21 марта 2010 года, во
время Великого поста, в храме Анастасии Узорешительницы села
Костёнки Хохольского района, где находится православная община для
освобождающихся из мест лишения свободы, состоялась особая служба
(Пассия) с чтением акафиста Страстям Христовым, а также Евангелия о
Гефсиманских и Голгофских страданиях Господа нашего Иисуса Христа.
Пассию совершил протоиерей Петр Петров в сослужении священников,
осуществляющие тюремное служение на территории Воронежской области.
Каждая Пассия вновь напоминает нам о том искупительном подвиге,
который совершил за нас Спаситель, раскрывая смысл Его Крестных
страданий и приводя душу к покаянию.
Протоиерей Петр обратился к верующим со словами проповеди: «Мы
собрались здесь для того, чтобы вспомнить о Страстях Христовых,
духовно подкрепиться в эти дни Великого Поста и подумать, что мы
сделали хорошего в нашей жизни». Поясняя, пришедшим на Пассию, смысл
страданий Спасителя, о. Петр говорил о том, что люди забыли, как
Христос творил добро, исцелял их. Люди распяли Его, но Он не
озлобился на тех, кто обзывал, бил, издевался над Ним. Он просил на
кресте, чтобы Отец простил их. «А как поступаем мы? Мы любим только
тех, кто нам нравится, кто нас любит. Мы сами решаем, кому делать
добро, творим свой суд над людьми. А в итоге мы приходим с гневом и
злобою к вратам рая, со своим судом».
О. Петр просил собравшихся сознательно отказываться от злых дел и
для назидания привел несколько красноречивых и поучительных историй.
Среди них рассказ человека, который попал на Казанском вокзале в г.
Москве в трудную ситуацию, оказавшись без средств к существованию.
Он был голоден и не мог уехать домой. Тогда он начал думать, что ему
надо что-то украсть, продать и таким образом выбраться из этого
безвыходного положения. Он заметил бабушку, у которой одна сумка
стояла чуть поодаль от всех остальных. Украсть эту сумку не
составляло труда. Но он задумался о последствиях этого
нелицеприятного поступка и, сделав над собой усилие, подошел к
бабушке и предупредил, что сумка стоит так, что ее легко могут
украсть. И тут свершилось чудо – душа это человека возликовала! Ему
стало так легко и радостно от осознания, что он победил себя, сумел
отказаться от злодеяния. Он подошел к одному обеспеченному человеку,
честно признался о своем бедственном положении и попросил у него
немного денег на еду. Незнакомец сводил его в привокзальное кафе,
накормил, а затем купил ему билет домой. Господь помогает человеку,
который отказывается от зла, ведь самая великая победа – это когда
мы побеждаем сами себя!
Господь всегда приходит на помощь, если мы Его просим, обращаемся к
Нему. К одному затворнику забрался сатана и стал его силой
вытаскивать из пещеры. Праведник долго сопротивлялся, но когда
оказался уже у выхода и понял, что силы неравные, взмолился:
«Господи, помоги!» Тут же явился Господь, а сатана исчез.
Пустынножитель спросил: «Господи, почему же ты раньше не приходил?»
Господь ответил: «Но ведь ты меня не призывал».
О. Петр в своей проповеди также обратил внимание на то, что Господь
часто приходит к нам в нуждах, и рассказал историю о том, как одной
благочестивой женщине Господь сказал во сне, что придет к ней в
гости. Она целый день готовилась к его приходу, мыла и убирала дом.
К ней приходили странник, нищенка и ребенок-сирота, но она просила
их придти позже, так как сейчас очень занята. Господь не пришел, но
явился ей снова во сне. На вопрос женщины, почему же Он ее не
посетил, Христос ответил: «Я трижды приходил к тебе, но ты не
приняла меня!»
Далее о. Петр порекомендовал прочитать книгу и посмотреть фильм
«Поп», повествующие о жизни патриарха Алексия, о его родителях. И
рассказал историю, прочитанную в книге, о том, как один человек
жаловался священнику на свою жену, что нет сил, уже ее терпеть. На
что священник ответил, что сказанные слова удивительным образом
можно отнести и к его собственной жене, которая его постоянно
«точит». Но священник увидел в этом Промысел Божий – если кто-то
точит, это помогает нам оттачиваться, совершенствоваться.
Завершил проповедь о. Петр со словами: «Дай нам Бог увидеть славное
Великое Воскресение! Дай нам Бог пройти через искушения, которые
порой приходят через наших близких. Надо терпеть, ведь таким образом
мы «затачиваемся», очищаемся. А вместе спасаемся! Аминь».
В конце службы все верующие с благоговением подошли поклониться
перед Распятием. Приняв участие в соборной молитве у Креста
Спасителя о Его страданиях, каждому верующему подается помощь для
продолжения поста. И тогда каждый молящийся осознает, что
действительно Пасха - праздников Праздник и Торжество из торжеств!
Шел весенний дождь, смешиваясь с талой водой, небо хмурилось, а на
душе было радостно. Радостно звонили колокола. Великий пост не
закончился, но Пассия вдохнула в душу новые силы и породила
удивительное чувство приближающегося Воскресения Христова!
Справка:
Пассия – это самая поздняя по времени возникновения православная
служба - пассия (греч. "страдание") - была составлена в середине
XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих
литургических форм. Так называются особые службы, совершаемые в
Великом посту, во время которых читается Евангелие о крестных
страданиях Спасителя. Первоначально пассии были распространены в
южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно.
Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во
второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого
Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах
вспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой
пассией прочитываются евангельские повествования об этом: на первой
-26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14и 15 от Марка, на третьей
-22 и 23 от Луки, на четвертой 18 и 19 от Иоанна. По традиции во
время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из
богослужения Великой Пятницы - дня телесной смерти Господа. Так,
исполняется стихира "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного",
которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением
Евангелия звучит прокимен "Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей
меташа жребий..." Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу,
вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста - сораспятии со
Христом. В конце службы все верующие с благоговением подходят
поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии
выносится на середину храма.
На пассии непременно произносится проповедь с поучением об
Искуплении. Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо
частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще
и акафист - Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно
поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно,
что пассию так любят русские православные христиане. Пассии
производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним
содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и
назидание.
Правда, в некоторых кругах бытует мнение, что пассия - порождение
католицизма. В ней усматривают подобие католических месс Баха для
Страстной недели (известные "Страсти по Матфею", "Страсти по
Иоанну"). Это мнение неосновательно. Напротив, митрополит Петр
составлял последование в противовес пышным католическим
богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия
принимали унию. Дух пассии совершенно православный: случайное
сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим
духовно-нравственным содержанием.
"Азы православия", К. Слепинин
|