В 2008 году во исполнение
решения Архиерейского Собора в Воронежской и Борисоглебской епархии
был образован церковный суд. О том, какие вопросы входят в
компетенцию церковного суда, как происходило избрание его членов и
какие вопросы решает церковный суд, рассказал в беседе с
корреспондентом «Православного Воронежа» председатель епархиального
суда протоиерей Андрей Скакалин.
В церковном суде – пять человек. Трое – председатель, заместитель
председателя священник Сергий Уланов и секретарь суда иеромонах
Сергий (Копылов) – назначены правящим архиереем. И на епархиальном
собрании Владыка Сергий просто объявил о сделанных им назначениях.
А двух лиц выбирали на епархиальном собрании 23 декабря 2008 года.
Владыка предложил две кандидатуры, которые были утверждены общим
голосованием. Это – ректор Воронежской православной духовной
семинарии игумен Иннокентий (Никифоров) и священник Виктор Минор.
11 марта 2009 года у нас прошло первое заседание епархиального
церковного суда. Митрополит Сергий совершил краткий молебен, затем
все судьи принесли присягу перед Крестом и Евангелием в присутствии
Владыки, как это и полагается по положению о церковном суде.
Суд избирается сроком на три года. Для нас, конечно, все это внове,
потому что церковный суд в нашей епархии только образован – до этого
его функции исполнял Епархиальный совет во главе с правящим
архиереем.
Полнота судебной власти в епархии принадлежит правящему архиерею.
Владыка делегирует членам суда полномочия, касающиеся тех дел,
которые требуют выяснения, рассмотрения.
– В «Положении о церковном суде» сказано, что суд рассматривает
церковные правонарушения. Но для человека несведущего не вполне
понятно, какие конкретно деяния подразумеваются. Можно ли пояснить?
– Это может быть нарушение церковного порядка, порядка богослужений.
Понятно, что речь идет о злостном нарушении, а не каком-то единичном
случае. Это может быть неисполнение священником указаний правящего
архиерея. Это и поведение, не соответствующее высокому званию
священника или вводящее в соблазн окружающих. Это и канонические
нарушения.
В 2009 году мы полностью рассмотрели четыре дела. Три из них связаны
с каноническими нарушениями священников. Суд, детально изучив
обстоятельства, принял решение о лишении сана этих священников.
Решения суда были утверждены митрополитом Сергием и переданы на
утверждение Святейшего Патриарха Кирилла. Одно дело касалось
происшествия за богослужением в Богоявленском храме в Грибановке.
Сейчас мы рассматриваем дела еще двух священников.
– Чем вы руководствуетесь при рассмотрении дел?
– Если при рассмотрении дел в светских судах пользуются Уголовным
кодексом, то у нас есть свод правил, которые регулируют церковную
жизнь. Апостольские правила, правила святых отцов, правила Поместных
Вселенских Соборов. И на основании этого мы уже какое-то деяние,
каноническое нарушение согласуем с определенными правилами.
Все заседания церковного суда закрытые. Решения принимаются
голосованием.
– Правящий архиерей сам передает дело в церковный суд. Получается,
что суд занимается расследованием.
– Безусловно. Судебные полномочия епархиальных судов делегированы
архиереем, и епархиальные суды не призваны выносить приговоры,
судебные постановления. Их задача – установить факт церковного
правонарушения, определить виновных лиц, степень виновности и
представить каноническую справку по делу с тем, чтобы само судебное
решение принимал уже архиерей.
Все решения, которые мы принимаем, должны быть утверждены правящим
архиереем и только после этого они имеют силу. Если рассматривается
дело о лишении сана, о запрещении в священном служении, тогда дело
передается в Патриархию, на утверждение Святейшему Патриарху.
Сейчас мы рассматриваем дела в основном священников. Впоследствии,
возможно, будут и дела мирян.
– А дела, которые вы рассматриваете, можно условно поделить на
«простые» и «сложные».
– Простых дел не бывает. Каждый из нас – человек. А нет человека без
греха, и мы это хорошо понимаем и боимся осудить человека. Человека
могут оклеветать, и нам приходится проверять свидетельские
показания, вызывать дополнительно свидетелей. Все свидетели приносят
присягу перед Крестом и Евангелием. Если человек некрещеный, он тоже
предупреждается об ответственности. Главная задача церковного суда –
не наказать, а навести порядок в церковной жизни.
|