21 сентября 2010 года
митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную
литургию в Троицком храме в сослужении настоятеля храма протоиерея
Александра Дубанова, архимандрита Андрея (Тарасова), протоиерея
Петра Петрова, протоиерея Владимира Левшук, священника Димитрия
Жигайлова. По окончании Божественной литургии митрополит Воронежский
и Борисоглебский Сергий обратился ко всем с Архипастырским словом.
"Сердечно поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры, с
нынешним великим праздником. Сегодня мы вспоминаем рождество
Пресвятой Богородицы, Владычицы нашей. Мы, люди, живущие много позже
этого события, однако, понимаем – каждый в меру своей
воцерковленности и духовности, всю ответственность, которая была на
Божией Матери. То событие, которое произошло более двух тысяч лет
назад, мы с вами должны помнить. Церковь нам об этом напоминает: мы
должны учиться у родителей Божией матери, у святых праведных Иоакима
и Анны, и у самой Пресвятой Богородицы скромности, терпению,
молитвенному настрою, доброжелательности, которыми они обладали и
которые были их жизнью.
Никто не думал, что от престарелых родителей родится Матерь Божия.
Наоборот, согласно традициям того времени, каждый в душе своей
думал, что какие-то нераскаянные большие грехи носят на себе Иоаким
и Анна, и по этим грехам не дает Господь им чадородие. Каждый вправе
был осуждать их за это. Иоаким и Анна жили в условиях некомфортных,
потому что и ближайшие родственники, и соседи, знакомые – каждый мог
привести их в качестве примера неправедной жизни, ибо это Бог
отметил их неправедность.
И что мы видим со стороны этой святой супружеской пары? Они не
озлобляются, они имеют надежду, они укрепляются в добродетели. Если
же подобное происходит с нами, благодаря нашим грехам, мы не терпим
этого, становимся недоступными, замкнутыми, чувствуем, что весь мир
против нас озлобился. Часто это бывает, особенно, с преступниками,
которые начинают доказывать свою правду, доказывают, что они не
такие. Средством доказательства является грубая сила, ложь, насилие,
убийства, кражи. Все мы себя оправдываем и говорим, что у нас не
такие условия: кому квартиры не хватает, кому денег не хватает, кто
живет один – родители бросили или наоборот – родителей оставил и
живет один. Каждый, если его касается момент осуждения со стороны
общества, не находит общего языка с людьми. Яркий пример – это люди,
которые освобождаются после тюремного заключения. Общество отторгает
их, и сами эти люди, проведя в изоляции несколько лет, не понимают
общества. Они не понимают произошедших изменений в мире, которые
произошли без них. Часть друзей шагнула далеко вперед, стали
благоуспешными, часть скатилась вниз. Происходит полоса непонимания,
поболев немного, эти люди, как правило, берутся за старое.
Нам нужно помнить пример святых праведных Иоакима и Анны: они не
отчаивались, а были примером добродетели. Господь, испытав их
достаточно, благословил им быть родителями той, которая и стала
матерью для Сына Божия.
Вот такое вот смирение – это путь христианский, путь не Ветхого
Завета, путь не мира, а путь, которым все мы должны идти через
тернии, страдания, очищая свою душу. Через непонимание людей мы
должны идти к духовному совершенству. Это случилось не только с
родителями Пресвятой Богородицы, это было и с родителями Иоанна
Предтечи Захарием и Елизаветой. Это было с самим Христом, когда он
испытывал чувство богооставленности – самое страшное, что испытывает
человек, когда не только родственники отказались, но Бог отошел, и
человек один на один оставлен с темными силами. Христос справился с
этим. Те разбойники, которые были распяты вместе с ним, жизнь вели
соответствующую, но оказались в равных условиях – все трое оказались
на кресте, Христос и два разбойника. В одном из разбойников
произошло перерождение души и сердца, он раскаялся, попросил Христа
помянуть его, помнить его, когда Христос придет в Царствие Небесное
– и был помилован. А другой, испытывавший те же самые страдания, что
Христос и благоразумный разбойник, прошел, как и благоразумный
разбойник, жизнь неправедную и полную греха, но, вися на кресте,
ругал Христа, злоба душила его, и он говорил: сойди сам и сними нас.
Мы должны помнить – что бы с нами ни случилось, мы получаем по
заслугам, что сами себе приготовили в этой жизни. Мы должны
благодарить Бога за всё, просить, чтобы он послал нам терпения,
чтобы избавил нас от этих искушений и направил на путь истинный. Мне
кажется, что это основной смысл сегодняшнего праздника, который мы
должны с вами понять – терпение, любовь и доброжелательность. Если
мы будем поступать как Иоаким и Анна, то Господь будет нас
благословлять. А благословение Божие всегда действенно и в этой
жизни, и в будущей. Оно несет с собой только положительные качества,
успех, чем бы мы не занимались, и в этой жизни и в спасении души.
Я желаю вам, дорогие братья и сестры, чтоб вы стяжали от Бога это
качество – получить его благословение, получить дары Святого Духа.
Поздравляю вас ещё раз с праздником и желаю вам многих милостей
Божиих. Да хранит вас всех Господь. Пресвятая Богородица, помогай
нам".
Рождество
Пресвятой Богородицы
Рождество Богородицы произошло так: когда приблизилось время
родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок
царя Давида Иоаким с женою своею Анною. Оба они были люди
благочестивые и были известны не своим царским происхождением, а
смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу
и к людям. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это
очень огорчало их. Но, несмотря на свою старость, они не переставали
просить у Бога, чтобы Он послал им дитя. Они дали обет (обещание), -
если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу.
В то время каждый еврей надеялся, через свое потомство быть
участником в царстве Мессии, то есть Христа Спасителя. Поэтому
каждый еврей, не имеющий детей, был в презрении у других, так как
это считалось великим наказанием Божиим за грехи. Особенно тяжело
было Иоакиму, как потомку царя Давида, потому что в его роде должен
был родиться Христос.
За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг к другу Господь
послал Иоакиму и Анне великую радость. Под конец их жизни у них
родилась дочь. По указанию Ангела Божия, ей было дано имя Мария, что
значит по-еврейски "Госпожа, Надежда".
Рождение Марии принесло радость не только Ее родителям, но и всем
людям, потому что Она была предназначена Богом быть Матерью Сына
Божия. Спасителя мира. Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется
Св. Православною Церковью, как один из великих праздников, 8-го
сентября (21 сент. н. ст.)Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий
Рождество Пресвятой Богородицы: что поется в этот день в храме
Тропарь Рождества Богородицы , глас 4
Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из
Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву,
даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак Рождества Богородицы, глас 4
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя
свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и
людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды
раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.
Величание Рождества Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и
всеславное славим рождество Твое.
Текст службы
Рождества Пресвятой Богородицы. Для большего осмысления того,
что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текcтом
богослужения.
|