«Церковь и современная медико-социальная действительность»
Выступление Митрополита Воронежского и Борисоглебского СЕРГИЯ,
Председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению
Русской Православной Церкви,
Председателя Общества православный врачей России
на Втором Всероссийском съезде православных врачей
Дорогие делегаты и гости нашего съезда,
боголюбивые доктора,
милосердные медицинские сестры, всечестные отцы,
многоуважаемые преподаватели и студенты, дамы и господа!
Сегодня в этом зале собрались не просто работники здравоохранения, но ученики и
последователи Христа, призванные участвовать в Его милосердных делах спасения и
исцеления, не прекращающихся и по сей день.
Медицина - это особое знание. Предметом медицинской науки являются не болезни, а
индивидуальная человеческая жизнь, которая является целым миром, где
переживается самый главный опыт человека: опыт рождения, болезни и умирания. В
мире медицины особенно ясна хрупкость человеческой жизни, которая подвержена
болезням, изнашиванию, старению и разрушению. Прежде чем стать врачом, человек
должен был много изучить - в аудиториях, в книгах и в лабораториях. Но нет более
глубокого урока, чем тот, который врач получает каждый день, сопереживая
страданию больных. У вас есть удивительный опыт сочувствия человеческой боли.
Медицина - это место, где здоровый человек встречается со страданием; где
отчаяние перед смертельным диагнозом смешано с надеждой на выздоровление; где
естественное человеческой желание жить - прерывается смертью. У врача есть
очевидная власть. Она основана на том, что медицина способна раскрывать тайну
природы человека ради борьбы за жизнь.
В болезни каждый человек понимает, что есть слишком мало вещей, ценных на самом
деле: любовь окружающих людей, свобода, мир, надежда и вера. Болезнь, - даже
самая безобидная, - обнаруживает границы природы человека. Даже не тяжелый
больной чувствует, что его жизнь имеет ограничения, заставляющие задумываться о
том моменте, когда в своей максимальной степени эти ограничения будут наложены
на всю земную жизнь человека, на его плоть и приведут каждого из нас к
неизбежной кончине.
Поэтому, болезнь - это источник тревоги, знакомой любому пациенту. Эта глубокая
тревога преодолевается лишь в общении с другой личностью. В жизнь больного
должен войти другой человек, и это, прежде всего, врач. Худшее что может
произойти с больным, состоит в том, что никто так и войдет в его жизнь, не
коснется его души, и пациент останется наедине со своей болезнью, со своим
страданием. Это и есть путь к смерти в абсолютном отчаянии одиночества. Мне
хотелось бы обсудили сегодня причины, по которым в наших храмах всегда много
больных людей, пришедших с ощущением безысходности после неоднократных обращений
в медицинские учреждения.
Чего ждет больной человек, когда он заболевает? Ответ чрезвычайно очевидный:
больной ждет здоровья. В этом ожидании он надеется на то, что его природа
справится с болезнью, он доверяет знаниям и умению врача. Однако, больной ждет
не только этого. Перед лицом потерь и ограничений, связанных с болезнью, больной
ищет смысл жизни. Перед тревогой и неопределенностью будущего, больной ищет
стабильности. Перед страданием, он ищет объяснения, почему оно коснулось именно
. его. Перед лицом одиночества, ждет доверительного общения. После
перечеркивания болезнью успехов и достижений, он нуждается в уважении. Чувствуя
вину перед ближними - он жаждет прощения. Перед разрушающейся реальностью -
имеет надежду. Перед молчанием, пациент ищет слова утешения. Перед страхом
смерти - взыскует жизнь. И давайте честно ответим себе на вопрос: сможет ли врач
самостоятельно помочь пациенту обрести все перечисленное? Следует признать, что
этот сложный комплекс проблем, встающий перед пациентом, не является
компетенцией современной медицины. Эти проблемы, относящиеся к самым глубоким
основам человеческого существования, традиционно рассматриваются христианской
Церковью. Поэтому, врач, который пренебрегает религией, является близоруким.
Целостная помощь больным становится все более сложной. Она предполагает
включение в лечебный процесс не только врачей и медицинских сестер, но и
психологов, социальных работников, священников, для того чтобы воздействовать на
все измерения человека: соматическое, психологическое, общественное и
религиозное. Мы не исцелим человека, пока не возвратим ему здоровье во всех этих
четырех измерениях.
