакуум. Пустота, оставшаяся после
ухода коммунистической идеи, так ничем и не заполнена. И сегодняшней школе нужна
сила, которая взяла бы на себя воспитание нравственности.
С другой стороны, мне кажется, в стране пока нет силы, которая в одиночку могла
бы справиться с этой сверхзадачей. Поэтому я за то, чтобы ростки такого
воспитания появлялись там, где для этого есть условия – люди, программы,
согласие родителей. Если это будет позитивный опыт – он очень быстро разойдется
по всей стране. EQ
|