19 февраля 2011 года митрополит Воронежский и Борисоглебский
Сергий совершил всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Андрей (Тарасов), клирики
Благовещенского кафедрального собора.
Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели, а именно: о
мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне (с седмицей),
мясопустная, сыропустная (сырная).
В продолжение подготовительных недель Церковь приучает верующих к
подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы
она восстанавливает пост в среду и пятницу, затем возводит христиан на
высшую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную
пищу и дозволением употреблять лишь сырную. Такое особое приготовление к
посту Четыредесятницы является древним установлением Церкви. Так,
знаменитые проповедники IV века: св. Василий Великий, св. Иоанн
Златоуст, Кирилл Александрийский и другие - оставили нам беседы и слова,
сказанные ими относительно поста, еще не наступившего, а только
ожидаемого. В частности, у них находим беседы, произнесенные в каждую из
названных подготовительных недель.
Каноны и многие песнопения, в которых раскрывается значение
подготовительных недель, также относится к древнему периоду: в VIII-IX
веке Феодор и Иосий Студиты составили службы на Недели блудного сына,
мясопустную и сыропустную, а в IX -веке Георгий, митрополит
Никомидийский, - канон на Неделю мытаря и фарисея.
Приготовляя верующих к св. Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по
ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и
благовременным словом своих воинов на брань. Поэтому в приготовительных
службах она не забывает сказать все то, что может расположить верующих к
посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она
восходит и к первым дням мира и человека, к блаженному состоянию
прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и пробудить
сокрушение о грехах, и ко времени пришествия на землю Сына Божия для
спасение человека, чтобы обратить нас к Богу.
Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в
приготовительные недели начинает петь на утрени перед каноном
умилительные тропари: Покаяния отверзи ми двери… На спасение стези
настави мя, Богородице… Множество содеянных мною лютых….
С другой стороны, для той же цели, как бы сближая 70-дневный период
великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену
Вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные недели оплакивает
духовный плен нового Израиля пением 138 псалма: На реках
Вавилонских….
|