Звонарь Никольского храма Воронежа Олег Бадерников звонил одновременно в 10
колоколов на освящении храма в честь адмирала Фёдора Ушакова в Саранске
В начале августа в столице Мордовии Саранске был освящён
самый большой храм Поволжья в честь праведного воина адмирала Фёдора Ушакова.
Обряд совершал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Звонаря Олега
Бадерникова на это торжество специально пригласили из Воронежа, а центральные
СМИ поторопились сообщить о том, что наш земляк в Поволжье чуть ли не мировой
рекорд установил — звонил одновременно в 12 колоколов... \
— Это не совсем так, — улыбается 37-летний Олег Бадерников, — не двенадцать
колоколов там было, а десять. А что касается всяческих звонарских достижений, то
до них мне далеко — слышал я о мастерах, которые и в 14 колоколов бьют, и в 16.
Но тут нужен колоссальный опыт, ведь очень важно, чтобы колокола при звучании не
сливались. А пригласили меня звонить на освящении этого храма знакомые, так что
никаких специальных конкурсов я не выигрывал.
Олег Витальевич весьма скромно оценивает своё звонарское мастерство, при этом не
забывая добавить, что звонит в колокола он всего-навсего пять лет. Дирижёр по
образованию он не только звонит в колокола, но и поёт в церковном хоре и,
пожалуй, главное — исследует звучание колоколов в специальной акустической
лаборатории при воронежском колокольном заводе «Вера».
– По моим данным, подобных лабораторий при колокольном производстве всего две —
одна у нас, другая в Москве, — рассказывает Олег Витальевич. — Я всё-таки больше
занимаюсь исследованием колокольных голосов, нежели непосредственно звонарским
делом. Это очень кропотливая работа. Ведь все колокола звонят по-разному. Даже
колокола-близнецы, отлитые в одной форме (все они изготавливаются из бронзы),
обязательно будут отличаться по звучанию. Это зависит от таких мелочей, как
температура воздуха или его влажность в процессе отливки и многих других
нюансов, понятных только специалисту.
Голос колокола живёт недолго. Большие, весом от 5 тонн, могут удерживать звук до
пяти минут, маленькие – 20-30 секунд. Олег, вооружившись камертоном, записывает
на цифровой магнитофон звучание каждого отлитого колокола, потом помещает этот
образец в компьютер. Так создаётся уникальная база данных, подобной которой в
России нет.
– Она нужна для того, чтобы можно было вносить изменения в привычную,
каноническую форму колоколов, — объясняет Олег Витальевич
– Звук колокола – это как букет в вине, он складывается из множества
компонентов, может неплохо звучать вместе с группой колоколов, а в одиночку
слышаться не так ярко, а бывает и наоборот. Ведь он может «не отдавать звук», то
есть звучать слабо и коротко. Колокольный тон задаётся диаметром и профилем
самого колокола. Звучание колокола можно изменить, подточив его всего на
несколько миллиметров или изменив угол профиля. Вообще, задать тон новому
колоколу – большое искусство. И то, что мы делаем в нашей маленькой лаборатории
при помощи камертона и магнитофона, позволяет получать более чистый и
качественный звук.
Так и получается, что здесь льют колокола и записывают их голос. А главный
исследователь колокольных звонов Олег Бадерников ещё и несколько раз в неделю
забирается на колокольню для того, чтобы послать в даль рождённый им и самими
колоколами плывущий по воздуху звон.
|