Нет более верного способа сохранить здоровье, чем жить по заповедям Бога, жить,
уподобляя свою любовь к людям и окружающему миру совершенной любви Спасителя.
Внимательное прочтение Евангелия позволяет понять, что здоровье не навязывается
Христом, а предлагается Им. «Хочешь ли ты быть здоров?» [Ин.5,6] спрашивает
Господь. Этот вопрос означает, что путь исцеления включает также и волю
больного. Слепые не вылечиваются до тех пор, пока не рассеивается слепота их
сердец, [Мф.9,27-39], парализованный не выздоравливает, пока он продолжает
оставаться скованным рабством греха [Лк.8,27-35]. Прокаженный не очищается, пока
не угасит внутри себя пламень своих душевных страстей и не предаст себя воле
Бога [Мф.8,2-3]. То есть физическое преобразование человека - зависит от
глубинных изменений его души. Освобождение от страдания, связанного с болезнью,
требует освобождения от греха и восстановления отношения с Богом.
Применительно к медицине это означает, что система организации здравоохранения
не должна рассматриваться как способ пришивания заплат к тому привычному образу
жизни человека, который воспроизводит в нем болезнь. Медицина предполагает
обретение здоровья, расцвет и полноту существования человека, обретаемого
вследствие переворота в его жизни. Здоровье нельзя получить иначе как изнутри
самого больного. К сожалению, вместо того, чтобы вступить ради своего
выздоровления на ответственный и долгий путь самосовершенствования, современный
человек предпочитает простой и короткий путь выздоровления, предлагаемый ему
фармацевтической промышленностью и новыми медицинскими технологиями. Искушение
«вы будете как боги» [Быт.3,5], подкралось в современной медицине в новой форме:
вера в новую медицинскую аппаратуру и современные лекарства заменили веру во
Христа. Триумфальная дорога развития медицины уперлась в утопический горизонт
возможности выздороветь, не изменив своего отношения с природой, людьми и с
Богом. Не потому ли успехи, связанные с очевидными достижениями медицины все
чаще сменяются разочарованием?
Мир здоровья и болезни организован сегодня системой здравоохранения, которая
находится в постоянном изменении и развитии. Проблемы оказания медицинской
помощи сложны, многогранны и требуют внимательного изучения. В современной
медицине есть высокоэффективные терапевтические методики и хирургические
техники. Но является ли больной человек и его интересы постоянным центром
внимания врача и центром планов развития здравоохранения? Думается, что нет.
Врач все больше становится экспертом по болезням, специалистом, потерявшим
целостное видение больного. Под давлением экономических проблем российская
медицина оказалась на перекрестке вопросов: быть экономически эффективной и
научной или быть более человечной? Современная модель здравоохранения забыла
человека.
Вам хорошо известны проблемы и издержки реформ российского здравоохранения,
проводимых уже пять лет. Есть несложный критерий христианской оценки того, что
мы делаем. Достаточно обратиться к голосу своей совести и спросить, - что
ответили бы мы Христу, если бы встретились с Ним лицом к лицу, видя сегодня,
наряду с преумножением страдания пациентов, сокращение коечного фонда в
больницах, очереди за предоставлением медицинских услуг в
амбулаторно-поликлинической службе, ограниченные квоты на бесплатную медицинскую
помощь, приоритет экономических критериев над этическими и терапевтическими,
увеличение нагрузки на медицинский персонал, отсутствие заинтересованности
медицинских работников в качественном выполнении своей работы, изношенное
медицинское оборудование и обветшавшие здания больниц? Вероятно, как у Ф.М.
Достоевского в легенде о великом инквизиторе, кто-то скажет: «все это мы делаем
ради здоровья пациентов и во Имя Твое, Господи. Зачем же Ты пришел нам мешать»?
