Что важнее: информационные знания или нравственное образование?
Острые дискуссии развернулись в начале этого года по поводу
возможности преподавания в средних школах России «Основ православной культуры».
Тот же вопрос стал ключевой темой открывшихся в январе 2006-го XIV
Рождественских чтений в Москве.
— В российских школах должен в обязательном порядке преподаваться предмет
«История мировых религий», при этом вести его должны светские преподаватели, —
считает министр образования и науки РФ Андрей ФУРСЕНКО. При этом он уточняет,
что курс «Основы православной культуры» не будет изучаться отдельно. То есть эти
две дисциплины взаимоисключают друг друга.
Между тем Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ещё на Рождественских
чтениях 2005 года обозначил позицию Русской Православной Церкви: преподавание
истории мировых религий в средних школах не может заменить собой предмет «Основы
православной культуры», поскольку «сугубо информативные знания не смогут посеять
семена добра в детской душе».
На что ссылаются сторонники «Истории мировых религий»?
1. Аргументы против введения в средней школе «Основ
православной культуры».
- Как светское государство, Российская Федерация не должна позволять преподавать
в государственной школе любое религиозное учение.
- Если вводить предмет «Основы православной культуры», то нарушается право на
свободный выбор своей веры каждым человеком.
- «Способ, которым предполагается ввести православную культуру в школу, на деле
учит детей смиряться перед правом сильного: мы, управляющие школой, мы, живущие
в этой стране, православные, и нас подавляющее большинство. И если тебе так не
повезло, что ты относишься к другой конфессии, то это твоя проблема. Это ещё
один принцип, по которому можно разделить друг друга на «наших» и «не наших», —
заявил глава издательского дома «Первое сентября» Артём Соловейчик.
- Ирина Хакамада и некоторые сторонники Явлинского возражают против того, что «РПЦ
рвётся в школы». При этом Хакамада подчёркивает, что выступает не против
православия, а за добровольность вероисповедания. Она также отметила, что
попытка введения даже факультативного курса православия может повлечь за собой
ответную реакцию иных конфессий.
- По словам главы Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина, в стране
проживает 20 миллионов мусульман, в то время как истинных православных не более
2,5%, что примерно соответствует 3,6 миллиона человек. И это число, как он
считает, отличается от 80%, о которых «заявляют иерархи Православной Церкви».
Между тем этнические мусульмане, по его мнению, рождаются мусульманами, «они
приходят на эту землю верующими».
- В рамках встречи делегации Американского еврейского комитета с российским
министром образования Фурсенко раввин Берл Лазар высказал мнение, что «в
полиэтнической стране, такой как Россия, нельзя говорить о доминировании
большего народа над меньшим, в том числе в сфере образования».
2. Доводы в пользу введения курса «История мировых религий».
- «Преподавание основ мировых религий должно быть светским, а право выбора
должно остаться за ребёнком», — считает Андрей Фурсенко.
- По мнению министра образования, Россия — страна многоконфессиональная, и
введение истории мировых религий будет более корректным по отношению к
религиозному многообразию.
- Таким образом российским школьникам предоставят возможность получить
представление о глубинных различиях мировых религий.
- У церкви есть свои православные школы, в которых, если они захотят, могут
преподавать этот курс. А в государственных школах будет предмет «История мировых
религий».
- Разве нравственность является прерогативой одной из десятка мировых религий? В
таком случае как быть с 15% атеистов в нашем обществе? Получается, они априори
источник безнравственности?
Что возражают на это сторонники «Основ православной
культуры»?
1. Аргументы против введения в средней школе «Истории
мировых религий».
- Прежде чем изучать религии других народов, надо изучить свою. Начинать же с
истории мировых религий — это всё равно что маленькому ребёнку учить все
иностранные языки сразу, вместо того чтобы начинать с родного. А наш язык — это
язык православной культуры.
- История мировых религий даёт лишь информативные знания, а не целостное
нравственное образование. Вспомним: когда Спасителю нашему пришло время выбирать
апостолов, первыми он избрал простых рыбаков. А ведь наиболее информированными,
наиболее знающими были фарисеи. Но не было в их душе любви к истине и человеку.
- Введение в школах «Истории мировых религий» производится без совета с
педагогической общественностью и родителями, без взаимодействия с иерархами
основных религий и учёными-богословами, без учёта мнения людей православной
культуры, каковыми, по опросам, считают себя около 80% населения России. Однако
сам факт свободного выбора таким количеством людей православия, идеалами
которого жили наши предки, вселяет надежду и веру в будущее русского народа.
