«Чудо Благодатного огня» - выставка книг под таким названием будет работать до
конца мая в областной библиотеке имени Никитина. Смысловым стержнем экспозиции,
по словам главного библиотекаря Ольги Полянской, стал показ многовековой
связи между Россией и Иерусалимом.
Открывают ее несколько книг, посвященных истории мировых религий. Одна из них
так и озаглавлена - «У истоков мировых религий» (А.Ю.Низовский, серия «Все
чудеса света»). В ней сказано, что на древнееврейском языке Иерусалим звучит как
«Ерушалаим», а «шалем» в переводе на русский означает «мир, покой». «Но слово
«мир» трудно связывать с судьбой Иерусалима: ни один город на нашей планете не
пережил столько разрушительных катастроф, сколько выпало на его долю. Хананеи и
филистимляне, хетты и египтяне, цари иудейские и ассирийские, вавилоняне, персы,
птолемеи и селевкиды, римляне, византийцы, арабы, крестоносцы, турки-османы -
все претендовали на эту землю... Зачем? Ведь изобильной ее никак не назовешь. Но
она во все времена была Святой, и, видимо, в этом крылся сакральный смысл
обладания ею». В отличие от многих других народов, русские не ставили перед
собой цели завладеть Святыней с помощью огня и меча. Они хотели обладать духовно
- и обладали. Об этом можно прочитать в книжице «Путешествие в Святую землю:
записки русских паломников и путешественников ХП-ХХ вв.» - небольшой, но очень
емкой. На ее страницах нашлось место для «Хождения игумена Даниила»,
«Путешествия купца Трифона Коробейникова», очерков из «Странствия
В.Григоровича-Барского», «Путешествия по Святым местам в 1830 году»
А.Н.Муравьева, писем Н.В.Гоголя, фрагментов книги инока Парфения, произведений
Н.В.Берга, И.А.Бунина и других. Представлены на выставке и стихи наших поэтов
на тему Светлого Христова Воскресения.
Своеобразный раздел экспозиции составляют произведения таких выдающихся
мыслителей, как Константин Леонтьев (современники называли его русским Ницше,
консерватором и охранителем), Сергей Булгаков, Вячеслав Иванов. В книге Ивана
Ильина «О грядущем России» одни только названия глав чего стоят: «К истории
дьявола», «Зависть как источник бедствий», «О тоталитарном режиме», «Почему
сокрушился в России монархический строй?», «Русская революция была безумием»,
«Почему мы верим в Россию?». Прочитав лишь оглавление, уже понимаешь, почему
философ в 1922 году был изгнан из страны советским правительством. А ведь его
перу принадлежат строки: «Народ с такими дарами и такой судьбой, выстрадавший
и создавший такое, не может быть покинут Богом в трагический час своей истории.
Он в действительности и не покинут Богом, уже в силу одного того, что душа его
искони укоренялась и укоренилась в молитвенном созерцании, в искании горнего, в
служении высшему смыслу жизни...»
Еще одна часть выставки представлена литературой из библиотеки Воронежской
православной духовной семинарии. Здесь тоже есть на что посмотреть:
«Объяснение священной книги Псалмов» протоиерея Григория Разумовского, «Библия
в гравюрах Гюстава Доре», «Благословенный труд» Н.Е.Алдошиной о монахине
Иулиании (Марии Николаевне Соколовой), иконописце наших дней.
|