Итоговый документ Конференции
«Вклад Воронежской Православной Духовной Семинарии в развитие
образования и культуры Воронежского края и России», посвященной 260-летию
учреждения Воронежской Духовной Семинарии.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
Второго 10-11 февраля 2006 года в городе Воронеже в рамках празднования
260-летия со дня учреждения Воронежской Духовной Семинарии состоялась
конференция «Вклад Воронежской Православной Духовной Семинарии в развитие
образования и культуры Воронежского края и России». Конференция открылась
приветственным словом Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего
Сергия, Митрополита Воронежского и Борисоглебского. В рамках конференции
работали две секции: «Богословское образование и современность» и
«Воронежская Православная Духовная Семинария – духовный и культурный центр
Черноземного края». В пленарных и секционных заседаниях приняли участие 614
человек: представители 11 епархий и духовных школ Московского Патриархата,
государственные деятели, представители высших учебных заведений и
общественности, светские и церковные историки, преподаватели и воспитанники
Воронежской Духовной семинарии, студенты высших учебных заведений. На
конференции были оглашены приветствия от Святейшего Патриарха Московского и
всея Руси Алексия Второго, Полномочного представителя Президента Российской
Федерации в Центральном Федеральном округе Г.С. Полтавченко, руководителей
органов государственной власти Воронежской области и г. Воронежа, духовных
школ, высших учебных заведений. В ходе конференции было заслушано 39
докладов и сообщений на научно-богословские, историко-краеведческие,
культурологические темы.
Участники конференции единодушно отметили огромное значение Воронежской
Духовной семинарии, основанной 260 лет назад по указу епископа Воронежского
Феофилакта, в духовной и интеллектуальной жизни не только Воронежского
региона, но и всей России, а также в истории русской церковной эмиграции.
Было подчеркнуто, что особая роль в истории развития Духовной школы в
Воронеже принадлежит таким выдающимся Воронежским Архипастырям как святитель
Тихон Задонский, епископ Воронежский и Елецкий, который лично руководил
Воронежской Духовной школой, и святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ
Воронежский и Задонский, который уделял особое внимание развитию духовных
школ и просвещению духовенства.
Было отмечено, что 260-летие Воронежской Духовной Семинарии – знаменательная
дата в истории становления и развития всей системы народного образования в
России. Воронежская семинария – одно из старейших учебных заведений
Российской Империи, обеспечивающих богословское образование и дающих основы
общегуманитарных и естественно-научных знаний. В начале своей истории
Семинария была средним звеном в единой образовательной системе, центром
которой являлась Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1685 году в
Москве. Эта система открывала доступ к полноценному по тем временам
образованию детям из непривилегированных сословий.
С 1745 года и в течение всего Синодального периода программа Воронежской
семинарии помимо основных специальных дисциплин для подготовки
священнослужителей включала широкий круг общеобразовательных предметов:
древние языки, риторика, философия, математика, аграрное дело, медицина.
Таким образом, Воронежская семинария в то время была единственной в губернии
учебным заведением по подготовке образованных кадров для нужд, как Церкви,
так и государственной службы.
Изменения в структуре образования во второй половине XVIII века (создание
Московского университета и реорганизация Духовных Академий) не привели к
разрыву между духовным и светским образованием, что для Воронежской губернии
(как и других российских провинций) было крайне важным. Семинария дала
возможность одаренным учащимся продолжить как духовное, так и светское
образование. С середины XIX века Воронежская семинария становится центром
духовной и культурной жизни губернии. Именно Семинария инициировала издание
Воронежского литературного сборника и другие знаковые события культурной
жизни.
За время своего существования Воронежская семинария подготовила и воспитала
тысячи церковно- и священнослужителей Русской Православной Церкви и
выдающихся деятелей Российского государства. Тридцать пять ее выпускников и
педагогов стали архиереями. Прекрасным плодом, взращенным в нашей Духовной
школе, стали прославленные Русской Православной Церковью в лике святых
десять ее преподавателей и воспитанников, среди которых и Предстоятель
Русской Православной Церкви Местоблюститель Московского Патриаршего Престола
священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий.
В наши дни очевидна актуальность вклада Воронежской Духовной Семинарии и
всей системы образования Московского Патриархата, поэтому одним из
приоритетных направлений деятельности Русской Православной Церкви является
богословское образование. Именно в духовных семинариях и академиях
закладываются основы будущего нашей Церкви. На выпускниках духовных школ –
священнослужителях, богословах, иконописцах и церковнослужителях – лежит
ответственность за просвещение народов нашего Отечества светом Евангельской
Истины.
Священноначалие Русской Православной Церкви всегда уделяло особое внимание
вопросу развития системы духовного образования. Уже в первые годы после
освобождения Церкви от идеологического контроля и давления со стороны
атеистического государства начался процесс преобразования в духовных школах
востребованный открывшимися для Церкви возможностями в области миссионерской
и просветительской деятельности, которые потребовали от пастырей готовности
к служению в новых реалиях церковной жизни.
Результатом церковной образовательной реформы, проводимой под руководством
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, стало заметное
повышение уровня образования выпускников, их способность донести до паствы
высокое учение о Христе на доступном языке. Развиваясь в русле проводимых
Учебным Комитетом Русской Православной Церкви реформ, Воронежская семинария
вместе со всеми Духовными школами Московского Патриархата проводит твердый
курс на возрождение традиций богословской науки, совершенствование методик и
учебных программ.
