13 февраля 2011 года митрополит Воронежский и Борисоглебский
Сергий совершил Божественную Литургию в Благовещенском кафедральном
соборе. Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Андрей (Тарасов),
клирики Благовещенского кафедрального собора.
За Божественной литургией Владыка Сергий рукоположил иеродиакона Симона
(Камнева) во иеромонаха, иподиакона Георгия Хаустова во диаконы.
В день памяти новомучеников и исповедников Российских совершалось
поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.
13 февраля - Неделя о мытаре и фарисее.
Собор
новомучеников и исповедников Российских.
Великий пост предваряют подготовительные недели (воскресенья) и седмицы.
Предваряют Великий пост – святую Четыредесятницу – неделя и седмица о
мытаре и фарисее, неделя и седмица о блудном сыне, неделя и седмица
мясопустная (мясо-отпустная), неделя и седмица сыропустная (сыро-отпустная,
сырная, масленица). В приготовительные седмицы Церковь подготавливает
верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной
седмицы (14-19 февраля) восстанавливаются посты среды и пятницы; затем
следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение
вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о
первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их
падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека,
располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.
Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление
Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий,
Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили
о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке
преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном
сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит
Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.
Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря
и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании
покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов,
который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает
богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку.
В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть – «отринуть»
высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное
кичение» и «дмение (надмевание) мерзкое». Для пробуждения чувств
покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели поет на
воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым
воскресеньем поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше»
и чтения 50-го псалма, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния
отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя. Богородице»,
«Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу». Сближая
70-дневный период Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену
вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает
духовный плен нового Израиля пением псалма 136 «На реках вавилонских». В
основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» – положена притча о
мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства.
Показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь
раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно
прощение грехов. Потому ни один грешник не должен отчаиваться в
благодатной помощи Отца Небесного.
По материалам сайта
Православие.Ru
|