18 ноября 2010 года в
п. Рамонь состоялся районный семинар по проблеме «Методологические
основания духовно-нравственного просвещения: теория и практика».
Педагоги всех образовательных учреждений Рамонского района собрались
в МОУ «Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2», где они
смогли познакомиться с опытом работы данной школы, представленным
директором Зубовой Галиной Николаевной, и посетить
специализированные кабинеты (библиотеку, медиа-класс, кабинет по
основам православной культуры).
Организатором семинара явился Воронежский областной институт
повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПКиПРО)
при содействии отдела религиозного образования и катехизации
Воронежской и Борисоглебской епархии.
Открыл семинар благочинный Рамонского района прот. Александр Киняк.
В своем приветственном слове о. Александр обратил внимание
слушателей на важность духовно-нравственного просвещения как
учителя, так и ученика в условиях разного рода кризисов
(экологического, социально-экономического и, главное, кризиса
личности).
В работе семинара принял участие руководитель отдела религиозного
образования и катехизации прот. Василий Попов. Его доклад был
посвящен вопросу роли и места духовно-нравственного компонента
отечественного образования. Раскрывая данную тему, о. Василий
затронул важные религиозно-педагогические аспекты: вскрыл глубинную
связь образования с культурообразующие нашей страны – православием;
коснулся вопроса духовной сущности учительского труда; подчеркнул
важность развития конструктивного диалога Русской Православной
Церкви и школы; обратил внимание присутствующих на тот факт, что для
повышения эффективности духовно-нравственного просвещения
необходимым требованием является следование духовным ориентирам ВСЕХ
участников учебно-воспитательного процесса (и ученика, и родителя, и
учителя).
Доклад начальника методического отдела духовно-нравственного
просвещения ВОИПКиПРО Дорофеевой Татьяны Васильевны на тему
«Апробация учебного предмета «Основы религиозных культур и светской
этики»: опыт, проблемы, перспективы» вскрыл
педагогико-социалогические аспекты восприятия новой учебной
дисциплины общественностью тех 21 регионе, где на сегодняшний день
она апробируется. Также Татьяна Васильевна осветила методологические
отличия блоков рассматриваемой учебной дисциплины, соответствующих
типам культур, естественно сложившимся в разных регионах России
(«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры») от блока,
содержащих описание типов мировоззрений, противоположных
культуросообразным традициям («Светская этика») и блока, содержание
которого не может стать личностно значимым для ученика («Мировые
религии»).
Вопрос о компетентности того, кто может осуществлять
духовно-нравственное просвещение, был раскрыт в докладе старшего
методиста отдела духовно-нравственного просвещения ВОИПКиПРО
Веретенниковой Светланы Викторовны. Размышляя о
психолого-педагогических аспектах данного вопроса, Светлана
Викторовна анализировала профессиограмму педагога прошлого и
настоящего, отметив главное отличие – забвение критериев и
показателей личностных качеств в профессограмме современного
учителя. Внимание присутствующих было обращено на
личностно-профессиональные деформации учителей и пути их
трансформации в качества, помогающие возрождению духовной сущности
учительского труда в общественном сознании.
Официальную часть работы семинара завершили выступления педагогов
Рамонского района Шиловой Татьяны Николаевны (МОУ СОШ № 2) и
Кузнецовой Любови Семеновны (МОУ Рамонский лицей), поделившихся
педагогическими находками из своего опыта в духовно-нравственном
направлении.
Завершением работы семинара стало внеклассное мероприятие,
посвященное Дню матери, подготовленное учителями МОУ Рамонская
общеобразовательная школа № 2 (воспитателем Шиловой Т.Н., учителем
русского языка и литературы Шепеленко Т.А. и учителем музыки
Васильченко Т.К.). На мероприятие были приглашены родители учащихся
школы. Сценарий мероприятия и его воплощение показали присутствующим
органичное единство православных смыслов и ценностей и достаточно
нового для нашего государства Дня матери. Тому свидетельство –
теплая дружественная атмосфера, светлые лица и горящие глаза
учеников-участников мероприятия. |