- В моноэтнической стране, какой является Россия (более 83% населения —
русские), введение преподавания «Мировых религий» означает, что Министерство
образования препятствует подавляющему большинству населения, ощущающему себя
православными, в осуществлении их права обеспечивать своим детям возможность
изучения в средних школах основ русской духовной традиции — православной
культуры. Теперь противники православия получат возможность запрещать
преподавание «Основ православной культуры», ссылаясь на государственный
«культурологический» предмет «История мировых религий».
2. Доводы в поддержку введения предмета «Основы православной культуры».
- «Россия нужна миру как Россия Феофана Грека и Андрея Рублёва, Пушкина и
Достоевского, как хранительница и продолжательница лучших достижений нашей
культуры, глубоко укоренённых в духе православной традиции» — это слова,
сказанные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Именно
духовная доминанта русской культуры позволила ей войти в сокровищницу культуры
мировой.
- Патриарх отмечает, что включением предмета «Основы православной культуры» в
программу школ «церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не
только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской
цивилизаций. И, отвечая на возможные возражения, он подчёркивает, что этот
предмет является не религиозной, а культурологической дисциплиной.
- Православная Церковь считает, что образование должно не только предоставлять
человеку сумму знаний, но и создавать необходимые условия для духовного
становления личности. Современное светское образование может быть качественным
только в том случае, если оно включает в себя базовые ценности национальной
культуры. В России это православие. И минимальными знаниями о православных
ценностях должен обладать каждый гражданин РФ.
- Система религиозного образования должна начинаться со школы, когда «душа
ребёнка открыта», заявил недавно генеральный прокурор России Владимир Устинов.
Время детства дано для того, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и
нашёл свой путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувства любви и
сострадания, приобщился к делам милосердия и добра. Поэтому школа должна быть
для ребёнка не только местом обучения, но и местом обретения ценностного Неба.
Почему государство не отделяют от атеизма?
Уже несколько лет православная часть нашего общества требует
от Министерства образования, чтобы в школе преподавались именно основы
православной культуры. Но, ссылаясь на отделение церкви от государства и
подменяя понятие светского государства атеистическим, министерские чиновники
систематически отказывают православным людям в праве получать базовые ценности
своей национальной культуры. А ведь именно сохранение и укоренение православия в
России — необходимое условие существования Российского государства и мира для
всех народов, живущих в нём. Подлинная русская культура обладает поразительной
терпимостью и благожелательностью к другим нациям и их верованиям.
Более того, в православии не только наша неразрывная связь с прошлым, но и наше
будущее. В церкви не прерывается связь времён и поколений, как это происходит
сегодня вокруг нас. Так почему же, как и в годы государственного атеизма, мы
встречаем такое активное противодействие преподаванию в школах основ
православной культуры?
Авторитетнейший иерарх РПЦ митрополит Сергий (Фомин) писал в 2002 году, что
неприятие предмета «Основы православной культуры» обусловлено давней религиозной
зависимостью некоторых правительственных чиновников, которая называется атеизм.
Владыка Сергий делает и конструктивное предложение: «В местах компактного
проживания представителей других религий можно было бы изучать основы исламской,
иудейской, буддийской и других культур. Это только взаимно обогатило бы наши
народы и помогло бы объединить общество. Вместе с тем, если в нашей стране
существует отделение церкви от государства, то необходимо, чтобы атеизм тоже был
отделён от него». При этом митрополит подчёркивал, что речь идёт о преподавании
православной культуры, а не православного богословия или Закона Божьего.
Люди часто задаются вопросами: «Почему мы платим налоги, а власть навязывает нам
только атеистическое воспитание? Почему мы сами не можем выбрать «Основы
православной культуры», если этого хотим?». И одновременно слышат, что церковь
пытается навязать школьникам свои убеждения и лишить их свободы выбора. Однако
мы помним, что именно в рамках подлинной русской культуры, основанной на
православии, народы, проживающие в России, сохранили свою самобытность, свою
веру, свой язык, да и свою жизнь, не в пример иным цивилизованным нациям.
К тому же православная культура может и должна стать надёжным щитом, который
способен защитить нас, с одной стороны, от нетерпимости и невежества, с другой —
от суеверий и лжеучений, к сожалению получивших столь большое распространение в
современной России.
Поэтому мы сегодня должны сделать выбор между лукавой учёностью фарисеев и
нравственной чистотой и искренней верой рыбаков-апостолов. Между формальным
подходом, оставляющим наших детей на произвол «ловцов душ» и фактически
подталкивающим их к неверию и безнравственности, и нашим нравственным долгом
передать им великую русскую культуру, созданную поколениями предков на основе
православия. И этот выбор, от которого зависит наше с вами будущее и будущее
наших детей и внуков, нам придётся сделать самим.
|