главная

II всероссийский съезд православных врачей
1 октября 2009 года


«Церковь и современная медико-социальная действительность»
Выступление Митрополита Воронежского и Борисоглебского СЕРГИЯ,
Председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению
Русской Православной Церкви,
Председателя Общества православный врачей России
на Втором Всероссийском съезде православных врачей

 

Дорогие делегаты и гости нашего съезда, боголюбивые доктора,
милосердные медицинские сестры, всечестные отцы,
многоуважаемые преподаватели и студенты, дамы и господа!

Сегодня в этом зале собрались не просто работники здравоохранения, но ученики и последователи Христа, призванные участвовать в Его милосердных делах спасения и исцеления, не прекращающихся и по сей день.

Медицина - это особое знание. Предметом медицинской науки являются не болезни, а индивидуальная человеческая жизнь, которая является целым миром, где переживается самый главный опыт человека: опыт рождения, болезни и умирания. В мире медицины особенно ясна хрупкость человеческой жизни, которая подвержена болезням, изнашиванию, старению и разрушению. Прежде чем стать врачом, человек должен был много изучить - в аудиториях, в книгах и в лабораториях. Но нет более глубокого урока, чем тот, который врач получает каждый день, сопереживая страданию больных. У вас есть удивительный опыт сочувствия человеческой боли. Медицина - это место, где здоровый человек встречается со страданием; где отчаяние перед смертельным диагнозом смешано с надеждой на выздоровление; где естественное человеческой желание жить - прерывается смертью. У врача есть очевидная власть. Она основана на том, что медицина способна раскрывать тайну природы человека ради борьбы за жизнь. В болезни каждый человек понимает, что есть слишком мало вещей, ценных на самом деле: любовь окружающих людей, свобода, мир, надежда и вера. Болезнь, - даже самая безобидная, - обнаруживает границы природы человека. Даже не тяжелый больной чувствует, что его жизнь имеет ограничения, заставляющие задумываться о том моменте, когда в своей максимальной степени эти ограничения будут наложены на всю земную жизнь человека, на его плоть и приведут каждого из нас к неизбежной кончине.

Поэтому, болезнь - это источник тревоги, знакомой любому пациенту. Эта глубокая тревога преодолевается лишь в общении с другой личностью. В жизнь больного должен войти другой человек, и это, прежде всего, врач. Худшее что может произойти с больным, состоит в том, что никто так и войдет в его жизнь, не коснется его души, и пациент останется наедине со своей болезнью, со своим страданием. Это и есть путь к смерти в абсолютном отчаянии одиночества. Мне хотелось бы обсудили сегодня причины, по которым в наших храмах всегда много больных людей, пришедших с ощущением безысходности после неоднократных обращений в медицинские учреждения.

Чего ждет больной человек, когда он заболевает? Ответ чрезвычайно очевидный: больной ждет здоровья. В этом ожидании он надеется на то, что его природа справится с болезнью, он доверяет знаниям и умению врача. Однако, больной ждет не только этого. Перед лицом потерь и ограничений, связанных с болезнью, больной ищет смысл жизни. Перед тревогой и неопределенностью будущего, больной ищет стабильности. Перед страданием, он ищет объяснения, почему оно коснулось именно . его. Перед лицом одиночества, ждет доверительного общения. После перечеркивания болезнью успехов и достижений, он нуждается в уважении. Чувствуя вину перед ближними - он жаждет прощения. Перед разрушающейся реальностью - имеет надежду. Перед молчанием, пациент ищет слова утешения. Перед страхом смерти - взыскует жизнь. И давайте честно ответим себе на вопрос: сможет ли врач самостоятельно помочь пациенту обрести все перечисленное? Следует признать, что этот сложный комплекс проблем, встающий перед пациентом, не является компетенцией современной медицины. Эти проблемы, относящиеся к самым глубоким основам человеческого существования, традиционно рассматриваются христианской Церковью. Поэтому, врач, который пренебрегает религией, является близоруким. Целостная помощь больным становится все более сложной. Она предполагает включение в лечебный процесс не только врачей и медицинских сестер, но и психологов, социальных работников, священников, для того чтобы воздействовать на все измерения человека: соматическое, психологическое, общественное и религиозное. Мы не исцелим человека, пока не возвратим ему здоровье во всех этих четырех измерениях.

