главная

методическое объединение православных педагогов


7 марта состоялось очередное заседание методического объединения православных педагогов на базе городского учебно-просветительского центра с функциями кинолектория (ул. Студенческая, 33).

Темой встречи педагогов стало обсуждение вопроса о значении православного педагогического наследия в воспитательной работе светской школы. Учителя говорили о взглядах на воспитание подрастающего поколения таких корифеев отечественной педагогики, как С.А. Рачинский, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, А.С. Макаренко. Может кого-то удивит в этом перечислении последняя фамилия. Однако изучение педагогического наследия А.С. Макаренко свидетельствует о том, что советская педагогика в лучших своих представителях явилась продолжателем принципов отечественной системы воспитания. Последняя же, в свою очередь, напрямую связана с православием и православным мировоззрением. Например, возьмем следующее высказывание А.С.Макаренко: «Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего… Самое незначительное прибавление лживости… делает воспитательную работу обреченной на неудачу». Да, идеологическая терминология марксизма-ленинизма неизбежно присутствует в педагогических трудах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, но дух их системы пронизан евангельскими принципами отношения к ближнему, к ученику. Именно поэтому советская система воспитания стала приемницей отечественной школы и достигла значительных успехов в мировом масштабе.

Жизненный путь С.А. Рачинского, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, А.С. Макаренко был различным. Каждый из перечисленных педагогов являлся неповторимой личностью. Но при этом, как было подчеркнуто в ходе методического семинара, есть то общее, что их объединяет между собой и делает их педагогическое наследие актуальным и в наши дни.

Это:
1. осознание первостепенной важности педагогического служения. По образованию К.Д. Ушинский был юристом, Н.И. Пирогов – медиком (известнейшим хирургом), С.А. Рачинский – биологом. Но все они отдали свои силы педагогике.

2. жертвенность педагогического служения. Творческий характер, служение Истине, а не чиновникам, делали этих педагогов неудобными для начальства. Их деятельность ограничивалась, подвергалась разнообразным нападкам, им даже запрещали заниматься педагогическим трудом (например, К.Д. Ушинскому), но все они до конца своей жизни находили возможность вносить свой вклад в развитие педагогической науки и практики.

3. опора на евангельские принципы воспитания. Если даже отдельные наставления того или иного педагога не срабатывают в наше изменившееся время (например, отрицательное отношение Н.И. Пирогова к школьному театру), то дух их педагогических наставлений не утрачивает своей насущности. А это, прежде всего, дух любви, дух ответственности перед Истиной, видение в каждом ребенке образа Божия и помощь в его раскрытии.

Исходя из вышесказанного, труды этих отечественных педагогов всегда будут настольными книгами для любого учителя, в которых он сможет найти ответы на непростые вопросы воспитания.

В заключение присутствующие на методическом объединении педагоги обменялись впечатлениями по насущным проблемам современной жизни. В частности, они обсудили работу XI Всемирного Русского Народного Собора, состоявшегося 5-7 марта в Москве и принявшего ряд итоговых резолюций по вопросам религиозного воспитания и преподавания основ православной культуры в государственных общеобразовательных учреждениях.

Следующее заседание методического объединения православных педагогов решено провести 11 апреля и посвятить вопросам прикладного творчества в Воскресных школах. Чтобы занятие имело практический выход, прозвучала просьба ко всем педагогам обобщить личный опыт работы в данном направлении и принести с собой работы своих подопечных.