26 сентября 2010 года
митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную
литургию в храме Мефодия и Кирилла г. Воронежа. Его
Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Андрей
Изакар, протоиерей Петр Петров, протоиерей Владимир Левшук, протоиерей Василий Попов, священник
Владимир Фурсов, священник Александр Киселев.
Неделя перед Воздвижением.
Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в
Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Предпразднство Воздвижения
Честного и Животворящего Креста Господня.
В день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме
воспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения
Христова, сооруженного равноапостольным Константином Великим и
матерью его равноапостольной царицей Еленой. Праздник этот еще
называется в народе "Воскресением словущим" и означает, что он
словет, или слывет, Воскресением, в отличие от Праздника Светлого
Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь
Воскресения Христова.
Память обновления. Тропарь, глас 4. Якоже вышния тверди
благолепие, / и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы
Твоея Господи,/ утверди сие во век века, / и приими наша в нем
непрестанно приносимая Тебе моления, Богородицею, / всех Животе и
Воскресение.
Кондак, глас 4. Небо многосветлое/ Церковь показася,/ вся
просвещающая верныя,/ в нейже стояще зовем:\ сей дом утверди,
Господи.
Ин кондак, глас 2. Обновления духа в сердцах/ и просвещение
внутренним даруй,/ верою совершающим священная обновления храма дому
Твоего,/ емуже благоволил еси создатися в Твое Божественное Имя,\
Едине во святых прославляемый.
История праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста
Господня.
Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание
обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних
христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это
представляется в таком виде. Император Константин Великий, по
чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он
одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста
Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания
благочестивая мать Константина — Елена — отправилась в 326 году в
Иерусалим для отыскания Креста Господня. По древнеиудейскому обычаю,
орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения ее. По
преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста
Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый
иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство).
Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту
дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою
распятого Христа. Узнать Крест Господень было трудно; нужно было
высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в
чудодейственной силе Креста Господня (по свидетельству многих
историков, прикосновением ко Кресту Господню исцелилась находившаяся
при смерти женщина). В полноте благоговейной радости и духовного
умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование
Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли
поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли
видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте,
поднимал («воздвизал») Святой Крест, показывая его народу. Народ
поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил
свое начало и название праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего
Креста, который был уже установлен в год обретения Святого Древа.
Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то
первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день
Пасхи.
С 335 года, когда совершено было освящение храма Воскресения
Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14
сентября. Так как освящение храма совершалось собором епископов,
прибывших со всех концов Римской империи, это событие послужило
поводом к распространению празднования Воздвижения в этот день во
всем христианском мире.В VII веке с воспоминанием обретения Креста
Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа
Животворящего Креста Господня из Персидского плена. В 614 г. Хозрой,
царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою
овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из
Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно
пребывало 14 лет. В 628 году, после победы над персами и заключения
мира, Святое Древо Креста Господня было возвращено императором
Ираклием в Иерусалим. Император встретил Крест Господень в
Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и
босой, внёс его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это
событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в праздновании
Воздвижения соединились два воспоминания: об обретении Креста
Господня и возвращении его из плена.
О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним
источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до
седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при
св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые
части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть
хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре
храма Воскресения, и принадлежит грекам.
Предпразднство и попразднство.
Праздник Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня
принадлежит к числу двунадесятых. Он имеет один день предпразднства
(13/26 сентября) и семь дней попразднства (с 15/28 сентября по 21/4
сентября/октября). Отдание праздника – 21/4сентября/октября. Кроме
того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя
(воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.
Предпразднство Воздвижения. Тропарь, глас 4. Животворящий
Крест Твоея благости, / Егоже даровал еси нам недостойным Господи, /
Тебе приносим в молитву, / спаси люди и град Твой молящийся,
Богородицею, / Едине Человеколюбче.
|