Вызовы времени каждый день ставят перед нами новые задачи, и православным
духовным школам не следует останавливаться на достигнутом. Еще много
предстоит сделать по повышению уровня богословского образования. Воронежская
семинария продолжает развивать свою образовательную деятельность сообразно
задачам, стоящими перед Церковью, чтобы вновь стать духовным,
научно-богословским и культурным центром нашего региона, тем более что по
данным различных социологических опросов 78% жителей Воронежской области
считают себя православными. Несмотря на то, что основная задача Духовной
школы – подготовка кадров священно- и церковнослужителей, семинария уже
сейчас возрождает многие ценные исторические и культурные традиции нашего
края, зачастую утраченные в секулярной среде. Сегодня Семинария является
надежным помощником светской системы образования и других социальных
институтов. Это касается всех вопросов общегуманитарного характера,
социального служения, воспитания детей и молодежи. Актуальной для общества
задачей Духовной семинарии является ее информационно-аналитическая и
консультационная деятельность в области религиоведения и сектоведения, что
позволяет значительно ослабить опасность проникновения псевдорелигиозных
тоталитарных и деструктивных движений и культов в систему светского
образования, уменьшить их опасность для общества. Сегодня семинария активно
развивает тесные взаимоотношения с воронежскими вузами, средними и
начальными учебными заведениями, дошкольными учреждениями, музеями,
библиотеками, медицинскими центрами, вооруженными силами и другими силовыми
структурами, активно участвует в культурной жизни региона. Роль системы
богословских школ Православной Церкви в социально-гуманитарной сфере,
несомненно, должна постоянно возрастать.
К сожалению, Воронежская Духовная Семинария по-прежнему испытывает серьезные
трудности: она располагается в мало приспособленном для учебного процесса
здании, не хватает учебных аудиторий, научных, административных и жилых
помещений, и это при том, что историческое здание семинарии на проспекте
Революции по-прежнему не возвращено законным владельцам.
Учитывая вышеизложенное об историческом пути и значении Воронежской Духовной
Семинарии в системе духовного образования Московского Патриархата, участники
конференции приняли следующие рекомендации:
1. Семинариям Русской Православной Церкви в рамках проводимой
священноначалием Московского Патриархата реформы богословского образования
необходимо систематически совершенствовать учебный процесс, развивать
научную деятельность и методическую работу, чтобы достойные отвечать на те
вызовы, которые ставят перед Церковью реалии современной жизни. Особое
внимание также уделять подготовке студентов семинарии к миссионерской и
антисектантской деятельности в современных условиях.
2. Семинариям необходимо всесторонне развивать и совершенствовать
сотрудничество со светскими академическими научными учреждениями и высшими
учебными заведениями. Следует осуществлять более тесное взаимодействие
семинарий с органами государственной власти и общественными организациями в
области образования, духовно-нравственного и патриотического воспитания
детей и молодежи. Когда в современном мире размываются нравственные нормы,
роль богословских школ в укреплении подлинных ценностей очевидна и должна
быть востребована.
3. Духовным школам Русской Православной Церкви необходимо развивать научную
и историко-краеведческую работу. Важным этапом этой работы должно стать
создание полноценных музеев (Церковно-археологических кабинетов) в Духовных
школах. Поэтому необходимо ввести в семинариях изучение Краеведения, а также
целесообразно создать научно-методический совет по вопросам изучения
краеведения с привлечением ведущих светских историков. Впоследствии подобные
советы могли бы послужить основой для возрождения Церковно-археологических
комитетов и в Воронежской епархии и в других епархиях Русской Православной
Церкви.
4. Участники конференции считают, что необходимо начать подготовку к
канонизации последнего предреволюционного ректора Воронежской Духовной
Семинарии архиепископа Богучарского Серафима (Соболева), управляющего
Православными русскими приходами в Болгарии. В настоящее время уже
существует широкое почитание архиепископа Серафима как подвижника
благочестия и чудотворца в Болгарской Православной Церкви и Русской
Православной Церкви, что было отмечено во многих докладах прозвучавших на
конференции.
5. Считаем недопустимой существующую в законодательстве Российской Федерации
ситуацию, когда выпускники Духовых учебных заведений лишены социальных прав
и гарантий, которыми обеспечены выпускники учебных заведений, имеющих
государственную аккредитацию. В связи с этим обращаемся в Государственную
Думу с призывом о внесении поправки в Закон о свободе совести и религиозных
организациях, предоставляющей существующим учреждениям профессионального
религиозного образования право выдавать дипломы государственно образца.
Учитывая значительный вклад в российскую систему образования Воронежской
Духовной Семинарии, одного из старейших учебных заведений Русской
Православной Церкви, считаем возможным в порядке эксперимента получение
Воронежской Православной Духовной Семинарией в числе первых из Духовных школ
государственной аккредитации, после выполнения необходимых требований
Министерства образования и науки.
Участники конференции выразили сердечную благодарность
Высокопреосвященнейшему Сергию, Митрополиту Воронежскому и Борисоглебскому,
главе администрации Воронежской области Кулакову В.Г. за вклад в укрепление
позиций духовного образования.
|