главная

простых дел не бывает

 

В 2008 году во исполнение решения Архиерейского Собора в Воронежской и Борисоглебской епархии был образован церковный суд. О том, какие вопросы входят в компетенцию церковного суда, как происходило избрание его членов и какие вопросы решает церковный суд, рассказал в беседе с корреспондентом «Православного Воронежа» председатель епархиального суда протоиерей Андрей Скакалин.

В церковном суде – пять человек. Трое – председатель, заместитель председателя священник Сергий Уланов и секретарь суда иеромонах Сергий (Копылов) – назначены правящим архиереем. И на епархиальном собрании Владыка Сергий просто объявил о сделанных им назначениях.

А двух лиц выбирали на епархиальном собрании 23 декабря 2008 года. Владыка предложил две кандидатуры, которые были утверждены общим голосованием. Это – ректор Воронежской православной духовной семинарии игумен Иннокентий (Никифоров) и священник Виктор Минор.

11 марта 2009 года у нас прошло первое заседание епархиального церковного суда. Митрополит Сергий совершил краткий молебен, затем все судьи принесли присягу перед Крестом и Евангелием в присутствии Владыки, как это и полагается по положению о церковном суде.

Суд избирается сроком на три года. Для нас, конечно, все это внове, потому что церковный суд в нашей епархии только образован – до этого его функции исполнял Епархиальный совет во главе с правящим архиереем.

Полнота судебной власти в епархии принадлежит правящему архиерею. Владыка делегирует членам суда полномочия, касающиеся тех дел, которые требуют выяснения, рассмотрения.

– В «Положении о церковном суде» сказано, что суд рассматривает церковные правонарушения. Но для человека несведущего не вполне понятно, какие конкретно деяния подразумеваются. Можно ли пояснить?

– Это может быть нарушение церковного порядка, порядка богослужений. Понятно, что речь идет о злостном нарушении, а не каком-то единичном случае. Это может быть неисполнение священником указаний правящего архиерея. Это и поведение, не соответствующее высокому званию священника или вводящее в соблазн окружающих. Это и канонические нарушения.

В 2009 году мы полностью рассмотрели четыре дела. Три из них связаны с каноническими нарушениями священников. Суд, детально изучив обстоятельства, принял решение о лишении сана этих священников. Решения суда были утверждены митрополитом Сергием и переданы на утверждение Святейшего Патриарха Кирилла. Одно дело касалось происшествия за богослужением в Богоявленском храме в Грибановке. Сейчас мы рассматриваем дела еще двух священников.

– Чем вы руководствуетесь при рассмотрении дел?

– Если при рассмотрении дел в светских судах пользуются Уголовным кодексом, то у нас есть свод правил, которые регулируют церковную жизнь. Апостольские правила, правила святых отцов, правила Поместных Вселенских Соборов. И на основании этого мы уже какое-то деяние, каноническое нарушение согласуем с определенными правилами.

Все заседания церковного суда закрытые. Решения принимаются голосованием.

– Правящий архиерей сам передает дело в церковный суд. Получается, что суд занимается расследованием.

– Безусловно. Судебные полномочия епархиальных судов делегированы архиереем, и епархиальные суды не призваны выносить приговоры, судебные постановления. Их задача – установить факт церковного правонарушения, определить виновных лиц, степень виновности и представить каноническую справку по делу с тем, чтобы само судебное решение принимал уже архиерей.

Все решения, которые мы принимаем, должны быть утверждены правящим архиереем и только после этого они имеют силу. Если рассматривается дело о лишении сана, о запрещении в священном служении, тогда дело передается в Патриархию, на утверждение Святейшему Патриарху.

Сейчас мы рассматриваем дела в основном священников. Впоследствии, возможно, будут и дела мирян.

– А дела, которые вы рассматриваете, можно условно поделить на «простые» и «сложные».

– Простых дел не бывает. Каждый из нас – человек. А нет человека без греха, и мы это хорошо понимаем и боимся осудить человека. Человека могут оклеветать, и нам приходится проверять свидетельские показания, вызывать дополнительно свидетелей. Все свидетели приносят присягу перед Крестом и Евангелием. Если человек некрещеный, он тоже предупреждается об ответственности. Главная задача церковного суда – не наказать, а навести порядок в церковной жизни.

 

Воронеж Православный № 3 (136), март, 2010