главная

Нужно ли преподавать основы православия в школах?


Что важнее: информационные знания или нравственное образование?

Острые дискуссии развернулись в начале этого года по поводу возможности преподавания в средних школах России «Основ православной культуры». Тот же вопрос стал ключевой темой открывшихся в январе 2006-го XIV Рождественских чтений в Москве.
— В российских школах должен в обязательном порядке преподаваться предмет «История мировых религий», при этом вести его должны светские преподаватели, — считает министр образования и науки РФ Андрей ФУРСЕНКО. При этом он уточняет, что курс «Основы православной культуры» не будет изучаться отдельно. То есть эти две дисциплины взаимоисключают друг друга.

Между тем Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ещё на Рождественских чтениях 2005 года обозначил позицию Русской Православной Церкви: преподавание истории мировых религий в средних школах не может заменить собой предмет «Основы православной культуры», поскольку «сугубо информативные знания не смогут посеять семена добра в детской душе».

На что ссылаются сторонники «Истории мировых религий»?

1. Аргументы против введения в средней школе «Основ православной культуры».

- Как светское государство, Российская Федерация не должна позволять преподавать в государственной школе любое религиозное учение.

- Если вводить предмет «Основы православной культуры», то нарушается право на свободный выбор своей веры каждым человеком.

- «Способ, которым предполагается ввести православную культуру в школу, на деле учит детей смиряться перед правом сильного: мы, управляющие школой, мы, живущие в этой стране, православные, и нас подавляющее большинство. И если тебе так не повезло, что ты относишься к другой конфессии, то это твоя проблема. Это ещё один принцип, по которому можно разделить друг друга на «наших» и «не наших», — заявил глава издательского дома «Первое сентября» Артём Соловейчик.

- Ирина Хакамада и некоторые сторонники Явлинского возражают против того, что «РПЦ рвётся в школы». При этом Хакамада подчёркивает, что выступает не против православия, а за добровольность вероисповедания. Она также отметила, что попытка введения даже факультативного курса православия может повлечь за собой ответную реакцию иных конфессий.

- По словам главы Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина, в стране проживает 20 миллионов мусульман, в то время как истинных православных не более 2,5%, что примерно соответствует 3,6 миллиона человек. И это число, как он считает, отличается от 80%, о которых «заявляют иерархи Православной Церкви». Между тем этнические мусульмане, по его мнению, рождаются мусульманами, «они приходят на эту землю верующими».

- В рамках встречи делегации Американского еврейского комитета с российским министром образования Фурсенко раввин Берл Лазар высказал мнение, что «в полиэтнической стране, такой как Россия, нельзя говорить о доминировании большего народа над меньшим, в том числе в сфере образования».

2. Доводы в пользу введения курса «История мировых религий».

- «Преподавание основ мировых религий должно быть светским, а право выбора должно остаться за ребёнком», — считает Андрей Фурсенко.

- По мнению министра образования, Россия — страна многоконфессиональная, и введение истории мировых религий будет более корректным по отношению к религиозному многообразию.

- Таким образом российским школьникам предоставят возможность получить представление о глубинных различиях мировых религий.
- У церкви есть свои православные школы, в которых, если они захотят, могут преподавать этот курс. А в государственных школах будет предмет «История мировых религий».

- Разве нравственность является прерогативой одной из десятка мировых религий? В таком случае как быть с 15% атеистов в нашем обществе? Получается, они априори источник безнравственности?

Что возражают на это сторонники «Основ православной культуры»?

1. Аргументы против введения в средней школе «Истории мировых религий».

- Прежде чем изучать религии других народов, надо изучить свою. Начинать же с истории мировых религий — это всё равно что маленькому ребёнку учить все иностранные языки сразу, вместо того чтобы начинать с родного. А наш язык — это язык православной культуры.

- История мировых религий даёт лишь информативные знания, а не целостное нравственное образование. Вспомним: когда Спасителю нашему пришло время выбирать апостолов, первыми он избрал простых рыбаков. А ведь наиболее информированными, наиболее знающими были фарисеи. Но не было в их душе любви к истине и человеку.

- Введение в школах «Истории мировых религий» производится без совета с педагогической общественностью и родителями, без взаимодействия с иерархами основных религий и учёными-богословами, без учёта мнения людей православной культуры, каковыми, по опросам, считают себя около 80% населения России. Однако сам факт свободного выбора таким количеством людей православия, идеалами которого жили наши предки, вселяет надежду и веру в будущее русского народа.