Нет более верного способа сохранить здоровье, чем жить по заповедям Бога, жить, уподобляя свою любовь к людям и окружающему миру совершенной любви Спасителя. Внимательное прочтение Евангелия позволяет понять, что здоровье не навязывается Христом, а предлагается Им. «Хочешь ли ты быть здоров?» [Ин.5,6] спрашивает Господь. Этот вопрос означает, что путь исцеления включает также и волю больного. Слепые не вылечиваются до тех пор, пока не рассеивается слепота их сердец, [Мф.9,27-39], парализованный не выздоравливает, пока он продолжает оставаться скованным рабством греха [Лк.8,27-35]. Прокаженный не очищается, пока не угасит внутри себя пламень своих душевных страстей и не предаст себя воле Бога [Мф.8,2-3]. То есть физическое преобразование человека - зависит от глубинных изменений его души. Освобождение от страдания, связанного с болезнью, требует освобождения от греха и восстановления отношения с Богом.

Применительно к медицине это означает, что система организации здравоохранения не должна рассматриваться как способ пришивания заплат к тому привычному образу жизни человека, который воспроизводит в нем болезнь. Медицина предполагает обретение здоровья, расцвет и полноту существования человека, обретаемого вследствие переворота в его жизни. Здоровье нельзя получить иначе как изнутри самого больного. К сожалению, вместо того, чтобы вступить ради своего выздоровления на ответственный и долгий путь самосовершенствования, современный человек предпочитает простой и короткий путь выздоровления, предлагаемый ему фармацевтической промышленностью и новыми медицинскими технологиями. Искушение «вы будете как боги» [Быт.3,5], подкралось в современной медицине в новой форме: вера в новую медицинскую аппаратуру и современные лекарства заменили веру во Христа. Триумфальная дорога развития медицины уперлась в утопический горизонт возможности выздороветь, не изменив своего отношения с природой, людьми и с Богом. Не потому ли успехи, связанные с очевидными достижениями медицины все чаще сменяются разочарованием?

Мир здоровья и болезни организован сегодня системой здравоохранения, которая находится в постоянном изменении и развитии. Проблемы оказания медицинской помощи сложны, многогранны и требуют внимательного изучения. В современной медицине есть высокоэффективные терапевтические методики и хирургические техники. Но является ли больной человек и его интересы постоянным центром внимания врача и центром планов развития здравоохранения? Думается, что нет. Врач все больше становится экспертом по болезням, специалистом, потерявшим целостное видение больного. Под давлением экономических проблем российская медицина оказалась на перекрестке вопросов: быть экономически эффективной и научной или быть более человечной? Современная модель здравоохранения забыла человека.

Вам хорошо известны проблемы и издержки реформ российского здравоохранения, проводимых уже пять лет. Есть несложный критерий христианской оценки того, что мы делаем. Достаточно обратиться к голосу своей совести и спросить, - что ответили бы мы Христу, если бы встретились с Ним лицом к лицу, видя сегодня, наряду с преумножением страдания пациентов, сокращение коечного фонда в больницах, очереди за предоставлением медицинских услуг в амбулаторно-поликлинической службе, ограниченные квоты на бесплатную медицинскую помощь, приоритет экономических критериев над этическими и терапевтическими, увеличение нагрузки на медицинский персонал, отсутствие заинтересованности медицинских работников в качественном выполнении своей работы, изношенное медицинское оборудование и обветшавшие здания больниц? Вероятно, как у Ф.М. Достоевского в легенде о великом инквизиторе, кто-то скажет: «все это мы делаем ради здоровья пациентов и во Имя Твое, Господи. Зачем же Ты пришел нам мешать»?

