Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста — дни
всеобщего поминовения всех "в надежде воскресения и жизни вечной"
усопших в Господе. По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как
самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая
величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь. И эта
любовь очень дорога умершим, потому что мы приносим им, беспомощным,
помощь.
В дни Великого поста обязанностью каждого истинно верующего человека
является благотворительность и милосердие. Через них мы показываем
Господу, что тоже достойны Его милосердия и благотворения. Одним из
таких деяний, наиболее важным для нас, является поминовение умерших.
Испрашивая у Бога прощения за прегрешения наших близких, друзей,
родственников во время их земной жизни, мы сами получаем надежду на
прощение наших собственных грехов после смерти.
Причина установления Родительских суббот заключается в том подвиге, в
котором тогда пребывают христиане. Ежели, по учению святого апостола
Павла, без любви ни что же есмь, то значит и самый подвиг поста, ежели
не будет сопровождаться истинною взаимной любовью, потеряет свое
значение, и постящиеся не достигнут цели, добродетель потеряет свою
силу. Потому церковь и заботится, чтобы между всеми ее членами были мир
и любовь.
Пред вступлением в подвиг поста, Церковь пригласила действительно всех
своих членов, пребывающих на земле, показать на самом деле, что они
пребывают в неразрывном союзе любви и в общении с членами ее,
пребывающими в загробном мире – со Святыми и с несовершенными усопшими.
Так точно и теперь, при продолжении подвига поста, и для показания, что
мы не отступаем нисколько от заповеди основателя нашей Церкви Иисуса
Христа: "любить друг друга", Церковь приглашает своих членов ко
всеобщему молению об умерших, избрав субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели.
Другая причина основания суббот есть та, что в эти дни поста кроме
суббот и воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ,
которые доставляет им поминовение при литургии. А потому, в замене
литургии, Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й,
3-й, и 4-й недели. Прочие же субботы Великого Поста, посвященные
особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в них
поминовение умерших производится по обыкновенному порядку.
Именно в эти три Великопостные субботы благочестивые люди, приходя в
храм, с особым усердием молятся о своих мертвых, ставят свечи за их
упокоение, служат панихиды, подают милостыню за отпущение их грехов,
проявляя тем самым любовь к своим ближним.
Каждому из нас необходимо понимать всю значимость поминовения умерших.
Грешный человек, попадая в загробный мир, и не достойный рая, уже более
не может молится Господу за себя и за других. Такую возможность получают
лишь святые угодники и особенно благочестивые люди. Если здесь, на
земле, он может исповедать свои грехи и получить их прощение, то там он
лишен этой возможности.
А подумайте, все ли люди отходят в мир иной полностью очистившись, все
ли свои грехи они исповедуют священнику, у каждого ли вообще есть
возможность исповедаться перед смертью? А если кто то, согрешив в малом,
забыл это и на исповеди не покаялся? Или, из ложной стыдливости, утаил
свой грех? А потом умер внезапной смертью? Получается, что нет ни какой
гарантии, что человек обретет покой на том свете. Ведь даже самое малое
прегрешение может не допустить его до рая и обречет на вечные муки.
Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые
дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь.
Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много
явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно
поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить
его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение.
Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную
помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в
особенности поминовением на литургии, когда частицы, изъятые за живых и
умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи
поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".
Если мы на деле а не на словах любим своих родственников; если мы
действительно являемся христианами, законом которых является любовь к
ближнему, мы должны молиться за души наших родных и близких, подавать
милостыню для их спасения. Только в наших силах смыть с них оставшиеся
грехи и открыть им дорогу в Рай. И их поминовение – наша прямая и
непосредственная обязанность.
Патриархия.ru
|