СУББОТЫ ВЕЛИКОГО
ПОСТА
В субботы 2-ю, 3-ю и 4-ю Великого Поста совершается также нарочитое
поминовение усопших. Это также «родительские» субботы. Но здесь
заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь
исключительный и всеобъемлющий, как там. Те две субботы — ВСЕЛЕНСКИЕ,
эти три просто родительские. Там на первом месте поминовение всех
преждепочивших и вместе с ним, как бы в дополнение к нему» поминовение
наших сродников. Здесь поминовение сродников выдвигается на первое
место, сопровождаясь, как и всегда, поминовением всех усопших. И потому,
что поминовение сродников совершается на первом месте, и на основной
службе — утрени, Устав не назначает в эти субботы особой панихиды после
вечерни, а рядовой заупокойный канон октоиха относит на повечерие.
Только во вселенские субботы, по особливым причинам, кроме заупокойной
утрени назначается еще и панихида, как бы вторая заупокойная же утреня.
Здесь как бы забывается даже чувство меры. Во всех остальных случаях о
нем должно твердо помнить. Раз основная дневная утреня заупокойная и
предназначается для поминовения вместе со всеми и НАШИХ усопших
сродников, зачем совершать в один церковный день другую заупокойную же
утреню, хотя бы и несколько измененную и сокращенную?
Поминовение во вселенские субботы имеет самостоятельное значение и
находится в тесной, неразрывной связи с воспоминаниями следующих
воскресных дней. Усиленные же заупокойные моления в субботы Великого
Поста установлены как бы в возмещение не могущего быть в будничные дни
поста литургического поминовения. Самые молитвословия в субботы Великого
Поста, за исключением двух тропарей на каждой песне утреннего
четверопеснца триоди, не нарочито для сих суббот составленные, а берутся
из субботней службы октоиха рядового гласа. Прославление случившихся в
эти субботы святых минеи не отменяется, и рядом с заупокойными
песнопениями октоиха и триоди поются и песнопения минеи в честь
празднуемого в тот день святого, причем последние преимуществуют пред
первыми . Если же в одну из этих трех суббот случится праздник
Благовещения или храма, или даже только полиелей, отдание или
предпразднество Благовещения, заупокойная служба отменяется совсем и не
переносится на ин день, так как в Великом Посте больше и некуда
переносить поминальную службу. Лишь триодный четверопеснец субботы с его
заупокойными тропарями поется на повечерии в тот же день или напереди ,
а рядовой заупокойный канон октоиха совсем опускается.
|