Церковь утверждает интересы больного человека как цель и последний критерий
оценки работы системы здравоохранения и деятельности медицинских работников. Мы
считаем безнравственным представление о том, что реформы здравоохранения должны
быть производными от экономики здравоохранения. Здоровье не является товаром по
своей природе. Это дар Бога, который, вообще не должен быть объектом медицинских
услуг и предпринимательской деятельности. Осознавая серьезность положения дел в
организации здравоохранения, Церковь чтит святость подвига тех медицинских
работников, которые, несмотря на трудности, не оставили медицину, сохранив свое
профессиональное служение пациентам и убежденность, что к больному следует
подходить не только с современным знанием и с современной техникой, - но, прежде
всего, с любовью.
Медицина всегда являлась пространством теологическим - местом встречи человека с
Богом. Напомню, что первая больница была организована святым Василием Великим,
жившим в 4 веке. Как епископ и пастырь, святой Василий постоянно заботился об
улучшении стесненных материальных условий, в которых жили верующие; он смело
обличал личные и общественные пороки; вступался за самых бедных и отверженных;
обращался к правителям, чтобы они облегчили страдания народа, особенно во время
стихийных бедствий. Свидетельствуя о Боге, Который есть Любовь и Милость, святой
Василий Великий построил множество приютов для нуждающихся, - целый город
милосердия, названный его именем Василиадой. Именно он лежит в основе
организации современных больничных структур и системы госпитализации и лечения
больных. Во времена святого Василия было очевидно, что единственная цель системы
здравоохранения состоит в том, чтобы помогать больному выздоравливать, - всегда,
когда это возможно. Яго медицинский работник - это, прежде всего, помощник
больного человека, его слуга, - если брать изначальное значение древнегреческого
слова «терапевт»
И сегодня, одна из задач Церкви - это забота о самых нуждающихся больных,
которые в силу самой природы своей болезни и сопутствующих ей социальных
факторов (вынужденная миграция, бедность, отсутствие определенного места
жительства, психические заболевания, наркомания, алкоголизм), оказываются
исключенными из достойного медицинского и социального обслуживания. На
сегодняшний день несправедливость, предрассудки, брезгливость и дискриминация
делают оказание таким больным медицинской помощи практически невозможной.
Необходима благотворительность, вовлечение в сферу пастырской медицины новых
людей, которые находили бы свое истинное призвание в помощи этим больным,
наиболее покинутых обществом. Необходима также связь с социальными структурами,
которые могут социализировать таких пациентов: проекты реабилитации наркоманов,
престарелых, мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Но самое
главное, Церковь должна принять участие в создании нового общественного сознания
и новой гражданской позиции, которая преодолевала бы дискриминацию таких
пациентов. Евангельская притча о богаче и Лазаре [Лк. 16,19-31] - напоминает нам
о том, что социально движения православных врачей - это милосердие. Конечная
цель движения православных врачей состоит в том, чтобы сохранить свою
профессиональную врачебную ответственность перед больным человеком. Проповедь
Евангелия не должна быть чем-то дополнительным к профессиональной работе
верующего врача. Эта проповедь должна быть через само содержание, через сам
стиль медицинской деятельности, - изнутри нее самой. Страдание часто пробивает
ту стену, которая отделяет человека от общения с Творцом. Однако, в самый момент
страдания, находясь в тягостном переживании, связанном с болезнью, с усталостью
от боли человек зачастую не может услышать слова о духовной высоте Православия.
Больного нужно сначала вылечить, вернуть ему способность слышать слова о Боге.
Дела милосердия отчетливо слышны и во время самых тяжелых испытаний. Врачевание,
движимое любовью, милосердием и сочувствием - это молчаливое, но очень сильное и
эффективное провозглашение евангельской Благой Вести о приближении Бога, в
общении с которым, человек обретает здоровье. Вы, призваны Церковью стать не
пропагандистами отвлеченных богословских истин, а живыми свидетелями христовой
любви, воплощенной в милосердном медицинском служении. Слова Спасителя из притчи
о милосердном самарянине «иди и ты поступай так же» [Лк. 10,37] это обращение к
каждому из нас. Сам Христос говорит вам, - иди и делай тоже: стань пациенту
ближним, имей сочувствие, трать свои знания, силы, саму жизнь и будь свидетелем
любви Бога, его милосердия, его прощения и чудес исцеления.
Пусть отобразится в ваших сердцах Христос! И тогда для многих больных ваша жизнь
станет первым евангелием, которое они прочитают.
Пресс-служба Воронежской и Борисоглебской епархии |
|