главная

Путешествие в святую землю


«Чудо Благодатного огня» - выставка книг под таким названием будет работать до конца мая в областной библиотеке имени Никитина. Смысловым стержнем экс­позиции, по словам главно­го библиотекаря Ольги По­лянской, стал показ много­вековой связи между Росси­ей и Иерусалимом.

Открывают ее несколько книг, посвященных истории мировых религий. Одна из них так и озаглавлена - «У истоков мировых религий» (А.Ю.Низовский, серия «Все чудеса света»). В ней сказано, что на древнееврейском языке Иерусалим звучит как «Ерушалаим», а «шалем» в переводе на русский означа­ет «мир, покой». «Но слово «мир» трудно связывать с судьбой Иерусалима: ни один город на нашей планете не пережил столько разруши­тельных катастроф, сколько выпало на его долю. Хананеи и филистимляне, хетты и египтяне, цари иудейские и ассирийские, вавилоняне, персы, птолемеи и селевкиды, римляне, византийцы, арабы, крестоносцы, турки-османы - все претендовали на эту землю... Зачем? Ведь изобильной ее никак не назовешь. Но она во все вре­мена была Святой, и, види­мо, в этом крылся сакраль­ный смысл обладания ею». В отличие от многих других народов, русские не ставили перед собой цели завладеть Святыней с помощью огня и меча. Они хотели обладать духовно - и обладали. Об этом можно прочитать в кни­жице «Путешествие в Святую землю: записки русских па­ломников и путешественни­ков ХП-ХХ вв.» - небольшой, но очень емкой. На ее стра­ницах нашлось место для «Хождения игумена Дани­ила», «Путешествия купца Трифона Коробейникова», очерков из «Странствия В.Григоровича-Барского», «Путешествия по Святым местам в 1830 году» А.Н.Му­равьева, писем Н.В.Гоголя, фрагментов книги инока Парфения, произведений Н.В.Берга, И.А.Бунина и дру­гих. Представлены на выстав­ке и стихи наших поэтов на тему Светлого Христова Вос­кресения.

Своеобразный раздел эк­спозиции составляют произ­ведения таких выдающихся мыслителей, как Константин Леонтьев (современники на­зывали его русским Ницше, консерватором и охраните­лем), Сергей Булгаков, Вячеслав Иванов. В книге Ива­на Ильина «О грядущем Рос­сии» одни только названия глав чего стоят: «К истории дьявола», «Зависть как ис­точник бедствий», «О тота­литарном режиме», «Поче­му сокрушился в России монархический строй?», «Рус­ская революция была безу­мием», «Почему мы верим в Россию?». Прочитав лишь оглавление, уже понимаешь, почему философ в 1922 году был изгнан из страны совет­ским правительством. А ведь его перу принадлежат стро­ки: «Народ с такими дарами и такой судьбой, выстрадав­ший и создавший такое, не может быть покинут Богом в трагический час своей исто­рии. Он в действительности и не покинут Богом, уже в силу одного того, что душа его искони укоренялась и укоренилась в молитвенном созерцании, в искании гор­него, в служении высшему смыслу жизни...»

Еще одна часть выставки представлена литературой из библиотеки Воронежской православной духовной се­минарии. Здесь тоже есть на что посмотреть: «Объясне­ние священной книги Псал­мов» протоиерея Григория Разумовского, «Библия в гра­вюрах Гюстава Доре», «Бла­гословенный труд» Н.Е.Алдошиной о монахине Иулиании (Марии Николаевне Соколо­вой), иконописце наших дней.
 

20 мая 2005 г., № 20

Людмила Тореева