19 августа 2010 года
митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную
литургию в Спасо-Преображенском Толшевском женском монастыре. Его
Высокопреосвященству сослужили архимандрит Андрей(Тарасов),
протоиерей Александр Кокушкин.
По заамвонной молитве Воронежский Архипастырь совершил чин освящения
начатков плодов.
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа описано в
трех синоптических Евангелиях: Мф. 17: 1–6; Мк. 9: 1–8; Лк. 9:
28–36.
Это таинственное преображение, явление Божественного величия и славы
Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на
горе Фавор в Галилее. Иисус взял трёх ближайших учеников: Петра,
Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться;
апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были
сном» (Лк. 9: 32).
Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда
молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою,
блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в
светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал
с двумя мужами - ветхозаветными пророками, Моисеем и Илией.
Символичным является явление Моисея и Илии. По выражению свт. Иоанна
Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти»,
предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над
жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».
Согласно евангельскому тексту, это событие произошло в феврале, за
40 дней до Пасхи, но Православная церковь перенесла празднование на
6 (19 по новому стилю) августа для того, чтобы оно не приходилось на
дни Великого поста. При этом на 40-й день после Преображения всегда
празднуется Воздвижение Креста Господня, когда Церковь вновь
вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте.
Что касается хронологии установления праздника, то существуют версии
о его чрезвычайно древнем происхождении - праздник был установлен в
IV веке, в это время равноапостольная Елена, мать Константина
Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня.
В этот день освящается виноград нового урожая, а там, где его нет —
яблоки, самый распространенный плод на Руси, после чего их
разрешается употреблять в пищу. Чин освящения плодов - в конце
праздничной литургии.
|