главная

Храм в сердце


Человека, совершив­шего преступление, на Руси издавна называли и татем, и разбойником, и душегубцем. Однако подобными эпитетами народ наделял их лишь до тех пор, пока они ос­тавались на свободе. Стоило им попасть в ос­трог или на каторгу, как тот же православный люд находил для них другие определения – «страдалец», «несчаст­ный», «узник» и даже «брат», подчеркивая тем самым, что они нуж­даются в помощи обще­ства.

Русская Православная Церковь никогда не отворачивалась от людей, попавших в места не столь отдален­ные. И даже, напротив, считала себя обязанной пойти им навстречу, облег­чить их участь, помочь избавиться от душевных мук, обрести надежду.
Видеть в каждом образ Божий.

Уникальность нынешней си­туации заключается в том, что пока в России только рассматривается воп­рос о введении должности тюремно­го священника, на местах давно и ус­пешно трудятся созданные при епар­хиях тюремные отделы.

Наша Воронежская область не ис­ключение. По благословению митро­полита Воронежского и Борисоглеб­ского Сергия священнослужители ве­дут большую работу по духовному окормлению лиц в местах лишения свободы: освящают закладку церквей и часовен, проводят обряды крещения, исповедания, венчания, организовывают занятия в воскресных школах, ве­дут индивидуальные беседы с осуж­денными, совершают богослужения.

Представители Русской Православ­ной Церкви осуществляют не только проповедническую работу. Они уча­ствуют в благотворительной и попечи­тельской деятельности, помогают в сооружении культовых объектов, обо­рудовании молитвенных комнат, дос­тавке в исправительные учреждения продуктов питания, лекарств, медицин­ских препаратов, одежды, обуви и дру­гих материальных ценностей.
В каждом храме у любого настоя­теля есть связь с бывшими заключен­ными. Священнослужители озабоче­ны судьбами этих людей. Освобожда­ясь из мест лишения свободы, они про­буют участвовать в церковной жизни, пересматривают взгляды на мир и на свое место в этом мире.

«Часто приходится слышать: знал бы о Боге раньше, не совершил бы тяжких преступлений,– рассказывает иерей Алексий Острик. – Когда человек находится в неволе, его ум ищет хорошей книжки. Церковная литература помогает осужденным находить многие ответы на мучающие их воп­росы. Книги «Таинство покаяния», «Молитвослов» и другие бережно хра­нятся и предаются из рук в руки.
Увы, часто бывает так: находясь в тюрьме, человек говорит и думает об одном, а выходит и делает совсем дру­гое... Опять опускается к жизни гре­ховной. Чтобы такого не происходи­ло, надо многое осознать и немало по­трудиться духовно».

Действительно, быть в колонии христианином – серьезное испытание. Невозможно лицемерить, быть как будто бы верующим. Но если человек принял веру, она становится для него надежной опорой, началом переос­мысления себя.

«Многие из таких, уверовавших всем сердцем, – рассказывает священник Георгий, окормляющий Бобровскую колонию для несовершеннолетних,– пишут при освобождении заявления с просьбой оставить их на зоне. Желания эти часто продиктованы тем, что молодые люди боятся воли, опасаются не встретить на свободе того понимания, с которым относился к их проблемам священнослужитель».

Еще больше дает сердцу человека созидательный труд, одухотворенный верой. Не так давно в Борисоглебске прошло освящение храма Святителя Николая Чудотворца, построенного на территории исправительной колонии № 9. Проект здания храма, возведение стен и кровли, резной иконостас и его роспись – все сделано руками осужден­ных. Один из заключенных, занимав­шийся резьбой и росписью иконоста­са, уже освободился и несет послушание в Троице-Сергиевой лавре. Еще один из бывших заключенных, моло­дой человек, который пришел к вере, отбывая наказание в колонии и прини­мая участие в строительстве, специаль­но приехал на освящение храма.
«Даже один верующий, оказавший­ся среди десятков осужденных, в состоянии изменить ситуацию, – считает священник Андрей, взявший в окормление СИЗО 36/2 г. Борисоглебска. – Многие приходят к вере уже здесь – в СИЗО. И обре­тают Христа! Православие дает им многое: внутренний покой, уверен­ность в завтрашнем дне и, главное, ис­правление и очищение души. Говоря же богословским языком – «преобра­жение в нового человека».

Православная община в Костенках

Для тех, кому труд духовный при­носит радость, кто желает после осво­бождения из мест заключения продол­жать вести православный образ жиз­ни, силами управления федеральной службы исполнения наказаний, Воро­нежско-Борисоглебской епархии и предприятием «Агрополк» создана единственная в России православная община социальной реабилитации. Обосновалась она в селе Костенки Хохольского района.

На сегодняшний день здесь живут и трудятся 12 бывших сидельцев. Со­хранив свою веру, эти люди получили шанс начать на свободе новую жизнь. Они обустроены в жилищном плане. У них есть работа. Рядом с ними свя­щенник Роман, который духовно окормляет и по-человечески поддер­живает насельников.

«О существовании общины соци­альной реабилитации мы рассказыва­ем заключенным во время своих посе­щений ИТУ, – говорит Иерей Алексий Острик. – Особое внимание уделяем тем, кто уже в колонии пытается вести православный образ жизни. Для них вход в Костенки открыт. Более того, мы гарантируем ГУИН, что найдем работу для всех желающих примкнуть к православной общине. Поможем восстановить документы, стать полноправными членами нашею Сейчас в Костенках силами самих оби­тателей общины восстанавливается общежитие. По весне продолжится строительство храма Святой Анаста­сии Узорешительницы».

 

№ 9 от 01.03.06

Наталья СТОЛПОВСКАЯ