главная

260 лет Воронежской духовной школе


приветствие митрополита воронежского и Борисоглебского
Сергия участникам конференции


Приветствуя участников конференции, хотел бы отметить, что присутствие на ней как церковных, так и светских представителей науки и научной общественности, свидетельствует о желаемом единстве и о том, что оно отчасти достигнуто.

Проводимая нами конференция призвана отметить большое значение Воронежской Духовной Семинарии в жизни нашего региона и России в целом, а также обращение к проблемам богословского образования, без которого нельзя надеяться на возрождение и развитие православного богословия. Кроме того, мы должны засвидетельствовать, что богословское и религиозное образование должно сыграть определяющую роль для понимания позиций Церкви в современном секулярном обществе, для углубленного осознания своего собственного предания.

Мы желали бы обратить внимание на молодежь Воронежа, одной из главных положительных черт которой является высокая интеллектуальная развитость. Скорбим, что духовный вакуум молодежи, предоставленной самой себе, может быть заполнен негативным содержанием. Ни для кого не секрет, что прямо на наших глазах происходит стремительное расслоение общества: богатые становятся богаче, бедные – беднее. Почти исчез средний класс, который всегда определял стабильность любого государства и держал на своих плечах и экономическую, и политическую жизнь государства.

Всплеск интереса к Церкви некоторое время назад привел в Церковь много новых людей, но серьезно заботиться о воцерковлении большинства из них практически не было возможности. Многие люди оказались предоставленными сами себе, черпая необходимую информацию часто из неправославных источников. В результате все это привело к смеси христианства, суеверий, восточных религий и язычества. Что самое страшное - зачастую Православие понимается как традиционная русская религия, уходящая корнями в национальное язычество, или просто как составная часть национальной культуры: неопытный человек часто второстепенное, лежащее на поверхности и поэтому легко доступное для восприятия, принимает за главное и крепко за него держится, чтобы обрести какую-то точку опоры и уверенности в жизни. Но сначала необходимо заложить какой-то фундамент, потеснить невежество, чтобы у людей появилось чувство внутренней уверенности, а, значит, и связанная с этим свобода суждений. Лишь тогда, можно надеяться, появится желание услышать и понять другого и та самая толерантность, от недостатка которой мы так страдаем. Поэтому роль качественного религиозного образования чрезвычайно сложно переоценить.

Нравится нам это или нет, но мы должны считаться с тем, что живем в секулярном обществе. Необходимо поднимать авторитет Церкви в обществе, развивать конфессиональные структуры, в частности, конфессиональное богословское образование, но в равной степени необходимо активно действовать на внеконфессиональном поле. Здесь перед нами открываются новые возможности современной миссии, привлечения внимания современного человека.

Что касается Воронежской епархии, то традиционное православное образование – вначале духовное училище, теперь семинария, обеспечивает подготовку духовенства и церковнослужителей, готовит новые кадры преподавателей религиозных дисциплин и способствует поступлению в Духовные академии. Нельзя переоценить значение такого образования для жизни епархии, Церкви и развития православного богословия, ведь мы заботимся и о повышении уровня образования и о выпускаемом контингенте.

Достоинства и недостатки нашего духовного богословского образования связаны с его традиционностью. Необходимость серьезного пересмотра самой системы подготовки духовенства нашла отражение в создании специальной комиссии Московского Патриархата по подготовке реформы богословского образования.

Еще в 1905 году профессор МДА С.С.Глаголев писал: «Нигде религия и образование не разошлись так далеко между собой, как в России. Этот печальный факт находит себе официальное выражение в том, что в русских университетах нет богословских факультетов» («Символ», 1983, № 10. С. 225). Проблема остается более чем актуальной и сейчас.

Воронежская духовная семинария, как и другие духовные школы, опирается на учебные программы-образцы конца XIX - начала XX века. Многое связано с явной нехваткой современной богословской литературы, особенно качественных учебников, и нехваткой квалифицированных специалистов-преподавателей. Но перед нами есть и четко сформулированная образовательная задача: Идите, научите все народы. Это задача творческая, ведь сказано: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 19-20).

Современное богословское образование должно, не теряя своей укорененности в православной традиции, отвечать на проблемы, которые ставят перед современным человеком секулярное общество, светская культура и наука. Для этого необходимо тесное взаимодействие богословского и общегуманитарного знания. Без критического осмысления всех реалий современного мира нельзя говорить о полноценном образовании. Быстрое развитие науки и связанные с этим успехи технологии вызывают у многих людей впечатление, что только точное научное знание может служить основой постижения действительности, а научные открытия обеспечат материальный и социальный прогресс человечества.

Соответственно, вопросы взаимоотношений религиозного и научного мировоззрения приобретают особую остроту.

Для того, чтобы религиозное и богословское образование выполняло свою задачу, оно должно быть рассчитано на самый широкий круг людей, то есть необходимо создать систему богословского образования на разных уровнях и в разных формах. Эта система должна включать в себя и конфессиональные, и светские учебные заведения. Для успешного развития и конфессиональных, и независимых богословских школ необходимо их тесное сотрудничество. Особое внимание сейчас следует уделять подготовке специалистов высшей научной квалификации, так как это тот фундамент, на котором будет строиться здание богословского образования и богословской науки.

Перед православным образованием и богословской наукой стоят масштабные задачи в деле всемерного повышения академического уровня, наведения мостов между церковью и обществом, религией и культурой, богословием и наукой, закладывания фундамента для творческого развития православного богословия, сообразуясь с проблемами современного мира и человека. Эти задачи нельзя решить, замыкаясь в узких конфессиональных рамках и используя только традиционные подходы. Необходимо искать новые формы богословского образования и развивать сотрудничество между конфессиональными и светскими учебными заведениями. Научно-методический потенциал, накопленный в светской школе, несомненно, поможет поднять уровень преподавания в духовных семинариях и академиях, а интеграция богословия в систему общегуманитарного образования будет способствовать формированию целостного мировоззрения современного человека.

+ СЕРГИЙ,
митрополит Воронежский и Борисоглебский