- В моноэтнической стране, какой является Россия (более 83% населения — русские), введение преподавания «Мировых религий» означает, что Министерство образования препятствует подавляющему большинству населения, ощущающему себя православными, в осуществлении их права обеспечивать своим детям возможность изучения в средних школах основ русской духовной традиции — православной культуры. Теперь противники православия получат возможность запрещать преподавание «Основ православной культуры», ссылаясь на государственный «культурологический» предмет «История мировых религий».

2. Доводы в поддержку введения предмета «Основы православной культуры».

- «Россия нужна миру как Россия Феофана Грека и Андрея Рублёва, Пушкина и Достоевского, как хранительница и продолжательница лучших достижений нашей культуры, глубоко укоренённых в духе православной традиции» — это слова, сказанные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Именно духовная доминанта русской культуры позволила ей войти в сокровищницу культуры мировой.
- Патриарх отмечает, что включением предмета «Основы православной культуры» в программу школ «церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизаций. И, отвечая на возможные возражения, он подчёркивает, что этот предмет является не религиозной, а культурологической дисциплиной.

- Православная Церковь считает, что образование должно не только предоставлять человеку сумму знаний, но и создавать необходимые условия для духовного становления личности. Современное светское образование может быть качественным только в том случае, если оно включает в себя базовые ценности национальной культуры. В России это православие. И минимальными знаниями о православных ценностях должен обладать каждый гражданин РФ.

- Система религиозного образования должна начинаться со школы, когда «душа ребёнка открыта», заявил недавно генеральный прокурор России Владимир Устинов. Время детства дано для того, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашёл свой путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувства любви и сострадания, приобщился к делам милосердия и добра. Поэтому школа должна быть для ребёнка не только местом обучения, но и местом обретения ценностного Неба.

Почему государство не отделяют от атеизма?

Уже несколько лет православная часть нашего общества требует от Министерства образования, чтобы в школе преподавались именно основы православной культуры. Но, ссылаясь на отделение церкви от государства и подменяя понятие светского государства атеистическим, министерские чиновники систематически отказывают православным людям в праве получать базовые ценности своей национальной культуры. А ведь именно сохранение и укоренение православия в России — необходимое условие существования Российского государства и мира для всех народов, живущих в нём. Подлинная русская культура обладает поразительной терпимостью и благожелательностью к другим нациям и их верованиям.

Более того, в православии не только наша неразрывная связь с прошлым, но и наше будущее. В церкви не прерывается связь времён и поколений, как это происходит сегодня вокруг нас. Так почему же, как и в годы государственного атеизма, мы встречаем такое активное противодействие преподаванию в школах основ православной культуры?

Авторитетнейший иерарх РПЦ митрополит Сергий (Фомин) писал в 2002 году, что неприятие предмета «Основы православной культуры» обусловлено давней религиозной зависимостью некоторых правительственных чиновников, которая называется атеизм. Владыка Сергий делает и конструктивное предложение: «В местах компактного проживания представителей других религий можно было бы изучать основы исламской, иудейской, буддийской и других культур. Это только взаимно обогатило бы наши народы и помогло бы объединить общество. Вместе с тем, если в нашей стране существует отделение церкви от государства, то необходимо, чтобы атеизм тоже был отделён от него». При этом митрополит подчёркивал, что речь идёт о преподавании православной культуры, а не православного богословия или Закона Божьего.

Люди часто задаются вопросами: «Почему мы платим налоги, а власть навязывает нам только атеистическое воспитание? Почему мы сами не можем выбрать «Основы православной культуры», если этого хотим?». И одновременно слышат, что церковь пытается навязать школьникам свои убеждения и лишить их свободы выбора. Однако мы помним, что именно в рамках подлинной русской культуры, основанной на православии, народы, проживающие в России, сохранили свою самобытность, свою веру, свой язык, да и свою жизнь, не в пример иным цивилизованным нациям.

К тому же православная культура может и должна стать надёжным щитом, который способен защитить нас, с одной стороны, от нетерпимости и невежества, с другой — от суеверий и лжеучений, к сожалению получивших столь большое распространение в современной России.

Поэтому мы сегодня должны сделать выбор между лукавой учёностью фарисеев и нравственной чистотой и искренней верой рыбаков-апостолов. Между формальным подходом, оставляющим наших детей на произвол «ловцов душ» и фактически подталкивающим их к неверию и безнравственности, и нашим нравственным долгом передать им великую русскую культуру, созданную поколениями предков на основе православия. И этот выбор, от которого зависит наше с вами будущее и будущее наших детей и внуков, нам придётся сделать самим.
 

№ 8 (588) от 21.02.06

священник Сергий Заруцкий