Церковь утверждает интересы больного человека как цель и последний критерий оценки работы системы здравоохранения и деятельности медицинских работников. Мы считаем безнравственным представление о том, что реформы здравоохранения должны быть производными от экономики здравоохранения. Здоровье не является товаром по своей природе. Это дар Бога, который, вообще не должен быть объектом медицинских услуг и предпринимательской деятельности. Осознавая серьезность положения дел в организации здравоохранения, Церковь чтит святость подвига тех медицинских работников, которые, несмотря на трудности, не оставили медицину, сохранив свое профессиональное служение пациентам и убежденность, что к больному следует подходить не только с современным знанием и с современной техникой, - но, прежде всего, с любовью.

Медицина всегда являлась пространством теологическим - местом встречи человека с Богом. Напомню, что первая больница была организована святым Василием Великим, жившим в 4 веке. Как епископ и пастырь, святой Василий постоянно заботился об улучшении стесненных материальных условий, в которых жили верующие; он смело обличал личные и общественные пороки; вступался за самых бедных и отверженных; обращался к правителям, чтобы они облегчили страдания народа, особенно во время стихийных бедствий. Свидетельствуя о Боге, Который есть Любовь и Милость, святой Василий Великий построил множество приютов для нуждающихся, - целый город милосердия, названный его именем Василиадой. Именно он лежит в основе организации современных больничных структур и системы госпитализации и лечения больных. Во времена святого Василия было очевидно, что единственная цель системы здравоохранения состоит в том, чтобы помогать больному выздоравливать, - всегда, когда это возможно. Яго медицинский работник - это, прежде всего, помощник больного человека, его слуга, - если брать изначальное значение древнегреческого слова «терапевт»

И сегодня, одна из задач Церкви - это забота о самых нуждающихся больных, которые в силу самой природы своей болезни и сопутствующих ей социальных факторов (вынужденная миграция, бедность, отсутствие определенного места жительства, психические заболевания, наркомания, алкоголизм), оказываются исключенными из достойного медицинского и социального обслуживания. На сегодняшний день несправедливость, предрассудки, брезгливость и дискриминация делают оказание таким больным медицинской помощи практически невозможной. Необходима благотворительность, вовлечение в сферу пастырской медицины новых людей, которые находили бы свое истинное призвание в помощи этим больным, наиболее покинутых обществом. Необходима также связь с социальными структурами, которые могут социализировать таких пациентов: проекты реабилитации наркоманов, престарелых, мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Но самое главное, Церковь должна принять участие в создании нового общественного сознания и новой гражданской позиции, которая преодолевала бы дискриминацию таких пациентов. Евангельская притча о богаче и Лазаре [Лк. 16,19-31] - напоминает нам о том, что социально движения православных врачей - это милосердие. Конечная цель движения православных врачей состоит в том, чтобы сохранить свою профессиональную врачебную ответственность перед больным человеком. Проповедь Евангелия не должна быть чем-то дополнительным к профессиональной работе верующего врача. Эта проповедь должна быть через само содержание, через сам стиль медицинской деятельности, - изнутри нее самой. Страдание часто пробивает ту стену, которая отделяет человека от общения с Творцом. Однако, в самый момент страдания, находясь в тягостном переживании, связанном с болезнью, с усталостью от боли человек зачастую не может услышать слова о духовной высоте Православия. Больного нужно сначала вылечить, вернуть ему способность слышать слова о Боге. Дела милосердия отчетливо слышны и во время самых тяжелых испытаний. Врачевание, движимое любовью, милосердием и сочувствием - это молчаливое, но очень сильное и эффективное провозглашение евангельской Благой Вести о приближении Бога, в общении с которым, человек обретает здоровье. Вы, призваны Церковью стать не пропагандистами отвлеченных богословских истин, а живыми свидетелями христовой любви, воплощенной в милосердном медицинском служении. Слова Спасителя из притчи о милосердном самарянине «иди и ты поступай так же» [Лк. 10,37] это обращение к каждому из нас. Сам Христос говорит вам, - иди и делай тоже: стань пациенту ближним, имей сочувствие, трать свои знания, силы, саму жизнь и будь свидетелем любви Бога, его милосердия, его прощения и чудес исцеления.

Пусть отобразится в ваших сердцах Христос! И тогда для многих больных ваша жизнь станет первым евангелием, которое они прочитают.
 

Пресс-служба Воронежской и Борисоглебской епархии