26 февраля 2011 года, митрополит Воронежский и Борисоглебский
Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном
соборе во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу. Его
Высокопреосвященству сослужили архимандрит Андрей (Тарасов), клирики
Благовещенского кафедрального собора.
ВСЕЛЕНСКИЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ
Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь, на том же
основании, творит в определенные дни года поминовение всех от века
преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской
кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не
были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при
этом панихиды, указанные Уставом Вселенской Церкви, называются
вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — Вселенскими
родительскими субботами. В круге богослужебного года такими днями общего
поминовения являются: субботы мясопустная и Троицкая и субботы 2-й, 3-й
и 4-й седмиц Великого поста.
Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию
последнего Страшного Суда Христова, Церковь, в виду этого Суда,
установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех
от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и
состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит
Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших
в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и
помощь умершим отцам и братьям нашим и вместе с тем служит выражением
полноты церковной жизни, которою мы живем. Ибо спасение возможно только
в Церкви — обществе верующих, членами которой являются не только
живущие, но и все умершие после своей смерти. В Боге — все живые. И если
окинуть оком все века и то, сколько жило людей и сколько среди них было
верующих во Христа и умерших с верой и надеждой на милость Божию, то мы
увидим, что умершие составляют большую часть Церкви, чем мы, ныне
живущие. Общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть
выражение нашего единства с ними, и вместе с тем общего всех единства о
Господе в Церкви Христовой.
Великая панихида, или полная, называется еще парастас
и отличается от обычно совершаемой панихиды тем, что на ней поются
непорочны (разделяемые на 2 статии) и полный канон.
Устав совершения панихиды находится в Типиконе, гл. 14.
Все молитвословия панихиды находятся в особых книжках: «Последование за
усопших» и «Последование парастаса». Молитвословия панихиды также
находятся: а) в Октоихе — пред последованием субботы 1-го гласа (иногда
и пред субботой 5-го гласа); б) в Псалтири в «Последовании по исходе
души». Но в Октоихе и Псалтири не все помещены молитвословия, которые
положено петь на панихиде. В Псалтири нет великой ектении, которая
имеется в Октоихе, но в Октоихе нет 17-й кафизмы и седальна по 3-й
песни. По Типикону, на панихиде не всегда бывает 17-я кафизма (обычно
она бывает только на парастасе), а канон поется Октоиха текущего гласа.
Чаще всего употребляется канон 6-го гласа: «Яко по суху пешешествовав
Израиль» или канон 8-го гласа «Воду прошед».
Панихида — один из видов церковного поминовения усопших. По своему
составу панихида является сокращением чина погребения. Слово панихида
означает всенощную службу, или бдение (греч. pas — весь, nis — ночь, ado
— пою; другое греч. слово pannihis — всенощное бдение). Наименование
этой церковной службы панихидой объясняется из исторической связи с
всенощным бдением, на что указывает близкое ее сходство, как и всего
чина погребения, с частью всенощного бдения — утреней.
По материалам сайта Православие.ру
|