главная

Позвони мне, ради Бога!


Звонарь Никольского храма Воронежа Олег Бадерников звонил одновременно в 10 колоколов на освящении храма в честь адмирала Фёдора Ушакова в Саранске

В начале августа в столице Мордовии Саранске был освящён самый большой храм Поволжья в честь праведного воина адмирала Фёдора Ушакова. Обряд совершал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Звонаря Олега Бадерникова на это торжество специально пригласили из Воронежа, а центральные СМИ поторопились сообщить о том, что наш земляк в Поволжье чуть ли не мировой рекорд установил — звонил одновременно в 12 колоколов... \


— Это не совсем так, — улыбается 37-летний Олег Бадерников, — не двенадцать колоколов там было, а десять. А что касается всяческих звонарских достижений, то до них мне далеко — слышал я о мастерах, которые и в 14 колоколов бьют, и в 16. Но тут нужен колоссальный опыт, ведь очень важно, чтобы колокола при звучании не сливались. А пригласили меня звонить на освящении этого храма знакомые, так что никаких специальных конкурсов я не выигрывал.

Олег Витальевич весьма скромно оценивает своё звонарское мастерство, при этом не забывая добавить, что звонит в колокола он всего-навсего пять лет. Дирижёр по образованию он не только звонит в колокола, но и поёт в церковном хоре и, пожалуй, главное — исследует звучание колоколов в специальной акустической лаборатории при воронежском колокольном заводе «Вера».

– По моим данным, подобных лабораторий при колокольном производстве всего две — одна у нас, другая в Москве, — рассказывает Олег Витальевич. — Я всё-таки больше занимаюсь исследованием колокольных голосов, нежели непосредственно звонарским делом. Это очень кропотливая работа. Ведь все колокола звонят по-разному. Даже колокола-близнецы, отлитые в одной форме (все они изготавливаются из бронзы), обязательно будут отличаться по звучанию. Это зависит от таких мелочей, как температура воздуха или его влажность в процессе отливки и многих других нюансов, понятных только специалисту.

Голос колокола живёт недолго. Большие, весом от 5 тонн, могут удерживать звук до пяти минут, маленькие – 20-30 секунд. Олег, вооружившись камертоном, записывает на цифровой магнитофон звучание каждого отлитого колокола, потом помещает этот образец в компьютер. Так создаётся уникальная база данных, подобной которой в России нет.
– Она нужна для того, чтобы можно было вносить изменения в привычную, каноническую форму колоколов, — объясняет Олег Витальевич

– Звук колокола – это как букет в вине, он складывается из множества компонентов, может неплохо звучать вместе с группой колоколов, а в одиночку слышаться не так ярко, а бывает и наоборот. Ведь он может «не отдавать звук», то есть звучать слабо и коротко. Колокольный тон задаётся диаметром и профилем самого колокола. Звучание колокола можно изменить, подточив его всего на несколько миллиметров или изменив угол профиля. Вообще, задать тон новому колоколу – большое искусство. И то, что мы делаем в нашей маленькой лаборатории при помощи камертона и магнитофона, позволяет получать более чистый и качественный звук.

Так и получается, что здесь льют колокола и записывают их голос. А главный исследователь колокольных звонов Олег Бадерников ещё и несколько раз в неделю забирается на колокольню для того, чтобы послать в даль рождённый им и самими колоколами плывущий по воздуху звон.
 

№ 35 (615) от 29.08.06

Леонид ШИФРИН